Сетевое профессионально-развивающее образовательное пространство рассматривается как одно из условий становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования посредством непрерывного развития ключевой управленческой компетентности ее работников. Использованный комплекс теоретических и эмпирических методов исследования позволил эксплицировать понятие «сетевое профессионально-развивающее образовательное пространство», разработать и обосновать организационно-деятельностный и корпоративно-образовательный секторы мотивационно-ценностного сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства, включающие субъектно-структурный, аксиологический, управленческо-деятельностный, ресурсный, корпоративно-сетевой, технологический, научно-педагогический компоненты и компонент проблеморазрешающей профессиональной деятельности.
NETWORK PROFESSIONAL-DEVELOPING EDUCATIONAL SPACE.pdf В целях становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования (ССО ДПО), понимаемой нами как интеграционное образование взаимодействующих субъектов тройной сети, создающих условия для непрерывного развития ключевой управленческой компетентности ее работников и повышения эффективности этой организации, актуализируется необходимость рассмотрения понятия «сетевое профессионально-развивающее образовательное пространство», являющегося, на наш взгляд, одним из основных условий становления этой организации. Структуру создаваемой нами организации мы рассматриваем в форме тройной сети, интегрирующей различные субъекты вокруг системо-образующего управленческого ядра, выполняющего роль стратегического центра, создающего, направляющего и координирующего всех субъектов сетевой организации. Этими субъектами тройной сети являются субъекты первого, второго и третьего кругов сети. Первый круг сети представляют различные образовательные организации - партнеры в достижении стратегических целей развития организации; муниципальные и региональные органы управления образованием; научно-исследовательские институты; ресурсные центры, имеющие возможность участия в реализации дополнительных профессиональных программ, в научных конференциях, семинарах и т.д. с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Во второй круг тройной сети входят различные юридические лица: российские и международные организации - партнеры, представляющие различные отрасли экономики и имеющие цели стратегического развития интеллектуального капитала, совпадающие с целями сетевой организации; организации, обеспечивающие информационное обслуживание, интернет-провайдеры; выставочные центры, фонды и другие организации, обеспечивающие маркетинг и рекламу реализуемых программ; Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы и другие средства массовой информации, обеспечивающие рекламу; Союз руководителей ДПО и другие общественные организации; службы занятости населения и организации-работодатели, заинтересованные в развитии компетенций своих сотрудников. Третий круг сети представляют физические лица - агенты ССО ДПО, проживающие как на территории головного, управляющего центра, так и за его пределами, которые имеют общие цели в области развития ДПО и добровольно сотрудничающие с управляющим центром по продвижению дополнительных профессиональных программ (ДПП) и набору групп слушателей на всей территории Российской Федерации и за ее пределами на основе взаимной выгоды. Такими агентами могут быть не только работники различных региональных, муниципальных методических объединений, ресурсных центров и других организаций, индивидуальные предприниматели, но и слушатели ДПП, закончившие обучение и готовые стать полноправным субъектом ССО ДПО [1]. В целях определения сущности понятия «сетевое профессионально-развивающее образовательное пространство» рассмотрим понятия «сетевое пространство», «образовательное пространство» и «профессионально-развивающее образовательное пространство». Для рассмотрения понятия «сетевое пространство» разделим его на два конструкта: «сеть» и «пространство». Понятие «пространство» является одной из базовых научных категорий. В различных словарях, энциклопедиях и специальной научно-педагогической литературе данное понятие представлено по-разному. В философии данная категория чаще рассматривается в единстве с категорией «время», в математике понятие «пространство» рассматривается как множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т.д. [2]. Философы также характеризуют категорию пространства как взаимное расположение существующих объектов, как категорию, которая возникала и формировалась для выражения рядорасположенности тел и их протяженности [3]; как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены воспринимаемые нами объекты [4]. В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «пространство» представлено как объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается; а «сеть» - как совокупность расположенных где-нибудь однородных учреждений, организаций [5]. В современной литературе часто понятие «сетевое пространство» рассматривается как информационное пространство сети Интернет, базирующееся на определенной технологической платформе и системе телекоммуникаций. С точки зрения сущности содержания понятие «сетевое пространство» можно рассматривать как множество информационных объектов, между которыми устанавливаются отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями [6]. Анализ складывающейся ситуации в области современных информационно-коммуникационных сетей дает возможность представить сетевое пространство ДПО как синтез электронного или дистанционного обучения и сетевого объединения различных субъектов, являющихся заинтересованными в формировании и развитии данного пространства. В рамках нашего исследования мы, разделяя точку зрения о пространстве как множестве объектов, между которыми установлены отношения, и о сети как совокупности организаций, учреждений, рассматриваем понятие «сетевое пространство» как пространство сетевых взаимодействий различных субъектов сети, в нем расположенных. Понятие «образовательное пространство» широко обсуждается в работах ученых И.