Феномен современного дистанционного образования | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4(68). DOI: 10.17223/16095944/68/2

Феномен современного дистанционного образования

Исследуются феномен дистанционного образования и его специфика. Рассматриваются инновационные технологии, которые поставили дистанционное образование на новый уровень популярности и востребованности. Глобализация сети Интернет способствует развитию он-лайн-обучения, наделяет его свойствами интерактивности, адаптивности, мультимедийности. Мультимедиа-технологии дали возможность создать действительно богатую среду для обучения. Основное внимание сформулировано в выводах о проблемах реализации дистанционных систем обучения.

THE PHENOMENON OF THE MODERN DISTANCE EDUCATION.pdf Дистанционное образование (ДО) - это настоящий образовательный феномен XXI в. Дистанционное обучение активно развивается как отдельно, так и совместно с традиционной формой образования. Дистанционное образование сегодня - это образовательный процесс, который реализуется на расстоянии совокупностью современных методов и средств обучения, используя информационные технологии. Обеспечивают рост популярности и развития ДО многие факторы, к основным можно отнести симбиоз технологий, постоянно совершенствующиеся методики и спрос на обучение. В рамках традиционных форм обучения, таких как очное / заочное, вечернее и иные, дистанционная форма заняла свою нишу, хотя на практике используется и в контексте других форм. В нашей стране развитие телекоммуникационных и инновационных форм обучения происходит только в последние двадцать лет, тогда как в западных странах уже более полувека ставятся задачи для становления ДО. Сегодня продвижение дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ. Феноменом ДО на рынке образовательных услуг стало во многом благодаря инновациям. Инновация - это в первую очередь новшество, которое способствует прогрессу. В нашем случае прогрессу развития отдельного курса, факультета, вуза и образования в целом. Традиционные, хорошо отработавшие образовательные методы способны обеспечивать и дальше студентов, но спрос на дистанционное образование повышается с каждым годом, поэтому для рентабельности вузы открывают дистанционные формы обучения, удовлетворяя потребность абитуриентов. Вузам все больше приходится тратить финансов на рекламные кампании, привлечение будущих студентов, обращать свое внимание на технические новшества, расширять формы и методы обучения, для того чтобы избежать сложной ситуации по сокращению финансирования, притока абитуриентов и других сложностей, стоящих как перед высшим образованием, так и дополнительным. Большинство вузов Санкт-Петербурга открывает на своей базе дистанционные программы. Например, в Санкт-Петербургском университете управления и экономики дистанционный курс по сути является заочным образованием, лекции и сессии проходят в формате вебинаров, необходимо присутствовать только на госэкзаменах. В политехническом университете уже много лет и поэтапно вводят он-лайн-обучение в учебный процесс, такие программы уже внедрены на бакалавриате по философии, математике, истории, логике и промышленной электронике. Своих студентов они обеспечивают учебно-методической базой дистанционно, большая часть обучения проходит он-лайн, в любой момент доступна связь по электронной почте с преподавателем. Но экзамены сдаются очно. В торгово-экономическом университете можно получить дистанционное образование и высшее, и среднее специальное, более десяти актуальных и востребованных программ доступны для обучения, такие как биотехнологии, менеджмент, реклама, сервис и др. Обучение проходит полностью дистанционно, нужно лишь иметь доступ в Интернет. Вся информация хранится на сервере университета и доступна студенту, также существует чат для он-лайн-общения. Цель образования в первую очередь - обеспечить студента набором необходимых компетенций для познавательного процесса, профессионального и личностного роста, научить его использовать новшества, легко ориентироваться в информационном потоке, гибко реагировать на изменения в образовательном процессе, личностном и общественном, повышая свои компетенции. Инновацией для ДО является не только процесс технического воплощения такого метода обучения, но и пересмотра всего педагогического процесса. Ведь только синтез уникальной методической базы и технической реализации способен привести к успешному развитию ДО. В конечном итоге в ходе обучения любым методом задача - обеспечить студента всем необходимым для применения конечных знаний в собственном развитии, умении использовать полученные знания, а также самостоятельно приобретать и приумножать эти знания. Модернизация общества - критерий, который обусловливает необходимость развития