Эффективные меры противодействия использованию студентами услуг гострайтеров при дистанционном обучении | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4(68). DOI: 10.17223/16095944/68/8

Эффективные меры противодействия использованию студентами услуг гострайтеров при дистанционном обучении

Дистанционные образовательные технологии широко используются в университетах. Контроль успеваемости студентов дистанционно производится по результатам проверки рефератов, эссе, контрольных работ, приходящих преподавателям по электронной почте, и по результатам интернет-тестирования. Академически нечестные студенты пользуются анонимностью Интернета: вместо них задания и тесты выполняют за плату гострайтеры. В статье на основе личного опыта автора и доступной информации рассмотрены эффективные меры противодействия использованию студентами услуг гострайтеров: анализ свойств файлов присылаемых студентами выполненных заданий, онлайн- и физический прокторинг интернет-экзаменов.

EFFECTIVE PREVENTIVE MEASURES FOR USING GHOSTWRITERS SERVICES BY DISTANCE LEARNING STUDENTS.pdf Дистанционные образовательные технологии широко применяются университетами всего мира и России, особенно при реализации очно-заочной и заочной форм обучения. Дистанционное обучение привлекательно для студентов отсутствием необходимости ежедневного посещения занятий и возможностью учиться по собственному графику. Современные средства коммуникации - компьютер и Интернет - позволяют студенту обучаться в удаленном университете в любой точке планеты. Дистанционные образовательные технологии имеют и недостатки: отсутствие непосредственного контакта с преподавателями (или с изучаемым оборудованием на инженерных курсах), повышенные требования к способности студента жестко планировать свое время и учиться самостоятельно. Эти недостатки преодолеваются комбинированием дистанционного и аудиторного обучения. Например, в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ), где работает автор, Институт заочного образования в учебном году одну из сессий проводит дистанционно, а вторую - очно. Во время дистанционной сессии преподаватели оценивают знания студентов по получаемым по электронной почте контрольным работам, рефератам, интернет-экзаменам. Такое гибридное обучение является распространенной практикой во многих университетах. Необходимость посещать университет только несколько дней в году, гибкий график обучения особенно привлекательны для работающих людей. Дистанционные образовательные технологии реализуются с помощью платформ онлайн-обучения (LMS, от Learning Management System). Эти системы обеспечивают доступ студентов через Интернет к заданиям, курсам лекций, мультимедиаконтенту и т.д., с помощью LMS проводят интернет-тестирование. Иногда студенты пользуются анонимностью Интернета: вместо них задания и тесты выполняют третьи лица - гострайтеры. Термин происходит от английского ghostwriters - это специалисты, пишущие тексты речей, отчетов для занятых руководителей в политике и бизнесе [1]. За рубежом ghostwriters - это еще и люди или фирмы, выполняющие за вознаграждение учебные задания для студентов. В статье термин «гострайтер» используется именно в этом значении. Академическое мошенничество, заключающееся в использовании услуг гострайтеров, среди дистанционно обучающихся студентов достаточно распространено в России и других странах [2. С. 72; 3]. В этой статье автор на основании личного опыта и доступных источников информации анализирует методы работы гострайтеров в дистанционном обучении и эффективные меры противодействия их деятельности. Услуги гострайтеров востребованы. Поиск в Google по фразе «поможем сдать дистанционные экзамены» даёт примерно 113 000 ответов, в англоязычном Интернете поиск по аналогичной фразе «help to take online exams» даёт 244 000 ответов (ноябрь 2017 г.). По-английски в мире учится примерно в десять раз больше людей, чем по-русски [3. С. 15]. Возможно, эти результаты свидетельствуют не о том, что российские студенты больше мошенничают по сравнению с англо-язычными, а о том, что российские гострайтеры интенсивнее себя рекламируют. Поиск в