Организация на основе «облачных» сервисов образовательной среды обучения дисциплине «Базы данных» для бакалавров по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 2(66). DOI: 0.17223/16095944/66/1

Организация на основе «облачных» сервисов образовательной среды обучения дисциплине «Базы данных» для бакалавров по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии»

Рассмотрены возможности применения блогов для информационного сопровождения образовательного процесса, а также обеспечения комфортной среды коммуникации между преподавателями и студентами. Представлены дидактические свойства блогов и их технологические характеристики. Излагается собственный опыт внедрения данной технологии в учебный процесс по дисциплине «Базы данных» для организации самостоятельной работы студентов. В качестве инструментального средства образовательного взаимодействия предлагается использовать интернет-сервис Blogger.

The organization based on the “cloud” services of the educational environment of learning course “Databases” for bachelo.pdf Современная система образования РФ при реализации образовательных программ требует использования различных образовательных технологий, в том числе наличия альтернативного образовательного пространства, созданного на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. Развитие различных интернет-технологий ставит перед педагогом задачу их адекватного применения в своей практической деятельности. Современные студенты использует Интернет на новом уровне, и поэтому он воспринимается ими как нечто естественное. Они умеют обращаться с мультимедийной и текстовой информацией, свободно владеют инструментами создания собственных интернет-страниц и могут работать с множеством источников одновременно. Таким образом, задачей современных преподавателей становится организация определенного учебного интернет-пространства, включающего множество электронных документов различных форматов, необходимых для повышения эффективности образовательного процесса. Перспективными направлениями в этой области являются сетевые и облачные технологии. Сетевые технологии, имеющие большой набор средств коммуникации, позволяют активно взаимодействовать преподавателю и студенту, организовывать обмен информацией, реализовывать совместные проекты, что способствует формированию умения совместно мыслить, критичности мышления, воспитанию толерантности. Главной особенностью облачных технологий является отсутствие прямой привязки к физическим устройствам и предоставление базы накопленных ресурсов для успешного их использования всеми участниками учебного процесса. Как показывает личный опыт, весьма эффективным для организации образовательного процесса по основным и дополнительным дисциплинам является использование блогов. Они могут служить площадкой как для размещения учебного материала преподавателем, так и для выполнения заданий студентами. Для учащихся блог - своего рода мультимедийная тетрадь, в которой они представляют выполненные задания, свое осмысление изученного материала. Все участники учебного процесса могут видеть и комментировать работы друг друга. Использование блогов обеспечивает большую гибкость учебного процесса, интенсивное взаимодействие между преподавателем и студентами, а также между самими обучающимися, открытость и обоснованность оценки результатов, мобильность и оперативность обмена информацией. Современные интернет-сервисы предоставляют возможность создавать образовательное взаимодействие между преподавателями и учащимися быстрым, удобным, непрерывным и психологически комфортным способом. При этом учащиеся имеют широкий доступ к информации, могут самостоятельно осваивать в интерактивном режиме учебно-практическую документацию, обмениваться информацией и участвовать в обсуждениях по изучаемой проблеме с другими участниками образовательного процесса, получать поддержку и консультацию преподавателя, проходить разнообразные формы контроля знаний. Все это в значительной степени ускоряет процесс освоения учебной информации и повышает эффективность учебного процесса в целом. В качестве инструментального средства образовательного взаимодействия был использован интернет-сервис Blogger, разработанный компанией Pyra Labs для ведения блогов и в настоящий момент являющийся собственностью компании Google. Блог представляет собой веб-пространство, направленное на организацию персонального информационного пространства пользователя в виде журнала, позволяющего публиковать, обрабатывать, хранить, передавать различную по виду и содержанию информацию: текстовые сообщения, изображения или мультимедиа - и осуществлять её поиск во всей структуре данных. Блог может вестись одним или несколькими пользователями. Журнал регулярно расширяется добавлением новых записей, которые по желанию автора (блоггера) могут иметь различную степень приватности: публичные, открытые для определенного круга пользователей или закрытые. Следует отметить ряд положительных факторов использования блогов в обучении. В процессе ведения блога можно выделить три этапа: поиск, фильтрация и публикация. Чтобы найти информацию, которую можно