«Советское» в рефлексии пользователей интернет-сообществ | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 47. DOI: 10.17223/19986645/47/3

«Советское» в рефлексии пользователей интернет-сообществ

Статья посвящена сопоставительному анализу проявлений политической рефлексии в отношении «советского» периода пользователями интернет-сообществ (форумов и социальных сетей). Полученные из теоретических источников данные и результаты контент-анализа (на материале социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники, Facebook) позволили выявить различия в понимании «советского»: тематические (социально-бытовые, культурные, политические) и аксиологические.

The "Soviet" in reflection of online community users.pdf Проблема исследования Среда интернет-коммуникаций привлекает внимание исследователей как активно и бурно развивающееся социальное явление. Феномен «Интернет» занимает все большее место в жизни современного человека. Эта форма коммуникации возникла в 90-е гг. ХХ в. и быстро стала одной из наиболее востребованных: ежегодно численность пользователей «виртуального» пространства растет, а само пространство активно развивается и все больше областей «реальной» действительности вовлекаются в «виртуальность». Данные, представленные на портале «Интернет в России и в мире», показывают, что количество российских интернет-пользователей в 2016 г. составляло порядка 84 млн человек - 70,4% всего населения, а аудитория молодых пользователей достигает 97% [1]. Это говорит о том, что в настоящее время Интернет осмысляется как открытая коммуникативная среда, доступное и активно используемое социальное пространство со специфичными условиями общения. Соответственно, процессы, происходящие в современном обществе и жизни отдельного человека как представителя этого общества, находят отражение в новом коммуникативном формате, хотя при этом и подвергаются определенным трансформациям [2, 3]. Для ученых эта среда открывает новые возможности исследования социального (в том числе речевого) поведения в новых коммуникативных условиях [2-11]. Дискурсивные параметры интернет-коммуникации (виртуальный хронотоп, квазианонимность [10]) создают ощущение значительно большей социальной свободы, что способствует менее официальному поведению интернет-пользователей, в частности более открытому высказыванию своих взглядов. В работе [4] все виртуальные интернет-топосы предлагается условно разделить на четыре класса: информационные, коммуникационные, развлекательные и инструментальные. Практически все исследователи отмечают, что наиболее ранними являются коммуникационные ресурсы - сеть Интернет возникла как первая коммуникационная среда, упростившая общение для обитателей Силиконовой долины. Современные коммуникационные ресурсы Интернета разнообразны, к таковым относятся: почтовые сервисы, чаты и форумы, обслуживающие сферы общения разной степени официальности -от совершенно свободных площадок, до ресурсов, размещенных на сайтах официальных организаций. К этому же типу ресурсов можно отнести достаточно новое образование - социальные сети. Объединяет же все названные ресурсы такой параметр, как возможность свободного вхождения в коммуникацию. В этом случае выбор коммуникативного пространства и темы определяется личными предпочтениями пользователя, более того, пользователь сам имеет возможность задать топик и организовать коммуникацию. Именно поэтому можно говорить о стихийности этого типа коммуникации, а выявленные топики свидетельствуют о том, что интерес к определенной теме в этой коммуникативной среде не является навязанным внешними социальными структурами [10. С. 205-207]. Как уже говорилось выше, социальные сети, как форма интернет-коммуникации, достаточно позднее образование, хотя этот термин появился в 1954 г. в работе социолога Дж. Барнса для обозначения системы социальных коммуникаций, в которые включен каждый человек [12. P. 43-44]. Спустя полвека эта метафора воплотилась в виде интернет-ресурсов онлайн-сервисов, предназначенных для неформального общения. От форумов и чатов социальные сети отличаются тем, что пользователь обязан пройти регистрацию и предоставить данные о себе. Как правило, пользователи социальных сетей, в отличие от участников чатов и форумов, представляются в рамках этого пространства своим настоящим именем, чтобы продолжить в виртуальном топосе свои реальные социальные контакты, но возможность квазианонимности сохраняется и в данном случае: пользователь имеет возможность создать ложный аккаунт. Кроме того, пользователь социальной сети может участвовать в различного рода сетевых сообществах - виртуальных группах по интересам. Исследование дискурса социальных сетей - одна из актуальных тенденций современной гуманитарной науки, в том числе лингвистики, о чем свидетельствует значительная исследовательская активность в изучении различных аспектов этого вида коммуникации [5, 13-17], в качестве примера можно назвать работы, посвященные анализу форм и особенностей политической коммуникации в сетях [7-8, 16-17]. В пестрой политической жизни