Интернете позволяет также обнаружить веб-страницы фирм, являющихся по сути брокерами, связывающими заказчиков-студентов с потенциальными исполнителями-гострайтерами. Гострайтерские фирмы стараются сохранять анонимность заказчиков и исполнителей. Ниже приведены примеры российских и иностранных гострайтеров, веб-страницы которых были доступны в ноябре 2017 г.: «Academic Ghostwriting» (http://www.academicghostwriting.com), «Go-Essays. Professional Custom Writing Service» (http://www.go-essays.com), «CastomPapers.com» (https://custompapers.com), «Контрольные, курсовые работы» (http://krab63.ru), «Помощь студентам в дистанционном обучении СДО. Решение тестов, экзаменов» (https://dist-help.ru), «Помощь студенту - курсовые, контрольные, дипломы» (http://pomoshstudentu.ru) и т.д. Сайты провайдеров различаются оформлением, но предлагаемый набор услуг примерно одинаков. Гострайтеры выполняют контрольные работы, пишут эссе и рефераты, сдают интернет-зачеты и экзамены, готовы учиться вместо студента дистанционно весь семестр [4]. На сайтах иностранных гострайтеров, как правило, имеются калькуляторы, позволяющие рассчитать стоимость заказываемой работы в зависимости от объема, срока исполнения и желаемой оценки. На российских сайтах выставлены примерные прейскуранты, иногда и сведения об исполнителях. Например, на веб-странице провайдера «Помощь студенту» (http://pomoshstudentu.ru) сообщается об образовании, рейтинге, опыте работы, рабочих качествах исполнителей. Автор преподает электротехнику и запрашивал цены за работы в этой области. Выполнение контрольной работы по электротехнике требуемой в СамГТУ сложности англоязычные гострайтеры оценили в 80-100 евро, интернет-тестирование - в 440-460 евро. Российские гострайтеры за те же услуги просили 900-1 100 и 450-550 руб. соответственно, они учитывают низкие доходы отечественного студенчества. Приведенные факты говорят о том, что в России и за рубежом существует развитая индустрия гострайтеров для оказания услуг академически нечестным студентам. Эффективные меры противодействия работе гострайтеров. Использование услуг гострайтеров - академическое мошенничество, с которым администрации университетов и преподаватели пытаются бороться. Дистанционный контроль успеваемости должен быть организован так, чтобы гарантировать, что именно студент, а не гострайтер выполнил задание или сдал онлайн-экзамен. Контроль выполнения заданий. Рефераты и эссе по гуманитарным дисциплинам проверяются на плагиат с помощью специализированных программ. Профессионал-гострайтер обеспечит высокий уровень уникальности текста, преподаватель эту работу зачтет. При проверке заданий по общетехническим дисциплинам, таким как электротехника, общая физика, высшая математика и т.д., проверку на плагиат не делают, так как в комментариях к решениям используются короткие, однообразные фразы. Например, для электротехники: «рассмотрим цепь», «запишем уравнение», «преобразуем контур» и т.д. Признаками работы гострайтеров могут быть повторяющиеся свойства файлов и IP-адреса у разных студентов [3], а также одинаковые стили оформления работ. При появлении сомнений из-за высокого качества работ задавать студентам вопросы по e-mail нет смысла, так как, возможно, курс целиком был передан гострайтерам. Желательно организовать регулярные обязательные онлайн-консультации преподавателей по поводу выполняемых студентами контрольных работ и рефератов. Контроль онлайн-тестирования Западные университеты, как правило, проводят интернет-тестирование в кампусах или экзаменационных центрах под присмотром специально обученных людей - прокторов. Списать или подменить студента другим человеком практически невозможно. Физический прокторинг имеет очевидные недостатки: студент очно-заочного или заочного обучения должен прибыть в определенное место к определенному времени, необходимы расходы на содержание или аренду оборудованных помещений для интернет-тестирования, что повышает стоимость обучения, не все университеты на это идут. На рынке имеются провайдеры онлайн-прокторинга, такие как Kryterion [5] или ProctorU [6] в США, ProctorEdu [7] в России. Их услуги