использовать в дневнике событий (прокомментировать, покритиковать, сослаться), авторы блогов посещают множество сайтов по определенной тематике. В процессе работы учащимся предстоит ознакомиться с огромным объемом информации по выбранной теме. Необходимость регулярной работы - новые сообщения требуется публиковать по меньшей мере раз в неделю - делает непрерывным процесс пополнения знаний студентов по определенным темам. Новизна технологий является одним из мотивирующих факторов в обучении. Учащиеся могут сами управлять процессом своего обучения, занимаясь активным поиском информации и получая комментарии от других людей. Таким образом, актуализируются содержание образования и результаты обучения. Одна из целей обучения - аккультурация, включение учащихся в жизнь общества. В процессе ведения блога учащиеся понимают, что их сообщения могут читать не только преподаватели и однокурсники. Блоги выводят выполняемые задания за рамки учебного процесса и взаимоотношений «преподаватель - учащийся», позволяя всем желающим оценить и прокомментировать проделанную работу, открывая тем самым новые возможности для работы в учебной аудитории и за её пределами. Кроме того, ведение блогов повышает правовую и этическую осведомленность учащихся, так как необходимо представлять информацию с соблюдением её авторских прав, нести ответственность за интерпретацию представляемых сведений. Существуют различные классификации блогов: - по авторскому составу (преподавательский, студенческий, коллективный); - по типу мультимедиа (текстовый, подкаст, фотоблог, видеоблог, мультимедийный блог); - по форме (макро-, микроблог); - по степени интегрированности в учебный процесс (основной, поддерживающий); - по предоставлению права участвовать в дискуссиях и публиковать сообщения (открытый, закрытый). В рамках данной статьи представлены открытый, преподавательский, мультимедийный, поддерживающий, макроблог. Главной задачей блога являются своевременное информирование студентов обо всех новостях и изменениях, происходящих в учебном процессе по данной дисциплине, а также публикация лабораторных и курсовых заданий, методических указаний по их выполнению, учебных материалов и лекций, календарного графика выполнения заданий, своевременный анализ и оценка результатов деятельности обучающихся. Среди дидактических свойств данного преподавательского блога следует отметить такие, как интерактивность, мультимедийность, простота использования, безопасность и эффективность организации информационного пространства. Интерактивность преподавательского блога реализуется за счет возможности взаимодействия преподавателя и студентов через гаджет «Комментирование», формирующий у учащихся умения вести дискуссию. Мультимедийность предполагает размещение информации в различных форматах, что значительно повышает мотивацию учащихся и формирует у них творческое мышление. Наполнение блога не требует от пользователя особых профессиональных знаний в области информатики, что делает работу с блогом простой и удобной. Безопасность блога определяется настройками ограничения доступа к информации, размещенной в блоге. Эффективность организации информационного пространства заключается в возможности оперативного поиска информации через систему рубрикации (тегов) и архивов, а также оперативного информирования и обновления информации. Существует ряд технологических характеристик блога, которые делают его более удобным в использовании по сравнению с другими формами интернет-общения (электронная почта, чаты, форумы и т.п.). Наглядный и простой в использовании интерфейс позволяет легко публиковать и редактировать мультимедийные сообщения различных форматов, изменять дизайн блога или его шаблон. Наличие текстового редактора дает возможность создавать сложно форматированные документы. Встроенные гаджеты помогают реализовывать ряд дополнительных полезных функций. Большим преимуществом также является свобода блогхостинга от рекламы. Рассмотрим образовательные возможности преподавательского блога, созданного для обучения дисциплине «Базы данных» для бакалавров по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Данный блог был реализован на блогхостинге Blogger.com, который имеет следующие особенности: - обратный хронологический порядок сообщений (последние сообщения размещены в начале интернет-страницы); - наличие архива для доступа к прошлым сообщениям; - раздел для читателей, предназначенный для комментариев; - ссылки на другие сайты; - возможность пользователям подписаться на блог. На рис. 1 представлена главная страница преподавательского блога, которая содержит две панели. На левой панели публикуются сообщения, содержащие объявления, ссылки на интересные материалы в сети, касающиеся тематики блога. Правая панель содержит ссылки на страницы блога с учебными материалами: «Учебники», «Лекции», «Лабораторные работы», «Курсовая работа», «Заочное отделение», «Вопросы к экзамену». Кроме этого, в правой панели находятся ссылки на журналы групп с их текущей успеваемостью в соответствии с выложенной здесь же системой оценок. В начале учебного семестра в разделе «Лабораторные