Рассматривается вопрос о реализации программы повышения квалификации преподавателя высшей школы с применением дистанционных технологий. Такая организация учебного процесса, по мнению автора, способна всесторонне обогатить процесс передачи информации слушателю, не ограничивает научно-педагогического работника временными рамками, так как позволяет обучаться без отрыва от основной профессиональной деятельности в удобное для преподавателя время. Кроме того, одномоментно с получением необходимой информации способствует приобретению и формированию практических навыков использования информационно-коммуникационных технологий, которые составляют прочную основу для становления информационной компетенции.
THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE IN THE PRACTICE OF ADVANCED TRAINING OF UNIVERSITY TEACHERS.pdf Одним из значимых факторов обеспечения качества высшего образования выступает подготовка научно-педагогических кадров. Важнейшим звеном данного процесса является система профессиональной переподготовки и/или повышение квалификации, которая направлена на непосредственное развитие необходимых профессиональных компетенций вузовского преподавателя. Выступая сложнейшим, многофакторным явлением, повышение квалификации преподавателя высшей школы в настоящее время диктует смену приоритетов в понимании концептуальных установок на содержание данного явления, требует активного применения новейших достижений науки и техники. Происходит это благодаря значительным изменениям в социально-экономических запросах общества. Современная образовательная парадигма сейчас всецело подчинена процессу информатизации и компьютеризации, причем успехи того или иного вуза зачастую определяются техническими возможностями компьютерных сетей, которые позволяют расширить образовательное поле, внести значительные изменения, сделать обучение максимально комфортным и доступным для различных категорий обучающихся. С этой точки зрения, для эффективного управления и использования в образовательном процессе вуза инструментальных и программных ресурсов необходимо подготовить преподавателя нового формата. Максимально эффективно эта задача решается в системе повышения квалификации преподавателей. Так, например, по мнению некоторых исследователей [1. С. 209], специальное, целенаправленное обучение преподавателей, находящее свое отражение именно в курсах повышения квалификации, способно качественно сформировать профессиональную культуру личности, что является непременным условием становления конкурентоспособного, эффективного научно-педагогического работника. И, как заключает автор, вузу следует приложить значительные усилия для разработки и качественной реализации такой обучающей программы. К настоящему времени накоплен достаточный «список требований», которому должен соответствовать современный, адекватный уровню развития общества преподаватель. С этой целью ведущие вузы страны, центры, осуществляющие дополнительное профессиональное образование, уже наметили оптимальную траекторию развития системы повышения квалификации. Именно использование широкого спектра современных технических средств в процессе обучения позволяет в значительной степени оптимизировать нагрузку преподавателя, повышающего свою квалификацию без отрыва от своей деятельности, облегчить усвоение и запоминание важной профессиональной информации, помогает осмыслить новую информацию и сформировать свое отношение к ней. Таким образом, именно форма дистанционного повышения квалификации преподавателей высшей школы является максимально эффективной, наиболее гибкой и как следствие всецело отвечающей запросам общества. Как справедливо отмечает Л.Ф. Красинская [2. С. 117], мы полностью ее поддерживаем, система повышения квалификации научно-педагогического работника в вузе в современных обстоятельствах ни в коей мере не должна представлять собой жесткую, консервативную, нерушимую систему. Такой процесс должен незамедлительно реагировать на малейшее изменение, имеющее место в мировом образовательном пространстве, быть предельно вариативным, гибким и непременно учитывать индивидуальные потребности самих обучаемых. Последнее требование находит свое отражение в возможности выбора изучаемых модулей в вариативной части, в возможности построения собственного обучающего маршрута - так называемой индивидуальной траектории обучения. Такого же мнения придерживается Л.И. Гурье, говоря о том, что «в процессе подготовки преподавателей должно доминировать самообучение, когда личность сама направляет себя на достижение определенного результата. Наука о том, как учиться, как стимулировать мышление, как стать менеджером собственного будущего не изучается ни в вузе, ни в системе послевузовского образования преподавателей. А ведь преподаватель по роду своей деятельности должен уметь учить этому студентов - будущих специалистов» [3. С. 325]. Разумно говорить, что основной блок - базовый - должен представлять собой раскрытие наиболее актуальных проблем образования, к которым можно отнести введение новых стандартов или различные изменения в структуре и / или содержании высшей школы. Что касается вариативного блока, то он должен определяться в первую очередь должностными функциями каждого обучаемого, а также его образовательными задачами. С этой целью нами был разработан программный продукт для системы повышения квалификации научно-педагогических работников вузов, реализуемый удаленно (дистанционно). Построение и