востребованы; например, Kryterion имеет более 1 000 офисов в 120 странах. Различают синхронный онлайн-прокторинг, когда за экзаменуемым наблюдает человек, и асинхронный прокторинг, когда функции проктора выполняет компьютерная программа [7]. Синхронный онлайн-прокторинг организован следующим образом [8]. При наличии договора с университетом студент для прохождения интернет-тестирования выбирает удобное для себя время в расписании одного из прокторов (провайдеры обеспечивают круглосуточную работу без выходных). К компьютеру студента должны быть подключены внешние веб-камера и микрофон, с помощью которых проктор через Интернет проводит аутентификацию и контролирует студента и пространство возле него в процессе тестирования. Студента периодически просят показывать панораму окружающего пространства с помощью веб-камеры, для контроля слепых зон камеры используется зеркало. Во время тестирования обеспечивается блокировка многооконного режима работы операционной системы, попытки использования дополнительных средств ввода-вывода или виртуальной машины также видны проктору. По результатам наблюдения проктор выдает отчет с видеофиксацией подозрительных событий, доступный преподавателю в LMS. Онлайн-проктор одновременно контролирует двух экзаменуемых (перед ним два монитора) [8], любые попытки академического мошенничества выявляются даже более надежно, чем при проведении экзамена в кампусе очно, когда на одного проктора приходится 10-15 студентов. Онлайн-прокторинг удобен для студентов заочного обучения, так как тестирование проводится дома, в удобное время, но приводит к дополнительным расходам. В США онлайн-проктору платят 15- 25 долл. в час [8], российский ProctorEdu [7] запрашивает 8 000 - 68 000 руб. в месяц в зависимости от числа обслуживаемых экзаменов. Асинхронный онлайн-прокторинг реализуется с помощью программно-аппаратных средств (OLP-системы, от Online Proctoring Systems), позволяющих контролировать интернет-тестирование без участия человека. OLP-системы непрерывно осуществляют верификацию личности по лицу, клавиатурному почерку, отпечаткам пальцев, ответам на персональные вопросы и т.д. Некоторые OLP-системы уже введены в эксплуатацию и задействованы в университетах, например ProctorEdu [7] в России или Proctortrack в США [9]. Для использования этих OLP-систем достаточно ноутбука с встроенной веб-камерой. Экзаменуемый начинает тестирование в любое удобное для него время. Для аутентификации студент подносит к веб-камере удостоверение личности, приближает лицо к ней анфас и в профиль. В процессе тестирования Proctortrack постоянно контролирует лицо студента, направление взгляда, положение кистей рук на клавиатуре. Программа не позволит использовать дополнительные средства ввода-вывода или виртуальную машину. После тестирования преподавателю в LMS доступен отчет с видеофиксацией подозрительных событий (взгляд не на экране, рука не на клавиатуре, посторонний шум, студент встал и т.д.). Асинхронный онлайн-прокторинг менее защищен от попыток мошенничества по сравнению с синхронным, студенты в Интернете обсуждают возможности обмануть OLP-системы, например Proctortrack [10]. OLP-системы фиксируют использование экзаменуемым несанкционированного оборудования или программного обеспечения, их слабое звено - слепая зона встроенной веб-камеры. Например, если приставить вертикально к плоскости экрана 17-дюймового ноутбука линейку в середине боковой стороны, камера покажет линейку начиная от отметки 50 см, пространство до 50 см - слепая зона. На сегодняшний день программное обеспечение OLP-систем не работает с зеркалом для контроля слепых зон камеры, как это делает онлайн-проктор человек. Студенты этим пользуются и крепят шпаргалки, учебники, планшеты к дисплею ноутбука в слепой зоне веб-камеры [10]. На рынке предлагаются различные гаджеты для сдачи экзаменов. Нечестный студент при дистанционном тестировании может воспользоваться комплектом Bluetooth: микронаушники - беспроводная микровидеокамера. Микрокамера крепится в слепой зоне сбоку, на высоте 30-40 см от дисплея. Видео с экрана (искаженное, так как снято под углом, но