Экспликация метафор образования как метод исследования педагогической коммуникации в дистанционном обучении
Рассматриваются метафоры образования, отражающие его современное состояние. Проводится соотносительный анализ метафор «организма» и «обмена» с метафорами «приобретения» и «соучастия», а также экспликация метафор образования как метода исследования педагогической коммуникации в процессе дистанционного обучения с целью определения перспектив ее развития как средства актуализации воспитательной составляющей образовательного процесса в целом.
Explication of metaphors of education as a method the study of pedagogical communication in distance education.pdf Введение Дистанционное обучение как одна из форм образования вообще и высшего образования в частности, реализуемая средствами телекоммуникационных технологий, предусматривающими взаимодействие учащихся и преподавателя на расстоянии (дистанционно), при этом сохраняя все присущие учебному процессу компоненты: методы, цели, организационные формы, содержание, средства обучения, - испытывает на себе те же проблемы, что и вся система образования. Отечественные исследователи отмечают, что одной из серьезных проблем является «турбулентность» образовательного процесса, понимаемая не только как хаотичное движение элементов, но и как «один из способов самоорганизации системы при высоких скоростях многовекторного развития» [1], характеризующая состояние переходного периода. Уравновешивает существующую турбулентность эффект инерции, возникающий, когда «система образования упорядочивает в своих границах случайные воздействия, превращая их в знания о мире, формы поведения, адсорбируя крупицы традиционной системы ценностей» [2. С. 31]. Соотношение турбулентности и инерционности образования носит ситуативный характер, но при потере баланса между ними возрастает угроза распада системы образования, ее целостности [3. С. 47]. Исследование проявлений турбулентности и инерционности в сфере дистанционного обучения позволит сформировать представления о его перспективах. В статье рассматриваются такие феномены современного состояния системы высшего образования, как турбулентность и инерционность, через понятия стандартизации и консерватизма в образовании, проясняется метод экспликации метафор образования через метафоры «организма» и «обмена», «приобретения» и «соучастия», рассматривается возможность применения метода экспликации метафор образования к исследованию педагогической коммуникации в процессе дистанционного обучения. Формируются идеи о развитии педагогической коммуникации как средства актуализации воспитательной составляющей образовательного процесса в целом. 1. Современное состояние системы высшего образования Одним из маркеров турбулентности высшего образования является его пролонгированная стандартизация. По мнению О.Х. Мирошниковой, стандартизация высшего образования имеет определенные плюсы: оно объективно для всех, позволяет унифицировать критерии оценки, направлено на достижение ясно очерченных, известных всем участникам процесса целей обучения и оценки образовательных результатов [4. С. 15]. В отечественном образовании стандартизация и компетентностно-ориентированное обучение часто выступают как синонимы. Для дистанционного обучения этот факт очевиден более всего. По нашему мнению, именно здесь осуществляется овладение стандартами в процессе работы по индивидуально избранной траектории, когда каждый учащийся обучается в соответствии со своим собственным темпом и графиком: - обучаемые овладевают специфическими нормами (стандартами), или компетенциями, нацеливаясь на заранее определенный результат, который им необходимо достичь; - обучаемые в большей степени мотивированы на достижение результата, чем при традиционных формах обучения, поскольку данный образовательный подход основан на расширении сферы коммуникации и установлении обратной связи; - допустимо использование нестандартных / альтернативных способов оценки знаний. Компетентностный подход в российском образовании является одним из основополагающих для разработки методологии процесса стандартизации образования и модернизации образования в целом. На приложение компетентностного подхода ориентированы федеральные государственные стандарты высшего образования [4. С. 17]. Проявлением инерционности в системе высшего образования является его традиционный консерватизм. По мнению А.