Ю. Алексашиной, П. Бурдьё, Л.С. Выготского, И.Ф. Исаева, М.В. Кларина, И.А. Колесниковой, М.А. Невзоровой, А.М. Новикова, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, В.Н. Федорова, И.Д. Фрумина, И.К. Шалаева, И.Г. Шендрика, Б.Д. Эльконина и др. Впервые понятие «образовательное пространство» рассматривалось французским социологом Пьером Бурдьё [7], описываемое им как структура определенных позиций и отношений, возникающих между учителем и учеником. В России понятие «образовательное пространство» было введено в 90-е гг. XX в. И.Д. Фруминым и Б.Д. Элькониным, связавшими его с местом в социуме, где «субъективно зарождаются множества отношений и связей, осуществляются специальные деятельности различных систем по развитию индивида и его социализации» [8]. Проведенный анализ научной литературы позволяет выделить несколько подходов к определению понятия «образовательное пространство»: системный (В.И. Гинецинский, В.А. Касторнова и др.); системно-целостный (С.Ф. Жилкин, Г.П. Сериков, Н.Ф. Ильина и др.); ментально-эмоциональный (Р. Эверман, Ю.В. Копыленко и др.); культурологический (Л.Н. Вьюшкова, В.А. Конев, Л.М. Кочетова и др.); личностно-развивающий (J. Sechrest, J.L. Parker); социально-географический (В.Г. Кинелев, Е.Ю. Колбовский, Е.Б. Сошнева, Федоров В.Н. и др.); дистанционный (A.W. Bates, T. Evans, J.E. Lee и др.); синергетический (А.А. Веряев, И.В. Иванова, И.К. Шалаев) и др. Данные подходы объединяют ряд общих характеристик, среди них: открытость; системность и многомерность; социальная ориентированность; информационность пространства; наличие пространственных координат; территориальная целостность образования; личностно-развивающая направленность обучения. Таким образом, «образовательное пространство» понимается нами как динамически изменяемое объединение локальных образовательных организаций и различных специалистов ДПО с целью непрерывного развития личности обучающегося в процессе взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. В настоящее время вопросы формирования профессионального, развивающего образовательного пространства рассматриваются в работах С.К. Бондыревой, Л.С. Выготского, Л.А. Головей, М.В. Ермолаевой, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, Л.А. Регуш, М.Г. Синяковой, Э.Э. Сыманюк, С.Л. Фоменко, Л.Б. Шнейдер и др. Для конструирования понятия «профессионально-развивающее образовательное пространство» рассмотрим понятия «профессионально-образовательное пространство» и «развивающее образовательное пространство». Профессионально-образовательное пространство личности рассматривается как многоуровневое и многокомпонентное системное образование, главная роль в формировании которого отводится субъекту учебно-профессиональной деятельности [9]; развивающее образовательное пространство описывается как система психолого-педагогических уровней непрерывного образования, развивающихся видов деятельности и субъектов личностного и профессионального развития [10], критерием его качества является способность обеспечить и обогатить информационно-смысловое «поле» личностного саморазвития, пространство, где каждый субъект образовательного процесса раздвигает диапазон собственных возможностей и перспектив [11]. Словосочетание «профессионально-разви-вающее образовательное пространство» определяет направленность пространства на процесс личностно-профессионального развития работника организации ДПО. Таким образом, понятие «сетевое профес-сионально-развивающее образовательное пространство» нами рассматривается как система психолого-педагогических уровней (индивидуального, группового и коллективного) непрерывного образования и самообразования работников ССО ДПО посредством сетевых взаимодействий различных субъектов тройной сети в процессе профессионально-самообразовательной деятельности, способствующей развитию их управленческой компетентности и становлению ССО ДПО. При этом сетевое взаимодействие мы понимаем как систему связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу актуальные ДПП; это способ деятельности субъектов сетевой самообучающейся организации по совместному использованию ее ресурсов. Компонентами сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства являются: субъектно-структурный, аксиологический, управленческо-деятельностный, ресурсный, корпоративно-сетевой, технологический, научно-педагогический компоненты и компонент проблеморазрешающей профессиональной деятельности (рис. 1). Организационно-деятельностный сектор сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства включает в себя компоненты, характеризующие непосредственно профессиональную деятельность работника и саму ССО ДПО, это субъектно-структурный, управленческо-деятельностный, ресурсный и корпоративно-сетевой компоненты. Субъектно-структурный компонент включает организационную структуру в форме тройной сети; преподавателей, руководителей организации, структурных подразделений, работников организации и всех