Наказания для студентов за академическое мошенничество | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 2(70). DOI: 10.17223/16095944/70/7

Наказания для студентов за академическое мошенничество

Для текущего и рубежного контроля при очных и дистанционных технологиях обучения вузы используют стандартный набор средств оценивания: письменные работы, собеседования, технические формы контроля. Некоторые студенты пытаются мошенничать, т.е. нечестным путем получить завышенную оценку. Преподавателям способы академического мошенничества известны, и они их, как правило, выявляют. При дистанционных технологиях обучения для этого могут использоваться и технические средства. Университеты всегда, от средневековья до наших дней, наказывали студентов за нарушения учебной дисциплины. В статье показано, что в используемой в российских вузах шкале наказаний для студентов (замечание, выговор, отчисление) не предусмотрено отдельных санкций за академическое мошенничество, что может приводить к снижению объективности оценок. Приводится обзор санкций за академическое мошенничество, применяемых в зарубежных университетах. Этот опыт было бы полезно использовать в российских вузах.

Penalties for students for academic misconduct.pdf Студенты вузов обязаны выполнять требования учебной дисциплины, установленные администрацией. Они должны прилежно учиться, вовремя выполнять учебные задания, сдавать экзамены и зачеты. Степень усвоения студентами изучаемого материала при очных и дистанционных технологиях обучения определяется с помощью типовых оценочных средств: - Письменные задания - рефераты, курсовые, контрольные, эссе, письменные экзамены и т.д. - Собеседования - на устных зачетах и экзаменах, защитах контрольных или лабораторных работ и т.д. - Технические формы контроля - тестирование, дистанционное или в специализированных аудиториях. Некоторые студенты пытаются нечестным путем получить завышенную оценку, не соответствующую их знаниям. Это академическое мошенничество, преподаватели университетов периодически сталкиваются с такими случаями. Письменные работы, предоставленные для проверки преподавателю, могут быть выполнены не самими студентами и содержать плагиат. Специализированное программное обеспечение (Антиплагат.ВУЗ, Etxt Antiplagiat, Advego Plagiatus и т.д.) позволяет выявить наличие плагиата в проверяемой работе. Анализ её стиля, оформления, свойств файла документа, общение со студентом позволяют определить, была ли работа выполнена самостоятельно или заказана гострайтеру. На экзаменах имеют место попытки использовать несанкционированные источники информации: шпаргалки, смартфоны, микронаушники и т.д. Опытный преподаватель распознает списывающего студента по неестественной позе. Определить наличие микронаушника с микрофоном у отвечающего студента можно, например, так: показать ему текст вопроса и предложить ответить письменно, молча. Дистанционный экзамен вместо студента может сдавать другое лицо. Чтобы этого не было, экзамен проводят под присмотром прокторов в кампусе или оборудованном консультационном пункте, студента аутентифицируют удаленно с помощью веб-камеры и микрофона человек-проктор или специальное автоматическое программное обеспечение. Вышесказанное позволяет утверждать, что преподаватели и администрация вузов в состоянии с высокой вероятностью обнаруживать попытки студентов совершить академический обман при реализации оценивающих процедур. Против нарушителей учебной дисциплины всегда применяли санкции, например, соответствующие указания можно найти в Библии: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22:15). В средневековых университетах студентов действительно секли розгами в аудиториях до середины XVII в. [1]. Российские вузы были основаны позднее, в них уже не пороли, но использовались такие наказания, как карцер, лишение увольнительных из кампуса в город для казеннокоштных (бюджетных) студентов, возврат стоимости обучения для казеннокоштных студентов при отчислении, зачисление в солдаты [2]. Сегодня наказания студентов в российских вузах за нарушения учебной дисциплины определяются ст. 43 Закона об образовании Российской Федерации [3] и локальными нормативными актами на его основе. Из имеющегося перечня санкций - замечание, выговор, отчисление - последнее наиболее серьезное. Студента отчисляют, если он получил более двух оценок «неудовлетворительно» в сессию или не ликвидировал академическую задолженность вовремя. В российских вузах на ликвидацию академической задолженности обычно дается срок в пределах года, в табл. 1 приведены сведения по некоторым провинциальным и столичным университетам. В документах, имеющихся на сайтах университетов, санкции для студентов за академический обман подробно