А. Опрышко, эта тенденция базируется на стремлении сохранить высшие духовно-нравственные ценности, определяемые религиозными традициями, национальной психологией и менталитетом народа нашей страны [5. С. 97]. В условиях глобализации, отмечает автор, предполагающей в своём финале исчезновение национальных границ и государств, сохранение таких ценностей становится практически невозможным, поскольку исчезновение географических и экономических границ неизбежно приведёт к исчезновению и границ культурных, вызывая деградацию социальных систем, подпавших под культурную унификацию. Запад уже демонстрирует социальные болезни, являющиеся следствием разрушения таких традиционных ценностей, это одиночество, кризис семейных отношений, демографическая катастрофа, экологические бедствия, дефицит сострадания и милосердия, сексуальные отклонения, утрата смысла жизни, наркотизация, эгоизация общества [5. С. 99]. Единственное лекарство от этих болезней - восстановление воспитательного процесса подрастающих поколений как глобальная задача, которая может быть решена только совместными усилиями семьи, образовательных, общественных учреждений и средств массовой информации в духе высших ценностей. Авторы предлагают противопоставлять ценностям глобализации высшие духовные ценности традиционной культуры. Так, например, пропаганде принципа потребления - принцип служения ближнему, пропаганде насилия - принцип любви и добра, пропаганде «легкой жизни» - принцип совести и трудолюбия, пропаганде разврата - принцип нравственной и моральной чистоты. Нарушение баланса между турбулентностью и инерционностью в современном образовании просматривается в углублении пропасти между процессами образования (понимаемого только в рациональном ключе) и воспитания. Современный преподаватель вуза перестает выступать единственным транслятором социокультурного опыта, формировать ценностные ориентации и мировоззрение студентов. Из транслятора интегральных образов мира преподаватель превращается в транслятора знаний [5. С. 96]. Подтверждением тезиса является актуальная на сегодня приоритетность систем профессиональной подготовки над системами образования, нацеленная на развитие в основном рационального познания при блокировании чувственного и интуитивного каналов, что делает личность помимо всего прочего также и весьма уязвимой для информационных атак. И как следствие - утрата так необходимой для обоих участников образовательного процесса коммуникативной функции, организующей общение преподавателя и студентов, создающей комфортный психологический климат в учебном коллективе. Решением проблемы вряд ли можно назвать стремление преподавателей высшей школы любым возможным способом сохранить содержательную целостность учебных программ и необходимое разнообразие форм взаимодействия со студентами, несмотря на тотальное сокращение часов, отводимых на дисциплину. Необходимо противопоставить тенденции, связанной с ориентацией на «быстрое» обучение, поляризацию доступности образования, механистически понимаемую «борьбу за повышение качества образования», сводимую по факту к контролю полученных знаний, тенденцию, акцентирующую традиционно сильную воспитательную функцию российского образования, опирающуюся на систему традиционных общественных ценностей, подкрепляемых национальной «самостью» образования, усилить ориентацию на фундаментальность образования. Очевидно, что выйти из зоны турбулентности для современной системы образования означает повысить качество создания, отбора, апробирования и внедрения образовательных инноваций. Сегодня очень важно в качестве основного инструмента отбора таковых использовать принцип сообразности традициям, ведь именно они обеспечивают инерционность системы образования, ее стабильность. В данной ситуации может помочь только отстраненный взгляд, опирающийся на максимально абстрактные ориентиры. А именно, если понимать образование как особую реальность, фиксирующую определенную и отграниченную от остальных смысловую область, то можно оперировать специфическими для данной реальности понятиями, организующими в ней определенную перспективу [6. С. 213]. Такое видение дает нам метафора образования, а методологической основой выступает экспликация метафор образования как метода исследования, в контексте данной статьи - коммуникативных практик дистанционного обучения. Эффективность данного метода обусловлена прежде всего тем, что коммуникативное взаимодействие в дистанционном обучении имеет дистантный, опосредованный техническими средствами характер. Изучение этого взаимодействия, измерение семантики возникающих при этом языковых структур естественного языка в целом и его метафоризации в особенности дает важную информацию о восприятии участниками образовательного процесса условий, средств, методов, целей и задач самого образования. Такие гуманитарные «измерения» [7] позволяют не только оценить удовлетворенность студентами дистанционного обучения качества педагогической коммуникации, но и определить перспективы ее развития как средства актуализации воспитательной составляющей. 