читаемое) передается удаленному гострайтеру, который подскажет студенту через наушники, как отвечать. Proctortrack сканирует лицо студента в профиль при идентификации, но современные микронаушники в ухе не видны. Скорее всего, мошенничество автоматическим проктором не будет зафиксировано. Без использования прокторинга в распоряжении вузов остаются малоэффективные средства борьбы с академическим мошенничеством на онлайн-экзаменах. LMS проводят интернет-тестирование, выбирая случайным образом вопросы из большого массива. Например, в СамГТУ для двухчасового интернет-экзамена по электротехнике LMS Прометей компонует тест из 30 вопросов, в банке вопросов их 250, но профессиональный гострайтер правильно ответит на любые вопросы. Студенты проходят интернет-тестирование асинхронно, с домашних или других компьютеров. LMS Прометей фиксирует время, затраченное экзаменуемым, на интернет-тестирование. Преподаватель может ознакомиться с этим показателем со своего компьютера. Ситуация подозрительна, если двухчасовой тест успешно выполнен за 10 -15 минут, но в последнее время отчеты таких несоответствий не фиксируют, определить, кто сдавал экзамен - студент или гострайтер - без дополнительной информации возможности нет. Выводы Дистанционные образовательные технологии применяются в университетах, особенно часто при очно-заочном и заочном обучении, так как позволяют студентам учиться в домашних условиях без отрыва от работы, в собственном темпе. Некоторые студенты пользуются анонимностью Интернета и нанимают гострайтеров, которые выполняют вместо них учебные задания и сдают онлайн-экзамены. Использование студентами услуг гострайтеров является разновидностью академического мошенничества, администрации вузов и преподаватели борются с этим мошенничеством, так как оно снижает качество обучения. При использовании дистанционных образовательных технологий процедуры оценивания результатов работы студентов должны быть организованы так, чтобы можно было достоверно выявлять участие гострайтеров в выполнении заданий или сдаче онлайн-экзаменов. Иногда факт работы гострайтера удается определить по свойствам файла с выполненным заданием, присылаемым по email преподавателю. Надежно определить авторство реферата, курсовой работы или эссе можно только в результате онлайн-беседы преподавателя со студентом. Для контроля на онлайн-экзаменах в зарубежных университетах часто используется физический прокторинг, надежно предотвращающий мошенничества. Этот способ дорог и не удобен студентам, которые должны прибывать в определенное место к определенному времени. Дистанционным образовательным технологиям больше соответствует онлайн-прокторинг: синхронный - когда студента во время тестирования дома контролирует через веб-камеру и микрофон удаленный проктор-человек, асинхронный - когда роль проктора выполняет компьютерная программа. Практика показывает, что синхронный онлайн-прокторинг надежней физического, асинхронный прокторинг пока ещё менее защищен от мошенничества. Таким образом, для борьбы с академической нечестностью дистанционно обучающихся студентов и для противодействия использованию ими услуг гострайтеров администрации университетов следует организовать регулярные обязательные онлайн-консультации преподавателей по поводу выполняемых студентами контрольных работ и рефератов, использовать онлайн- или физический прокторинг при проведении интернет-тестирования. Недостаток этих эффективных мер - повышение стоимости обучения. Дистанционные образовательные технологии широко применяются университетами всего мира и России, особенно при реализации очно-заочной и заочной форм обучения. Дистанционное обучение привлекательно для студентов отсутствием необходимости ежедневного посещения занятий и возможностью учиться по собственному графику. Современные средства коммуникации - компьютер и Интернет - позволяют студенту обучаться в удаленном университете в любой точке планеты. Дистанционные образовательные технологии имеют и недостатки: отсутствие непосредственного контакта с преподавателями (или с изучаемым оборудованием на инженерных курсах), повышенные требования к способности