современной России, в общественной и частной жизни россиян необычайно актуализирован феномен «советского». Интерес, возникший в начале нулевых как форма культурной иронии, как возможность включить семиотическую систему «советского» в новый культурный контекст, быстро приобрел характер массовой рефлексии, что, в свою очередь, получило отражение в рефлексии научной. Ученые-гуманитарии ответили на вызов общества серией междисциплинарных проектов, выполненных в рамках программы МИОН («Советская культура в современном социопространстве: трансформации и перспективы», «Ностальгия по советскому в социокультурном пространстве современной России»), они нашли отражение в монографических изданиях, объединивших исследователей из различных регионов [18-20]. Данные, представленные в монографиях, позволяют говорить о следующих причинах актуализации этой проблематики в обществе: во-первых, национальное сообщество преодолело минимальную временную, историческую «дистанцию», когда раздражение и неприятие по отношению к предыдущему политическому строю сменилось любопытством и желанием рассмотреть этот уже далекий мир. Выросло поколение, родившееся и сформировавшееся в 90-е, в совершенно иной культурной среде и испытывающее естественный интерес к способам мироустройства, и в первую очередь к такому, в котором жили их родители. Русское общество оказалось в культурно-исторической ситуации, требующей рефлексии, необходимой для восстановления культурно-исторических связей, формирования культурно-исторической идентичности нового поколения русских. Поэтому интерес к феномену советского в историческом и культурном аспекте формируется совершенно естественным, стихийным образом как попытка культурно-исторической самоидентификации. Вторая причина - социально-политические изменения, происходящие в современной России и вызывающие недовольство современного россиянина, что заставляет его искать «лучшие» образцы жизни. И здесь, конечно, в качестве некоторого «золотого» времени, времени детства, юности, молодости, когда человек чувствовал себя защищенным от невзгод, когда «трава была зеленее», актуализируется память о советском периоде жизни общества и отдельного человека. Процессы рефлексии «советского» в сфере интернет-дискурса также попали в фокус исследования и были рассмотрены на материале сообщений интернет-форумов [21]. В работе отмечается, что сообщения пользователей10группируются в две основные подтемы: «Совковый идиотизм» и «Ностальгия». Категории, обсуждаемые участниками: семья; быт; гастрономия; уход за собой; отношение социума к внешнему облику; социальные институты: детский сад, школа; политика, властные структуры; культура - осмысляются амбивалентно. В ходе дискуссии происходит ностальгическая переоценка тех качеств, которые ранее интерпретировались негативно: бедность осознается как рациональность использования ресурсов; устаревшие семейные ценности рассматриваются как семейные традиции; идеологизация в школе понимается как социализация; идеологизированная эстетика осмысляется как новаторская. При этом однозначно в категорию «Ностальгия» включается советская гастрономия, а в категорию «Идиотизм» - политика и власть. Материал форумов показывает, что «советское осмысляется через призму двух базовых категорий: частная жизнь, которая связана с феноменом ностальгии, и отношения «человек - государство», которые оцениваются негативно и маркируются как «совковый идиотизм» [21. С. 138]. Феномен «советское» как объект рефлексии пользователей социальных сетей не был исследован в сопоставительном аспекте. В настоящей работе мы обращаемся к анализу рефлексии «советского» в российских социальных сетях с целью выявить различия рефлексии пользователей форумов и сообществ социальных сетей. Методология и метод Наиболее эффективным при исследовании процессов общественно-политической рефлексии в социальных сетях Интернета считаем методологию социолингвистики, изучающей динамические процессы, происходящие в социуме на основе лингвистических данных, основополагающим методологическим принципом в этом случае является исследование речевого поведе-ния11 социальной личности или социальной группы [23]. Предметом нашего анализа стало речевое поведение пользователей социальных сетей в аспекте общественно-политической рефлексии - осмысления советского периода истории России. Непосредственным материалом анализа послужили посты, размещенные в новостных лентах социальных сетей. В сферу нашего анализа попали социальные сети, которые чаще всего используют жители России: ВКонтакте (https://vk.com), Одноклассники (https://ok.ru) и Facebook (https://www.facebook.com/). Портал BRAND ANALYTICS приводит следующие характеристики этих социальных сетей. Наиболее крупная сеть - «ВКонтакте», ее ежемесячная аудитория составляет 53,6 млн человек, возрастные параметры пользовательской аудитории - 18-24 года; гендерная структура: 41,9% - мужчины, 58,1% - женщины. Ежемесячная аудитория сети «Одноклассники» - 39 млн человек, средний возраст пользователей делят категории «25-34 года и 55 лет и старше, среди