Методика и организация работы преподавателя в автоматизированной системе обучения
Представлены методика и организация работы преподавателя в многоуровневой автоматизированной системе обучения, контроля и анализа уровня профессиональных знаний курсантов (программа FireTest), разработанной в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Программа FireTest позволяет преподавателям через сеть Internet или внутреннюю корпоративную сеть академии организовывать, контролировать и анализировать учебную работу курсантов, а курсантам осуществлять самостоятельную теоретическую подготовку, используя стационарные компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны.
Methods and organization of work of the teacher in the automated learning system.pdf Одним из наиболее эффективных направлений повышения уровня теоретической подготовки является внедрение электронных форм обучения и контроля. Развитию электронных форм обучения и совершенствованию методик их применения уделяется большое внимание [1-5]. Для реализации электронных форм обучения вузы с учетом особенностей учебного процесса самостоятельно разрабатывают и внедряют компьютерные программы или используют программы, созданные специализированными разработчиками. Проведенный обзор показал, что компьютерные программы, разработанные в вузах [6-7], коммерческие программы [8-10], а также программы, находящиеся в свободном доступе, например «Adit Testdesk», «iSpring QuizMaker», «ТесТ & РедактоР», «Конструктор тестов easyQuizzy», «Система тестирования INDIGO», не учитывают особенностей учебного процесса образовательных организаций системы МЧС России или имеют недостаточный набор функций для организации и проведения обучения и контроля теоретической подготовки курсантов. Для реализации требований ФГОС по специальности 20.05.01 - пожарная безопасность [11] в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России разработана собственная многоуровневая автоматизированная система обучения, контроля и анализа уровня профессиональных знаний (далее - программа FireTest), на которую получено свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ № 2017613078 от 10 марта 2017 г. Необходимость создания программы FireTest с функцией постоянного доступа к образовательным ресурсам посредством сети Internet обусловлена объективными обстоятельствами, связанными с отрывом курсантов от учебных занятий вследствие привлечения их к службе во внутренних нарядах и выполнению задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе аэромобильных группировок [12]. Зарегистрированные в программе FireTest курсанты осуществляют самостоятельную теоретическую подготовку независимо от времени и места нахождения, используя стационарные компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны, имеющие доступ в Internet. Программа FireTest выполнена в характерном для пожарной охраны дизайне, что формирует интерес курсантов к теоретической подготовке и мотивацию к профессиональной деятельности. Широкие функциональные возможности программы FireTest позволяют преподавателю организовывать, контролировать и анализировать учебную работу курсантов, а также создавать контрольно-измерительные материалы в соответствии с установленными требованиями. При разработке программы FireTest особое внимание было уделено эргономическим, функциональным и методическим вопросам работы преподавателя. Преподаватель имеет доступ к следующим основным функциональным модулям (далее - ОФМ) (рис. 1, 2): главная страница; поединок; календарь событий; статистика; преподавательская. ОФМ «Преподаватель» предназначен для организации учебной работы преподавателя с курсантами. ОФМ включает функции, предназначенные для создания теста по отдельной дисциплине, для планирования теста по дисциплине, создания и редактирования базы вопросов по дисциплине, организации обратной связи с курсантами или преподавателями, проходящими тестирование, для повышения качества вопросов. Функционально-методическая схема ОФМ «Преподаватель» представлена на рис. 2. Функциональный модуль 1 «Создание теста по дисциплине» (рис. 3) предназначен для создания теста путем выбора дисциплины, ее раздела (темы) и вопросов. В функциональном модуле (далее - ФМ) устанавливаются название теста и критерии оценки в виде минимального процента правильных ответов для получения соответствующего балла (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). ФМ 2 «Планировщик тестирования» (рис. 4) предназначен для выбора ранее созданного теста, даты его проведения и учебной группы. В планировщике тестирования устанавливаются максимальное время, отведенное на тест, учебная аудитория, а также при необходимости заполняется комментарий. Путем выбора курсантов из списка учебной группы преподаватель открывает им доступ к тесту. ФМ 3 «Создание базы вопросов» (рис. 5) предназначен для создания нового вопроса, редактирования ранее созданного вопроса или его удаления. ФМ 3.1 «Создание нового вопроса» предназначен для создания вопросов по учебным дисциплинам (рис. 6). При создании нового вопроса выбираются кафедра, учебная дисциплина, закрепленная за кафедрой, год обучения, на котором данная дисциплина преподается. С целью повышения качества контрольно-измерительных материалов формулировка вопроса и варианты ответов выполняются в соответствии с методическими требованиями. Преподаватель самостоятельно в программе выбирает следующие виды вопросов: единичный выбор правильного ответа; множественный выбор правильных ответов; вопрос на последовательность; вопрос на соответствие. Правильные варианты ответов отмечаются соответствующим знаком. К каждому вопросу устанавливается раздел (тема) дисциплины, который создается вновь или выбирается из списка созданных ранее. Программой FireTest предусмотрено прикрепление к вопросам рисунков и ввод формул. Функциональный модуль «Ввод формулы» включает математические символы, греческий алфавит, знаки связей, логики, символов и стрелок, что является достаточным для создания формул любой сложности. ФМ 3.2 «Редактирование вопроса» предназначен для информирования о статистике ответов на вопросы и внесения изменений в формулировки вопросов и варианты ответов (рис. 7). В программе