2. Метафоры образования Метафора как одна из языковых универсалий устанавливает информaционно значимую связь между объектами познания на основе общности организующих их принципов и становится трансляцией известного в сферу осваиваемого, создавая для него определенную перспективу. Попробуем выделить метафоры образования, позволяющие увидеть его перспективу, сформулировать ориентиры. Особые свойства метафоры, позволяющие ей соединять разнородные «реальности», привлекли к ней пристальное внимание лингвистов, философов и науковедов. Например, М. Блэк формулирует данное свойство метафоры в виде «закона проекции» [8. С. 153], который означает, что выбранная метафора выступает в качестве фильтра, через который рассматривают исследуемую область или систему отсчета, в которой прорисовываются основные характеристики исследуемой области, или даже в качестве знаковой системы, т.е. языка, на котором говорят об исследуемой области. Рассмотрим две метафоры, которые используются при исследовании процессов образования и позволяют акцентировать его проблемные области. Это метафоры «организма» и «обмена». Метафора «организма» относится к числу наиболее распространенных и охватывает самые разнообразные области. Метафору «организма» называют стратегической метафорой, дающей максимально общую перспективу. Организм определяется как целостность, образуемая слаженным функционированием его частей. Проецируя метафору «организма» в сферу образования, мы фактически соотносим его функционирование с целостной, «живой» системой, в которой важно все: и внешние запросы на профессиональность и внутренние потребности обучаемого, и собственно комфортность среды, в которой происходит обучение. Нормальное функционирование организма предполагает его постепенную эволюцию, а не революционные перемены. Метафора «организма» в образовательной среде эксплицируется через слаженное взаимодействие участников образовательного процесса, критически оценивающих каждый педагогический феномен, изучающих актуальную информацию и передовой опыт, имеющих возможность осуществлять пилотные проекты в образовании. Такое наполнение метафоры «организма» учитывает и инновационную, и традиционную его составляющие. В случае если игнорировать системный и целостный характер функционирования образования, акцентировать внимание лишь на отдельных его сторонах, то актуализируется метафора «обмена», маркерами которой являются концепты: «социальный заказ», «государственные приоритеты», «функции образовательного учреждения», «удовлетворение общественных потребностей», «воспроизводство социальной структуры». Метафора «обмена» как элементарного механизма социального взаимодействия является одной из главных социологических метафор, в образовании она реализуется через понятие потребительского запроса. Качество образования в этом случае измеряется удовлетворенностью «потребителей». И в перспективе описывается с помощью логики рынка: образование - это продукт, его качество - его полезность. Как видно из этой логики, учитывается только один критерий - экономическая эффективность образования. Очевидно, что это очень узко, поскольку образование не является зоной свободной конкуренции в чистом виде [9]. Таким образом, стратегическая метафора «организма» в образовании позволяет моделировать его состояние и развитие на большую перспективу. Функциональная метафора «обмена» отражает конкретный этап развития образовательной системы и выступает инструментом достижения поставленной цели. Они на исчерпывают весь спектр образовательных метафор. Так, процесс педагогической коммуникации также послужил основанием для метафоризации. Э.В. Будаев и А.П. Чудинов выделяют две метафоры образования: метафору «приобретения» и метафору «соучастия» [10. С. 70]. Метафора «приобретения», связанная с представлениями о педагогической коммуникации как о процессе передачи информации, а о самой информации как о продукте, предназначенном для потребления учащимися, на наш взгляд, в полной мере соотносится с рассмотренной ранее метафорой «обмена». Данная метафора представляет обучаемого как потребителя и привносит нежелательные смыслы из сферы рыночных отношений, дистанцирует их от активного участия в образовательном процессе. Аналогичны ей метафоры «приготовления» и «переваривания ментальной пищи» [Там же. С. 73]. Авторы исследования приводят оценку качеств преподавателя и студента в рамках данной метафоры. Так, оценка студентами самих себя акцентирует их пассивную роль в образовательном процессе с помощью таких концептов, как «губка», «карандаш», «улитка». Оценка же преподавателей, напротив, акцентирует навязываемую ими активную роль и выражается с помощью концепта «военачальник из вражеской армии». Вторая метафора, предлагаемая авторами, метафора «соучастия», формируется наряду со становлением