пользователей преобладают женщины (69,2% женщин и 20,8% мужчин). Facebook: ежемесячная аудитория - 24,5 млн чел., средний возраст от 25 до 34 лет, гендерная структура близка к равновесной - 56,3% женщин, 43,7% мужчин [24]. На первом этапе анализа было выявлено количество коммуникативных пространств (групп), репрезентирующих «советское» в рамках исследуемых социальных сетей. Далее при анализе данных, полученных из каждой социальной сети, была осуществлена выборка текстов постов наиболее крупных открытых групп, посвященных феномену советского, основной критерий отбора - количество участников. В качестве основного исследовательского метода был выбран контент-анализ, позволяющий выявить посредством определения наиболее частотных семантических категорий значимые для пользователей социальных сетей параметры «советского» [25]. Количественный анализ вербальных единиц, репрезентирующих определенные семантические категории (темы), позволил сделать содержательный вывод об интересе пользователей к той или иной проблеме. Материалом контент-анализа послужили тексты обсуждения тем, заданных в рамках группы в период с 13.01.2011 по 14.03.20 1 612. Предварительно в качестве исследуемых категорий были определены темы, выявленные при исследовании материала форумов [21], но впоследствии категориальная матрица была скорректирована в соответствии с эмпирическими данными. В качестве единицы анализа были выбраны лексические единицы и коллокации, репрезентирующие исследуемые категории. При анализе отдельных текстов заголовков, девизов и описаний групп в социальных сетях, а также комментариев пользователей был использован текстологический и семиотический анализ, так как во многих случаях смысл сообщения был обусловлен не только вербальной составляющей, но и графическим контекстом. Сопоставительный анализ использовался на этапе соотнесения данных, полученных при анализе материала различных социальных сетей с результатами анализа форумов. Результаты исследования Первый этап анализа был связан с определением количества сообществ (групп), репрезентирующих «советское» в рамках исследуемых социальных сетей. Через поисковые системы были введены запросы, направленные на выявление тематических групп, связанных с понятием «советское»: «Советский Союз», «СССР». Результаты анализа представлены в табл. 1. Таблица 1. Количество групп, репрезентирующих тему «советское» в социальных сетях Форма поискового запроса ВКонтакте Одноклассники Facebook Советский Союз 563 113 12 СССР 13 762 41095 55 Всего 14325 41208 67 Как можно убедиться, по количеству ресурсов, связанных с памятью о советском, лидирует социальная сеть «Одноклассники», что вполне объяснимо с точки зрения возрастного состава пользователей сети. Однако и сеть «ВКонтакте» показывает существенное количество исследуемых тематических групп, что подтверждает предположение о поиске идентичности в молодежной среде. Для проведения контент-анализа были выбраны группы с наибольшим количеством участников13: 1) «Одноклассники» - «Эх... Вернуться бы в СССР» (http://ok.ru/ok.sssr) - 328 тыс. участников; 2) «Вконтакте» - «СО-ВЕТСКИЙ_СОЮЗ_В_НАШЕМ_СЕРДЦЕ» (https://vk.com/club14407777) -118,5 тыс. участников; 3) Facebook - «СССР. Прекрасная страна, в которой мы жили» (https://www.facebook.com/ourUSSR/timeline) - 101 тыс. участников. В анализируемых группах было заявлено следующее количество обсуждаемых тем: «Одноклассники» - 4 282; «ВКонтакте» - 1 139; группа Facebook не отражает информацию о количестве тем, но ручной подсчет позволяет говорить о том, что их не менее 900. Для анализа были выбраны темы, в которых количество реакций пользователей превышало 100, что свидетельствует об интересе участников. Общее количество проанализированных текстов в отобранных темах составило: «Одноклассники» - 10 615; «ВКонтакте» -9 405; Facebook - 8 570. Характеристика презентации исследуемых сообществ Прежде чем приступить непосредственно к изложению результатов контент-анализа, представим характеристику презентации исследуемых сообществ в социальной сети, чтобы наглядно продемонстрировать целевую направленность сообществ и аксиологический модус в осмыслении «советского». Как правило, презентация сообщества в социальной сети представляет собой комплекс, включающий эмблему (графический символ сообщества), название, девиз и краткое описание ключевой тематики сообщества. На рис. 1 представлен образец презентации группы. Форумы, посвященные «советскому», не оформлены каким-то специальным образом и представляют собой вербальное обозначение темы обсуждения. социалистического государства) стал доступен многим народам («СОВЕТ -СКИЙ_СОЮЗ_В_НАШЕМ_СЕРДЦЕ»), СССР представлен как мировая держава, обладающая уникальными признаками: Эта страница посвящена СССР - без преувеличения, самому уникальному государству XX века. ...