не прописаны. Например, п. 3.2.8 Правил внутреннего распорядка МИФИ [8] требует от студентов «самостоятельно осуществлять подготовку письменных работ… не использовать некорректные заимствования…». Однозначных указаний преподавателю как поступать, если студент не всю работу выполнил самостоятельно, а, допустим, списал 30 %, нет. В отсутствие проработанной шкалы наказаний оценка становится более субъективной. Российские вузы начинают использовать балльно-рейтинговый учет учебных, научных и социальных достижений студентов. Цель - преодоление субъективизма, усиление учебной дисциплины, улучшение качества обучения. Содержание учебной дисциплины структурируется на 4-10 разделов, к каждому из которых разрабатываются необходимые оценочные средства [9]. Оценивание результата освоения раздела называется контрольным мероприятием (КМ). Примеры КМ: защита лабораторной работы, эссе, защита расчетно-графической работы, контрольная работа и т.д. Семестровая оценка Mark по дисциплине определяется так [9]: (1) Здесь n - число контрольных мероприятий; KMi - оценка за i-е контрольное мероприятие; ci - вес KMi, причем сумма всех весов равна единице; Ex - оценка на экзамене. Экзамен и контрольные мероприятия оцениваются по стобалльной шкале, тогда максимальная оценка по дисциплине составит 100 баллов [9]. В инструкции по применению балльно-рейтинговой системы приводятся критерии выставления оценок за контрольные мероприятия от «отлично» до «безусловно неудовлетворительно» [9] в зависимости от степени усвоения студентами изучаемого материала. Алгоритма коррекции этих оценок в случае обнаружения академического мошенничества не приводится, что способствует субъективизму. Полезно было бы воспользоваться опытом зарубежных университетов, где наказания за академическое мошенничество широко применяются и систематизированы. В британском Manchester Metropolitan University (MMU, 36 000 студентов) [10] разработаны подробные, раздельные шкалы наказаний за академическое мошенничество для студентов, магистрантов и аспирантов, с письменными заданиями и на экзаменах. Все нарушения, связанные с академическим мошенничеством, фиксируются в портфолио учащегося, начиная с первого курса. В табл. 2 приведены наказания в MMU за академическое мошенничество при выполнении письменных работ для студентов. Тяжесть наказания за мошенничество на экзаменах сильно зависит от наличия подобных случаев в портфолио студента, рецидивы не поощряются (табл. 3). В течение семестра студент MMU осваивает 16-18 модулей (units). Система оценивания балльно-рейтинговая, стобалльная. Итоговая оценка за модуль должна быть не ниже 40 баллов [11]. Если нужное количество баллов не набирается, например, из-за их уменьшения в наказание за мошенничество, у студента появляется академическая задолженность, которую нужно ликвидировать в следующем семестре или до его начала в зависимости от объема незачтенных часов [11]. За академическую неуспеваемость студентов отчисляют. Штрафы за академическое мошенничество не взимаются, если только университету не был нанесен материальный ущерб. В североамериканском Georgia Institute of Technology (Georgia Tech, Атланта, 25 000 студентов) до 2014 г. действовала сложная шкала наказаний для студентов за академическое мошенничество, примерно такая же, как в MMU [12]. Её упростили, перестали подсчитывать проценты плагиата, теперь тяжесть наказания зависит только от наличия зафиксированных нарушений в портфолио студента (табл. 4). В университете Южной Африки (University of South Africa, UNISA, ЮАР, 350 000 дистанционно обучающихся студентов) за академическое мошенничество налагается штраф в размере стоимости модуля, на котором было совершено нарушение, обычно 80 долл. США. Обучение виновного студента приостанавливается на 1-5 лет [13]. В Анатолийском университете (Anadolu University, Турция, 30 000 студентов на очном отделении, 2 690 000 - на дистанционном) у студента, мошенничающего на экзамене, приостанавливают обучение на семестр [14]. Эти примеры наказаний за академическое мошенничество показывают, что администрация университетов всегда имеет в своем распоряжении эффективные средства воздействия на студентов, даже без розог и карцера. Во всех рассмотренных случаях наказания применяются после рассмотрения конкретного нарушения специальной комиссией [10-14]. Принимаемое решение всегда учитывает сопутствующие обстоятельства и адекватность поведения студента: сразу признал вину и раскаялся, упорно все отрицает, агрессивен и т.