Статья посвящена обоснованию диалогического принципа в дистанционном образовании. Авторы полагают, что в настоящий момент ключевым вопросом дистанционного обучения является реализация эффективного взаимодействия, в котором существует обратная связь и происходит организация интерактивного диалогического пространства. Чем больше диалогических взаимодействий будет сконструировано и реализовано при создании пространства дистанционного образования, тем более качественным будет его результат. Авторы приводят примеры организации диалогов при разработке компьютерных систем дистанционного образования, а также возможности его реализации при организации рейтингового контроля обучающихся. Авторы полагают, что несмотря на то, что настрой на диалогические отношения в дистанционном образовании пока не стал общей внутренней установкой участников образовательного процесса, будущее дистанционного образования связано с реализацией диалогического принципа.
SPECIFICS OF DIALOGICAL INTERACTION AND ITS REALIZATION IN REMOTE DUCATION.pdf Введение Проблема организации эффективного диалогического взаимодействия в дистанционном образовании занимала и продолжает занимать одно из центральных мест в различных социально-гуманитарных теориях и практической педагогике. Ее актуальность обусловлена тем, что диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса имеет непосредственное отношение к самому их стремлению учить и учиться, к процессам познания, к воспроизводству дистанционного пространства образования в целом. Сторонники дистанционного образования в качестве положительных моментов выделяют эффективность и высокое качество образования, возможность обучить большее число людей, индивидуальный подход, базирующийся на личностной траектории образовательного процесса, лучший контроль усваивания материала, большое разно-образие дополнительных курсов и модулей и т.п. Постановка проблемы Современные тенденции однозначно свидетельствует о том, что дистанционное образование востребовано и продолжает развиваться. При этом, как мы полагаем, дистанционное образование должно базироваться на принципах диалогического взаимодействия и организации интерактивного диалогического пространства образования. Среди исследователей в данный момент нет единого мнения о возможности реализации этих принципов. Так, оппоненты, критики и противники развития дистанционного образования отмечают невозможность создания полноценного диалогического взаимодействия на дистанционном уровне. Один из основных тезисов противников дистанционного образования состоит в том, что вне непосредственного общения в аудитории не удается создать полноценного взаимодействия. При дистанционном образовании, по их мнению, нарушается основной принцип «живого» диалогического общения, происходит исключительно обезличенная передача информации. Итак, существующая в настоящий момент проблема состоит в понимании того, что один из ключевых вопросов дистанционного обучения - это организация и реализация эффективного взаимодействия, в котором существует обратная связь и реализуются принципы диалога. Несомненно, в дистанционном образовании есть специфика организации и поддержания диалогического взаимодействия и диалогического образовательного пространства. Постараемся рассмотреть, насколько эффективно срабатывают или не срабатывают принципы диалогического взаимодействия и насколько полноценным формируется диалогическое пространство дистанционного образования. Диалог и принцип диалогичности в теории Проблема взаимодействия и диалогичности взаимодействия является феноменом социальных отношений и неоднократно поднималась в социальной теории в целом и в педагогике и теоретических вопросах организации образования в частности. Опираясь на теоретические работы А.Н. Леонтьева, М.С. Кагана и др., можно сказать, что социальное взаимодействие определяется диалогом субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии общих действий отдельных личностей, социальных групп и общностей. Во взаимодействии осуществляется интеграция частей в целое, разрозненный организм начинает существовать как целостное единое образование. Диалогичность является сущностью социального взаимодействия, в диалогическом взаимодействии субъекты не вынужденно подчиняются воле сильного внешнего центра, а стремятся к организации совместных действий, что позволяет иметь в виду достижение каждым из них качественно иного уровня в результате взаимодействия. Сутью диалога является создание общего, нового посредством объединения противоположностей. Не тождественные друг другу социальные субъекты могут вступать в диалогические отношения, в результате чего каждый из них реализуется в некотором ином качестве. Диалог на всех уровнях субъектной реализации имеет инвариантную структуру: субъекты, предмет, пространство общих смыслов. Эта структура воспроизводится и в масштабах внутреннего диалога, и на уровне межличностного общения. Очевидно, что при дистанционном образовании в полной мере реализуется парадигма диалога, тогда как при очном обучении нельзя обойтись