и изменения, привнесения новшеств. Методика преподавания как в целом, так и отдельных дисциплин зачастую базируется не только на традиционных методах и культурных устоях, но и попадает под влияние особенностей, характерных определенному региону, учебному заведению, и сложившихся академических традиций. «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло», - писал А. Горячев в своих учебниках по информатике. Инновации способны обеспечить качественный приток в усовершенствование образовательного процесса, благодаря технологиям. Время информатизации повлекло за собой процесс использования благ информационного общества - использования современных средств и информационных технологий. Сегодня образование становится личностно ориентированным, на передний план выходит необходимость обучить студента способности к самостоятельному принятию решений и их реализации. Таким образом, складывается так называемая педагогическая технология. В.П. Беспалько пишет, что «это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании. Таким образом, педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех педагогических действий, охватывающих все аспекты усвоения знаний» [1. С. 192]. Исходя из вышеизложенного, можно определить ряд характеристик ДО: 1. Экономическая выгода. Так как процесс организации ДО не требует привычных затрат на аренду помещений, его обслуживания, технику и др., можно существенно удешевить процесс обучения, делая его доступным как для первого профессионального образования, так и для повышения квалификации, переквалификации и др. 2. Массовость. ДО может одновременно предоставлять свои услуги сотням тысяч студентов, при этом делая акцент на индивидуальном обучении, без отвлечения, разделения внимания. Современные системы, которые основаны на коммуникативных сетях, не требуют контроля преподавателя и могут вести статистику о тысячах обучающихся в год. Например, одна из самых популярных программ открытого он-лайн-обучения Coursera зарегистрировала рост студентов в 200 раз. Так, в 2008 г. курсы прослушали около 100 000 человек, а в 2012 г. - больше двух миллионов. И данные системы открытого образования растут и производят невероятное впечатление о количестве студентов из разных стран. 3. Доступ к электронным библиотекам. Благодаря он-лайн-формату и бесперебойному доступу к сети Интернет студент может быть обеспечен самым обширным объемом информации, многие библиотеки мира переводят информацию в электронный формат, так студент имеет доступ не только к своим методическим данным курса, но и в несколько кликов может перейти по ссылкам и узнать исчерпывающую информацию о любом предмете его изучения. 4. Дистанционное образование создает единую образовательную среду. Такая система может привести к повышению уровня знаний в определенном сообществе или корпоративной системе: ведь организуя полноценную образовательную среду, ДО способно достичь формирования нового формата образования - образования и объединения в он-лайн-университеты. Пример - Open Educational Resources, OEM. Статистика показывает, что основные потребители ДО лишь на 43 % моложе 25 лет (в США), большая часть студентов - взрослые граждане, которые обременены работой, семьей и иными гражданскими / деловыми обязанностями. 5. Преодоление расстояний. Эта характеристика особенно важна для нашей страны, имея огромные территории и разособленность университетов и научных центров по всей стране. Министерство образования постоянно ищет способы создания единой образовательной он-лайн-системы (телекоммуникационной системы), которая могла бы охватить ведущие центры страны и давать образование по категориям: высшее, среднее специальное, повышение квалификации, не уступающего по уровню и качеству традиционному обучению, исключая возможность коррупции, некачественного образования и других форм мошенничества. «Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать по мере развития рыночной экономики в нашей стране, усиления миграции населения. Отсюда становится очевидной значимость научно обоснованной концепции наполнения и использования единого телекоммуникационного образовательного пространства для разных образовательных систем» [2]. Вследствие этого можно говорить об эффективности дистанционного образования. Использование современных технологий делает процесс обучения увлекательным, индивидуальным, открывая новые возможности личности для получения навыков и знаний. Все это, безусловно, преимущества дистанционного образования. Также отдельным пунктом следует отметить, что обучающийся может настраивать систему под себя; благодаря адаптивности пользователь может обучаться в удобном ему режиме и темпе. Но существует и ряд нерешенных проблем, связанных с дистанционными системами. Одна из самых важных и обсуждаемых