Нормативные, инструментальные и педагогические условия безопасной работы учащихся в социальных сетях
Описываются возможности использования социальных сетей в образовании. Раскрываются проблемы использования учащимися социальных сетей: наличие информации негативного характера, неправомерное использование персональных данных, несоблюдение авторских прав, распространение недостоверной информации. Для указанных проблем определяются их возможные решения на нормативном, инструментальном и педагогическом уровнях. Нормативный уровень определяет требования законодательства, регулирующие отношения между субъектами социальной образовательной сети. На инструментальном уровне задаются требования к функциональным возможностям сервиса, обеспечивающим безопасную работу учащихся в социальной сети. Педагогический уровень раскрывает модели деятельности педагогов и учащихся в социальной сети.
NORMATIVE, INSTRUMENTAL AND PEDAGOGIC CONDITIONS FOR STUDENTS’ SAFE WORK IN SOCIAL NETWORKING.pdf Появившиеся в конце XX в. сервисы социальных сетей за короткое время получили чрезвычайно широкую популярность. Они используются для общения, самопрезентации, поиска новых контактов, а также работы с информацией, предоставляемой самими пользователями Интернета. Характеристики деятельности людей в социальных сетях Интернета обращают внимание специалистов сферы образования, ведущих теоретическую и практическую разработку новых средств и образовательных технологий, адекватных потребностям настоящего времени. Так, опираясь на исследования ряда ученых [1-4 и др.], образовательный потенциал сервисов социальных сетей мы можем раскрыть за счет следующих факторов: - переход от пассивного потребления контента к его продуцированию за счет использования технологий сообществ, блогов, форумов, реализованных в рассматриваемых сервисах; - освоение новых способов и правил коммуникации, актуальных для виртуальной среды; - развитие навыков поиска информации и ее применения к решению конкретных задач; - развитие умения самостоятельной добычи информации и знаний; - развитие способностей учиться не только непосредственно в образовательных учреждениях, но и в других местах с использованием альтернативных источников информации без привязки к месту и времени. Социальные сети, таким образом, представляют собой мощное средство для организации взаимодействия, коллективной работы, распространения информации и продвижения идей. Большинство современных школьников и студентов имеют аккаунт как минимум в одном из сервисов социальных сетей - сама среда социальной сети является для них привычной и комфортной. Вместе с тем исследователи все чаще говорят об угрозах, предостерегающих участников социальной сети, особенно детей. Можно выделить следующие категории таких угроз: 1) распространение информации негативного характера: политический экстремизм, национальное, религиозное, гендерное превосходство и неравенство, материалы, содержащие сцены насилия, и пр. [5-11]; 2) манипулирование сознанием пользователей, формирование ложных смысловых ориентиров [7, 11, 13]; 3) уязвимость персональных данных пользователей [7, 8, 11, 14, 15]; 4) нарушение авторских прав [10, 13]; 5) интернет-зависимости [9, 11, 16]. На основе представленных выше работ выделим проблемы использования социальных сетей для организации учебной деятельности и рассмотрим их возможные решения на нормативном, инструментальном и педагогическом уровнях. Информация негативного характера Первая проблема связана с циркулированием в социальных сетях информации негативного характера, противоречащей законодательству, моральным, этическим правилам и нормам. На нормативном уровне осознание необходимости защиты пользователей в целом и детей в частности нашло отражение в принятии или модернизации за последние несколько лет целого ряда соответствующих федеральных законов («О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.), определяющих ограничения на распространение информации в сети Интернет. Благодаря этому решению появилась возможность исключить из русскоязычного сегмента Интернета, в том числе из социальных сетей, внушительный перечень опасных для детей тем. Сущность инструментального уровня решения обозначенной проблемы заключается в том, что во многих сервисах социальных сетей (ВКонтакте, Instagram, Facebook, Google+, Одноклассники, Twitter и др.) есть настройки, позволяющие оградить пользователя от нежелательного контента или контактов. В целом можно сделать вывод, что для обеспечения безопасности работы учащихся в социальной сети, будь то сеть массового доступа или образовательная, должен быть реализован следующий функционал: - возможность пожаловаться на спам, рекламу, другого пользователя или размещаемый контент; - использование контент-фильтров (например, для нецензурной лексики); - настройка круга участников, от которых пользователь может получать личные сообщения и которые имеют доступ к личной странице пользователя; - настройка доступа и разрешенных операций к размещаемому мультимедийному контенту. Необходимо отметить, что учащиеся - участники социальной сети могут быть представлены разными возрастными категориями и иметь различный опыт взаимодействия в подобного рода сервисах. Следовательно, может возникнуть необходимость координирования работы участников в социальной сети, консультирования, обеспечения необходимых настроек сервиса (например, определение круга контактов для учащихся младше 16 лет). Указанные функции мог бы выполнять специалист - наставник учащихся в социальной сети. Стоит отметить, что согласно [17] в ближайшие несколько лет прогнозируется появление ряда профессий, чей функционал близок к описываемому: координатор образовательной онлайн-платформы, модератор. Педагогический уровень заключается в особенностях деятельности самого педагога, организующего