Государству, которое сыграло важнейшую роль в судьбе и развитии всего мира! Государству, которое больше не существует, в которое мы уже никогда не вернемся, но которое было и навсегда останется нашей Родиной! («СССР. Прекрасная страна, в которой мы жили»). Текст позволяет сделать вывод, что в отличие от участников форумов, заявляющих дискуссионный аспект в осмыслении «советского», организаторы интернет-сообществ в социальных сетях изначально задают его позитивную оценку и позиционируют его как идеальный способ государственного устройства по отношению к существующему положению дел в социально-политической реальности. В отличие форумов, где информация носит преимущественно текстовый характер, размещенные в ленте социальных сетей посты представляют собой, как правило, графические изображения: фотографии, демотиваторы и т.п. (см., например, рис. 2). Основная текстовая составляющая такого поста - сопроводительная реплика и комментарии участников обсуждения, хотя в некоторых случаях текст комментария может быть достаточно развернутым. Таким образом, оформление коммуникативного пространства, посвященного «советскому» в социальных сетях и на форумах, различается в аспекте презентации, целеполагания, оценочного модуса и способов подачи информации. Что бы создать Государство требуются мудрость и десятилетия тяжелого труда. Чтобы разрушить государство куюна кучка предателей, дебилов и продавшихся диссидентов... Рис. 2. Пример поста в группе «Эх... Вернуться бы в СССР» (http://ok.ru/ok.sssr) Описание результатов контент-анализа Прежде чем приступить к проведению контент-анализа всего материала, мы провели пилотное исследование с целью коррекции списка исследуемых семантических категорий, это потребовалось в связи с тем, что предварительный анализ показал несоответствие репрезентантов (единиц анализа) изначально заданной категориальной матрице. Пилотное исследование показало, что некоторые категории (семья, отношение социума к внешнему облику) в социальных сетях не представлены, что подтвердило и основное исследование. В то же время в материале была значительно более широко представлена категория «Политика». Кроме того, несмотря на изначальное позиционирование исследуемых сообществ как направленных на рефлексию советского строя, оказалось, что значительная часть постов посвящена актуальным социальным и политическим проблемам современной России, поэтому потребовалось ввести дополнительную подкатегорию в рамках каждой категории, связанную с временной локализацией. Результаты анализа отражены в табл. 2. Таблица 2. Количество репрезентантов выявленных категорий в исследуемых социальных сетях Название ВКонтакте Одно Facebook семантической ед. в % классники ед. в % категории ед. в % Быт, реалии, гастрономия 1 22 8 советское 1 22 8 современность 0 0 0 Уход за собой (реклама) 0 10 0 советское 0 современность 10 Социальные институты, социальные про- 27 34 4 блемы 1 15 4 советское 26 19 0 современность Внешняя и внутренняя политика, эконо- 71 13 29 мика (персоналии) 20 7 21 советское 51 6 8 современность Культура, наука 8 18 56 советское 2 18 56 современность 6 0 0 Религия 1 3 0 советское 0 0 современность 1 3 Спорт 0 0 11 советское 11 современность 0 Результаты проведенного контент-анализа показывают, что пользователи разных социальных сетей по-разному используют коммуникативное пространство сообществ, посвященных феномену «советское». В наибольшей степени к «советскому» обращаются пользователи Facebook, причем это позитивная оценка культурных ценностей, созданных в советский период. Охарактеризуем более детально содержание категорий. Сообщество пользователей Facebook, посвященное феномену советского, осмысляет СССР в первую очередь как культурное пространство (56%) - 42% информации в новостных лентах посвящено культурному контенту - советскому кино, телевидению, искусству в целом. Например: По волнам нашей памяти - самые кассовые фильмы Союза. Восьмое место. «Щит и меч» - советский четырёхсерийный художественный фильм о Второй мировой войне, снятый в 1968 году по одноимённому роману Вадима Кожевникова режиссёром Владимиром Басовым (68,3 млн зрителей), 6 % информации связано с презентацией научных достижений советских ученых (в том числе покорение космоса). Информация о персоналиях (актерах, писателях, ученых и т.п., создавших репутацию советскому государству) составляет 8 % (из 56). Например: Владимир Бортко: «Сталин - это символ нашей страны». Лауреат премии Александра Солженицына (2004) режиссер Владимир Бортко, снявший фильмы «Собачье сердце» (1988) и «Мастер и Маргарита» (2005), выступил на пленарном заседании Госдумы с панегириком Иосифу Сталину. 11 марта 2014 года Бортко подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В.В. Путина на Украине и в Крыму. 