Изложены современные подходы к модернизации методической системы преподавания информатики в начальной школе. Рассмотрены исторические предпосылки к появлению информатики в школах СССР и России. Опираясь на мнение ведущих специалистов, автор устанавливает связь между современными научными тенденциями преподавания информатики и с требованиями новых образовательных стандартов. Опираясь на методическую модель академика А.А. Кузнецова, автор предлагает реализовать метапредметный потенциал информатики путём концентрации большего внимания на содержательных линиях «Представления информации» и «Информационных процессов». Предложены новые дидактические единицы, разбитые на две группы - «получение информации» и «передача информации». Кроме того, в статье приводятся результаты анализа и установления связи между коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями и предметными результатами начального курса информатики.
DISCLOSURE OF CONTENT LINES OF “PRESENTATION OF INFORMATION” AND “INFORMATION PROCESSES” AT THE LEVEL OF PRIMARY EDUCATI.pdf За три десятилетия с момента появления в школе информатика прошла значительный путь. Реализация постановления Совета министров и ЦК КПСС «Об обеспечении компьютерной грамотности молодёжи» путём ориентации создаваемого школьного курса на формализацию, алгоритмизацию и освоение программирования привели, с одной стороны, к взрывообразному росту интереса к информатике как учебной дисциплине и науке. С другой - не в полном объёме отвечали целям школьного образования. А.П. Ершов, с работами которого неразрывно связана информатика, на начальном этапе утверждал, что программирование необходимо современному человеку не только в силу того, что «ЭВМ в ближайшем будущем пронижет все стороны жизни, но и потому, что современная жизнь требует повседневного планирования и предвидения» [7]. Он же развивал свой тезис о «второй грамотности» таким образом: «Вторая грамотность - это не только умение писать команды, но и воспитание человека, решительного и предусмотрительного вместе» [Там же]. То есть А.П. Ершов определял для информатики куда более широкое поле деятельности, нежели «автоматизацию вычислений». В.С. Леднев и А.А. Кузнецов обеспечили качественно новое наполнение курса информатики, определив, что «она является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методы и средства автоматизации этих проектов» [12]. Опираясь на заложенную В.С. Ледневым и А.А. Кузнецовым логику, в начале 90-х гг. были предприняты шаги по изменению содержания школьной информатики. Особая роль в новом подходе отводилась информационным моделям, так как в решении практически любой задачи присутствует этап моделирования. Этап развития в рамках информатики линии «моделирования» позволил совершить существенный научный и методический прорыв, создав основу для следующего этапа развития дисциплины. С.А. Бешенков и его коллеги отмечают в своих работах, что «информационные модели создают платформу для следующего, качественного перехода информатики теперь уже в ранг метапредмета» [2]. Федеральные государственные образовательные стандарты поставили универсальные, метапредметные ожидаемые результаты освоения на один уровень с достижением предметных ожидаемых результатов, закрепив, таким образом, потребность человека XXI в. в навыках самообучения и управления процессами собственного развития. Информатика в связи с введением ФГОС по сути получила шанс к перерождению. Так, Т.Б. Захарова в своих работах отмечает, что «осознание того, что на школьный курс информатики возложен ряд важнейших педагогических функций, приводит к выводам о том, что информатика должна занять достойное место в системе школьного образования, необходимо усилить внимание к развитию содержания информатики как обязательного учебного предмета, реализации в полной мере его общеобразовательного потенциала» [8]. Ещё до введения ФГОС А.Г. Гейн отмечал, что «изучение информатики вводит в арсенал ученика такие понятия и умения, которые позволяют ему с некоторого момента анализировать развитие собственного мышления» [4]. С.А. Бешенков, Н.В. Матвеева и ряд других специалистов в этот же период определяли стратегическую цель начального курса информатики как «развитие мышления ребёнка, а также воспитание самостоятельного и мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед нами жизнь» [1]. К моменту введения ФГОС в методике преподавания информатики окончательно закрепляются понятия о содержательных линиях. Различные специалисты дают иногда свои трактовки. Так, классическая модель А.А. Кузнецова состоит из семи содержательных линий курса информатики: 1. Линия информационных процессов. 2. Линия представления информации. 3. Алгоритмическая линия. 4. Линия компьютера. 5. Линия формализации и моделирования. 6. Линия информационных технологий. 