деятельность учащихся в социальной сети. Во-первых, ему необходимо познакомить учащихся с обозначенными выше настройками и обосновать необходимость их использования. Во-вторых, регулярно проводить мероприятия, целью которых будут являться знакомство учащихся с видами и формами информации, представленными в Интернете, информационными угрозами, а также способами противодействия этим угрозам. Персональные данные профиля пользователя Следующую проблему, связанную с представлением персональных данных пользователей в социальной сети, можно представить в двух аспектах. Во-первых, в настоящее время актуальной является проблема идентификации пользователя по его аккаунту в социальной сети. В образовательных сетях, как правило, данная проблема не возникает, так как пользователями ресурса чаще всего являются учащиеся и преподаватели, знакомые и взаимодействующие друг с другом в реальности. Однако ситуация меняется, если для организации учебной деятельности используются социальные сети массового характера: одному и тому же пользователю могут соответствовать различные профили, данные профиля могут не соответствовать реальным данным. Второй аспект обозначенной проблемы связан с неправомерным использованием информации, представленной пользователем в профиле сервиса социальной сети. Так как социальные сети массового характера чаще всего имеют больше возможностей по предоставлению такого рода данных (семейное положение, место работы, место проживания и пр.), то эта проблема является особенно актуальной именно для них. На нормативном уровне решение возникающих проблем нашло отражение в Федеральном законе «О персональных данных», принятом в 2007 г. и с последними изменениями 2015 г. Согласно ему, «персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)» [18]. При этом, как отмечается в [8], такая формулировка оставляет нераскрытым вопрос о том, что считать персональными данными, только ли сведения различных документов физического лица или также цвет его волос, глаз, вес и другие данные, которые могут быть представлены, например, в профиле социальной сети? Можно сказать, законодательство в этом направлении постоянно совершенствуется, но некоторые пробелы еще остаются. На инструментальном уровне данная проблема может быть решена следующими способами. Во-первых, проверка подлинности профилей и маркировка профилей, чья подлинность подтверждена. Во-вторых, настройка перечня личных данных, которые пользователь может указать самостоятельно. По молчанию такой перечень может включать лишь минимальный набор сведений о пользователе (например, фамилию и имя). В случае социальной образовательной сети обозначенными функциями (подтверждение профиля, определение перечня сведений профиля) может обладать наставник учащихся в социальной сети. Наконец, педагогическое сопровождение безопасной работы учащихся в социальных сетях заключается в организации знакомства со способами самопрезентации в Интернете, расширении представлений учащихся о правилах личной безопасности, формировании умений критически оценивать информацию в профилях пользователей [19, 20]. Авторские права Развитие интернет-технологий привело к снятию всех физических ограничений на копирование, тиражирование и распространение цифровых объектов. В связи с этим в социальных сетях, как и на других интернет-ресурсах, актуальной является проблема соблюдения авторских прав при публикации и перепубликации материалов. На нормативном уровне вопросы, связанные с авторскими правами на цифровые объекты как результаты интеллектуальной деятельности, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Наиболее эффективным способом решения обозначенной проблемы на инструментальном уровне представляется явное указание прав на использование материалов, а также блокирование распространения таких материалов, если этого не позволяют предоставляемые права. Преподавателю же, организующему работу учащихся в социальных сетях, необходимо обращать их внимание на то, что у каждого цифрового объекта есть автор, чьи права можно нарушить, способствовать формированию опыта размещения оригинальной информации и распространения материалов в соответствии с законодательством в области авторского права. Достоверность информации Самонаполняемость социальных сетей контентом и возможность его комментирования создает предпосылки для возникновения и распространения недостоверных сведений. Даже объективная информация может намеренно или случайно искажаться пользователями, устаревать, но при этом находиться среди ресурсов социальной сети, постоянно накапливаясь. На нормативном уровне распространение недостоверной информации в социальных сетях и иных сервисах Интернета ограничивает Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изменениями, вступившими в силу 06.07.2016 г. В частности, впервые законодательно регулируется деятельность блогеров: если на страницах размещается общедоступная информация и доступ к ней составляет в течение суток более трех тысяч пользователей, то владелец страницы или сайта должен зарегистрироваться в Роскомнадзоре и обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности, проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию [21]. На инструментальном уровне проблема верификации информации может быть решена за счет реализации в социальной сети следующего функционала: - использование рейтинговых систем для источников информации (высокий рейтинг будет говорить о высокой степени достоверности материалов); - механизмы рекомендаций от авторитетных участников социальной сети. Такими участниками могут быть как преподаватели-предметники, эксперты, так и наставники учащихся в социальной сети; - опция, позволяющая исправить уже опубликованный материал, обосновав исправления. Для минимизации обозначенной проблемы на педагогическом уровне необходимо создавать условия для формирования критического мышления учащихся, способствовать развитию навыков проверки и оценки достоверности информации. Например, в [19] для анализа достоверности сообщения предлагаются такие шаги, заимствованные из журналистики: 1. Подтверждение информации как минимум в трех не зависимых друг от друга источниках. Прежде чем принять за истину какую-либо информацию в Интернете, необходимо проверить ее еще как минимум в двух не зависимых друг от друга источниках. Если факт подтверждается несколькими ресурсами, стоит проверить, не являются ли они клонами друг друга. 