21% постов содержат информацию о значимых для страны и всего мира исторических событиях и достижениях советского народа, о политиках, создавших СССР репутацию великой державы. Например: 4 ФЕВРАЛЯ 1945 ГОДА ОТКРЫЛАСЬ ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ГЛАВ ТРЁХ ДЕРЖАВ, СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ - В ХОДЕ КОНФЕРЕНЦИИ В ЦЕЛОМ РЕШЕНЫ ВОПРОСЫ ПОСЛЕВОЕННОГО УСТРОЙСТВА МИРА, БЫЛА СОЗДАНА СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОТЧАСТИ ДЕЙСТВУЮЩАЯ И ПОНЫНЕ. Отличает это сообщество и внимание к спортивным достижениям советских людей - 11% контента связано с презентацией советского спорта: хоккея, фигурного катания. Например: Чтобы помнили... Светлая память! Сергей Гриньков, советский и российский фигурист, двукратный олимпийский чемпион. Вместе с тем непосредственно в ленте новостей размещаются сообщения о современных политических событиях (8%), связанных с действиями президента и правительства. Как правило, освещаются внешнеполитические события. Нужно отметить, что в группах этой социальной сети реже встречаются посты, посвященные артефактному миру советского. Это по преимуществу пространство культурной рефлексии, однако все же можно говорить о том, что бытовые реалии присутствуют (8%) в виде графических изображений гастрономических объектов (лимонад, мороженое, хлеб и под.), как правило, сопровождаемых надписями «Вкус детства» или «Знакомый вкус». Осмысление социальной реальности связано не с конкретными социальными институтами/учреждениями, а с общими принципами организации социальной сферы. Например, пост «СНИЖЕНИЕ ЦЕН В СТАЛИНСКОМ СССР»: И.В. Сталин еще до 1933 года призывал к тому, чтобы товары в магазинах регулярно дешевели. И добился своего. В сотрудничестве с председателем Советского правительства Молотовым и другими большевиками Сталину удалось в период с 1933 по 1937 год реализовать снижение цен. Сфера образования, здравоохранения зачастую осмысляются через призму персоналий - известных педагогов и врачей. Таким образом, мы можем говорить о «культуроцентризме» как доминанте в рефлексии советского пользователями этой социальной сети. СССР предстаёт как культурное, бесконфликтное и беспроблемное пространство, где живут счастливые, умные, улыбающиеся и доброжелательные люди, где каждое событие имеет позитивное мировое значение. Пользователи социальной сети «Одноклассники», напротив, осмысляют «советское» как артефактный мир. Наиболее актуальными по количеству репостов и комментариев можно считать темы, связанные с советским бытом и миром артефактов (22%): Кирзачи. Кирзовые сапоги - больше, чем обувь. Иван Плотников, который перед войной наладил их производство, получил Сталинскую премию... Они и сегодня в ходу. Потому что надежные.; За счастье было иметь в детстве пупсиков . А если ещё и коляска есть у пупсика ) То вооооооообщеееее)))))))... в том числе гастрономией: Молоко наших времен!; Вкус детства. Ириски... Ты гражданин свободной страны! У тебя есть свобода деградировать! Гордись этим! У нас не было такой возможности! Рис. 3. Пример поста в группе «Эх... Вернуться бы в СССР» (http://ok.ru/ok.sssr) Значительную часть в коммуникативном пространстве сообщества занимают посты, посвященные социальным проблемам (34%). Как отдельный феномен, особые социальные институты осмысляются советское детство и школа (15%) - Советское детство. (Е.Майснер) * * * Вспоминаю часто детство. Дворик сердцу милый. Было всё тогда советским, но счастливым было... Но при этом в данном коммуникативном пространстве наблюдается очевидное противопоставление современной России и СССР в аспекте социальных и этических норм (19%). Социальная структура советского общества и принципы организации, как правило, оцениваются положительно, настоящая же социальная реальность подвергается резкой критике: 15 причин вернуть наши 70-е.80-е! ... Вот 15 причин, чтобы вернуть те золотые годы. 1. Образование. Советское образование было совершенно бесплатным и доступным абсолютно всем... Критическая позиция по отношению к социальной структуре современного общества выражается в особой форме подачи информации. Как правило, это пост, совмещающий контрастирующую информацию. Например: 1) графическое изображение сопровождается вербальным сообщением, содержащим противоположную информацию (изображение документа советского периода о снижении цен с комментарием: Правительство РФ предлагает поднять населению тарифы на газ, свет и ЖКХ); 2) сложный графический объект, совмещающий контрастирующие изображения, как на рис. 3. Критическая позиция также проявляется в текстах, представляющих собой произведения народного творчества: Добрый дедушка Мороз, борода из ваты, Сделай всем в Кремле и в Думе Как у нас зарплаты! Культурное пространство советского представлено советским кино (15%): Не Рембо был нашим кумиром, Штирлиц героем был... Обсуждение вопросов политики также играет значительную роль в рамках исследуемого сообщества (13%), при этом примерно в равной мере уделяется внимание политикам советского государства (И.В. Сталин, Л.И. Брежнев) и ключевым политическим фигурам современности (В.