работы» публикуются задания на каждое лабораторное занятие и план их выполнения. На рис. 2 представлен вид данного раздела. В разделе «Курсовая работа» выкладываются варианты заданий и методические указания. Раздел «Журналы» содержит ссылки на журнал каждой группы с фамилиями студентов, их электронной почтой, адресами блогов-портфолио и текущими баллами, набранными в результате выполнения лабораторных работ. В последнем столбце подсчитывается суммарное количество набранных баллов (рейтинг), в зависимости от которого в конце семестра выставляется предварительная оценка. На рис. 3 приведен вид журнала группы с итоговыми оценками за семестр. Для представления отчетов по всем выполненным работам студенты должны создавать блоги-портфолио. При заполнении журнала принята следующая система оценок качества освоения учебного материала: - если отчет выложен в блог в течение недели до указанного срока или раньше, то его максимальная оценка 5 баллов; - если отчет выложен в течение недели после указанного срока, то его максимальная оценка 4 балла; - если отчет выложен в течение 2 недель и более после указанного срока, то его максимальная оценка 3 балла; - оценка за отчет по лабораторной работе может быть ниже максимальной в зависимости от правильности и качества представленного материала; - ментальные карты по лекционному материалу оцениваются по одному баллу за карту независимо от срока; - максимальная оценка отчета после исправлений 4 балла. Все отчеты выполняются с помощью сервиса «Документы Google», который делает процесс публикации быстрым и удобным. Документы создаются и хранятся непосредственно в «облачном» хранилище документов Google Disk, затем полученные на них ссылки публикуется на страницах блога. Тем самым исчезает необходимость копирования и распространения документов, они всегда находятся в свободном доступе в блогах как преподавателя, так и студентов. Необходимо отметить, что доступ к документам можно ограничить, воспользовавшись функцией «Открыть доступ тем, кто имеет ссылку». Публикации в блогах подразумевают как текстовую информацию, так и возможность прикрепления изображений, презентаций, видеороликов. Через функцию «Комментарий» преподаватель может написать свои замечания по студенческим работам, выложенным в блогах-портфолио, а студенты, в свою очередь, могут оставлять на блоге преподавателя свои вопросы по любой теме. Ссылки на появившиеся в блоге комментарии приходят на электронный почтовый ящик преподавателя или студента, что дает возможность быстрого отслеживания любой новой опубликованной информации. На правой боковой панели и под сообщениями в нижней части блога имеются встроенные гаджеты (или виджеты). Гаджет - это вспомогательная программа, которая размещается в рабочем пространстве блога в виде графического модуля и служит для решения отдельных рабочих задач. В преподавательском блоге присутствуют следующие гаджеты: - список страниц блога; - список ссылок на журналы успеваемости групп в формате таблиц Google; - строка поиска по блогу; - информация об авторе блога; - кнопка «+1», позволяющая посетителям рекомендовать блог другим пользователям в социальной сети «Google+»; - форма для обратной связи, позволяющая читателям блога отправлять сообщения электронной почтой; - список ссылок на сайты, содержащие дополнительную информацию по работе с Google Disk и Google Blogger, а также на сайты с другой полезной информацией, касающейся используемых в учебном процессе инструментальных средств и теории баз данных; - архив блога, отображающий публикации блога за всё время; - блог постоянных читателей, отображающий список подписчиков блога и дающий возможность подписаться на новости блога новым читателям; - статистика блога, которая показывает общее количество просмотров за определенный период или за всё время. Следует особо отметить еще один специальный гаджет - «Опрос», который предоставляет возможность публикации какого-либо вопроса и нескольких вариантов ответа с автоматическим подсчетом голосов. Для учащихся участие в опросе дает дополнительную возможность высказаться по заявленной проблеме, а преподавателю - выстроить организацию учебного процесса с учетом их мнения. Данная возможность способствует еще большему развитию коммуникативной функции блога и его интерактивности. Опрос также можно использовать в качестве голосования за наиболее понравившуюся работу, выполненную студентами и опубликованную ими в своих блогах, что позволит повысить их мотивацию к обучению и развить у них критическое мышление и толерантность. Для мониторинга учебных достижений студентов используются блоги-портфолио, которые формируются каждым учащимся и реально показывают его уровень подготовленности и активности в учебном процессе. Ведение блога-портфолио в процессе изучения одной дисциплины или в течение всего обучения способствует повышению мотивации изучения новых технологий, расширению информационного пространства учащегося, формированию навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Предлагаемый подход к организации обучения улучшает навыки креативного мышления, общения, развивает умения по принятию