проблем - отсутствие личного общения с преподавателем. Несмотря на то, что этот момент успешно решается посредством телекоммуникационных средств связи, таких как телефон, электронная почта, чаты, скайп и др., многие системы ориентированы на автономную работу, без преподавателя. Это и вызывает споры. Способен ли ученик без контроля и дополнительной мотивации продвигаться самостоятельно в обучении, необходим ли личный авторитет для эффективности работы? Отсюда следует проблема повышенной ответственности студента. Успех системы зависит от синтеза педагогического сценария, грамотной методологической базы и технической реализации. Помимо сложностей в организации процесса работы команды, плотного сотрудничества, существует ряд технических проблем, такими проблемами могут быть как компьютер студента, не обладающий необходимыми характеристиками для работы в системе, так и серьезные системные проблемы обработки данных и их вывода. Решают такие проблемы высококвалифицированные программисты, способные оптимизировать системы под разные запросы, также необходимо создавать такие алгоритмы использования системы, в которых студент может выбирать медиаконтент под свои технические требования. Высокая трудозатратность на этом этапе создания системы является серьезным минусом повсеместного создания систем, также системы должны предусматривать круглосуточное обслуживание на наличие задержки обработки информации между пользовательским компьютером и сервером, несмотря на то, что возможно создание такого сценария, в котором система будет анализировать свою эффективность сама, процесс этот сложный в реализации и зависит от лингвистического обеспечения систем обучения. Лингвистическое обеспечение используется для автоматизированных систем проектирования, лингвистика необходима для общения человека с компьютером и его эффективного взаимодействия. Само лингвистическое обеспечение представляет собой совокупность языков, которые отвечают за различные функции как отдельно, так и в совместной обработке, это и определения, и алгоритмы сжатия, обработки и др. Все языки, использующиеся для компьютера, являются алгоритмичными, они задают определенные задачи для обработки информации. Лингвистическое обеспечение - это основа программного снабжения системы обучения. Именно от ПО зависят удобство, эффективность и скорость работы с системой обучения. Именно правильный выбор языка программирования создает качественный и успешный продукт. Критериями качества в данном случае выступают эффективность доступа получения информации, быстродействие системы, надежность бесперебойной работы, мобильность и оптимизация. Поэтому постоянное развитие, улучшение алгоритмов взаимодействия лингвистических языков с компьютером - важнейший фактор успеха использования дистанционной системы для обучения. Ведь задача системы - обеспечивать не только качественный материал и структуру, но и удобство ее использования. Дистанционное образование является настоящим педагогическим феноменом, синтезом инноваций и технологий. Используя актуальные методики, ДО определило развитие образования в современном обществе, изменило подход и качественные задачи. Можно сделать вывод, что современные технологии, используемые для развития ДО, решают ряд важнейших задач: 1. Самостоятельная работа позволяет улучшить свои качества и навыки, способствует развитию мотивации и познавательности. 2. ДО создает новую образовательную среду, используя современные педагогические сценарии и технологии. 3. Развивает критическое и творческое мышление у студентов. 4. Формирует качества ответственности и готовности к профессиональному росту. 5. Позволяет лучше ориентироваться в новациях современного общества и гибко реагировать на перемены в образовании.

Ключевые слова

дистанционное образование, мультимедиа, интерактивность, адаптивность, самостоятельная работа, distance learning, multimedia, interactivity, adaptability, independent work

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Юхта Н.М.Санкт-Петербургский институт культуры и искусствnataly-tregybova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного / Д.А. Гусев // Docendo discimus - уча, мы учимся сами: сб. статей. - М.: Директ-Медиа, 2013. - С. 19-54.
Митрофанов В.Г., Калачев О.Н., Схирладзе А.Г. и др. САПР в технологии машиностроения: учеб. пособие. - Ярославль: Яросл. гос. техн. ун-т, 1995. - 298 с.
Пономарев Н.Л. Образовательные инновации: Государственная политика и управление. - М.: Academia, 2007. -
75 с.
 Феномен современного дистанционного образования | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4(68). DOI: 10.17223/16095944/68/2

Феномен современного дистанционного образования | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4(68). DOI: 10.17223/16095944/68/2