В. Путин): Владимир Владимирович Путин. Лучший президент в мире! Это правда!!! Здоровья Вам!; Паразиты всегда ненавидят сильных руководителей, мешающих им устанавливать свои понятия в странах, выбранных для порабощения. Их не устраивают сильные личности, такие как Сталин или Путин. Но они благосклонны к ничтожествам... Вместе с тем в этой же ленте размещаются материалы очевидно рекламного характера, например реклама косметических средств (10%). Любопытно, что в ленте размещается примерно равное количество постов (3%), посвященных советской космонавтике и религиозным артефактам - изображениям икон с призывом сделать репост для улучшения жизни. Однако при общей позитивной оценке советского строя в рамках обсуждений отдельных тем наблюдаются оживленные дискуссии, связанные с оценкой фактов советской жизни. Чаще всего это посты, посвященные гастрономии: От мне нравится, когда выложат в сеть фотографию кефира в стеклянной бутылке или там отвратной водяры с пробкой «чебурашка» и томно так припишут внизу «а помнишь?». ...прекрасно помню! А многого вот не помню, хоть убей. Помидорок свежих зимой не помню. Гастрономические посты обычно вызывают оживленное обсуждение проблемы дефицита пищевых продуктов. Приведем один из комментариев: OLGA (ОЛЕЙНИКОВА) ответила Tatjana 13:22: В нашем городе сыр появился только в 1986 году. Почему я должна говорить неправду, что он был? Обыкновенны случаи смены темы в процессе обсуждения. Например, тема национальных отношений, несмотря на позитивный зачин, сменяется обсуждением современных политических отношений между бывшими советскими республиками, центром которого становится Украина. Именно в обсуждениях вскрываются сложные проблемные моменты, связанные с осмыслением советского и как социального, и как политического строя. «Советская» тема для обсуждения, вводимая автором поста, порождает полилог, приводящий в итоге к обсуждению национальных, социальных проблем, проблем молодежи и т. п. Это позволяет сделать вывод, что для участников групп в «Одноклассниках» темы советского тесно связаны с современным состоянием России, они осмысляются через призму современных негативных событий. Резюмируя наблюдения, можно сделать вывод, что пользователи этой социальной сети осмысляют «советское» в первую очередь как бытовую (в том числе материальную) и социальную реальность, противопоставленную современному состоянию по признакам «качественное/некачественное», «вкусное/невкусное», «гуманное/антигуманное» и под. Нужно отметить, что при преобладающей позитивной оценке «советского строя» наблюдаются и «оппозиционные» высказывания. Еще одной особенностью данного сообщества является парадоксальное сочетание негативной оценки современного общества, социально-политической ситуации и безусловно позитивного отношения к лидеру современной России. Участники сообщества «СОВЕТСКИЙ_СОЮЗ_В_НАШЕМ_СЕРДЦЕ» социальной сети «ВКонтакте» проявляют значительно больший интерес к современной политике, нежели к «советскому». Большая часть обсуждений посвящена политической тематике (около 71% постов). При этом только 20% информации связано с политикой и политическими деятелями Советского государства, а политическим связям современной России посвящено 51% постов. В поле зрения участников попали следующие страны и регионы, упоминаемые непосредственно в названии тем: РФ, Украина, Белоруссия, Германия, США, КНР, КНДР, Япония, Южная Корея, Ливия и Кавказ (общая номинация). Наиболее обсуждаемая страна - Украина (4%). В фокусе внимания находятся в первую очередь события, связанные с Донецком и Луганском, внешне- и внутриполитические действия правительства Украины, которые, как правило, представляются в ироническом ключе: Украина - флагман «европейской идентичности». Киев начинает учить Париж, Берлин и Варшаву уму-разуму...; Маршала Жукова разменяли на казака Бабуру. Официальный Киев радостно рапортует о шокирующих успехах декоммуни-зации. Отметим также, что обсуждение часто проходит в контексте военной проблематики: Япония готова объявить войну России/ Война в Ливии/Холодная война с Белоруссией. В целом темы, так или иначе связанные с понятием войны, содержащие лексемы война, оружие, вооруженный, армия, битва и др., составляет около 10%. В рамках внутриполитической тематики обсуждаются идеология коммунизма и социализма, партии КПРФ и Единая Россия, выборы. Как и в случае с подобными обсуждениями в сообществе социальной сети «Одноклассники», наблюдается противопоставление двух периодов, двух политических систем (рис. 4). Большое количество тем (31%) затрагивают личности политиков: В.В. Путина (13%), И.В. Сталина (11 %) и В.И. Ленина (3%), также есть отдельные темы о М.С. Горбачеве, Н.С. Хрущеве, Г.А. Зюганове, А.В. Колчаке. КАПИТАЛИЗМ СОЦИАЛИЗМ Рис. 4. Пример поста в группе «СОВЕТСКИИ_СОЮЗ_В_НАШЕМ_СЕРДЦЕ» (https://vk.com/club14407777) Второй по частотности тематический блок - социальные проблемы (27%). В рамках этой проблематики аналогичным образом отмечается противопоставление социально-политических систем, причем реализуется оно через описание социальных проблем современной России. Например: Погружение в нездоровье. В медицинском сообществе уже предупреждают, что сокращение объемов бесплатной медицинской помощи россиянам приведет к росту смертности и грозит массовыми протестами населения; Бездомный 90-летний ветеран ВОВ умер в сарае под Волгоградом. Уже после смерти солдата-победителя оказалось, что о кошмарных условиях его жизни власти не знали. Кроме политических тем, обсуждаются культура и наука (8%). В отличие от анализируемых ранее сообществ рефлексия культурного наследия не так широка, только 2% отдельных тем посвящены советскому театру, кинематографу и мультипликации. Как уже было сказано выше, в большинстве тем СССР противопоставляется современная Россия: СССР И РОССИЯ/ СССР или РФ?