интеракционистских представлений о коммуникации и акцентирует активную роль учащихся в образовательном процессе. На наш взгляд, данная метафора по целому ряду признаков соотносима с предложенной ранее метафорой «организма», поскольку слаженность его функционирования во многом зависит от согласованного взаимодействия элементов системы. По мнению авторов, метафора «соучастия» формирует потребность коммуникации по поводу получаемых знаний, их непосредственного применения. Здесь обучаемые квалифицируют своих преподавателей как «заботливого садовода» или «спортивного тренера», не отклоняя их активный характер, но и не противопоставляя себе. Развивая содержание метафоры «соучастия», сотрудничества, авторы приводят концепты, демонстрирующие самооценку студентов: «птицы, которые готовы отправиться в полет, или бизнесмены, ищущие потенциально полезную информацию» [Там же. С. 74]. Таким образом, представленный обзор метафор высшего образования показывает несомненный интерес исследователей к феномену метафоры в сфере образования и в педагогической коммуникации, а также позволяет эксплицировать тенденции инновационности и традиционности в образовании. 3. Исследование педагогической коммуникации в дистанционном обучении Проведенные ранее в СибГУТИ маркетинговые исследования потребителей услуг дистанционного обучения [11] показали, что среди слабых его сторон треть выпускников отметили недостаток общения с преподавателями и другими студентами, т.е. недостаточную организацию педагогической коммуникации. В связи с этим экспликация метафор образования как метода исследования педагогической коммуникации в процессе дистанционного обучения представляется актуальной задачей. Актуальность проблемы активизации педагогической коммуникации в дистанционном обучении обусловлена также растущей конкуренцией между вузами, предлагающими одинаковые услуги. Одной из составляющих привлекательности вуза для студентов является качество педагогической коммуникации в процессе обучения. Задачей исследования является выявление маркеров метафор образования в коммуникативных практиках дистанционного обучения. Исследование педагогической коммуникации проведено на примере Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), который в течение 16 лет осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием, используя дистанционные интернет-технологии [12]. Для изучения характеристик педагогической коммуникации в дистанционном обучении исследовались следующие критерии: - отзывы выпускников технических и экономических специальностей 2014-2016 гг. обучения в СибГУТИ; - тексты инструкций по работе с учебными материалами гуманитарных дисциплин, входящих в рабочие учебные планы 2014-2017 гг. обучения в СибГУТИ; - тексты рецензий преподавателей гуманитарных дисциплин, входящих в рабочие учебные планы 2014-2017 гг. обучения в СибГУТИ, на студенческие работы (контрольные, зачетные, экзаменационные). Именно в этих источниках присутствует наряду с содержательным еще и эмоционально-чувственный компонент педагогической коммуникации, который в не меньшей степени участвует в установлении контакта между субъектами образовательного процесса, в организации их творческого взаимодействия, в формировании привлекательности вуза для студентов. Поскольку в дистанционном обучении непосредственная устная коммуникация между преподавателем и студентом в учебном процессе представлена минимально в сравнении с традиционной формой обучения, весь упор делается на письменную, опосредованную, дистантную форму педагогической коммуникации. Диалогический контакт преподавателя и студента в процессе дистанционного обучения возникает при знакомстве с дисциплиной (инструкция по работе с учебными материалами), при осуществлении промежуточного и итогового контроля знаний студента (рецензия на работу), при завершении обучения по дисциплине (отзыв студента). Именно эти компоненты педагогической коммуникации легли в основу критериев анализа, поскольку они создают представление о том, состоялось ли формальное взаимодействие преподавателя и студента или возник ценностно маркированный обмен знаниями. При существующей практике оформления документов учебного процесса в соответствии с требованиями локальной нормативно-правовой базы именно эти документы отражают профессиональное общение преподавателя и студента, направленное на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию учебной деятельности и отношений между участниками учебного процесса. Чаще всего инструкция по работе с учебными материалами дисциплины представляет собой цель и задачи изучения дисциплины, перечень рекомендаций по работе с учебными материалами, перечень основных тем дисциплины, требования преподавателя к выполнению контрольных и зачетных / экзаменационных