без сильного центризма в виде управляющих и контролирующих структур. Именно при данной форме образования учащийся освобожден от многих условностей, а значит, открыт творчеству. Даже весьма стеснительный, но одаренный человек может вести полноценные дискуссии с преподавателем и отстаивать собственную точку зрения, чего он не мог бы сделать в аудитории. Диалогическое взаимодействие всегда реализуется в социальном пространстве, при этом последнее не является топологическим местом бытия социального субъекта и может не иметь физического местоположения. По нашему мнению, социальное пространство связано с диалогическим взаимодействием, и если непосредственные взаимодействия субъектов разворачиваются в плане некого предзаданного личности пространства, то опосредованные взаимодействия выступают фактором, конструирующим пространство. Диалог и принцип диалогичности в дистанционном образовании Ярким и неоспоримым примером формирования опосредованного социального пространства является пространство дистанционного образования. Фактором, конструирующим его, является широкая и многогранная сеть диалогических взаимодействий. Это пространство создают не материальные объекты, а люди с их системой социальных отношений. Оно выгодно отличается от непосредственного образовательного пространства очного образования тем, что оно «всегда рядом», «всегда с собой», порождаемые им смысловые значения личностно ориентированы. Правильно организованное социальное пространство дистанционного образования - важное условие повышения эффективности этого современного и динамично развивающегося вида образования. Чем больше диалогических взаимодействий будет сконструировано и реализовано при его создании, тем более качественным будет его результат. Поэтому, рассмотрев теоретические основания и специфические особенности диалогического взаимодействия и формирования пространства дистанционного образования, перейдем на уровень конкретной практической реализации высказанных выше положений. Безусловно, возможность создания широкой сети диалогических взаимодействий должна быть заложена при организации всех составляющих дистанционного образования. Остановимся подробнее на возможностях педагогического контроля - необходимого и психологически важного этапа любого образовательного процесса. В настоящее время сначала в англоязычных странах, а позже в России наиболее распространенной системой контроля и оценивания учебных достижений учащихся всех образовательных систем и уровней является рейтинговая система контроля и соответствующая шкала оценок. Важными в этой системе являются: приоритет максимально объективных методов контроля; наглядность сравнения текущих результатов успеваемости с другими периодами обучения и указание места учащегося по успеваемости среди других, изучающих этот курс. Регулятивами рейтингового контроля является система общих и дидактических принципов, среди которых отметим и принцип диалогичности. В дистанционном образовании данный принцип преломляется в функциях рейтингового контроля, выделяемых рядом исследователей, в том числе Н.В. Тельтевской [1. С. 45]. Для реализации принципа диалогичности наиболее важна функция управления познавательной деятельностью, необходимая для осуществления обратной связи. Такая связь служит основой диалога участников образовательного процесса, основанием для внесения корректив в учебный процесс, совершенствования его содержания, форм организации и методов обучения, руководства и управления познавательной деятельностью учащихся. Обучающая функция проявляется в педагогически целесообразной и методически верной организации контроля, в ходе которого, с одной стороны, выявляется степень усвоения ранее изученного материала, а с другой - осуществляется содействие большему углублению, расширению и прочному усвоению знаний. Может показаться, что в данном случае диалог может не состояться, поскольку обучающийся вынужденно подчиняется воле организаторов обучения. Однако именно в дистанционном образовании, воспринимаемом участниками как образовательная услуга, оказание которой можно прервать, если обучающиеся не удовлетворены результатами, стороны стремятся к организации совместных действий. Это стремление и становится основой диалогического взаимодействия. Суть развивающей функции рейтингового контроля в дистанционном образовании определяется содействием интеллектуальному росту обучающихся, развитию их мышления, речи, овладению ими наиболее рациональными приемами учебной деятельности, активизации познавательной деятельности. Реализация данной функции, безусловно, невозможна без диалогического взаимодействия преподавателя и обучающегося. Обобщающая функция заключается в определении эффективности организации и проведении занятий, оптимальности выбора форм, методов и средств обучения. Именно при реализации обобщающей функции контроля в дистанционном образовании может реализоваться диалогическое взаимодействие, при котором субъекты диалога будут стремиться к достижению компромисса, истинность которого важна именно для них. В этом случае преподаватель выступает как представитель организатора дистанционного образования, которому важно попытаться понять студента и встать на его сторону. В результате диалога может родиться истина, на основе которой возможно дальнейшее взаимодействие сторон, проявляющееся в развитии, повышении привлекательности и эффективности дистанционного образования. Реализация контроля в дистанционном образовании затрагивается в ряде исследовательских работ, причем авторы, не ставя главной задачей организовать диалоговое взаимодействие, так или иначе приходят к его необходимости. Так, А.