7. Линия телекоммуникаций [11]. Именно она является отправной точкой для решения дидактических задач, стоящих перед информатикой в рамках ФГОС. Особое место в системе школьного обучения информатике занимает начальная школа. Споры о месте информатики в начальной школе начались едва ли не раньше появления информатики в системе школьного образования. Так, Ю.А. Первин выдвигал следующий тезис относительно взаимоотношений ученика и компьютера: «Для того чтобы ученик мог общаться с машиной, ему необходимы базовые навыки работы с информацией - уметь читать информацию (выводимую на экран монитора или на принтер) и писать информацию, вводимую в компьютер с клавиатуры. А поскольку первый класс у детей полностью занят формированием умений читать и писать, то наиболее подходящим стартом для освоения элементов информатики младшими школьниками следует считать начало второго класса» [15]. В то же время приглашённый в Новосибирск А.П. Ершовым Г.А. Звенигородский «создал первую учебную среду программирования - «Школьница», выбрал ключевые идеи языков Робик и Рапира, прошагавшие благодаря широкому охвату талантливой молодежи бывшего Советского Союза Новосибирской школой по всем городам и весям» [6]. И всё это в тесном содействии со школьниками, в том числе и начального уровня. Надо отметить, что новосибирский опыт был не единственным. В 1986 г. по инициативе академика Е.П. Велихова был создан первый Детский компьютерный лагерь в г. Переславле-Залесском, который впоследствии был переименован в Международный детский компьютерный лагерь. Многие элементы педагогического поиска на начальном этапе создали серьёзную основу для развития методики преподавания информатики на уровне начального образования, а также предпосылки для её появления в начальной школе, что в свою очередь сказалось на характере начального образования в целом. Как отмечает в своих работах Л.Л. Босова, «курсы информатики для младших школьников в период до государственных образовательных стандартов никоим образом не регламентировались нормативной базой, но, испытывая безусловное влияние со стороны общеобразовательного курса информатики, никогда не являлись его точной проекцией, развивались своим собственным путем и в ряде случаев служили своеобразным полигоном для отработки инновационных идей, впоследствии обогащавших не только информатику, но и другие предметы» [3]. Однако на общем позитивном фоне можно отметить и некоторые аспекты преподавания информатики в начальных классах, которые ещё находятся в процессе становления. В.В. Гришкун и И.В. Левченко отмечают, что «несмотря на существование учебников по информатике для 3-4-х классов, соответствующих стандарту начального общего образования, отбор содержания для обучения информатике в начальной школе всё ещё остаётся научной проблемой» [5]. Этому мнению вторят специалисты Южного федерального университета, в частности, З.М. Кондрашова отмечает, что «анализ состояния проблемы обучения информатике младшего школьника позволяет сделать следующие выводы: • современные учебно-методические комплексы лишь частично обеспечены учебниками информатики для младшего школьника; • вопрос о том, кому преподавать информатику в начальной школе: предметнику или учителю начальных классов, - остается открытым; • проблема построения урока в предметной области «Информатика» заслуживает пристального внимания со стороны психологов, педагогов, методистов, опытных учителей; • интернет-возможности требуют глубокого анализа вопросов в области информатики и дидактических системах ее преподавания» [10]. Обобщив всё сказанное выше, мы можем сделать вывод о том, что «ФГОС НОО по сути требует более широкого понимания курса информатики, заявляя метапредметными результатами обучения навыки и умения, являющиеся для информатики предметными. Но до сих пор в информатике для начальной школы не задействован огромный потенциал предмета в получении метапредметных результатов начального общего образования» [14]. Опираясь на имеющийся опыт и собственные ранние работы, целесообразным представляется: «Расширить курс начальной информатики, выделив значительную часть программы, под развитие коммуникационных навыков, иначе говоря, навыков получения и передачи информации. Основные разделы можно определить так: Получение информации: • Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами, графикой, иллюстрациями. • Навыки получения информации из изображений и иллюстраций. • Навыки получения информации из наблюдений и видео. Передача информации: • Навыки изложения и объяснения информации. • Навыки проверки понимания изложенной информации. • Навыки подготовки аудитории к получению информации» [13]. Предложенные элементы содержания курса включаются в общую систему обучения информатики, реализуя содержательные линии «Представления информации» и «Информационных процессов» на уровне начального общего образования. Учитывая, что информатике в начальной школе сегодня не выделено «обязательных» часов, а только вариативные