студента жестко планировать свое время и учиться самостоятельно. Эти недостатки преодолеваются комбинированием дистанционного и аудиторного обучения. Например, в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ), где работает автор, Институт заочного образования в учебном году одну из сессий проводит дистанционно, а вторую - очно. Во время дистанционной сессии преподаватели оценивают знания студентов по получаемым по электронной почте контрольным работам, рефератам, интернет-экзаменам. Такое гибридное обучение является распространенной практикой во многих университетах. Необходимость посещать университет только несколько дней в году, гибкий график обучения особенно привлекательны для работающих людей. Дистанционные образовательные технологии реализуются с помощью платформ онлайн-обучения (LMS, от Learning Management System). Эти системы обеспечивают доступ студентов через Интернет к заданиям, курсам лекций, мультимедиаконтенту и т.д., с помощью LMS проводят интернет-тестирование. Иногда студенты пользуются анонимностью Интернета: вместо них задания и тесты выполняют третьи лица - гострайтеры. Термин происходит от английского ghostwriters - это специалисты, пишущие тексты речей, отчетов для занятых руководителей в политике и бизнесе [1]. За рубежом ghostwriters - это еще и люди или фирмы, выполняющие за вознаграждение учебные задания для студентов. В статье термин «гострайтер» используется именно в этом значении. Академическое мошенничество, заключающееся в использовании услуг гострайтеров, среди дистанционно обучающихся студентов достаточно распространено в России и других странах [2. С. 72; 3]. В этой статье автор на основании личного опыта и доступных источников информации анализирует методы работы гострайтеров в дистанционном обучении и эффективные меры противодействия их деятельности. Услуги гострайтеров востребованы. Поиск в Google по фразе «поможем сдать дистанционные экзамены» даёт примерно 113 000 ответов, в англоязычном Интернете поиск по аналогичной фразе «help to take online exams» даёт 244 000 ответов (ноябрь 2017 г.). По-английски в мире учится примерно в десять раз больше людей, чем по-русски [3. С. 15]. Возможно, эти результаты свидетельствуют не о том, что российские студенты больше мошенничают по сравнению с англо-язычными, а о том, что российские гострайтеры интенсивнее себя рекламируют. Поиск в Интернете позволяет также обнаружить веб-страницы фирм, являющихся по сути брокерами, связывающими заказчиков-студентов с потенциальными исполнителями-гострайтерами. Гострайтерские фирмы стараются сохранять анонимность заказчиков и исполнителей. Ниже приведены примеры российских и иностранных гострайтеров, веб-страницы которых были доступны в ноябре 2017 г.: «Academic Ghostwriting» (http://www.academicghostwriting.com), «Go-Essays. Professional Custom Writing Service» (http://www.go-essays.com), «CastomPapers.com» (https://custompapers.com), «Контрольные, курсовые работы» (http://krab63.ru), «Помощь студентам в дистанционном обучении СДО. Решение тестов, экзаменов» (https://dist-help.ru), «Помощь студенту - курсовые, контрольные, дипломы» (http://pomoshstudentu.ru) и т.д. Сайты провайдеров различаются оформлением, но предлагаемый набор услуг примерно одинаков. Гострайтеры выполняют контрольные работы, пишут эссе и рефераты, сдают интернет-зачеты и экзамены, готовы учиться вместо студента дистанционно весь семестр [4]. На сайтах иностранных гострайтеров, как правило, имеются калькуляторы, позволяющие рассчитать стоимость заказываемой работы в зависимости от объема, срока исполнения и желаемой оценки. На российских сайтах выставлены примерные прейскуранты, иногда и сведения об исполнителях. Например, на веб-странице провайдера «Помощь студенту» (http://pomoshstudentu.ru) сообщается об образовании, рейтинге, опыте работы, рабочих качествах исполнителей. Автор преподает электротехнику и запрашивал цены за работы в этой области. Выполнение контрольной работы по электротехнике требуемой в СамГТУ сложности англоязычные гострайтеры оценили в 80-100 евро, интернет-тестирование - в 440-460 евро. Российские гострайтеры