д. Например, UNISA [13] приостанавливает обучение на минимальный срок 1 год у 85 % уличенных в академическом мошенничестве студентов, максимальный срок 5 лет получают только 3 % виновных. Разработка и внедрение шкалы наказаний студентов за академическое мошенничество в российских университетах позволит эффективнее с ним бороться. Оценивание контрольных мероприятий должно учитывать наличие плагиата и несамостоятельной работы. С другой стороны, следует учитывать реалии и традиции отечественной высшей школы. Финансирование вузов является подушевым, поэтому студентов без крайней необходимости стараются не отчислять, а отчисленные студенты, как правило, имеют возможность восстановиться. В результате такой политики, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development, OECD), Россия занимает первое место среди стран, входящих в OECD, по доле первокурсников, получающих диплом о высшем образовании на протяжении жизни (Graduation rate). Эта информация приведена на сайте OECD в разделе Education (Образование) [15] на странице Graduation rate, часть её представлена в табл. 5 для стран с наименьшей и наибольшей величиной Graduation rate, России и стран, университеты которых популярны в России. На странице Adult education level того же раздела приводятся сведения о проценте лиц, имеющих высшее образование, в возрастной группе 25-64 года. Часть этих данных показана в табл. 6. Судя по приведенным в табл. 5 и 6 данным, отечественная высшая школа работает эффективно с минимальным отсевом студентов. Университеты массово поставляют в народное хозяйство образованную рабочую силу, которая за счет этого является потенциально более квалифицированной, чем в других странах. Выводы При реализации оценочных средств отдельные студенты могут мошенничать, пытаясь получить завышенные оценки. Администрация вузов и преподаватели имеют возможность выявить академическое мошенничество в большинстве случаев. Студентов за нарушение учебной дисциплины следует наказывать, но имеющаяся в российских университетах шкала наказаний в виде замечания, выговора и отчисления не конкретизирована на случаи академического мошенничества. Целесообразно воспользоваться опытом зарубежных вузов, где используется проработанная шкала наказаний студентов за академическое мошенничество. Наличие утвержденной шкалы наказаний за академическое мошенничество облегчит преподавателям оценивание контрольных мероприятий. Срок ликвидации академических задолженностей Вуз Срок ликвидации задолженностей Самарский государственный технический университет, 20 000 студентов, г. Самара [4] В течение 9 месяцев Национальный исследовательский университет «МЭИ», 14 000 студентов, г. Москва [5] До начала следующего семестра Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, 7 000 студентов, г. Иваново [6] В течение года Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 11 000 студентов, г. Москва [7] В течение года Таблица 2 Наказания для студентов в MMU за мошенничество в письменных работах Нарушение Наказание Впервые. Доля плагиата и несамостоятельной работы в задании менее 20 % 1-й курс. Оценка за работу не снижается. Последующие курсы. За работу начисляют 40 % набранных баллов Впервые. Доля плагиата и несамостоятельной работы в задании более 20 % Оценка за работу 0 баллов без права пересдачи Второе нарушение на 1-м курсе с любой долей плагиата и несамостоятельной работы в задании Оценка за работу 0 баллов без права пересдачи Второе нарушение на 2-4-м курсе с любой долей плагиата и несамостоятельной работы в задании при условии, что первое нарушение было на младшем курсе Оценка за модуль 0 баллов Последующие нарушения с любой долей плагиата и несамостоятельной работы в задании Оценки за все контрольные мероприятия, ранее полученные в семестре, обнуляются. За все последующие контрольные мероприятия семестра начисляется 40 % от набранных баллов Таблица 3 Наказания для студентов в MMU за мошенничество на экзаменах Нарушение Наказание Впервые За экзамен начисляется 0 баллов без права пересдачи Вторично За модуль начисляется 0 баллов Любое последующее Оценки за все контрольные мероприятия, ранее полученные в семестре, обнуляются. За все последующие контрольные мероприятия семестра начисляется 40 % от набранных баллов Таблица 4 Наказания для студентов Georgia Tech за мошенничество Нарушение Наказание Впервые Контрольное мероприятие проводится повторно Вторично За модуль начисляется 0 баллов. Приостановка обучения на семестр и более Любое последующее За модуль начисляется 0 баллов. Приостановка обучения на год и более или отчисление Таблица 5 Доля первокурсников, получивших высшее образование Страна Graduation rate, % Люксембург 24,5 Германия 38,7 Великобритания 44,2 Среднее по OECD 50,5 США 54,9 Россия 84,9 Таблица 6 Доля лиц с высшим образованием среди взрослого населения Страна Adult education level, % Мексика 16,8 Германия 28,3 Среднее по OECD 35,7 США 45,7 Великобритания 46,0 Россия 51,26 Канада 56,3