заданий. Рецензия на работу студента дистанционного обучения также вполне стандартна: отмечаются слабые и сильные стороны работы, выносится итоговая оценка. Отзыв выпускника дистанционного обучения СибГУТИ обычно содержит информацию о том, что дало ему обучение в вузе, как повлияло на его карьерный рост, какие впечатления остались от взаимодействия с преподавателями. Однако для привлечения внимания к дисциплине (особенно если это дисциплина по выбору) и вовлечения в совместную деятельность (например, студентам предлагается свободный выбор актуального текста для анализа) в случае инструкции по работе с учебными материалами дисциплины, для выражения эмоции негодования (если работа заимствованная) или восхищения (если работа не только соответствует требованиям, но и выполнена творчески) в случае рецензии на работу студента, а также для проявления благодарности всем участникам учебного процесса (если обучение оправдало надежды) или для указания на слабые стороны организации дистанционного обучения в случае оформления отзыва выпускника ДО СибГУТИ требуются иные, неформальные, каждый раз индивидуально подобранные средства педагогической коммуникации. Выборка производилась из 20 отзывов выпускников вуза, 20 инструкций по работе с учебными материалами гуманитарных дисциплин и 20 рецензий преподавателей гуманитарных дисциплин ДО СибГУТИ по следующим параметрам: 1. Наличие в отзывах выпускников ДО СибГУТИ метафор «приобретения», маркерами которых являются языковые средства, отображающие поведенческие характеристики преподавателя / студента в процессе взаимодействия (активного / пассивного соответственно), коммуникативные качества преподавателя и студента (умение организовать диалог, эмоциональная составляющая диалога), оценка выпускником ДО СибГУТИ способа приема/передачи учебной информации. 2. Наличие в отзывах выпускников ДО СибГУТИ метафор «соучастия», маркерами которых являются языковые средства, отражающие возможность сотрудничества преподавателя и студента, коммуникативные качества преподавателя и студента, отражающие потребность коммуникации по поводу получаемых знаний, их непосредственного применения, оценка выпускником ДО СибГУТИ способа приема / передачи учебной информации. 3. Наличие в текстах инструкций по работе с учебными материалами гуманитарных дисциплин метафор «приобретения», маркерами которых являются языковые средства, отражающие механизм взаимодействия (необходимость, долженствование), безэмоциональность, деперсонализацию коммуникации. 4. Наличие в текстах инструкций по работе с учебными материалами гуманитарных дисциплин метафор «соучастия», маркерами которых являются языковые средства, отражающие возможность сотрудничества преподавателя и студента (возможность выбора, оптимизацию отношений), создание положительного эмоционального фона. 5. Наличие в текстах рецензий преподавателей гуманитарных дисциплин метафор «приобретения», маркерами которых являются языковые средства, отражающие соответствие уровню освоения знаний (низкий, средний, высокий), нейтральность языковых средств. 6. Наличие в текстах рецензий преподавателей гуманитарных дисциплин метафор «соучастия», маркерами которых являются языковые средства, отражающие наряду с оценкой уровня освоения знаний еще и качественную характеристику созданного творческого продукта. Выдвигаются следующие гипотезы: 1) доминирование в отзывах выпускников, инструкциях преподавателей по работе с учебными материалами дисциплины, рецензиях преподавателей на работы студентов метафор «приобретения» указывает на стандартизированный, формальный характер педагогической коммуникации, отражающий признаки пролонгированной турбулентности в образовании; 2) доминирование в отзывах выпускников, инструкциях преподавателей по работе с учебными материалами дисциплины, рецензиях преподавателей на работы студентов метафор «соучастия» указывает на ценностный, неформальный характер педагогической коммуникации, отражающий признаки инерционности в образовании. Содержательный анализ результатов исследования показал, что метафоры «приобретения» в отзывах выпускников ДО СибГУТИ, инструкциях преподавателей по работе с учебными материалами дисциплины и рецензиях преподавателей гуманитарных дисциплин встречаются в 56 %. Маркеры метафор «приобретения» указаны в табл. 1. Анализ отзывов студентов ДО СибГУТИ показал активную роль преподавателя, пассивную роль студента, отсутствие признаков диалога, «рыночные» оценки способа приема / передачи учебной информации, что демонстрирует смещение акцента с ценности самого образования на ценность способа его получения. Иллюстрацией тезиса о доминировании в педагогической коммуникации «рыночной» лексики может служить один из отзывов выпускников ДО СибГУТИ, в котором говорится, что