О причинах успеха шведской модели профессионального образования
Исследуются особенности шведской модели профессионального образования, в частности, роль социального партнерства между государственным сектором, бизнесом и образовательными организациями, место непрерывного образования в этой модели, мониторинг качества программ профессионального образования в Швеции. Анализируются особенности и механизмы взаимодействия шведской системы образования с национальным рынком труда, рассматриваются структуры, вовлеченные в процесс прогнозирования потребностей рынка труда, и особенности организации программ профессионального обучения в Швеции.
WHY SWEDISH MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATION IS SUCCESSFUL.pdf Развитию профессионального образования и подготовки в Швеции всегда уделялось большое внимание. В настоящее время в Швеции разработана и реализована собственная уникальная модель профессионального образования, основанная на представлении о непрерывности образования, его опережающем характере и тесном взаимодействии с работодателями при финансовой поддержке государства и адаптации системы профессионального образования к потребностям рынка труда. Конкурентоспособность шведских программ усиливают их практическая ориентация, сочетание обучения на рабочем месте и теоретических занятий, гибкая система образования в быстро меняющихся условиях рынка труда. В реализации программ дополнительного профессионального образования в Швеции с 1990-х гг. особое внимание уделяется социальному партнерству между государственным сектором, бизнесом и образовательными организациями. Необходимость такого социального партнерства в области профессионального образования и подготовки была вызвана многими факторами. Так, образовательный сектор ощущал недостаток связей с бизнесом и рынком труда; отсутствовало взаимодействие между образовательными учреждениями в сфере профессионального образования (этому препятствовал высокий уровень конкуренции); происходило дублирование образовательных программ; не было анализа потребностей рынка труда, что приводило к низкому уровню качества преподавания и слабой конкурентоспособности учебных программ. В свою очередь бизнес не в полной мере осознавал свои потребности в квалифицированных кадрах. Корпорации и рынок труда в целом испытывали недостаток в квалифицированных кадрах и, напротив, избыток специалистов с низким образованием и с компетенциями, которые не соответствовали потребностям предприятий. Отсутствовали механизмы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями, было недостаточно конструктивного опыта взаимодействия образовательных учреждений с бизнесом при организации практик (обучения студентов на рабочем месте). Образовательные структуры не всегда анализировали рынок труда и потребности бизнеса при разработке учебных программ. На уровне регионов наблюдался высокий уровень безработицы среди молодежи, что усугубляло социальные проблемы в обществе, низкий экономический рост и недофинансирование системы образования. Решению вышеперечисленных проблем, на наш взгляд, способствовали следующие инициативы правительства Швеции: в 1970 г. по началу прогнозирования потребностей рынка труда и спроса на профессиональные навыки и в 1996 г. по разработке пилотной схемы развития и реализации профессионального образования, а с 2002 г. ее внедрение в национальную систему образования. По мнению экспертов, механизм взаимодействия шведской системы образования с национальным рынком труда является одним из самых эффективных в Европе. Основными организациями, вовлеченными в процесс прогнозирования спроса на те или иные профессиональные навыки в Швеции, являются: - Статистическое управление Швеции, которое отвечает за прогнозирование спроса на профессиональные навыки. - Служба государственной занятости Швеции, занимающаяся сбором данных по рынку труда и прогнозированием профессиональных навыков, необходимых в будущем, распространяющая результаты прогноза по различным каналам. - Национальное агентство по высшему профессиональному образованию Швеции отвечает за высшее профессиональное образование и обеспечивает соответствие профессиональных образовательных программ реальным потребностям рынка труда в квалифицированной рабочей силе; развитие и поддержание повышения профессиональных компетенций в определенных профессиональных областях. Национальное агентство по высшему профессиональному образованию Швеции собирает и анализирует информацию о профессиональных компетенциях, необходимых на рынке труда в различных отраслях промышленности и регионах, и использует эту информацию в качестве основы для оценки программ, которые будут включены в высшее профессиональное образование с использованием