2. Сопоставление полученной информации с уже известной по этой теме. 3. Проверка достоверности полученной информации у авторитетных экспертов. 4. Запрос у источника информации дополнительных деталей, подтверждающих истинность основного сообщения. 5. Обращение внимания на статус документа, рейтинг источника и его популярность, частоту использования данного материала другими источниками, получить сведения о компетентности и статусе автора материала. Отметим, что для рассмотренных выше проблем законодательные аспекты решения могут быть отражены и в локальных нормативно-правовых документах образовательного учреждения: уставе, правилах внутреннего распорядка, положении о порядке обработке и защите персональных данных, положении о безопасном использовании сети Интернет и т.п. Таким образом, в настоящее время социальные сети создают условия совместной деятельности учащихся и педагогов. Среда, формируемая с использованием социальной сети, обеспечивает продуцирование контента за счет использования новых средств взаимодействия, развитие навыков поиска и отбора информации, формирование новых способов коммуникации. При этом использование социальных сетей создает и ряд новых проблем, среди которых - распространение негативной и недостоверной информации, нарушение авторских прав, угрозы, связанные с доступом к персональным данным, и др. Решение каждой проблемы раскрывается на нормативном, инструментальном и педагогическом уровнях, каждый из которых требуется учитывать при создании и применении собственной социальной образовательной сети. Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-47-340969 «Разработка концепции социальной образовательной сети малокомплектных сельских школ на основе кластерного подхода».
Ключевые слова
social networking sites,
the Internet,
социальные сети,
безопасность учащихся,
нормативное обеспечение,
педагогическое обеспечение,
Интернет,
safety of students,
normative support,
pedagogic supportАвторы
Пономарева Ю.С. | Волгоградский государственный социально-педагогический университет | | 29jialu@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: метод. пособие для работников системы общего образования. - Ч. 2: Практикум. - М.: Google, 2013. - 137 с.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: метод. пособие для работников системы общего образования. - Ч. 1: Лекции. - М.: Google, 2013. - 137 с.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015).
Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 1.11.2016).
Завалишина О.В., Загуменных Н.А., Постоева Е.С. Интернет-аддикция - одна из актуальных проблем современности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 105. - С. 226-235.
Спасенников В.В., Голубева Г.Ф. Психологические особенности управления онлайновыми социальными сетями с учётом обеспечения безопасности пользователей // Universum: психология и образование. - 2016. - № 5(23). - С. 5.
Федяй Д.С. Обращение детей и подростков к возможностям Интернета в контексте комплексной безопасности личности // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - № 1. - С. 34-43.
Соловьев В.С. Криминогенный потенциал социальных сетей: методика оценки и меры нейтрализации. Первый этап: программа «Исследовательские проекты молодых ученых» / Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. - Воронеж, 2013. - Режим доступа: http://sartraccc.ru/Explore/ soloviev1.docx (дата обращения: 10.10.16).
Чванова М.С., Храмова М.В., Лысков В.Ю. и др. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17, № 3. - С. 472-493.
Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / под ред. Д.А. Новикова. - М.: Изд-во физ.-мат. лит-ры, 2010. - 228 с.
Слесарев Ю.В., Лосяков А.В. Проблемы правового регулирования размещения информации в социальных сетях // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5, № 2 (15). - С. 238-240.
Сорокина А.Б. Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4, № 1. - С. 45-64.
Толоконникова А.В. Дети и Интернет: проблемы и гарантии информационной безопасности // Медиасков. - 2015. - № 2. - С. 22-39.
Лопатин Д.В., Анурьева М.С., Еремина Е.А. и др. Информационно-коммуникационные угрозы // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2013. - № 2(22). - С. 148-155.
Ефимов Е.Г. Формирование общественного мнения о проблемах детской безопасности в пространстве социальных сетей // Primo Aspectu. - 2016. - № 1(25). - С. 53-56.
Гафарова Е.А., Гафаров М.Ф. О необходимости педагогического сопровождения подростков в социальной сети «ВКонтакте» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 8(65). - С. 19-23.
Самохина Н.В., Сергеев А.Н. Феномен социальных сетей в аспекте процессов информатизации образования // European social science journal. - 2015. - № 1(52). - С. 126-131.
Могилев А.В. Социальные сети - школа будущего! // Народное образование. - 2012. - № 6. - С. 170-175.
Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т. 16, № 2. - C. 505-528 [Электронный ресурс]. - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i2/pdf/12.pdf (дата обращения: 27.10.2016).
Крошилин С.В., Вехова Е.Л. Поддержка электронного обучения в социальных сетях // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2016. - № 1 (3). - С. 1096-1105.