вуз «дает более фундаментальные знания… Если человек внутренне мотивирован на обучение, то показатель «цена / объем знаний» сможет превратиться еще и в качество обучения… Образование СибГУТИ дает «ключи» к пониманию рабочих процессов, менеджер по обучению «ведет» вас в процессе обучения и напоминает о необходимости сдать оставшиеся дисциплины в срок... В СибГУТИ сильный преподавательский состав» [12]. Как видно из отзыва, студент использует в основном функциональные метафоры «обмена» и «приобретения», такие как дает, ведет, цена / качество, сильный состав. Себя студент оценивает как мотивированного исполнителя, а преподавателя - как тренера, сопровождающего учебный процесс. Отсутствие маркеров коммуникативных качеств преподавателя подчеркивает официальность и стандартность речевого взаимодействия преподавателя и студента, формализацию педагогической коммуникации. Анализ текстов инструкций по работе с учебными материалами дисциплины, рецензий преподавателей на работы студентов показал, что коммуникация носит однонаправленный характер, инструкции и рецензии, выдаваемые преподавателем, однозначно понимаемы и не допускают диалога, общение приобретает механистический характер, оно безэмоционально и деперсонализировано. Используются в основном функциональные маркеры, такие как должен , необходимо, обязательна, предусмотрены. Они указывают на стандартизированный, формальный характер педагогической коммуникации, отражающий активную роль преподавателя, пассивную роль студента, и указывают на процессы турбулентности в образовании, т.е. его пролонгированной стандартизации и формализации. Дальнейший анализ результатов исследования показал, что метафоры «соучастия» в отзывах выпускников ДО СибГУТИ, инструкциях преподавателей по работе с учебными материалами дисциплины и рецензиях преподавателей гуманитарных дисциплин встречаются в 44 %. Маркеры метафор «соучастия» представлены в табл. 2. Проиллюстрируем тезис о доминировании в педагогической коммуникации «ценностной» лексики выдержками из отзыва еще одного выпускника ДО СибГУТИ по профилю «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем», ныне одного из руководителей аналитического отдела при лаборатории ГЛОНАСС, который отмечает, что «учебный процесс построен очень гибко и дружелюбно. У меня даже спортивный интерес появился при сдаче лабораторных и контрольных работ. Особенно когда не принимали с первого раза! Преподаватели у меня были очень грамотные и не равнодушные к своей работе» [12]. Здесь мы обнаруживаем иные метафоры образования, а именно метафоры «соучастия», такие как гибко и дружелюбно, спортивный интерес, не равнодушные к своей работе. Себя студент оценивает как спортсмена, состязающегося с преподавателем «на равных», преподавателя оценивает как человека, не равнодушного к своей работе. Данные маркеры указывают на ценностный характер педагогической коммуникации, отражающий сотрудничество преподавателя и студента. Присутствие маркеров коммуникативных качеств преподавателя подчеркивает комфортный характер речевого взаимодействия преподавателя и студента. Способ передачи учебной информации носит характер сотворчества. Анализ инструкций преподавателей по работе с учебными материалами дисциплины и рецензий преподавателей гуманитарных дисциплин показал, что ценностная педагогическая коммуникация, способствующая организации творческого диалога между преподавателем и студентом, дает свои плоды. Посредством маркеров метафор «соучастия», таких как вместе, вы попробуете, поможет вам, cоздается положительный эмоциональный фон, способствующий лучшему усвоению материала дисциплины, достижению более высокого качества работы студента. Качественная оценка характеристик созданного студентом творческого продукта с помощью таких маркеров, как отличная, блестяще, грамотные, творческий, интересная, демонстрирует индивидуальный подход преподавателя, формирует состояние вовлеченности студента в когнитивный процесс. Все выявленные особенности педагогической коммуникации указывают на процессы инерционности в образовании, т.