критериев, имеющих отношение к рынку труда. Национальное агентство по высшему профессиональному образованию Швеции осуществляет следующие функции: оценка и валидация, мониторинг трудоустройства студентов на рынке труда и подготовка статистических данных о доле студентов в производственном обучении. Кроме того, Национальное агентство по высшему профессиональному образованию Швеции администрирует дополнительное образование. - Совет рынка труда (швед. - arbetsmarknadsråd) предоставляет информацию о рынке труда, к примеру, о потребности в профессиональных специализациях, необходимости введения новых и ликвидации невостребованных. Совет работает под председательством главы Национального агентства по высшему профессиональному образованию Швеции, и члены Совета являются представителями государственной службы занятости и социальных партнеров. - Национальное агентство по образованию Швеции, отвечающее за дошкольное, среднее общее и профессиональное образование. Национальное агентство по образованию разрабатывает и определяет содержание образовательных программ и требования к уровням технического профессионального образования, проводит мониторинг профессионального технического образования и подготовки, разрабатывает меры на уровне регионов и муниципалитетов по внедрению и реализации Европейской системы кредитов на всех уровнях профессионального технического образования и подготовки. - Агентство по экономическому и региональному развитию Швеции, обеспечивающее устойчивое развитие регионов и занимающееся прогнозированием спроса на профессиональные навыки для регионов. - Национальные программные советы (швед. - nationella programrеd) являются консультативными органами и поддерживают постоянный диалог между всеми заинтересованными сторонами относительно качества, содержания и организации технического профессионального образования. Каждая профессиональная программа в гимназиях имеет Национальный программный совет. Кроме основной функции каждый совет ведет сбор данных по трудоустройству выпускников, взаимодействует с работодателями. В советы входят представители промышленного сектора, образовательных учреждений и власти. - Региональные организации, занимающиеся анализом спроса на профессиональные навыки на региональном уровне1. Вышеперечисленные организации проводят исследования и готовят прогнозы будущих потребностей в профессиональных навыках. Статистическое управление Швеции готовит доклад «Тенденции и прогноз в области образования и рынка труда» начиная с 1972 г. В докладах показывается дисбаланс между спросом и предложением на 20-25 лет вперед в случае, если текущие тенденции сохранятся. Доклады публикуются каждые три года, а последний доклад с прогнозом на спрос и предложения на рабочую силу до 2035 г. вышел в 2014 г. Статистическое управление Швеции также проводит другие исследования, касающиеся системы образования и рынка труда, а именно, переход от образования на рынок труда, изменения численности обучающихся и работников. Два раза в год Служба занятости населения Швеции публикует национальные доклады по анализу рынка труда «Перспективы рынка труда» на текущий год и ближайшие два года. Анализы основаны на глубинных интервью с работодателями в частном и государственном секторе. Кроме того, Служба занятости населения Швеции публикует региональные доклады по анализу региональных рынков труда. В дополнение к национальным прогнозам, описанным выше, Служба занятости Швеции составляет ежегодные качественные профессиональные прогнозы для местного уровня. Эти прогнозы основаны на оценке местных бюро по трудоустройству, полученной в результате опроса, оценивающего избыток или нехватку рабочей силы по различным профессиям. Результаты исследования используются на региональном и национальном уровнях. Службой занятости Швеции поддерживается сервис «Компас занятости», который предоставляет информацию о рынке труда и перспективы карьерного развития примерно по 200 профессиям на один год, пять и десять лет. По каждой профессии описаны необходимые профессиональные навыки и формальное образование. Считается, что «Компас занятости» предназначен прежде всего для поддержки людей, планирующих карьеру, а предоставленная информация помогает им принять решение. Кроме того, сервис является инструментом для консультантов по вопросам карьеры, профориентированию. Одной из инициатив по распространению информации о рынке труда была инициатива «На рынке труда знаний», запущенная в 2011 г. в регионе Vast-manland в результате сотрудничества между государственными и частными работодателями для учащихся в возрасте 10-19 лет и их родителей. Используя школьные уроки, встречи с родителями, организаторами мероприятий распространялась информация о рынке