решений, обсуждению интересующей темы, продолжению работы над изучаемой темой во внеаудиторное время. Современные исследования в области педагогики доказали важность социального интерактивного взаимодействия в процессе обучения. Опубликованные работы студентов дают возможность для преподавателей сделать выводы о том, как студенты усваивают учебный материал, для студентов - возможность последующего анализа, который позволяет им еще раз обратиться к своим работам и переосмыслить их, пополнить свой учебный опыт. Благодаря размещению комментариев к сообщениям в блогах возникает взаимная обратная связь преподавателя и студента, а ссылки на другие образовательные источники помогают обучающимся расширять свое информационное пространство и осознавать взаимосвязи в контексте знаний. Таким образом, работа с блогами способствует развитию умений, необходимых для успешного обучения учащихся, и достижению ими основных общекультурных компетенций, таких как: - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами (ОК-2); - понимание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); - умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-6); - умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7). Поскольку использование блогов в образовательном процессе имеет ряд особенностей, необходимо выделить дополнительное время для того, чтобы ознакомить учащихся с концепцией блогов, с целями их создания, с тем, как ведутся блоги, показать примеры удачных и неудачных блогов. Кроме того, для учебного блога необходимо разработать строгие правила, которые будут определять частоту размещения сообщений, их объем, количество гиперссылок, необходимость придерживаться темы обсуждения. Эти правила разрабатывают преподаватели совместно со студентами. В сети Интернет существует много различных ресурсов для создания блогов. Популярные платформы для ведения блогов: - Blogger (http://www.blogger.com/); - ЖЖ (LiveJournal) (http://www.livejournal.com/); - ВКонтакте (https://vk.com/); - Wordpress.com (https://ru.wordpress.com/); - MySpace (https://myspace.com/). Кроме этого, существуют и появляются социальные образовательные сети, в которых у каждого участника есть возможность вести свой собственный личный и профессиональный блог, делясь с другими не только новостями, но и новыми знаниями, например «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/), где для пользователей предоставляются бесплатные учетная запись и аренда ресурсов сервера. Для студентов, работающих с образовательным блогом «Базы данных», выбрана платформа Blogger (http://www.blogger.com/). Среди многих преимуществ данной платформы следует отметить простоту и удобство в обращении, сравнительно большой выбор шаблонов, настроек формата размещения и хранения данных, а также централизованные средства защиты от спама в комментариях. Платформа Blogger интегрирована с почтой Gmail. Сами блоги, расположенные на blogger.com, интегрируются с социальной сетью Google+. Кроме этого, на данной платформе уже есть другие образовательные блоги, в том числе преподавательский блог по дисциплине «Базы данных» для бакалавров по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Для создания блога учащемуся необходимо войти в сервис под своим именем (имя_почтового_ящика@gmail.com), изучить внимательно «Руководство по началу работы с Blogger», ссылка на которое находится на главной странице сервиса, или воспользоваться адресной ссылкой «Использование Google Blogger в учебной деятельности» (http://bloggerforeducation.blogspot.ru/) на образовательном блоге в разделе «Полезные ссылки». Перед созданием блога необходимо продумать его тему и адрес. Тема будет отображаться в качестве заголовка блога, поэтому рекомендуется использовать «Портфолио студента…» с обязательным указанием фамилии, имени и группы. Адрес обязательно вводится в английской раскладке клавиатуры, без пробелов. Затем на панели управления блогом с помощью шаблонов выбирается его оформление, определяется, какие гаджеты нужно добавить в блог, и производится их соответствующая настройка. В блоге рекомендуется создать приветственное сообщение, в котором описываются цели его создания, и несколько страниц для публикации отчетов по лабораторным работам, конспектов лекций, курсовой работы. В профиле блога указывается информация о студенте: вуз, специальность, курс, группа. На рис. 4 представлена главная страница студенческого блога-портфолио. Страницы блога заполняются в течение семестра всей необходимой информацией - текстами, рисунками и ссылками на соответствующие файлы, хранение которых необходимо предварительно организовать на диске Google. На рис. 5 приведен пример страницы блога с ментальными картами, составленными по содержанию лекций. По умолчанию блог открыт для всех читателей, но можно этот доступ ограничить, открыв его только избранным. Для этого в настройках блогов предусмотрены следующие возможности разрешения: - общедоступная - блог будет открыт для всех читателей; - личное - блог будет доступен только авторам, остальные посетители не смогут читать записи блога, они лишь увидят сообщение о том, что это личный