субъектов первого, второго и третьего кругов тройной сети данной организации, активно взаимодействующих между собой. Корпоративно-сетевой компонент характеризуется формированием корпоративной культуры сетевой самообучающейся организации, способствующей мотивации работников к развитию их управленческой компетентности, командообразованию, а также генерированием, аккумулированием, обменом информацией и знаниями в процессе сетевых взаимодействий. Ресурсный компонент представляет общие ресурсы ССО ДПО; интеллектуальные, материально-технические, информационные, кадровые, финансовые и др., возникающие в результате объединения различных субъектов в тройную сеть ССО ДПО. Ресурсный компонент предполагает обеспечение условий равнодоступного общего образовательного пространства для всех его участников, специально оборудованные помещения с обязательным программным обеспечением и доступом к Интернету, развития интеллектуального ресурса, управленческой компетентности работников организации и информационного ресурса, включающего банк программ, электронно-методических комплексов этих программ и их модулей; базу данных о слушателях, позволяющую проектировать их индивидуальные образовательные траектории и накопительный учет зачетных единиц; научные и методические публикации. Управленческо-деятельностный компонент включает образовательный менеджмент, управление работником своей профессиональной деятельностью; локально-нормативную базу организации; разработанные, утвержденные стандарты и нормативные документы по разработке и реализации ДПП. Управленческий компонент проявляется в способности и готовности не только руководителей организации, но и каждого работника к управлению своей профессиональной деятельностью, ответственности за эту деятельность, за разработку и реализацию самостоятельных управленческих решений. Корпоративно-образовательный сектор включает аксиологический, научно-педагогический, технологический компоненты и компонент проблеморазрешающей профессиональной деятельности, непосредственно связанные с организацией непрерывного корпоративного образования, направленные на развитие их управленческой компетентности в процессе профессионально-самообразовательной деятельности. Аксиологический компонент характеризуется ценностно-позитивным, положительным отношением работника к повышению уровня своей управленческой компетентности, совершенствованию профессиональной деятельности, которое выражается в готовности к самообразованию, непрерывному образованию, развитию управленческой компетентности, самоорганизации ценностно-смысловой сферы и самоинтерпретации себя как человека культуры и профессионала в своей области деятельности. Научно-педагогический компонент проявляется в исследовании и удовлетворении образовательных потребностей не только целевых и потенциальных групп слушателей, заказчиков программ, но и работников самой организации, в диагностике их профессиональных затруднений; способствует развитию научно-исследовательской, экспериментальной деятельности в области профессионального образования, содержательному наполнению ДПП, направленных на развитие управленческой компетентности работников организации. Технологический компонент включает технологические платформы - системы управления обучением, непосредственно сайт ССО ДПО, разработку и реализацию ДПП с применением ДОТ, интенсивные образовательные технологии, направленные на развитие управленческой компетентности работников этой организации. Компонент проблеморазрешающей профессиональной деятельности включает модели обучающих проблемных ситуаций, возможных в профессиональной деятельности работника организации, технологии проблемного анализа, методы выявления и формулирования проблемы, альтернативные варианты решения проблемы, разработку и реализацию управленческого решения заданной проблемной ситуации в процессе непрерывного образования, самообразования и профессиональной деятельности работника организации на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях. Исследуемое нами пространство мы рассматриваем не только как пространство мотивационно-ценностной профессионально-самообразовательной деятельности работников, образовательного процесса в организации, но и как продолженное сопровождение работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации посредством вовлечения их в консультационно-методическое сопровождение, сетевые сообщества, непрерывную генерацию и обмен знаниями, информацией в процессе профессиональной деятельности и сетевых взаимодействий. Основываясь на специфике ССО ДПО, приоритетными направлениями развития сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства, на наш взгляд, являются следующие: - объединение различных физических и юридических лиц в виртуальную организацию в форме тройной сети вокруг центрального, управляющего и координирующего ядра; - создание единой локально-нормативной базы по основным направлениям деятельности ССО ДПО и формализация определенных повторяющихся процессов профессиональной деятельности, типизация технических решений, в том числе в отношении системных компонентов, инструментальных средств разработки и использования образовательных ресурсов, включая средства интерактивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; - образовательный менеджмент, способствующий повышению результативности и конкурентоспособности ССО ДПО посредством обмена знаниями, информацией в процессе сетевого взаимодействия, формирования общей корпоративной культуры, совершенствования мотивации работников к развитию