за те же услуги просили 900-1 100 и 450-550 руб. соответственно, они учитывают низкие доходы отечественного студенчества. Приведенные факты говорят о том, что в России и за рубежом существует развитая индустрия гострайтеров для оказания услуг академически нечестным студентам. Эффективные меры противодействия работе гострайтеров. Использование услуг гострайтеров - академическое мошенничество, с которым администрации университетов и преподаватели пытаются бороться. Дистанционный контроль успеваемости должен быть организован так, чтобы гарантировать, что именно студент, а не гострайтер выполнил задание или сдал онлайн-экзамен. Контроль выполнения заданий. Рефераты и эссе по гуманитарным дисциплинам проверяются на плагиат с помощью специализированных программ. Профессионал-гострайтер обеспечит высокий уровень уникальности текста, преподаватель эту работу зачтет. При проверке заданий по общетехническим дисциплинам, таким как электротехника, общая физика, высшая математика и т.д., проверку на плагиат не делают, так как в комментариях к решениям используются короткие, однообразные фразы. Например, для электротехники: «рассмотрим цепь», «запишем уравнение», «преобразуем контур» и т.д. Признаками работы гострайтеров могут быть повторяющиеся свойства файлов и IP-адреса у разных студентов [3], а также одинаковые стили оформления работ. При появлении сомнений из-за высокого качества работ задавать студентам вопросы по e-mail нет смысла, так как, возможно, курс целиком был передан гострайтерам. Желательно организовать регулярные обязательные онлайн-консультации преподавателей по поводу выполняемых студентами контрольных работ и рефератов. Контроль онлайн-тестирования Западные университеты, как правило, проводят интернет-тестирование в кампусах или экзаменационных центрах под присмотром специально обученных людей - прокторов. Списать или подменить студента другим человеком практически невозможно. Физический прокторинг имеет очевидные недостатки: студент очно-заочного или заочного обучения должен прибыть в определенное место к определенному времени, необходимы расходы на содержание или аренду оборудованных помещений для интернет-тестирования, что повышает стоимость обучения, не все университеты на это идут. На рынке имеются провайдеры онлайн-прокторинга, такие как Kryterion [5] или ProctorU [6] в США, ProctorEdu [7] в России. Их услуги востребованы; например, Kryterion имеет более 1 000 офисов в 120 странах. Различают синхронный онлайн-прокторинг, когда за экзаменуемым наблюдает человек, и асинхронный прокторинг, когда функции проктора выполняет компьютерная программа [7]. Синхронный онлайн-прокторинг организован следующим образом [8]. При наличии договора с университетом студент для прохождения интернет-тестирования выбирает удобное для себя время в расписании одного из прокторов (провайдеры обеспечивают круглосуточную работу без выходных). К компьютеру студента должны быть подключены внешние веб-камера и микрофон, с помощью которых проктор через Интернет проводит аутентификацию и контролирует студента и пространство возле него в процессе тестирования. Студента периодически просят показывать панораму окружающего пространства с помощью веб-камеры, для контроля слепых зон камеры используется зеркало. Во время тестирования обеспечивается блокировка многооконного режима работы операционной системы, попытки использования дополнительных средств ввода-вывода или виртуальной машины также видны проктору. По результатам наблюдения проктор выдает отчет с видеофиксацией подозрительных событий, доступный преподавателю в LMS. Онлайн-проктор одновременно контролирует двух экзаменуемых (перед ним два монитора) [8], любые попытки академического мошенничества выявляются даже более надежно, чем при проведении экзамена в кампусе очно, когда на одного проктора приходится 10-15 студентов. Онлайн-прокторинг удобен для студентов заочного обучения, так как тестирование проводится дома, в удобное время, но приводит к дополнительным расходам. В США онлайн-проктору платят 15- 25 долл. в час [8], российский ProctorEdu [7] запрашивает 8 000 - 68 000 руб. в месяц в зависимости от числа обслуживаемых экзаменов. Асинхронный онлайн-прокторинг реализуется с помощью программно-аппаратных средств (OLP-системы, от Online Proctoring Systems), позволяющих контролировать интернет-тестирование без участия человека. OLP-системы непрерывно осуществляют верификацию личности по лицу, клавиатурному почерку, отпечаткам пальцев, ответам на персональные вопросы и т.