FireTest предусмотрено формирование баз вопросов по дисциплинам и по уровням подготовки. Для специальности 20.05.01 - пожарная безопасность установлено 5 уровней подготовки, которым для формирования интереса курсантов присвоены профессиональные наименования. Каждый уровень подготовки представляет собой базу теоретических вопросов по всем дисциплинам, изученным на определенном году обучения: - 1-й год обучения - уровень подготовки «пожарный»; - 2-й год обучения - уровень подготовки «командир отделения»; - 3-й год обучения - уровень подготовки «начальник караула»; - 4-й год обучения - уровень подготовки «инспектор»; - 5-й год обучения - уровень подготовки «инженер пожарной безопасности». Каждый уровень подготовки включает теоретические вопросы, в том числе изученные на предыдущих годах обучения. Например, при выборе курсантом уровня подготовки «командир отделения», соответствующего 2-му году обучения (рис. 8), в тест попадают вопросы 2-го и 1-го годов обучения, что позволяет не только изучать теоретический материал текущего года обучения, но и повторять вопросы за предыдущие годы обучения, тем самым поддерживать высокий уровень остаточных знаний. Для внесения изменений в вопросы и соответствующие им варианты ответов в ФМ 3.2 «Редактирование вопроса» выбираются учебная дисциплина, раздел (тема) дисциплины и конкретный вопрос. В редактируемом вопросе может удаляться имеющийся рисунок или добавляться новый, а также удаляться или создаваться вновь формула (рис. 9). ФМ 3.3 «Удаление вопроса» предназначен для удаления вопроса из базы дисциплины (рис. 10). Для удаления вопросов и соответствующих им вариантов ответов выбираются учебная дисциплина, раздел (тема) дисциплины и конкретный вопрос. В случае использования вопроса другим преподавателем в созданном им ранее тесте вопрос удалить невозможно. Для удаления вопроса необходимо исключить этот вопрос из созданного другим преподавателем теста. Информация о преподавателе и наименовании теста, в котором используется вопрос, отражается в ФМ 3.3 «Удаление вопроса». ФМ 4 «Запросы обучаемых» предназначен для повышения качества теоретических вопросов (рис. 11). Пользователь, проходящий тестирование, при наличии объективной ошибки в вопросе или ответах может оставить сообщение для преподавателя, создавшего вопрос, нажав в поле вопроса ссылку «Обратная связь по вопросу» и изложив суть проблемы (рис. 12). Сообщение по проблемному вопросу отражается в ФМ 4 «Запросы обучаемых». В сообщении указываются автор запроса, учебная дисциплина, к которой относится проблемный вопрос, формулировка вопроса и замечание по вопросу. Для работы с проблемным вопросом преподаватель, решающий проблему, может перейти непосредственно к вопросу в ФМ 3.2 «Редактирование вопроса» и внести исправления. После решения проблемы преподаватель удаляет запрос (рис. 13). Разработанная программа FireTest учитывает особенности образовательного процесса академии, обладает широким набором функций и представляет практический интерес с точки зрения изложенной в статье методики работы преподавателя в области организации, контроля и анализа результатов теоретической подготовки курсантов. Доступ преподавателей и курсантов к образовательной среде, реализованной в виде программы FireTest, посредством телекоммуникационных технологий, значительно расширяет возможности и мобильность учебного процесса. Современная форма обучения, качественные контрольно-измерительные материалы, эргономика и дизайн программы FireTest вызывают интерес и стимулируют курсантов к обучению. Использование программы FireTest в образовательном процессе повысило уровень теоретических знаний курсантов, показало ее эффективность и востребованность со стороны профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова
автоматизированная система обучения,
самостоятельная теоретическая подготовка,
automated training system,
independent theoretical trainingАвторы
Булгаков В.В. | Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России | | vbulgakov@rambler.ru |
Всего: 1
Ссылки
Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: дис.. д-ра пед. наук. - Ульяновск, 2010. - 515 с.
Бурдилов А.И. Проектирование педагогических условий применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе военно-морского вуза: дис. … канд. пед. наук. - Калининград, 2012. - 167 с.
Щедрина Е.В. Влияние адаптивного тестирования сетевых электронных учебно-методических комплексов на усвоение учебного материала студентами вуза: дис.. канд. пед. наук. - М., 2013. - 193 с.
Зайцева О.Н. Технология дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов: дис. … канд. пед. наук. - Орел, 2013. - 170 с.
Давыдова Н.А. Формирование компетентности преподавателя вуза в области автоматизированного тестирования знаний: дис.. канд. пед. наук. - Калининград, 2015. - 230 с.
Чайкина Е.В. Система контроля знаний при формировании профессиональной компетентности студентов технических вузов / Е.В. Чайкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. - 2016. - № 3. - С. 91-96.
Ларина Л.В. Проведение входного контроля знаний студентов по «Информатике» с использованием специализированной компьютерной системы / Л.В. Ларина // Открытое образование. - 2017. - Т. 21, № 2. - С.14-20.
Абушкин Д.Б. Применение облачных сервисов GOOGLE для организации проверки знаний учащихся / Д.Б. Абушкин, Н.Н. Селезнева // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. - 2015. - № 4. - С. 38-46.
Лученецкая-Бурдина И.Ю. Контроль знаний студентов в системе электронного обучения / И.Ю. Лученецкая-Бурдина, А.А. Федотова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 131-135.
Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS MOODLE / В.Ю. Шурыгин // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6, № 1. - С. 172-174.
Приказ Министерства образования и науки РФ от августа 2015 г. № 851 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 20.05.01 - пожарная безопасность (уровень специалитета)».
Малый И.А. Опыт участия личного состава Ивановского института ГПС МЧС России в ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2010 по 2013 г.: науч.-метод. изд. - Иваново: Ивановский институт ГПС МЧС России, 2014. - 109 с.