управленческой компетентности и системы маркетинга; включения работников в целеполагание и стратегическое планирование, разработку и реализацию программы развития, включающую разные проекты, направленные на разрешение актуальных для организации задач; - формирование и поддерживание ценностно-позитивного отношения работников организации к непрерывному образованию, генерации и обмену знаниями и информацией, разрешению различных проблемных ситуаций в условиях непрерывного образования и самообразования, способствующих развитию их управленческой компетентности; - создание и развитие информационно-технологической инфраструктуры открытой управляемой среды корпоративного непрерывного образования и самообразования в процессе коллективного взаимовыгодного сетевого взаимодействия субъектов тройной сети; - активизация научно-исследовательской деятельности, способствующей содержательному учебно-методическому наполнению образовательных программ, развивающих управленческую компетентность работников ССО ДПО. Реализация данных направлений деятельности будет способствовать созданию сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства. Определяющим для его формирования является понимание зависимости результатов становления сетевой самообучающейся организации от уровня развития управленческой компетентности работников этой организации в условиях данного пространства, а главным его предназначением является создание условий для становления ССО ДПО. Важную роль в его создании играет сайт организации ДПО, который должен соответствовать современным требованиям к подобным сайтам и отвечать всем ожиданиям научно-педагогических работников и потребностям участников образовательного процесса. Ключевыми характеристиками сетевого взаимодействия в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства будут: пространство, позволяющее описать многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий в сети; информация и знания работников, раскрывающие содержание этих взаимодействий; локально-нормативная база организации и время, показывающие логику развития сетевых отношений; ценности работников и коммуникации, представляющие различные способы и формы жизнедеятельности в сетевой организации, а также учебно-методическое сопровождение непрерывного образования работников организации, способствующее эффективному разрешению профессиональных задач. Использование возможностей Интернета и ДОТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия работников в процессе их обучения и самообразования. Итак, сетевое профессионально-развивающее образовательное пространство - структурированное многообразие сетевых взаимодействий между работниками ССО ДПО - участниками образовательного процесса, проблеморазрешающей и самообразовательной деятельности. В соответствии с системным подходом созданием данного пространства следует управлять с учетом его целостности, взаимосвязи и взаимозависимости его составляющих, основываясь на реально сложившейся ситуации. Основными условиями его формирования как динамического единства субъектов образовательного процесса и системы их отношений являются объединение различных юридических, физических лиц в тройную сеть организации; организация взаимодействия этих субъектов между собой и создание условий для генерирования знаний и обмена знаниями, информацией на основе эволюционно-синергетической парадигмы; целевое учебно-методическое сопровождение непрерывного образования работников; способность и готовность работников к непрерывному развитию их управленческой компетентности посредством непрерывного образования и самообразовательной деятельности в процессе решения профессиональных задач; локально-нормативная база и корпоративная культура организации, включающая мотивацию работников к этому непрерывному развитию.
Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
Федоров В.Н. Типовые подходы к анализу сущности образовательного пространства // Проблемы и перспективы развития образования: матер. III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 44-46.
Иванова И.В. Неформальное образование - инвестиции в человеческий капитал // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 390. - С. 179-184.
Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах. - Красноярск : КГУ, 1999.
Бурдье П. Социология социального пространства. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 87-96.
Белова Е.Н., Перегудов А.В., Стюгин А.А., Туранова Л.М. Создание сетевого пространства дополнительного профессионального образования университета: колл. монография / под общ. ред. Е.Н. Беловой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 180 с. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23055364 (дата обращения: 29.09.2016).
Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов под общ. ред. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2005. - 1200 с.
Дидье Жюлиа. Философский словарь: пер. с фр. - М.: Междунар. отношения, 2000. - 544 с. - URL: http://terme.ru/dictionary/878/word/prostranstvo (дата обращения: 05.04.2016).
Белова Е.Н. Тройная сеть как форма организации дополнительного профессионального образования // Инновации в непрерывном образовании. - 2013. - № 6-7. - С. 82-87.
Большой энциклопедический словарь. - URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/50870/ (дата обращения: 29.03.2016).
Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. - М.: Академический проект, 2004. - 320 с. - URL: http://terme.ru/dictionary/905/word/prostranstvo (дата обращения: 05.04.2015).