Омельченко С.Р. Возможности антропоцентрического подхода к языкознанию:Учеб. пособие по спецкурсу
Omelchenko S.P. The potential of the anthropocentric approach to linguistics: Teaching aidto the course.pdf Исследование языка в тесной связи с человеком, его сознанием, мышле-нием, духовной и практической деятельностью − одно из фундаментальныхдостижений научной мысли конца ХХ − начала ХХI в. Смена научной пара-дигмы, связанная с возвратом к человеку как «мере всех вещей», изменилапроблематику и терминологию, методы и сущность лингвистических иссле-дований. Одной из актуальных задач высшей школы является внедрение ре-зультатов научного поиска наших дней в практику вузовского преподавания,знакомство с ними студентов и аспирантов. В последнее десятилетие вышлив свет учебные пособия, где антропоцентрическое начало заявлено в качествецентрального предмета описания (см., в частности: Е.А. Сулименко. Антро-поцентрические аспекты изучения лексики. СПб., 1994; А.А. Ворожбитова.Теория текста: антропоцентрическое направление. М., 2005; С.В. Гринев-Гриневич, Э.А. Сорокина, Т.Г. Скопюк. Основы антрополингвистики. М.,2008), однако одни из этих работ сосредоточены на единицах отдельногоязыкового уровня, другие описывают только лингвистические аспекты эво-люции человека − антропогенеза. Чем шире становится круг работ, связан-ных с проблемой «язык и человек», тем больше возрастает потребность вразноплановых изданиях такого рода. Достойное место в этом ряду занимаетучебное пособие к спецкурсу С.Р. Омельченко «Возможности антропологи-ческого подхода в языкознании», опубликованное Волгоградским государст-венным университетом.В центре внимания автора пособия − явление, обозначаемое в трудахученых по-разному: «антропоцентрический подход», «антропоцентрическаяпарадигма языкознания», «антропологическая лингвистика», изучение «чело-века в языке и языка в человеке» и т.п. В работе разводятся понятия «антро-пологическая лингвистика» и «антропоцентрическая лингвистика», при этомвторое считается более узким.Поскольку антропологизм как широкий подход, учитывающий одновре-менно и человеческий фактор в языке, и рольгие природные и социальные явления, связанные и с языком, и с человеком,формировался в течение нескольких веков и в то же время наиболее яркоевыражение получил в лингвистике новейшего времени, основным «стерж-нем» книги является описание «от традиционного − к новому».В первой главе рассматривается история формирования антропологиче-ского подхода: от философских работ первой половины ХIХ в. до исследова-ний последних десятилетий, где антропологический принцип стал методоло-гической основой общелингвистической теории и отдельных лингвистиче-ских дисциплин: когнитивной лингвистики, психолингвистики, лингвокуль-турологии, этно- и социолингвистики, лингвистики текста.Вторая глава освещает основные понятия антропологической теории вязыкознании. Описание сосредоточено на таких категориях, как «языковаяличность» (и ее структура), «концепт» и «языковая картина мира» (с ее раз-новидностями); особый раздел посвящен слабо изученной категории мен-тальности. С.Р. Омельченко систематизированы различные точки зрения нарассматриваемые феномены, описаны языковые средства их выражения.Возможно, в этой главе был бы уместен заключительный параграф о связи ииерархии рассмотренных ключевых понятий.Третья глава посвящена вопросам традиционной лингвистической про-блематики, изучаемым сегодня с антропологической точки зрения. Это ан-тропоморфизм языковой системы, предполагающий отражение представле-ний о человеке в семантических категориях времени, пространства, модаль-ности и др., а также в так называемых эгоцентрических категориях. И те идругие находят выражение в грамматическом и лексическом строе языка:характере метафорических переносов, одушевленности/неодушевленностиимен, использовании личных местоимений и т.д. Антропологический подходпозволил по-новому взглянуть на имеющие давнюю традицию изучения язы-ковые единицы: имена собственные, экспрессивно-эмоциональную лексику,лексемы различных стилистических пластов, слова, описывающие «душу итело человека, его физиологические и эмоциональные реакции на мир, раз-личные физические, речевые, ментальные и волевые действия, состояния исвойства, продукты его деятельности, жилище, социум, отношения с другимилюдьми, цели и профессиональную деятельность, этические, эстетические ииные ценности» (с. 66), многие морфологические и синтаксические явления.В новой лингвистической парадигме они изучаются как «антропоцентриче-ски отмеченные», позволяющие обратиться к реконструкции культурно-исторический информации, мировоззрения, субъективного отношения носи-теля языка к тому, что запечатлено в слове. Наконец, широкие возможностиоткрывает антропологический подход в решении проблем функционированияязыка: лексические единицы выполняют функцию экспликации концепто-сферы, коммуникативный синтаксис отражает модель языкового ви'дениячеловеком мира.