Ключевые слова

нарушение учебной дисциплины, академическое мошенничество, дистанционное обучение, наказание студентов, отчисление из университета, приостановка обучения, violation of academic integrity, academic misconduct, online learning, penalties for students, expulsion, suspension

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Яковлев В.Ф.Самарский государственный технический университетvf7415@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Глаголева Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 352 с.
Жуковская Т.Н., Казакова К.С. Как жили студенты Петербургского университета в первой половине XIX века // Санкт-Петербургский университет (Электронный журнал). - 2009. - № 2-3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.spbumag.nw.ru/2009/02/7.shtml (дата обращения: 14.02.2018).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. - 2017. - № 31. - Ст. 4822.
Организация учебного процесса. Самарский государственный технический университет [Электронный ресурс]. - URL: http://studentlife.samgtu.ru/content/organizaciya-uchebnogo-processa (дата обращения: 11.02.2018).
Положение о зачетной и экзаменационной сессиях в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» [Электронный ресурс]. - URL: http://mpei.ru/Education/StudyProcess/Documents/reg_3.pdf (дата обращения: 11.02.2018).
Положение о ликвидации академической задолженности обучающимися по программам высшего образования в Федеральном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» (ИГЭУ) [Электронный ресурс]. - URL: http://ispu.ru/files/Polozhenie_o_likvidacii_akadem_zadolzhennosti.pdf (дата обращения: 11.02.2018).
Положение об академических правах и обязанностях обучающихся НИЯУ МИФИ [Электронный ресурс]. - URL: https://mephi.ru/system/documents/Ver_3_2014_2015/PL-5.5-01_ver3.pdf (дата обращения: 11.02.2018).
Правила внутреннего распорядка обучающихся НИЯУ МИФИ [Электронный ресурс]. - URL: https://mephi.ru/system/documents/Ver_3_2014_2015/Правила%20внутреннего%20распорядка357-5%20от%2023.12.2015.pdf (дата обращения: 11.02.2018).
Балльно-рейтинговая система для студентов НИУ «МЭИ» [Электронный ресурс]. - URL: http://mpei.ru/Education/BARS/instructions/Thesis.pdf (дата обращения: 11.02.2018).
Manchester Metropolitan University. Procedure for Handling Academic Misconduct [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mmu.ac.uk/academic/casqe/regulations/assessment/docs/academic-misconduct.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
Manchester Metropolitan University. Undergraduate Assessment Regulations 2017/18 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mmu.ac.uk/academic/casqe/regulations/assessment/docs/ug-regs.pdf (дата обращения: 19.02.2018).
Georgia Institute of Technology. Academic Misconduct Sanctioning Model [Электронный ресурс]. - URL: http://facultygovernance.gatech.edu/ASAFGF2014-042214-A-Attach3e.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
Mokula D., Lovemore N. Forms, factors and consequence of cheating in university examination: insight from open and distance learning students // Turkish Online Journal of Distance Education. - 2014. - Vol. 15, № 4. - P. 259-280.
Anadolu University. Examination Rules and Procedures [Электронный ресурс]. - URL: https://www.anadolu.edu.tr/en/open-education/examinations-2/examination-rules-and-procedures (дата обращения: 15.02.2018).
Education - OECD - Data [Электронный ресурс]. - URL: https://data.oecd.org/education.htm (дата обращения: 15.02.2018).
 Наказания для студентов за академическое мошенничество | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 2(70). DOI: 10.17223/16095944/70/7

Наказания для студентов за академическое мошенничество | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 2(70). DOI: 10.17223/16095944/70/7