Н. Шумаков полагает, что традиционное тестирование должно дополняться диалоговым общением с преподавателем в режиме реального времени (чат) [2. С. 206]. Е.А. Козлов уверен, что при организации контроля необходимо учитывать высокую вероятность попыток фальсификации учащимися результатов дистанционного образования [3. С. 148]. Объективность контроля, по мнению авторов исследования, можно повысить, используя различные способы контроля, делая его многоступенчатым и включая элементы взаимодействия преподавателя и учащегося в виртуальном пространстве. Использование рейтинга позволит решить эту задачу. Об успешном применении рейтинга в дистанционном образовании говорит и Д.Ф. Романенкова [4. С. 125]. Результаты исследования автора свидетельствуют об эффективности такого вида контроля в повышении эффективности дистанционного обучения, о возможностях организации обратной связи и корректировки преподавателем учебного процесса на основе полученной информации. Для организации контроля, в том числе с организацией диалога преподаватель-студент, авторы используют информационно-образовательную среду дистанционного обучения, сформированную на основе сочетания on-line технологий (система «Adobe Аcrobat Connect Pro») и off-line технологий (система дистанционного обучения «Moodle») [Там же. С. 127]. Реализация принципа диалогичности в дистанционном образовании Необходимость реализации диалогового взаимодействия лежит в основе большинства разработанных в последние годы и успешно используемых систем дистанционного обучения. Поскольку эффективную работу дистанционного образования сложно представить без функционирования таких систем, рассмотрим подробнее структуру и требования к их организации. Как правило, такие системы состоят из базовых элементов: - учебное заведение как организационная структура дистанционного образования; - информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов; - технические и программные средства обеспечения технологии дистанционного образования; - преподаватели и обучающиеся (студенты). В структуре системы дистанционного обучения должны быть предусмотрены дистанционный обучающий центр и автоматизированные рабочие места (АРМ) пользователей системы и преподавателей. Система дистанционного обучения должна выполнять следующие функции при организации и проведении обучения: 1) проведение мониторинга учебного процесса; 2) сбор и обобщение статистических данных по проведению дистанционного обучения; 3) организация доступа к архиву учебно-мето-дических материалов; 4) формирование группы слушателей для прохождения обучения; 5) настройка работы форума для постоянного открытого доступа к «горячим темам» всех участников процесса разработки и внедрения проектов. Пользователи и преподаватели со своих рабочих мест, имеющих выход в Internet, должны иметь возможность входа в систему дистанционного обучения для организации диалога. При этом система дистанционного обучения должна обеспечить информационный обмен, по возможности в режиме диалога, между учащимися и преподавателями по следующим схемам взаимодействия: слушатель - слушатель, слушатель - преподаватель, преподаватель - слушатель, преподаватель - преподаватель. Должна быть предусмотрена система мониторинга обучения слушателей и контроля знаний (предпочтителен рейтинговый контроль). В системе дистанционного обучения должны применяться собственные управляемые средства проведения занятий и консультаций (управляемый преподавателем чат). Должна быть предусмотрена возможность просмотра слушателями протоколов консультаций, проводимых в указанных режимах, актуализации учебно-методических материалов. Взаимодействие между сервером и клиентами осуществляется посредством сети. Структурная схема системы представлена на рис. 1. В системе возможны четыре типа пользователей: слушатель, преподаватель, куратор и администратор. Каждому типу пользователей, а также самой системе соответствует определенный набор функций. Администратор - для администрирования процесса обучения; куратор - для организации учебного процесса; преподаватель - для непосредственного проведения обучения и работы с учебными группами пользователей; слушатель - для прохождения обучения. При этом набор функций системы, находящихся в распоряжении пользователя, зависит от той категории, к которой он принадлежит. Системы, удовлетворяющие сформулированным выше требованиям диалогичности, в настоящее время находят применение в дистанционном образовании, подтверждая