труда и будущих потребностях в профессиональных навыках с целью помочь сделать выбор профессии и обеспечить будущее трудоустройство молодежи. Эта инициатива в настоящее время распространяется на другие регионы Швеции. Анализ потребностей в профессиональных навыках готовится Агентством по экономическому и региональному развитию Швеции. В них делается акцент на инновации и рост, которые в значительной степени зависят от приоритетов правительства Швеции. Агентство по экономическому и региональному развитию Швеции в 2012 г. по заказу Министерства предпринимательства и инноваций Швеции создало программу для совершенствования и развития региональных платформ по профессиональным навыкам. Один из проектов, получивших финансирование в рамках этой программы, находится в регионе Готланд. Цель проекта состояла в том, чтобы найти модель диалога (взаимодействия) по сбору качественных данных о навыках, востребованных на рынке труда. Предполагалось, что эти данные могут быть использованы для корректировки государственной политики в целях удовлетворения потребностей бизнеса в трудовых ресурсах в регионе Готланд. Кроме того, модель диалога должна была улучшить связи между бизнесом и общественным сектором. Национальное агентство по образованию Швеции отвечает за создание национальных программных советов для каждой из двенадцати профессионально-технических программ в старших классах средней школы. Деятельность советов направлена на соответствие между профессионально-техническими программами и потребностями рынка труда. Национальные программные советы могут давать рекомендации Национальному агентству по образованию Швеции относительно содержания образовательных программ и профессиональной подготовки. Национальное агентство по образованию Швеции в 2014 г. по заказу правительства Швеции провело исследование по переходу молодёжи на рынок труда по завершении среднего образования (в течение года, трех и пяти лет). Целью данного исследования стало изучение актуальности содержания образовательных программ в старших классах средней школы Швеции и их соответствия потребностям рынка труда. В дальнейшем такие исследования планируется проводить ежегодно. Информация о перспективах трудоустройства с учетом того или иного образования, которое можно получить в образовательных организациях Швеции, представлена на веб-сайте Совета по высшему образованию Швеции. Эта информация также используется при планировании развития высшего профессионального образования Швеции. Национальное агентство по высшему профессиональному образованию Швеции рассматривает потребности рынка труда в специалистах с высшим профессиональным образованием. Доклады Национального агентства по высшему профессиональному образованию Швеции фокусируются на спросе на квалифицированных специалистов на рынке труда на ближайшие три года и пять лет в Швеции в целом и по каждому региону в отдельности. В анализах используются данные Статистического управления Швеции, информация работодателей и работников, университетов и колледжей, правительственных учреждений, таких как Национальное агентство по образованию Швеции и Агентство по экономическому и региональному развитию Швеции. Кроме того, Национальное агентство по высшему профессиональному образованию Швеции проводит ежегодный опрос выпускников вузов. Данное исследование учитывает уровень занятости выпускников и соответствие между полученным ими образованием и их трудоустройством. В докладе «Образование в профессиональных колледжах 2015-2021» представлена информация о количестве мест, образовательных программах в профессионально-технических колледжах с 2015 по 2021 г. Заинтересованные стороны могут использовать эту информацию для оценки соответствия количества мест по различным направлениям подготовки в профессионально-технических колледжах потребностям рынка труда Швеции. Характерной чертой профессионально-технического образования Швеции является тесная связь содержания программ профессиональной подготовки с рынком труда, фактически рынок труда является заказчиком и движущей силой образовательных программ и профессиональной подготовки. Компании и организации из тех или иных секторов экономики активно участвуют в процессе планирования образования и в образовательном процессе. Для того чтобы получить информацию от заинтересованных сторон о потребностях рынка труда, Национальное агентство по высшему профессиональному образованию Швеции создает свои собственные промышленные сети или связывается напрямую с отраслевыми организациями и предприятиями. Национальное агентство по высшему профессиональному образованию использует результаты прогнозирования будущих потребностей в профессиональных навыках при решении вопроса, какие программы будут