и внеурочные (при сохранении требований к освоению предметной области «математика-информатика», не в полном объёме раскрываемой курсом начальной математики), наполнение данной «группы» формируемых умений конкретными дидактическими задачами должно вестись с учётом потребностей в формировании универсальных учебных действий. То есть так, чтобы каждое предметное умение было одновременно нацелено на достижение как предметного, так и метапредметного результата. Рассмотрим возможность достижения заявленной цели на примере блока «Передача информации». Этот блок сформирован из следующих дидактических единиц: - Навыки изложения и объяснения информации: • Уметь выбирать подходящую форму подачи сообщения: непосредственную / опосредованную / комбинированную. Уметь логично выстраивать аргументацию при непосредственном или опосредованном сообщении. • Уметь структурировать текст для лучшей передачи информации. • Уметь подбирать (создавать) изображения к тексту и к выступлению. Уметь представлять данные в виде таблиц, схем, диаграмм, инфографики. • Уметь создавать материал (презентацию) для сопровождения устного выступления; • Уметь вызывать и проявлять эмоции для лучшего восприятия текста или выступления. - Навыки проверки понимания изложенной информации: • Уметь задавать вопросы аудитории. • Уметь предлагать выполнить читателям / слушателям какое-то действие в режиме самопроверки. - Навыки подготовки аудитории к получению информации: • Уметь понимать уровень подготовленности аудитории к теме и учитывать это при подготовке к передаче информации. • Уметь вызывать эмоции при объяснении актуальности темы. Предложенные умения безусловно относятся к предметной области информатики. Но если изучить их внимательно и сопоставить с перечнем универсальных учебных действий, за счёт формирования которого достигаются метапредметные результаты начального общего образования, станет видно, что предложенная система умений тесно связана с блоком коммуникативных и познавательных УУД. Проиллюстрируем эти связи. Для начала - на примере блока коммуникативных УУД (табл. 1): • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (КУУД-1) - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов (КУУД-2) - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов (КУУД-3) - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнера (КУУД-4) - контроль, коррекция, оценка действий партнера; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (КУУД-5). Теперь рассмотрим связь предложенных предметных умений с познавательными УУД (табл. 2). Начнём с общеучебной группы: • структурирование знаний (ПоУУД-1); • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ПоУУД-2); • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (ПоУУД-3); • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПоУУД-4); • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (ПоУУД-5); • моделирование (ПоУУД-6); • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (ПоУУД-7). Теперь посмотрим, как соотносятся предложенные навыки передачи информации с логическим блоком познавательных УУД (табл. 3). • анализ / синтез (ПлУУД-1); • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам (ПлУУД-2); • подведение под понятие, выведение следствий (ПлУУД-3); • установление причинно-следственных связей (ПлУУД-4); • построение логической цепи рассуждений (ПлУУД-5); • доказательство (ПлУУД-6); • выдвижение гипотез и их обоснование (ПлУУД-7). Далее - блок «Получение информации». Этот блок сформирован из следующих развиваемых умений: - Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами, графикой, иллюстрациями: • Умение понимать, о чём идёт речь в простом по содержанию тексте, а также тексте со специально выполненным усложнением. Уметь отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, описанных в тексте, а также давать ответы, которые нельзя получить, просто цитируя текст. • Уметь объяснять информацию, представленную в тексте в виде схем, диаграмм и таблиц. • Уметь изменять описание информации, полученной из текста, в зависимости от дополнительно полученной информации. • Умение задавать уточняющие вопросы для понимания текста. • Уметь понимать иноязычные или знаковые элементы текста, задавая вопросы взрослым или проводя самостоятельный поиск в словарях или в сети Интернет. Уметь находить значение неизвестных слов в тексте в словарях или в сети Интернет. - Навыки получения информации из изображений и иллюстраций: • Уметь составлять рассказ по картинке, фотографии, схеме или диаграмме, давать ответы на вопросы к иллюстрации, схеме, диаграмме. • Уметь выполнять задания, требующие понимания условных знаков, отвечать на вопросы и выполнять задания, требующие нахождения на рисунке или фотографии условных знаков. • Уметь выполнять задания, требующие понимания карт, схем и планов предметов и территорий. • Уметь отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, изображенных