свою эффективность. Следует подчеркнуть, что для полноценной организации высокотехнологичного, доступного и гибкого образования, конечно, необходимы и грамотная концептуальная, идейная основа диалогизма, и современная коммуникативно-техническая организация, тогда можно смело закладывать диалогический принцип в дистанционные технологии обучения. Заключение В заключение можно отметить, что долгое время все официальные взаимодействия, призванные сформировать систему отношений в образовании, базировались на достаточно жестких центристских, детерминистских схемах, основным признаком которых являлась строгая подчиненность ученика учителю. Но реалии жизни и ее вариативность показали малую эффективность такого шаблонного подхода. Соответственно встал вопрос построения эффективных взаимодействий в дистанционном образовании, таковыми, на наш взгляд, являются диалогические интеракции. Для рассмотрения данного вопроса нами была избрана методология восхождения от абстрактного к конкретному, что достаточно четко прослеживается в структуре статьи. В результате применения данной методологии, анализа концептуальных и организационных аспектов построения диалогического пространства мы можем обозначить ряд подходов, позволяющих наиболее эффективно организовать интеракцию в дистанционном образовании. Во-первых, достойной альтернативой, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, может быть диалогический принцип формирования в дистанционном образовании пространства диалогического взаимодействия. Диалогические взаимодействия не существуют в общем, они всегда реализуют отношения данного субъекта, данного времени и определяют конкретное, в нашем случае образовательное пространство, и даже диалог, проходящий на расстоянии, организует взаимосвязь здесь и сейчас. В-вторых, диалог как организующий принцип дистанционного образования обладает неотъемлемыми характеристиками, среди которых мы выделили следующие: принципиальная открытость и равноправие всех участников процесса диалога; наличие структурной организации; обладание свойствами самоорганизации; отсутствие выделенного центра и соответственно диктатуры педагога. В-третьих, в рамках избранной методологии мы рассмотрели практическую реализацию диалогического взаимодействия при организации контроля знаний и усвоения материала учащимися, позволяющую сформировать пространство социального взаимодействия. Одним из вариантов эффективной организации интерактивного пространства является применение рейтингового контроля, когда две заинтересованные стороны (учащийся и учитель) на основе рейтинга вступают в конструктивный диалог. Рейтинг при этом выявляет образовательные проблемы учащегося и актуализирует потенциал диалога для снятия выявленных проблем. Рейтинг и диалог оказываются взаимно детерминированными, дополняющими друг друга в дистанционном образовательном процессе. В-четвертых, нами предложена апробированная при организации пилотажных дистанционных образовательных программ схема технической реализации создания и поддержания диалогического пространства на базе АРМ пользователей системы (учащихся) и преподавателей (см. рис. 1). Данная схема предусматривает реализацию следующих функций: мониторинг образовательного процесса, сбор статистических данных, доступ к материалам курса, организации обучающихся в группы, постоянно действующий форум. Все вопросы, связанные со спецификой организации диалогического взаимодействия в дистанционном образовании, не могут быть сняты в рамках одной или даже нескольких работ. Динамично меняющееся пространство образования предопределяет вариативность диалогического начала совместных действий педагога и учащегося в каждый момент времени. Диалогическая выработка плана дистанционного образования может быть применена в динамичном многофакторном мире, когда не работают готовые схемы и стандарты, нет заранее заданных условий взаимодействия. Анализ социального взаимодействия в дистанционном образовании требует дальнейшего рассмотрения, пристального внимания, совершенствования взаимосвязей рейтингового контроля и диалогических принципов, технических решений, не отстающих от реалий современного общества.
Романенкова Д.Ф. Методы педагогического контроля качества учебной деятельности в системе дистанционного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование, педагогические науки. - 2013. - Т. 5, № 1. - С. 121-126.
Rybanov A.A. Set of criteria for efficiency of the process forming the answers to multiple-choice test items // Turkish Online Journal of Distance Education. - 2013. - Т. 14, № 1. - P. 75-84.
Козлов Е.А. Учебный процесс в системе дистанционного образования и особенности методик контроля знаний при дистанционном обучении // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2009. - № 13. - С. 141-152.
Шумаков А.Н. Проблемы контроля знаний в системе дистанционного образования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 2. - С. 205-207.
Тельтевская Н.В. Рейтинговая система контроля и оценки знаний: учеб.-метод. пособие. - Саратов, 2008. - 93 с.