преподаваться в профессиональных колледжах, а также при выделении государственных средств образовательным учреждениям. Следовательно, существует четкая связь между результатами прогнозирования и планированием развития образовательного сектора. Тем не менее прогнозирование потребностей в профессиональных навыках не является основой для принятия решений в отношении регулирования образовательных программ. Прогнозы в основном используются в качестве дополнения. Это связано с восприятием рынка труда как непредсказуемого, с другой стороны, необходимо учитывать, что часто выпускники не ограничивают свой выбор одной определенной частью рынка труда. А университеты и колледжи больше связаны с местными или региональными потребностями, и результаты прогнозирования не всегда могут быть применимы на национальном уровне. Когда результаты прогнозирования будущих потребностей в профессиональных навыках отличаются от представлений того или иного человека о потребностях на рынке труда, последние считаются более важными. Таким образом, взаимодействие и диалог между рынком труда и системой образования Швеции являются эффективными и активными, что обеспечивает актуальность содержания образовательных программ на всех уровнях образования. Взаимодействие идет по самым различным каналам, и заинтересованные стороны используют крайне разнообразные платформы для осуществления такого взаимодействия. Очевидно, что такое взаимодействие может создавать новые знания, увеличить поток информации и использоваться для увеличения актуальности образовательных программ. Результаты прогнозирования распространяются по различным каналам. В Интернете публикуется информация по более 200 профессиям, которые будут востребованы в будущем, как для абитуриентов и их родителей, так и профессиональных консультантов по профориентированию. Опыт Швеции по распространению результатов прогнозирования и исследование регионального прогнозирования будущих навыков признаются экспертами крайне интересными и полезными. В целом система прогнозирования потребностей рынка труда и спроса на профессиональные навыки Швеции имеет следующие отличительные характеристики: - Регионы страны активно вовлечены в процесс прогнозирования. - Результаты прогнозирования спроса на те или иные профессиональные навыки в будущем привлекают большое внимание населения, они распространяются по различным каналам и используются большим числом заинтересованных организаций и профессиональных групп. - Образовательные программы профессиональных колледжей тесно связаны с рынком труда. - Результаты прогнозирования спроса на те или иные профессиональные навыки в будущем, экспертные мнения оказывают влияние на содержание профессионального обучения и профессиональной подготовки1. Миссия профессионального технического образования и подготовки, как это определено правительством Швеции, заключается в выполнении реальных потребностей рынка труда. Поэтому правительство берет на себя функции в планировании и осуществлении политики и программ профессионального технического образования и подготовки. Шведская модель профессионального образования и подготовки построена на следующих принципах: - создание механизма взаимодействия между государственным сектором, образовательными учреждениями и бизнес-сообществом; - сотрудничество образовательных учреждений профессионального образования и компаний, работающих на рынке труда, при разработке учебных программ, организации конференций и исследований, при проведении учебного процесса и оценке качества образования; - создание учебных планов в соответствии с потребностями компаний, работающих на региональном рынке; - приглашение преподавателей-практиков из бизнеса, их участие в оценке качества обучения и в управлении программой через создание Наблюдательного совета или Совета программы; - обучение на рабочем месте, обучение студентов навыкам решения проблем в практической ежедневной деятельности на предприятии; - сочетание знаний и умений по разным предметам в работе над конкретным учебным проектом; - постоянный мониторинг качества обучения и оценки результатов обучения по окончании курса. Стратегия развития профессионального технического образования и подготовки ориентирована в основном на повышение качества и статуса ТПО через: - диверсификацию программ ТПО и квалификаций, а также упорядочение программ профессионального технического образования и подготовки; - выделение большего времени на изучение профессиональных предметов наряду с внедрением новых программ ученичества; - поощрение муниципалитетов к организации профессионально-ориентированных программ. Программы профессионального обучения в Швеции имеют продолжительность от одного года до трех лет и должны включать в