ВЛИЯНИЕ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА
Международные рейтинги университетов как социальное явление возникли 16 лет назад, в 2003 г. С тех пор количество рейтингов увеличилось с одного до двадцати. При таком многообразии возникает закономерный вопрос: в какой мере данные инструменты влияют на систему образования? В данной работе рассматриваются вопросы влияния рейтингов на качество образования университетов. Дается характеристика образовательного рынка как международной конкурентной среды между национальными университетскими системами. Приводится классификация наиболее актуальных для университетов мировых и национальных рейтингов, анализируются индикаторы и показатели, отражающие эффективность и качество образовательной и научной деятельности университетов, и их влияние на развитие общества. Особое внимание уделяется наиболее авторитетным международным рейтингам ARWU, THE WUR, QS WUR и их роли в повышении конкурентоспособности университетов и формировании имиджа страны в условиях глобализации образования. Качество преподавания является одним из важных критериев в рейтингах. Для успешного продвижения российских вузов в рейтингах и достижения конкурентных позиций необходим детальный анализ методологий рейтингов, в которых университет участвует. В статье раскрываются взаимосвязь метрик различных рейтингов и корреляция индикаторов, обеспечивающая согласованные позиции университета в разных рейтингах. Разобраны примеры государственных программ повышения конкурентоспособности, аналогов российского проекта 5-100, в разных странах мира. Показывается, что участие университета в различных рейтингах позволяет полнее оценить сильные и слабые стороны университета, кроме того, позиция университета в одном рейтинге может служить основой для предсказания его продвижения в другом рейтинге. Исходя из понимания рейтинга как общественного признания вуза его репутации и состоятельности на основе комплексной характеристики его деятельности, рейтинг становится важным инструментом повышения конкурентоспособности вуза, основой его экономической устойчивости и инструментом формирования статуса университета как университета мирового уровня, который может быть достигнут только на основе признания его со стороны мирового университетского и экспертного сообщества.
Ключевые слова
competitiveness improving, education quality, scientometrics, world rankings, повышение конкурентоспособности, rankings, качество образования, мировые рейтинги, наукометрия, международные рейтинги, рейтингиАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Соловьев О.Н. | Рейтинговое агентство RUR | o.solovyev@roundranking.com | |
Демкин В.П. | Томский государственный университет | demkin@ido.tsu.ru |
Ссылки

ВЛИЯНИЕ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА | Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). DOI: 10.17223/16095944/73/1