д. Некоторые OLP-системы уже введены в эксплуатацию и задействованы в университетах, например ProctorEdu [7] в России или Proctortrack в США [9]. Для использования этих OLP-систем достаточно ноутбука с встроенной веб-камерой. Экзаменуемый начинает тестирование в любое удобное для него время. Для аутентификации студент подносит к веб-камере удостоверение личности, приближает лицо к ней анфас и в профиль. В процессе тестирования Proctortrack постоянно контролирует лицо студента, направление взгляда, положение кистей рук на клавиатуре. Программа не позволит использовать дополнительные средства ввода-вывода или виртуальную машину. После тестирования преподавателю в LMS доступен отчет с видеофиксацией подозрительных событий (взгляд не на экране, рука не на клавиатуре, посторонний шум, студент встал и т.д.). Асинхронный онлайн-прокторинг менее защищен от попыток мошенничества по сравнению с синхронным, студенты в Интернете обсуждают возможности обмануть OLP-системы, например Proctortrack [10]. OLP-системы фиксируют использование экзаменуемым несанкционированного оборудования или программного обеспечения, их слабое звено - слепая зона встроенной веб-камеры. Например, если приставить вертикально к плоскости экрана 17-дюймового ноутбука линейку в середине боковой стороны, камера покажет линейку начиная от отметки 50 см, пространство до 50 см - слепая зона. На сегодняшний день программное обеспечение OLP-систем не работает с зеркалом для контроля слепых зон камеры, как это делает онлайн-проктор человек. Студенты этим пользуются и крепят шпаргалки, учебники, планшеты к дисплею ноутбука в слепой зоне веб-камеры [10]. На рынке предлагаются различные гаджеты для сдачи экзаменов. Нечестный студент при дистанционном тестировании может воспользоваться комплектом Bluetooth: микронаушники - беспроводная микровидеокамера. Микрокамера крепится в слепой зоне сбоку, на высоте 30-40 см от дисплея. Видео с экрана (искаженное, так как снято под углом, но читаемое) передается удаленному гострайтеру, который подскажет студенту через наушники, как отвечать. Proctortrack сканирует лицо студента в профиль при идентификации, но современные микронаушники в ухе не видны. Скорее всего, мошенничество автоматическим проктором не будет зафиксировано. Без использования прокторинга в распоряжении вузов остаются малоэффективные средства борьбы с академическим мошенничеством на онлайн-экзаменах. LMS проводят интернет-тестирование, выбирая случайным образом вопросы из большого массива. Например, в СамГТУ для двухчасового интернет-экзамена по электротехнике LMS Прометей компонует тест из 30 вопросов, в банке вопросов их 250, но профессиональный гострайтер правильно ответит на любые вопросы. Студенты проходят интернет-тестирование асинхронно, с домашних или других компьютеров. LMS Прометей фиксирует время, затраченное экзаменуемым, на интернет-тестирование. Преподаватель может ознакомиться с этим показателем со своего компьютера. Ситуация подозрительна, если двухчасовой тест успешно выполнен за 10 -15 минут, но в последнее время отчеты таких несоответствий не фиксируют, определить, кто сдавал экзамен - студент или гострайтер - без дополнительной информации возможности нет. Выводы Дистанционные образовательные технологии применяются в университетах, особенно часто при очно-заочном и заочном обучении, так как позволяют студентам учиться в домашних условиях без отрыва от работы, в собственном темпе. Некоторые студенты пользуются анонимностью Интернета и нанимают гострайтеров, которые выполняют вместо них учебные задания и сдают онлайн-экзамены. Использование студентами услуг гострайтеров является разновидностью академического мошенничества, администрации вузов и преподаватели борются с