себя обучение на рабочем месте в качестве обязательного компонента учебного процесса. Продолжительность обучения на рабочем месте может быть различной, но должна составлять не менее четверти времени от общей длительности программы2. Обучение проводится сотрудниками компании по отдельным программам с целевыми модулями. Расходы, связанные с обучением на рабочем месте, оплачивают работодатели. Акцент в программах делается на практические курсы, совмещенные с глубокими теоретическими знаниями. Программы обеспечивают законченное среднее профессиональное образование, необходимое для трудоустройства. Структура учреждений профессионального образования и подготовки в Швеции выглядит следующим образом: муниципалитеты поддерживают 49 % образовательных учреждений, бизнес-сектор - 41 %, окружные советы - 3 %, университеты - 7 %. Организация учебного курса начинается с анализа потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, обучения преподавателей, разработки современного учебного плана для предприятий. Затем проводится сертификация учебного курса и набор студентов на основе специально разработанных требований. К ним относятся следующие требования: - наличие реальной потребности в программах профессионального обучения и подготовки на рынке труда; - разработка учебных планов в тесном сотрудничестве с основными заинтересованными сторонами: работодателями и социальными партнерами; - активное участие работодателей и социальных партнеров в учебном процессе по разработанной программе. В шведской системе непрерывного профессионального образования эффективно применяются современные методы обучения, включая проблемное обучение, индивидуальную и групповую проектную работу, применение технологий электронного обучения, приглашение специалистов и экспертов, обучение на рабочем месте, экскурсии на предприятия. Активное обучение на рабочем месте и применение «проблемного» подхода в образовательном контексте означает, в первую очередь, активную позицию обучающегося, который выполняет исследовательские и аналитические задания. Компания использует студента как «лакмусовую бумагу», как консультанта со стороны, который имеет свой взгляд и является источником обратной связи. Реализация студентами проектов в компании позволяет решать конкретную проблему компании, обеспечивает работу в команде и формирует соответствующий опыт у студентов. Проектная деятельность основана на пошаговой разработке проекта и предусматривает консультации с тренером и менеджером компании. Отчет и презентация результатов позволяют контролировать и оценивать эффективность учебных проектов. Подбор преподавательского состава проводится на конкурсной основе после тщательного изучения резюме кандидатов и персональных рекомендаций. При выборе преподавателя имеют значение соответствующее образование, опыт преподавательской деятельности в сфере образования взрослых, соответствующий опыт работы в бизнесе, хорошие коммуникативные навыки, свободное владение английским языком. При подборе преподавателей тщательно проверяются рекомендации, в том числе руководитель программы старается по возможности связаться с другими коллегами преподавателя, не указанными в качестве давших рекомендации, чтобы получить как можно более объективную картину о кандидате. С кандидатами на преподавательскую должность проводится собеседование, составляется и подписывается контракт, который содержит следующие обязанности: - разработка учебного плана по своей дисциплине, - чтение лекций, - поддержание высокого уровня обучения, - мотивирование и поощрение студентов, - создание и поддержание здоровой атмосферы в группе, - готовность преподавателя к его оценке студентами в конце каждого прочитанного курса. Профессиональное обучение и подготовка в Швеции реализовываются в следующих формах: очное обучение, обучение неполного дня, смешанное обучение с использованием дистанционных технологий. Ежегодно по программам профессионального обучения и подготовки в Швеции обучается около 17 тыс. студентов, которые получают финансовую поддержку от государства, как и при получении высшего образования. Средний возраст студентов составляет 29 лет; среди них преобладают мужчины (53 %), женщины составляют около 47 %. Среди студентов высшее профессиональное образование имеют около 33 %, незаконченное высшее образование - около 22 % граждан. По окончании обучения и при условии успешной сдачи экзамена учащимся выдается диплом о профессиональном образовании. Статистика показывает, что около 80 % выпускников программ находят работу или начинают свой бизнес, а около 8 % продолжают обучение в университетах. Таким образом, лишь около 12 % выпускников профессиональных программ не удается решить вопросы, связанные с