В четвертой главе автором сделана попытка освещения областей языко-знания, выделившихся на рубеже ХХ−ХХI вв.: лингводидактики, когнитив-ной и коммуникативной лингвистики, лингвокультурологии и этнолингви-стики. Точнее, на наш взгляд, было бы назвать эту главу не «Аспекты изуче-ния языковой личности», а «Антропологический ракурс новых областей лин-гвистики», поскольку содержание главы несколько шире обозначенного ивключает также описание некоторых явлений, не связанных напрямую с по-нятием «языковая личность».В лингводидактическом аспекте раскрывается суть моделей обученияязыку, разработанных в современной науке.В лингвокогнитивном плане охарактеризованы ключевые понятия когни-тивистики: ментальная репрезентация, концепт, ментальный лексикон, про-позиция, фрейм, концептуальная и прототипическая модель.В «дискурсивно-деятельностном» аспекте описаны дискурс, языковоесуществование, такие типы языковой личности, как речевая, коммуникатив-ная и эмоциональная.К лингвокультурологическому направлению отнесены лингвокультурная,социальная и индивидуальная разновидности языковой личности, а такжепонятия «гендер», «концептосфера» и «персоносфера». Включение понятиягендера в данный аспект (вслед за В.А. Масловой) представляется не вполнекорректным, поскольку гендерные различия обусловлены не только социаль-ными и культурными установками общества, но и физиолого-психологи-ческими особенностями. Что касается «социального» и «индивидуального»типов языковой личности (второй термин звучит странно, здесь как раз уме-стнее, на наш взгляд, слово «аспект», а не «тип»), то закономерным стало быотнесение их соответственно к таким антропологическим сферам науки оязыке, как уже достаточно давно оформившаяся социолингвистика и ещетолько складывающаяся в последние десятилетия лингвоперсонология.В этнолингвистическом аспекте рассмотрены этносемантический типязыковой личности, национальная и региональная языковая личность.Глава пятая посвящена антропологическому ракурсу интерпретации тек-ста. Отдельные параграфы этой главы дают представление об основных ан-тропологических аспектах теории текста (изучение его порождения и воспри-ятия, воздействия текста на читателя и деривационных механизмов текстооб-разования), тексте как особой речемыслительной форме − элементе сознаниячеловека, концептуальной составляющей содержания текста и различныхтипах текстового пространства с позиций антропологизма.В шестой главе систематизированы методы антропологического исследо-вания, используемые в работах последнего времени. В их числе описаноприменение достаточно традиционных методов лингвистики к новым, антро-пологическим задачам исследования (методы математической лингвистики,ассоциативные эксперименты, компонентный анализ, методика конструиро-вания семантической структуры слова, метод выделения ключевых слов) ивнедрение новых методов, складывающихся на рубеже ХХ − начала ХХI в.(метод моделирования по Ю.Н. Караулову, концептуальный анализ).В основе своей пособие представляет собой аналитический обзор широ-кого круга научной литературы по проблемам антропологической лингвисти-ки. В то же время здесь отражены результаты исследований самого автора вэтом направлении. Изложение общей антропоцентрической теории удачнодополняет региональный компонент работы − материалы изучения речемыс-лительной деятельности казаков Нижнего Поволжья. На основе анализа этихматериалов С.Р. Омельченко выдвинута концепция этноязыковой ментально-сти, объясняющая особенности сознания этнической группы в целом и от-дельных языковых личностей, входящих в нее.Новизна рецензируемого труда обусловлена и тем, что в нем в целостноми компактном виде дано представление о многих новых терминах, которыешироко используются в научной литературе, но пока еще совершенно недос-таточно отражены в лингвистических словарях и справочниках.Издание ценно также своим справочным аппаратом: обширным спискомлитературы (свыше 300 наименований; при каждой из глав имеются, крометого, списки дополнительной литературы), именным указателем и термино-логическим словарем, включающим 50 дефиниций основных используемых вкниге понятий.Интересным представляется опыт включения в учебное пособие тестов, ане просто контролирующих вопросов, какие обычны в работах такого рода.Каждую главу завершают разделы, включающие от 5 до 12 тестовых заданийразных типов. Использование тестов как формы контроля за усвоением ново-го материала, несомненно, должно способствовать активизации студентов впроцессе учебной деятельности.Пособие написано хорошим литературным языком, сочетающим науч-ность и доступность изложения.Думается, что знакомство с этой книгой будет полезно всем, кто занима-ется проблемами антропологической лингвистики.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 270
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Иванцова Екатерина Владимировна | Томский государственный университет | Д-р филол. наук, профессор кафедры русского языка |
Ссылки