представление всего учебного процесса осуществляется с помощью образовательного программного обеспечения Moodle, в широкие возможности которого входит доступ к электронной библиотечной системе, активное включение в образовательную среду мультимедийных файлов, видеолекций, электронного тестирования, презентационного материала, что значительно обогащает стандартный процесс передачи информации от преподавателя к обучающему. Кроме того, ресурс предполагает «дерево информации», представляющее собой гиперссылки на дополнительные ресурсы, которые исключительно по желанию слушателей могут быть изучены, максимально обогащая учебный процесс, и служит дополнительной мотивацией к получению знаний в определенной области. Каждый смысловой (тематический) модуль завершается тестированием, решением задач по принципу casy-stady или составлением и решением смыслового кроссворда. Последняя форма контроля чаще всего применяется при изучении понятийного аппарата темы и позволяет в дальнейшем без труда в нем ориентироваться. «Живое» общение также предусмотрено с системными администраторами ресурса с целью получения технической поддержки по работе с системой, внутри обучающейся группы и с преподавателями, курирующими учебный блок при помощи специально созданного форума или чата. Разработанная нами программа реализуется полностью в дистанционном формате, однако на практике встречаются удачные примеры совмещения очных и дистанционных форм обучения. Так, например, в Центре дистанционного обучения и повышения квалификации, созданного на базе Донского государственного технического университета в Ростове-на-Дону, предусмотрен первый очный этап - установочный, на котором происходит знакомство с тьютором, постановка целей обучения. Далее непосредственно осуществляется сам процесс обучения, который происходит посредством самостоятельного освоения предложенных материалов в дистанционной форме. Затем наступает третья фаза - вновь очная, которая предполагает публичную защиту выполненной выпускной работы [4. С. 355]. Тем не менее с целью существенной экономии материальных средств, а также времени, затрачиваемого на процесс повышения квалификации научно-педагогическими кадрами, вполне реально заменить очное знакомство с тьютором на заранее записанную видеолекцию, ознакомиться с которой слушатель курсов имеет возможность в удобное для него время без какого-либо отрыва от профессиональной деятельности. К видеолекции прилагается наглядная схема - путеводитель, который без труда позволяет ориентироваться в электронной образовательной среде и самостоятельно строить образовательный маршрут, основываясь на конечном результате. А очная защита выпускной работы осуществляется путем организации видеоконференции и также представляет собой дистанционную форму взаимодействия. Использование программной обучающей среды в процессе повышения квалификации само по себе несет образовательную нагрузку - формируются практические навыки использования информационно-коммуникационных средств, в частности разработка и применение электронных учебно-методических и информационных комплексов, необходимых для профессиональной деятельности научно-педагогического работника, ориентация в многообразии интернет-ресурсов, включая Российский портал открытого образования и подобные огромные базы данных, освоение различных поисковых систем, администрирование учебного процесса с участием технических средств и информационных технологий и т.д. Несомненным плюсом такого взаимодействия, конечно же, является образование преподавателей без отрыва от профессиональной деятельности. Другими словами, такая организация важнейшего и необходимого в современных условиях процесса повышения квалификации научно-педагогических работников высшей школы преследует основную цель, которая заключается в качественной подготовке слушателя курсов к высокоэффективному выполнению профессиональных задач и наделяет преподавателя вуза необходимыми качествами, продиктованными новыми образовательными парадигмами. В этом же смысле решаются ключевые задачи: творческое овладение инновационными образовательными технологиями с целью формирования и становления собственной педагогической траектории путем создания авторских обучающих курсов, позволяющих добиться оптимальных результатов в достижении поставленных дидактических задач с учетом специфики дисциплин; становления навыков профессиональной, если так можно выразиться, «внутрипедагогической» коммуникации с повышением дискуссионной и речевой культуры; пересмотра прежних устаревших и не отвечающих действительности критериев профессиональной самооценки и взгляда на основополагающие воспитательные принципы студентов.
Гусарова А.Н. | АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт» | | gusarovaann@mail.ru |
Молдажанова А.А. О реализации программы «Профессиональная культура преподавателя вуза» в системе повышения квалификации педагогов высшей школы // Вестник Томского гос. ун-та. - 2006. - № 292-I. - С. 207-210.
Красинская Л.Ф. Технология вариативно-модульного повышения квалификации преподавателей на основе компетентностного подхода // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 1. - С. 116-119.
Гурье Л.И. Современные средства обучения в процессе повышения квалификации преподавателей вузов // Образовательные технологии и общество. - 2009. - № 1. - С. 324-327.
Захарова О.А. Авторизованные учебные центры в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 4. - С. 354-356.