трудоустройством. Распределение студентов по секторам в процентном соотношении в последние годы представлено на рис. 1. Образовательный процесс по программам профессионального образования и подготовки в Швеции предполагает постоянный мониторинг, контроль за качеством, гибкость, проведение тренингов, диалог, консультации, работу в команде. Оценка и мониторинг программ профессионального образования и подготовки в Швеции включают оценку процесса обучения и оценку преподавателей студентами, оценку успеваемости студентов, оценку процесса обучения Наблюдательным советом. Система оценки и мониторинга программ профессионального образования и подготовки включает несколько этапов: Первый этап: экспертиза до начала учебной программы. Второй этап: мониторинг в ходе программы. Третий этап: итоговая оценка. Применяются следующие методы проведения оценки: - внутренний анализ и оценка качества программы профессионального образования и подготовки администратором программы на основе анкетирования с отчетом в качестве результата; - анализ качества реализации программы профессионального образования и подготовки Советом программы с отчетом в качестве результата; - анкетирование студентов со статистическим анализом анкет в качестве результата; - встречи с фокус-группами студентов и преподавателей с Советом программы; - анализ документации по программе профессионального образования и подготовки. В основе шведских программ переподготовки лежит принцип соответствия нуждам экономики, рынка; учебные планы согласуются с представителями работодателей, которые являются заказчиками и «потребителями» образовательного продукта; в основе обучения лежит проблемный подход «от знаний к навыкам». Кроме того, конкурентоспособность шведских программ обеспечивается использованием современного оборудования и информационных технологий в процессе обучения, что, с одной стороны, расширяет целевую аудиторию, а с другой - позволяет эффективно организовать учебный процесс, привлекая опытных специалистов. Если кратко сформулировать главную особенность шведской модели, которая на сегодняшний день получила широкое распространение в странах Европейского союза, то можно отметить, в первую очередь, эффективное решение проблемы профессионального обучения и переподготовки по запросу бизнес-сообщества, реализацию концепции непрерывного образования и социальное партнерство. Шведская модель профессионального обучения и переподготовки с 2008 г. получила продвижение в 22 регионах Российской Федерации.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 302
Ключевые слова
social partnership, predicting the needs of the labour market, Vocational Education and Training, quality management in education, Swedish model, lifelong learning, прогнозирование потребностей рынка труда, professional education, мониторинг качества в образовании, социальное партнерство, непрерывное образование, шведская модель, дополнительное профессиональное образование, рофессиональное образованиеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Краснова Г.А. | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ | director_ido@mail.ru | |
Можаева Г.В. | Национальный исследовательский Томский государственный университет | mozhaeva@ido.tsu.ru |
Ссылки
Рашиди Али М. Шведско-российское сотрудничество // VIII Международный конгресс-выставка «Global Education - Образование без границ-2014»: сб. матер. - 2014. - С. 62 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globaledu.ru/arhiv/2014/ge_14/docs/ge_2014.pdf (дата обращения: 14.08.2015).
Thea Berge, Linda Berg and Sigrid Holm. Analysis, dialogue and dissemination of future skills needs A study of three countries [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kompetansenorge.no/contentassets/3d6da30c239940cd954ea144c5507839/anbalysis_dialogue_and_dissemination.pdf (дата обращения: 13.08.2015).
Рашиди Али М. Шведская модель дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2013. - № 3(3). - С. 34-37.
CEDEFOP ReferNet (2012). Sweden VET in Europe - Country Report. Thessaloniki: CEDEFOP. UNESCO-IBE (2012). World Data on Education, Sweden VII Edition 2010/11. - Geneva: UNESCO-IBE. Swedish National Agency for Higher Vocational Education, 2013. https://www.myh.se/ Stockholm: MYh last access on 15 July 2013. Supplementary Education in Sweden (2013). Information about Supplementary Education. Stockholm: Kompletterande utbildning [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.www.utbildningsinfo.se (дата обращения: 15.07.2013).

О причинах успеха шведской модели профессионального образования | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 1(65). DOI: 10.17223/16095944/65/3
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1193