этим мошенничеством, так как оно снижает качество обучения. При использовании дистанционных образовательных технологий процедуры оценивания результатов работы студентов должны быть организованы так, чтобы можно было достоверно выявлять участие гострайтеров в выполнении заданий или сдаче онлайн-экзаменов. Иногда факт работы гострайтера удается определить по свойствам файла с выполненным заданием, присылаемым по email преподавателю. Надежно определить авторство реферата, курсовой работы или эссе можно только в результате онлайн-беседы преподавателя со студентом. Для контроля на онлайн-экзаменах в зарубежных университетах часто используется физический прокторинг, надежно предотвращающий мошенничества. Этот способ дорог и не удобен студентам, которые должны прибывать в определенное место к определенному времени. Дистанционным образовательным технологиям больше соответствует онлайн-прокторинг: синхронный - когда студента во время тестирования дома контролирует через веб-камеру и микрофон удаленный проктор-человек, асинхронный - когда роль проктора выполняет компьютерная программа. Практика показывает, что синхронный онлайн-прокторинг надежней физического, асинхронный прокторинг пока ещё менее защищен от мошенничества. Таким образом, для борьбы с академической нечестностью дистанционно обучающихся студентов и для противодействия использованию ими услуг гострайтеров администрации университетов следует организовать регулярные обязательные онлайн-консультации преподавателей по поводу выполняемых студентами контрольных работ и рефератов, использовать онлайн- или физический прокторинг при проведении интернет-тестирования. Недостаток этих эффективных мер - повышение стоимости обучения.

Ключевые слова

академическое мошенничество, дистанционное обучение, гострайтеры, интернет-экзамен, онлайн-прокторинг, academic cheating, online learning, ghostwriters, internet testing, online proctoring

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Яковлев В.Ф.Самарский государственный технический университетvf7415@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Словари онлайн. Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://slovarionline.ru/slovar_inostrannyih_slov_russkogo_yazyika/page/gostrayter.13581 (дата обращения: 04.05.2017).
Ravasco G. Technology-aided cheating in open and distance e-learning // Asian journal of distance education. - 2012. - Vol.10, № 2. - P. 71-77.
Яковлев В.Ф. Противодействие академической нечестности студентов при дистанционном обучении // Открытое и дистанционное образование. - 2016. - Т. 61, № 1. - С. 14-19.
Fisher E., McLeodb A., Savagec A., & Simkind M. Ghostwriters in the cloud // Journal of Accounting Education. - 2016. - № 34. - P. 59-71.
Kryterion Online Proctoring Service [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kryteriononline.com/Delivery-Options/Online-Proctoring (дата обращения: 10.05.2017).
ProctorU. How Remote Proctoring Works [Электронный ресурс]. - URL: http://www.proctoru.com/howitworks.php (дата обращения: 10.05.2017).
ProctorEdu. Сопровождение онлайн-экзаменов [Электронный ресурс]. - URL: http://proctoredu.ru (дата обращения: 10.05.2017).
Kolowich S. Behind the webcam’s watchful eye, online proctoring takes hold. The Chronicle of Higher Education [Электронный ресурс]. - URL: http://chronicle.com/article/Behind-the-Webcams-Watchful/138505 (дата обращения: 10.05.2017).
Proctortrack, remote proctoring solution [Электронный ресурс]. - URL: https://www.proctortrack.com (дата обращения: 10.05.2017).
On Knuckle Scanners and Cheating - How to Bypass Proctortrack [Электронный ресурс]. - URL: http://madebyknight.com/knuckle-scanners-cheating-how-to-bypass-proctortrack (дата обращения: 10.05.2017).
 Эффективные меры противодействия использованию студентами услуг гострайтеров при дистанционном обучении | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4(68). DOI: 10.17223/16095944/68/8

Эффективные меры противодействия использованию студентами услуг гострайтеров при дистанционном обучении | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4(68). DOI: 10.17223/16095944/68/8