блог; - личное - доступ к блогу открыт только избранным читателям: чтобы увидеть записи блога, нужно входить в свой аккаунт. Для просмотра блога необходимо выбрать последнее разрешение и открыть доступ преподавателю, введя его в список читателей. Большое удобство дает возможность комментировать документы. При проверке отчетов преподаватель может написать свои замечания как по документу в целом, так и по конкретной его части. Учащийся, в свою очередь, может оставить ответное сообщение на комментарий преподавателя. По электронной почте приходит оповещение том, что документ прокомментирован, если преподаватель и студент находятся одновременно в режиме online, то комментарий будет виден сразу же после его опубликования обоим участникам диалога. На рис. 6 представлен пример страницы блога с комментариями. Несмотря на организационные проблемы и дополнительные трудозатраты со стороны преподавателей, преимущества портфолио несомненны. В целом портфолио обеспечивает: - непрерывный процесс отслеживания и оценивания качества учебных достижений, на основе которого можно принимать решения об эффективности учебного процесса и реализовывать индивидуальный подход к обучению; - оценку мыслительной деятельности студента, его междисциплинарных знаний, умений постановки проблем, решения нестандартных задач, понимания учебных предметов и овладения соответствующими навыками. Необходимо объяснить студентам, что блоги - это открытые публикации, поэтому друзья, родители и даже будущие работодатели могут прочитать все, что в них написано. Студент должен помнить: как только его сообщение опубликовано в сети, оно может сразу же быть прочитано, и этот момент публикации необратим, даже если позже сообщение будет отредактировано или удалено. В свою очередь, преподавательский блог открывает новые возможности перед учащимися: - усиливает интерес к процессу обучения, так как новизна технологий становится одним из мотивирующих факторов в обучении; - помогает стать экспертами в изучаемой области, так как преподаватель-блоггер выбирает самую актуальную информацию для размещения в своем блоге, а регулярная работа с блогом делает непрерывным процесс пополнения знаний студентов по определенным темам; - студенты, пропустившие занятия, получают возможность взаимодействия с преподавателем во внеурочное время; - дает студентам право принимать участие в социальных процессах: в процессе ведения блогов студенты быстро понимают, что их сообщения могут читать не только преподаватели и однокурсники, но и работодатели, поскольку публикация в блогах - законная возможность общения с реальной аудиторией; - открывает новые возможности для работы в аудитории и за ее пределами; при традиционной организации обучения из-за недостатка времени на занятиях и ограниченности объема учебных курсов не у всех студентов есть шанс высказаться и быть услышанными, ведение блога позволяет каждому студенту принять участие в дискуссии, что открывает новые перспективы для обучения. Таким образом, блоги обладают значительным образовательным потенциалом. Благодаря их использованию в работе с учащимися активизируется познавательная деятельность, повышается мотивация к изучению учебного материала, возрастает уровень творческой самореализации. Несмотря на множество достоинств и интересных предложений со стороны новых информационных сервисов, возникают определенные технические и организационные моменты, которые включают в себя необходимость наличия современных компьютеров и высокоскоростного канала связи, специальную подготовку преподавателей и студентов для использования сервисов, проблему самопрезентации и доверия к информации, проблемы приватности, психологические проблемы интернет-общения, интеллектуальную собственность и авторское право и др. Все их необходимо учитывать при проектировании учебного процесса на базе новых информационных технологий.

Ключевые слова

самостоятельная работа студентов, блог, преподавательский макроблог, портфолио, блогхостинг Blogger.com, гаджет, self-supporting work of students, blog, teaching macroblog, portfolio bloghosting Blogger.com, gadget

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Захарова О.И.Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатикиxeniya-luna@list.ru
Козлова О.С.Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Всего: 2

Ссылки

Приказ Министерства образования и науки РФ от
марта 2015 г. № 219 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата)».
Киселева М.С., Куимова М.В. К вопросу использования учебных блогов в образовательном процессе // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 783-784.
Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: дис. … канд. пед. наук. - М., 2009. - 197 с.
 Организация на основе «облачных» сервисов образовательной среды обучения дисциплине «Базы данных» для бакалавров по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 2(66). DOI: 0.17223/16095944/66/1

Организация на основе «облачных» сервисов образовательной среды обучения дисциплине «Базы данных» для бакалавров по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 2(66). DOI: 0.17223/16095944/66/1