е. следование традициям высшего образования, которые встраивают воспитательную составляющую в процесс передачи учебной информации. Из проведенного анализа видно, что в современном дистанционном обучении еще в большом объеме проявляются метафоры обмена и приобретения, однако потребность обучаемых в более тесном контакте с преподавателем, в сотрудничестве говорит о необходимости организации педагогической коммуникации в контексте метафор соучастия. А это невозможно без реанимации воспитательной составляющей в высшем образовании. Одним из инструментов может стать качественная организация вебинаров, скайп-консультаций, видеолекций, интерактивных занятий, предполагающая вдумчивое планирование целей и задач проводимой контактной работы, способов вовлечения студентов в когнитивный диалог, методов создания атмосферы заинтересованности студентов в активном участии. Заключение Применение экспликации метафор образования как метода исследования коммуникативных практик дистанционного обучения показало, что метафора «организма» проявляется в сбалансированности знаниевой и воспитательной составляющих. Знаниевая составляющая постоянно обновляется и совершенствуется, например, посредством актуализации содержания дисциплин, а воспитательная составляющая может быть реализована только в процессе коммуникации преподавателя и студента посредством формирования личности студента, его мировоззрения, организации творческого диалога. Метафора «обмена» проявляется в актуальной миссии университета при осуществлении подготовки и предоставлении высшего образования, в педагогической коммуникации и пока доминирует. Выдвинутая гипотеза о том, что «доминирование в отзывах выпускников, инструкциях преподавателей по работе с учебными материалами дисциплины, рецензиях преподавателей на работы студентов метафор «приобретения» указывает на стандартизированный, формальный характер педагогической коммуникации, отражающий признаки пролонгированной турбулентности в образовании», нашла свое подтверждение в отсутствии маркеров коммуникативных качеств преподавателя, в технологических рекомендациях преподавателей, безэмоциональности и деперсонализации коммуникации. Такого рода педагогическая коммуникация не создает атмосферу диалога, не формирует в обучаемом веру в себя, в свои силы, в свой потенциал, а создает формальный отклик, эквивалентный формальному посылу. Выдвинутая гипотеза о том, что «доминирование в отзывах выпускников, инструкциях преподавателей по работе с учебными материалами дисциплины, рецензиях преподавателей на работы студентов метафор «соучастия» указывает на ценностный, неформальный характер педагогической коммуникации, отражающий признаки инерционности в образовании», нашла свое подтверждение в присутствии маркеров коммуникативных качеств преподавателя, в создании положительного эмоционального фона, способствующего лучшему усвоению материала дисциплины, вовлечению студента в когнитивный процесс. Такого рода педагогическая коммуникация создает условия для совместной творческой деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, благодарности, симпатии, создает условия для когнитивного и личностного роста студента. Таким образом, анализ педагогической коммуникации в дистанционном обучении показал, что потребность в ценностной педагогической коммуникации, формирующей творческий диалог преподавателя и студента, создающей глубинный мировоззренческий отклик обучаемого, в перспективе может стать решающим конкурентным преимуществом вуза. Именно неформальный подход к организации педагогической коммуникации позволит поддерживать интерес учащихся к изучаемым дисциплинам. Разработка актуальных учебных материалов, которые вызовут ощущение сопричастности современности, обязательный учет специфики направления подготовки (для каждого направления свой актуальный эмпирический материал) позволят говорить на одном языке с обучаемым, способствуя возникновению эффекта взаимодействия, соучастия. Публикация лучших работ студентов, выпускников в полнотекстовой электронной базе библиотеки вуза позволит транслировать паттерны, мировоззренческие матрицы, создавая диалог поколений учащихся. Все эти позиции можно рассматривать как инструменты, встраивающие воспитательную составляющую в процесс дистанционного обучения. Маркеры метафор «приобретения» Параметры исследования Языковые характеристики Поведенческие характеристики в процессе взаимодействия «Вуз дает более фундаментальные знания». «Показатель «цена / объем знаний» сможет превратиться еще и в качество обучения». «Образование СибГУТИ дает «ключи» к пониманию рабочих процессов». «В СибГУТИ сильный преподавательский состав» Коммуникативные качества Отсутствие эмоциональных маркеров, маркеров организации диалога Оценка выпускником ДО СибГУТИ способа приема / передачи учебной информации Быстро, качественно, комфортно Языковые средства, отражающие механизм взаимодействия «Изучение дисциплины … ставит цель». «В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление». «В результате освоения дисциплины студент должен знать». «В процессе освоения данной дисциплины Вам необходимо изучить». «Для получения итоговой оценки по контрольной работе каждому слушателю необходимо выполнить все задания». «Обращаю ваше внимание». «Для поиска информации нужно воспользоваться». «Титульная страница обязательна для каждого вида работы» Безэмоциональность, деперсонализация «Внимательно прочтите следующие рекомендации». «Оформите