/ Какая зарплата больше - «российская» или «советская»? Участники рассматривают возможность возращения советского политического строя, что отражается в соответствующих темах (10%): КАК ВЕРНУТЬ СССР-2 ЗА 5 ЛЕТ ?/ Как возродить Советский Союз?/ Советский Союз: приказано возродить! и др. Как правило, для возрождения этого режима участники видят путь революции: правительство ведет наш народ к краху! Спасти нас может Революция!/ чтобы добро в России победило, необходима социалистическая революция. Интересно, что наряду с такими темами планирования в группе есть разделы, посвященные размышлениям о будущем, в основном они связаны с будущим России (1%): Какое будущее у России? Новый союз или разруха.../ Прогноз развития России до 2030 года. По какому пути пойдет наша великая держава? При этом личные аспекты жизни не обсуждаются, будущее пристраивается в масштабах страны или мира, но не индивида. Итак, в рамках социальной сети «ВКонтакте» «советское» осмысляется, прежде всего, как социально-политическое пространство, противопоставленное современному как идеальное. Пользователи этого сообщества последовательно оценивают советский строй как лучший из возможных и демонстрируют готовность вернуться к этому варианту социально-политического устройства. Несмотря на заявленную тематику, участники обсуждения в половине случаев обращаются к осмыслению современной политической ситуации в мире. Заключение Итак, исследование рефлексии «советского» в интернет-сообществах показало, что осмысление в отношении прошлого политического строя выражается в форме активного обсуждения его различных аспектов. Анализ материалов форумов и социальных сетей позволил выявить сходные и различительные черты в понимании «советского». Анализ презентаций интернет-сообществ показал, что пользователи социальных сетей, в отличие от участников форумов, более целенаправленны и категоричны в оценке «советского», сразу представляя этот строй как идеальный способ государственного устройства. В подаче информации в рамках сообщества также наблюдаются различия: преимущественно текстовой информации форумов противопоставлен синтез графических и вербальных средств в социальных сетях. Содержательное осмысление «советского» пользователями социальных сетей и форумов различается в первую очередь тематически. Если участники форумов обсуждали проблемы личности, семьи, бытовые и социальные аспекты жизни в Советском Союзе, оценивая различные их проявления амбивалентно, то спектр проблем, обсуждаемых в сообществах социальных сетей, значительно шире и затрагивает не только советский период, но и современную социально-политическую реальность. Пользователи социальных сетей, как правило, однозначны в оценке советского периода, формируя представление о нем как об идеальном государственном устройстве. Однако при этом были выявлены различия в рефлексии «советского» и среди пользователей разных социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook. Количественный анализ сообществ показывает, что наибольшую активность в организации сообществ, посвященных «советскому», проявляют пользователи социальной сети «Одноклассники», наименьшую -Facebook. Контент-анализ текстов постов, размещенных в наиболее востребованных (по числу пользователей) сообществах каждой из исследуемых социальных сетей показывает, что на репрезентацию и рефлексию собственно «советского» ориентирована в большей степени группа Facebook - «СССР. Прекрасная страна, в которой мы жили». В меньшей степени «советское» представлено в группе «ВКонтакте» - «СОВЕТСКИЙ_СОЮЗ_В_НАШЕМ_СЕРДЦЕ» (https://vk.com/club14407777). Сообщества разных социальных сетей различаются и тематической доминантой в рефлексии. Полагаем, что можно говорить об очевидной «куль-туроцентричности» группы Facebook - «СССР. Прекрасная страна, в которой мы жили», направленности на рефлексию бытовой (в том числе артефактной) и социальной реальности участников группы «Эх... Вернуться бы в СССР» (http://ok.ru/ok.sssr) социальной сети «Одноклассники», политикоцентрично-сти пользователей, входящих в сообщество «СОВЕТСКИЙ_ СОЮЗ_ В_ НАШЕМ_СЕРДЦЕ» (https://vk.com/club14407777) «ВКонтакте». Пользователи социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте» последовательно проводят сопоставление социально-политического состояния дел в современной России и Советском Союзе, формируя идеальный образ «советского» по отношению к современности. Таким образом, в аспекте тематического единства (советское) более близки к участникам форумов пользователи Facebook, в аспекте обсуждаемых проблем - пользователи сети «Одноклассники». И общее, что объединяет, пожалуй, все исследуемые сообщества, - это взгляд на «советское» через призму современного, позволяющий увидеть позитивные черты «советского» периода истории государства.