на рисунке или фотографии. • Уметь представлять информацию, представленную на рисунке или фотографии, в виде текста или схем. • Уметь изменять описание информации, полученной из рисунка или фотографии, в зависимости от дополнительно полученной информации. • Уметь соотносить рисунок или фотографию с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами. - Навыки получения информации из наблюдений и видео: • Уметь записывать результаты наблюдений или просмотра видео в виде текста, схемы, таблицы, отвечать на вопросы, заносить результаты наблюдений в таблицу, отражать их на схемах и диаграммах. Уметь давать ответы на вопросы к видео или наблюдаемой действительности. • Уметь изменять описание информации, полученной из наблюдений или видео, в зависимости от дополнительно полученной информации. • Уметь соотносить видео с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами. Сопоставим предложенные умения с теми же УУД. Для начала с коммуникативными (табл. 4). Затем рассмотрим познавательные общеучебные УУД (табл. 5). И наконец логические познавательные УУД (табл. 6). Предложенная система умений, раскрывающая на начальном этапе содержательные линии «Информационных процессов» и «Представления информации», нацеленных на единовременное достижение предметных ожидаемых результатов и формирование метапредметных результатов обучения на уровне начального общего образования, была апробирована и положена в основу УМК «Информатика для всех. 1-4-й классы» Д.И. Павлова (под ред. А.В. Горячева), выпущенного издательством «БИНОМ: Лаборатория знаний» и получившего ряд положительных отзывов. В частности, учитель начальных классов столичной школы № 2009 А.В. Каплан отмечает, что эксперимент с УМК «Информатика для всех» «не вызывает разочарования в выбранном курсе ни у учеников, ни у учителя, ни у администрации учебных заведений, а сам курс, представляя линию формирования функциональной грамотности, построен необычно и раскрывает начальный курс информатики с интересной и непривычной стороны» [9]. А значит, направление проводимых исследований в области преподавания информатики в начальной школе можно признать удачным. Блок коммуникативных УУД Дидактические единицы КУУД-1 КУУД-2 КУУД-3 КУУД-4 КУУД-5 Навыки изложения и объяснения информации Уметь выбирать подходящую форму подачи сообщения: непосредственную / опосредованную / комбинированную. Уметь логично выстраивать аргументацию при непосредственном или опосредованном сообщении Уметь структурировать текст для лучшей передачи информации Уметь подбирать (создавать) изображения к тексту и к выступлению. Уметь представлять данные в виде таблиц, схем, диаграмм, инфографики Уметь создавать материал (презентацию) для сопровождения устного выступления Уметь вызывать и проявлять эмоции для лучшего восприятия текста или выступления Навыки проверки понимания изложенной информации Уметь задавать вопросы аудитории Уметь предлагать выполнить читателям/слушателям какое-то действие в режиме самопроверки Навыки подготовки аудитории к получению информации Уметь понимать уровень подготовленности аудитории к теме и учитывать это при подготовке к передаче информации Уметь вызывать эмоции при объяснении актуальности темы Таблица 2 Познавательные УУД Дидактические единицы ПоУУД-1 ПоУУД-2 ПоУУД-3 ПоУУД-4 ПоУУД-5 ПоУУД-6 ПоУУД-7 Навыки изложения и объяснения информации Уметь выбирать подходящую форму подачи сообщения: непосредственную / опосредованную / комбинированную. Уметь логично выстраивать аргументацию при непосредственном или опосредованном сообщении Уметь структурировать текст для лучшей передачи информации Уметь подбирать (создавать) изображения к тексту и к выступлению. Уметь представлять данные в виде таблиц, схем, диаграмм, инфографики Уметь создавать материал (презентацию) для сопровождения устного выступления Уметь вызывать и проявлять эмоции для лучшего восприятия текста или выступления Навыки проверки понимания изложенной информации Уметь задавать вопросы аудитории Уметь предлагать выполнить читателям/слушателям какое-то действие в режиме самопроверки Навыки подготовки аудитории к получению информации Уметь понимать уровень подготовленности аудитории к теме и учитывать это при подготовке к передаче информации Уметь вызывать эмоции при объяснении актуальности темы Таблица 3 Логический блок познавательных УУД Дидактические единицы ПлУУД-1 ПлУУД-2 ПлУУД-3 ПлУУД-4 ПлУУД-5 ПлУУД-6 ПлУУД-7 Навыки изложения и объяснения информации Уметь выбирать подходящую форму подачи сообщения: непосредственную / опосредованную / комбинированную. Уметь логично выстраивать аргументацию при непосредственном или опосредованном сообщении Уметь структурировать текст для лучшей передачи информации Уметь подбирать (создавать) изображения к тексту и к выступлению. Уметь представлять данные в виде таблиц, схем, диаграмм, инфографики Уметь создавать материал (презентацию) для сопровождения устного выступления Уметь вызывать и проявлять эмоции для лучшего восприятия текста или выступления Навыки проверки понимания изложенной информации Уметь задавать вопросы аудитории Уметь предлагать выполнить читателям/слушателям какое-то действие в режиме самопроверки Навыки подготовки аудитории к получению информации Уметь понимать уровень подготовленности аудитории к теме и учитывать это при подготовке к передаче информации Уметь вызывать эмоции при объяснении актуальности темы Таблица 4 Блок получения информации Дидактические единицы КУУД-1 КУУД-2 КУУД-3 КУУД-4 Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами, графикой, иллюстрациями Умение понимать, о чем идет речь в простом по содержанию тексте, а также тексте со специально выполненным усложнением. Уметь отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, описанных в тексте, а также давать ответы, которые нельзя получить, просто цитируя текст Уметь объяснять информацию, представленную в тексте в виде схем, диаграмм и таблиц Уметь изменять описание информации, полученной из текста, в зависимости от дополнительно полученной информации Умение задавать уточняющие вопросы для понимания текста Уметь понимать иноязычные или знаковые элементы текста, задавая вопросы взрослым или проводя самостоятельный поиск в словарях или в сети Интернет. Уметь находить значение неизвестных слов в тексте в словарях или в сети Интернет Навыки получения информации из изображений и иллюстраций Уметь составлять рассказ по картинке, фотографии, схеме или диаграмме, давать ответы на вопросы к иллюстрации, схеме, диаграмме Уметь выполнять задания, требующие понимания условных знаков, отвечать на вопросы и выполнять задания, требующие нахождения на рисунке или фотографии условных знаков Уметь выполнять задания, требующие понимания карт, схем и планов предметов и территорий Уметь отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, изображенных на рисунке или фотографии Уметь представлять информацию, представленную на рисунке или фотографии в виде текста или схем Уметь изменять описание информации, полученной из рисунка или фотографии, в зависимости от дополнительно полученной информации Уметь соотносить рисунок или фотографию с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами Навыки получения информации из наблюдений и видео Уметь записывать результаты наблюдений или просмотра видео в виде текста, схемы, таблицы, отвечать на вопросы, заносить результаты наблюдений в таблицу, отражать их на схемах и диаграммах. Уметь давать ответы на вопросы к видео или наблюдаемой действительности Уметь изменять описание информации, полученной из наблюдений или видео, в зависимости от дополнительно полученной информации Уметь соотносить видео с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами Таблица 5 Познавательные общеучебные УУД Дидактические единицы ПоУУД-1 ПоУУД-2 ПоУУД-3 ПоУУД-4 ПоУУД-5 ПоУУД-6 ПоУУД-7 Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами, графикой, иллюстрациями Умение понимать, о чем идет речь в простом по содержанию тексте, а также тексте со специально выполненным усложнением. Уметь отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, описанных в тексте, а также давать ответы, которые нельзя получить, просто цитируя текст Уметь объяснять информацию, представленную в тексте в виде схем, диаграмм и таблиц Уметь изменять описание информации, полученной из текста, в зависимости от дополнительно полученной информации Умение задавать уточняющие вопросы для понимания текста Уметь понимать иноязычные или знаковые элементы текста, задавая вопросы взрослым или проводя самостоятельный поиск в словарях или в сети Интернет. Уметь находить значение неизвестных слов в тексте в словарях или в сети Интернет Навыки получения информации из изображений и иллюстраций Уметь составлять рассказ по картинке, фотографии, схеме или диаграмме, давать ответы на вопросы к иллюстрации, схеме, диаграмме Уметь выполнять задания, требующие понимания условных знаков, отвечать на вопросы и выполнять задания, требующие нахождения на рисунке или фотографии условных знаков Уметь выполнять задания, требующие понимания карт, схем и планов предметов и территорий Уметь отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, изображенных на рисунке или фотографии Уметь представлять информацию, представленную на рисунке или фотографии в виде текста или схем Уметь изменять описание информации, полученной из рисунка или фотографии, в зависимости от дополнительно полученной информации Уметь соотносить рисунок или фотографию с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами Навыки получения информации из наблюдений и видео Уметь записывать результаты наблюдений или просмотра видео в виде текста, схемы, таблицы, отвечать на вопросы, заносить результаты наблюдений в таблицу, отражать их на схемах и диаграммах. Уметь