список литературы в соответствии с требованиями». «Зачетная работа должна быть выслана со страниц нашего сайта». «Для контактной работы предусмотрены 3 вебинара» Языковые средства, отражающие соответствие уровню освоения знаний «Тема актуальна, раскрыта достаточно полно». «Замечаний нет». «Разделы контрольной работы не раскрыты, в заключении нет собственной оценки проблемы». «Работа соответствует требованиям» Нейтральная лексика «Работа зачтена / не зачтена, работа соответствует / не соответствует требованиям, работа выполнена в соответствии с требованиями, выводы четкие, содержательные, выводы отсутствуют, работа полностью заимствованная» Таблица 2 Маркеры метафор «соучастия» Параметры исследования Языковые характеристики Поведенческие характеристики в процессе взаимодействия «У меня даже спортивный интерес появился при сдаче лабораторных и контрольных работ». «Преподаватели у меня были очень грамотные и не равнодушные к своей работе» Коммуникативные качества Дружелюбность, эмоциональность Оценка выпускником ДО СибГУТИ способа приема / передачи учебной информации Удобство, гибкость, приемлемость Языковые средства, отражающие возможность сотрудничества преподавателя и студента (возможность выбора, оптимизацию отношений) «Приглашаем Вас к изучению курса». «Вместе мы отработаем…, мы разберемся». «Давайте выберем…, мы сможем обсудить…, себя в роли…». «В целом задания выполнены хорошо, 3-е задание исправьте в соответствии с образцом, вопросы вы попробуйте задать по скайпу или электронной почте» Создание положительного эмоционального фона «Мы постарались обозначить в данном курсе». «Ознакомление с традиционными и современными приемами деловой коммуникации поможет вам справиться с непростыми ситуациями на службе, в быту, в личных отношениях». «Вебинары помогут Вам освоить наиболее сложные темы курса» «Каждый вариант работы имеет образец для ее выполнения и поможет вам» Оценка качественной характеристики созданного творческого продукта «Отличная работа, анализ выполнен блестяще!». «Актуальный текст выбран для анализа, выводы грамотные, хорошо аргументированные». «Задание носит творческий характер». «У вас получилась интересная работа». «Удивила ваша эмоциональность при выполнении заданий контрольной работы, использование жаргонной терминологии, проверять вашу работу было неприятно»
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 194
Ключевые слова
дистанционное обучение, метафоры образования, педагогическая коммуникация, турбулентность высшего образования, distance learning, metaphors of education, pedagogical communication, turbulence of the higher educationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Решетникова Е.В. | Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики | helena.reshetnikova@gmail.com |
Ссылки
Матвеева Н.А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования). - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - 263 с.
Матвеева Н.А. Социальная инерция как условие эффективного функционирования системы современного образования // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.Р. Кучмы, И.Р. Лазаренко. - Барнаул: АлтГПА, 2013. - С. 30-32.
Матвеева Н.А. Социальный механизм устойчивого воспроизводства системы образования // Философия образования. - 2005. - № 3 (14). - С. 42-49.
Мирошникова О.Х. Образование, основанное на стандартах // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - Вып. 2 (10). DOI: 10.15393/j5.art.2015.2806
Опрышко А.А. Базовые ценности в образовании // Изв. ЮФУ. Технические науки. - 2012. - С. 96-99.
Шютц А. Некоторые структуры жизненного мира // Философия языка и семиотика. - Иваново: ИвГУ, 1995. - С. 213-229.
Чесноков С.В. Основы гуманитарных измерений. - М., 1985. - 134 с.
Блэк М. Метафора / пер. с англ. М.А. Дмитровской // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 153-172.
Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. - М.: ЦСП и М, 2013. - 224 с. URL:http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=287 (дата обращения: 14.02.2018).
Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в педагогическом дискурсе: современные зарубежные исследования // Политическая лингвистика. - Вып. (1)21. - Екатеринбург, 2007. - С. 69-75.
Казначеева Н.Л., Струкова Е.Г. Маркетинговые исследования потребителей услуг дистанционного образования // Вестник Том. гос. ун-та. - 2010. - № 334. - С. 114-118.
СибГУТИ Дистанционное образование. - URL: http://www.do.sibsutis.ru/ (дата обращения: 24.02.2018).

Экспликация метафор образования как метод исследования педагогической коммуникации в дистанционном обучении | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 2(70). DOI: 10.17223/16095944/70/4
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 826