Ключевые слова

Soviet Union, political reflection, online communities, social networks, online communication, советское, Советский Союз, политическая рефлексия, интернет-сообщества, социальные сети, интернет-коммуникации

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зильберман Надежда НиколаевнаТомский государственный университетканд. филол. наук, доцент кафедры гуманитарных проблем информатикиzilberman@ido.tsu.ru
Мишанкина Наталья АлександровнаТомский политехнический университет; Томский государственный университетд-р филол. наук, профессор кафедры русского языка как иностранного; профессор кафедры гуманитарных проблем информатикиmna@tpu.ru
Всего: 2

Ссылки

Broom L., Reece S. Political and Racial Interest: A Study in Content Analysis // The Public Opinion Quarterly. 1995. Vol. 19, № 1. P. 5-19.
Mirloy, L., Gordon M. Sociolinguistics Method and interpretation. Oxford: Blackwell Publishing, 2003. 261 p.
Социальные сети в России, весна 2015. Цифры, тренды, прогнозы // BRAND ANALYTICS: Система мониторинга и анализа бренда в социальных медиа и СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-vesna-2015-cifry-trendy-prognozy
Словарь социолингвистических терминов // отв. ред. В.Ю. Михальченко. М.: Рос. акад. наук. Ин-т языкознания. Рос. акад. лингв. наук. 2006.
Мишанкина Н.А. Родина или Совок?: Рефлексия «советского» образа жизни в виртуальном дискурсе // Ностальгия по советскому / отв. ред. З.И. Резанова. Томск, 2011. С. 126-139.
Советское как дискурсивный феномен: способы концептуализации прошлого: монография / под общ. ред. О.Л. Михалёвой. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2013. 249 с.
Ностальгия по советскому / отв. ред. З.И. Резанова. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2011. 514 с.
Советское прошлое и культура настоящего: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Купина, О.А. Михайлова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. Т. 1-2. (Труды Уральского МИОНа; вып. 21).
КрыловаМ.Н. Способы выражения эмоций в социальных сетях // Филология и литературоведение. 2016. № 1 (52). С. 12-18.
Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков А.В. Политическая субъектность пользователей социальных сетей в России: результаты всероссийского социологического исследования // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2015. № 2. С. 80-87.
Сафонова Т.В. Особенности функционирования литературных прецедентов в социальных сетях (на примере поэтических сообществ социальной сети «ВКонтакте») // Изв. Регион. фин.-экон. ин-та. 2015. № 1 (7). С. 9.
Евсюкова Т.В., Шилова Е.С. Проблема самоидентификации языковой личности в социальных сетях // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Русская филология. 2015. № 6. С. 8-15.
Алтухова Т.В. Социальная компьютерная сеть «ВКонтакте»: жанровая характеристика // Вестн. Кем. гос. ун-та, 2012. № 4-3. С. 21-25.
Кочеткова М.О., Тубалова И.В. Динамика развития блога как жанра дискурса блого-сферы: социолингвистический аспект // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2014. № 1 (27). С. 39-52.
Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations. 1954. №7. P. 39-58.
Мишанкина Н.А. Дискурсивные картины интернет-коммуникации в восприятии адресатов // Картины русского мира: современный медиадискурс / З.И. Резанова, Л.И. Ермоленкина, Е.А. Костяшина и др.; ред. З.И. Резанова. Томск, 2011. С. 201-261.
Чепель (Флерчук) Ю.В. Вербальные средства самопрезентации личности в интернет-коммуникации // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 85. С. 267-271.
Морозова О.Н. Политическая интернет-коммуникация: ее роль, функции и формы // Политическая лингвистика. 2011. № 1. С. 156-161.
Калимуллин Д.Д. Пространство интернет-коммуникаций как толерантная среда // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. 2009. № 1. С. 135-138.
Дягилева Н.С., Журавлева Л.А. Сущность социокультурной идентичности молодежи в среде интернет-коммуникации // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. № 42. С. 152-153.
Maximova O.B. Social aspects of internet communication: virtual community and communication personality // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Социология. 2011. № 1. С. 24-33.
Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты) / Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, Общество любителей российской словесности, Г.Н. Трофимова. 2-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2009. 436 с.
Мишанкина Н.А. Социальные нормы в Интернет-коммуникации: социолингвистический аспект // Гуманитарная информатика. 2013. № 7. С. 72-78.
Cybercultures. Critical concepts in media and cultural studies / ed. By D. Bell. Vol. 3. New York; London: Routledge, 2008. 471 p.
Количество пользователей интернета в России // Портал «Интернет в России и в мире» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151
 «Советское» в рефлексии пользователей интернет-сообществ | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 47. DOI: 10.17223/19986645/47/3

«Советское» в рефлексии пользователей интернет-сообществ | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 47. DOI: 10.17223/19986645/47/3