давать ответы на вопросы к видео или наблюдаемой действительности Уметь изменять описание информации, полученной из наблюдений или видео, в зависимости от дополнительно полученной информации Уметь соотносить видео с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами Таблица 6 Логические познавательные УУД Дидактические единицы ПлУУД-1 ПлУУД -2 ПлУУД -3 ПлУУД -4 ПлУУД -5 ПлУУД -6 ПлУУД -7 Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами, графикой, иллюстрациями Умение понимать, о чем идет речь в простом по содержанию тексте, а также тексте со специально выполненным усложнением. Уметь отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, описанных в тексте, а также давать ответы, которые нельзя получить, просто цитируя текст Уметь объяснять информацию, представленную в тексте в виде схем, диаграмм и таблиц Уметь изменять описание информации, полученной из текста, в зависимости от дополнительно полученной информации Умение задавать уточняющие вопросы для понимания текста Уметь понимать иноязычные или знаковые элементы текста, задавая вопросы взрослым или проводя самостоятельный поиск в словарях или в сети Интернет. Уметь находить значение неизвестных слов в тексте в словарях или в сети Интернет Навыки получения информации из изображений и иллюстраций Уметь составлять рассказ по картинке, фотографии, схеме или диаграмме, давать ответы на вопросы к иллюстрации, схеме, диаграмме Уметь выполнять задания, требующие понимания условных знаков, отвечать на вопросы и выполнять задания, требующие нахождения на рисунке или фотографии условных знаков Уметь выполнять задания, требующие понимания карт, схем и планов предметов и территорий Уметь отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, изображенных на рисунке или фотографии Уметь представлять информацию, представленную на рисунке или фотографии в виде текста или схем Уметь изменять описание информации, полученной из рисунка или фотографии, в зависимости от дополнительно полученной информации Уметь соотносить рисунок или фотографию с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами Навыки получения информации из наблюдений и видео Уметь записывать результаты наблюдений или просмотра видео в виде текста, схемы, таблицы, отвечать на вопросы, заносить результаты наблюдений в таблицу, отражать их на схемах и диаграммах. Уметь давать ответы на вопросы к видео или наблюдаемой действительности Уметь изменять описание информации, полученной из наблюдений или видео, в зависимости от дополнительно полученной информации Уметь соотносить видео с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами
Бешенков С.А., Давыдов А.Л., Матвеева Н.В. Гуманитарная информатика в начальном обучении // Информатика и образование. - М., 1997. - № 3.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Миндзаева Э.В. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - М., 2010. - № 1. - С. 58-63.
Босова Л.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы. - М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012.
Гейн А.Г. Земля Информатика: пособие для учителей // Первое сентября. Информатика. - М.: Первое сентября, 1996. - № 22.
Гришкун В.В., Левченко И.В. Школьная информатика в контексте фундаментализации образования // Вестник РУДН. Сер.: Информатизация образования. - 2009. - № 1. - С. 55-64.
Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Литерат С.И., Первин Ю.А. Работа со школьниками в области информатики. Опыт Сибирского отделения АН СССР // Математика в школе. - 1981. - № 1. - С. 47-50.
Ершов А.П. Программирование - вторая граммотность. - Новосибирск: ВЦ Сиб. отд АН СССР, 1981.
Захарова Т.Б., Захаров А.С. Информатика как обязательный учебный предмет в системе общего образования // Наука и школа. - 2015. - № 5.
Каплан А.В. Результаты апробации учебно-методичес-кого комплекта «Информатика для всех» в первом классе // Информатика в школе. - М., 2017. - № 3.
Кондрашова З.М., Рябенкова М.С. Курс информатики в начальной школе: проблемы учителя начальных классов // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - № 3.
Кузнецов А.А., Рыжаков М.В., Бешенков С.А. Концепция обучения информатике // Информатика и образование. - 2001. - № 2.
Леднев В.С., Кузнецов А.А. Перспективы изучения основ кибернетики в средней школе // Советская педагогика. - 1975. - № 6.
Павлов Д.И. Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований // Получение и передача информации в начальном курсе информатики: матер. конф. - Омск : ОМЕГА САЙНС, 2016.
Павлов Д.И. Наука, образование, инновации // Начальная информатика - новый взгляд в свете изменившегося характера начального общего образования: матер. конф. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. - Т. 3.
Первин Ю.А. Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее // Раннее обучение информатике: стратегии, стереотипы, судьбы: матер. конф. - Пермь, 2014.