Статья посвящена сопоставительному анализу проявлений политической рефлексии в отношении «советского» периода пользователями интернет-сообществ (форумов и социальных сетей). Полученные из теоретических источников данные и результаты контент-анализа (на материале социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники, Facebook) позволили выявить различия в понимании «советского»: тематические (социально-бытовые, культурные, политические) и аксиологические.
The "Soviet" in reflection of online community users.pdf Проблема исследования Среда интернет-коммуникаций привлекает внимание исследователей как активно и бурно развивающееся социальное явление. Феномен «Интернет» занимает все большее место в жизни современного человека. Эта форма коммуникации возникла в 90-е гг. ХХ в. и быстро стала одной из наиболее востребованных: ежегодно численность пользователей «виртуального» пространства растет, а само пространство активно развивается и все больше областей «реальной» действительности вовлекаются в «виртуальность». Данные, представленные на портале «Интернет в России и в мире», показывают, что количество российских интернет-пользователей в 2016 г. составляло порядка 84 млн человек - 70,4% всего населения, а аудитория молодых пользователей достигает 97% [1]. Это говорит о том, что в настоящее время Интернет осмысляется как открытая коммуникативная среда, доступное и активно используемое социальное пространство со специфичными условиями общения. Соответственно, процессы, происходящие в современном обществе и жизни отдельного человека как представителя этого общества, находят отражение в новом коммуникативном формате, хотя при этом и подвергаются определенным трансформациям [2, 3]. Для ученых эта среда открывает новые возможности исследования социального (в том числе речевого) поведения в новых коммуникативных условиях [2-11]. Дискурсивные параметры интернет-коммуникации (виртуальный хронотоп, квазианонимность [10]) создают ощущение значительно большей социальной свободы, что способствует менее официальному поведению интернет-пользователей, в частности более открытому высказыванию своих взглядов. В работе [4] все виртуальные интернет-топосы предлагается условно разделить на четыре класса: информационные, коммуникационные, развлекательные и инструментальные. Практически все исследователи отмечают, что наиболее ранними являются коммуникационные ресурсы - сеть Интернет возникла как первая коммуникационная среда, упростившая общение для обитателей Силиконовой долины. Современные коммуникационные ресурсы Интернета разнообразны, к таковым относятся: почтовые сервисы, чаты и форумы, обслуживающие сферы общения разной степени официальности -от совершенно свободных площадок, до ресурсов, размещенных на сайтах официальных организаций. К этому же типу ресурсов можно отнести достаточно новое образование - социальные сети. Объединяет же все названные ресурсы такой параметр, как возможность свободного вхождения в коммуникацию. В этом случае выбор коммуникативного пространства и темы определяется личными предпочтениями пользователя, более того, пользователь сам имеет возможность задать топик и организовать коммуникацию. Именно поэтому можно говорить о стихийности этого типа коммуникации, а выявленные топики свидетельствуют о том, что интерес к определенной теме в этой коммуникативной среде не является навязанным внешними социальными структурами [10. С. 205-207]. Как уже говорилось выше, социальные сети, как форма интернет-коммуникации, достаточно позднее образование, хотя этот термин появился в 1954 г. в работе социолога Дж. Барнса для обозначения системы социальных коммуникаций, в которые включен каждый человек [12. P. 43-44]. Спустя полвека эта метафора воплотилась в виде интернет-ресурсов онлайн-сервисов, предназначенных для неформального общения. От форумов и чатов социальные сети отличаются тем, что пользователь обязан пройти регистрацию и предоставить данные о себе. Как правило, пользователи социальных сетей, в отличие от участников чатов и форумов, представляются в рамках этого пространства своим настоящим именем, чтобы продолжить в виртуальном топосе свои реальные социальные контакты, но возможность квазианонимности сохраняется и в данном случае: пользователь имеет возможность создать ложный аккаунт. Кроме того, пользователь социальной сети может участвовать в различного рода сетевых сообществах - виртуальных группах по интересам. Исследование дискурса социальных сетей - одна из актуальных тенденций современной гуманитарной науки, в том числе лингвистики, о чем свидетельствует значительная исследовательская активность в изучении различных аспектов этого вида коммуникации [5, 13-17], в качестве примера можно назвать работы, посвященные анализу форм и особенностей политической коммуникации в сетях [7-8, 16-17]. В пестрой политической жизни современной России, в общественной и частной жизни россиян необычайно актуализирован феномен «советского». Интерес, возникший в начале нулевых как форма культурной иронии, как возможность включить семиотическую систему «советского» в новый культурный контекст, быстро приобрел характер массовой рефлексии, что, в свою очередь, получило отражение в рефлексии научной. Ученые-гуманитарии ответили на вызов общества серией междисциплинарных проектов, выполненных в рамках программы МИОН («Советская культура в современном социопространстве: трансформации и перспективы», «Ностальгия по советскому в социокультурном пространстве современной России»), они нашли отражение в монографических изданиях, объединивших исследователей из различных регионов [18-20]. Данные, представленные в монографиях, позволяют говорить о следующих причинах актуализации этой проблематики в обществе: во-первых, национальное сообщество преодолело минимальную временную, историческую «дистанцию», когда раздражение и неприятие по отношению к предыдущему политическому строю сменилось любопытством и желанием рассмотреть этот уже далекий мир. Выросло поколение, родившееся и сформировавшееся в 90-е, в совершенно иной культурной среде и испытывающее естественный интерес к способам мироустройства, и в первую очередь к такому, в котором жили их родители. Русское общество оказалось в культурно-исторической ситуации, требующей рефлексии, необходимой для восстановления культурно-исторических связей, формирования культурно-исторической идентичности нового поколения русских. Поэтому интерес к феномену советского в историческом и культурном аспекте формируется совершенно естественным, стихийным образом как попытка культурно-исторической самоидентификации. Вторая причина - социально-политические изменения, происходящие в современной России и вызывающие недовольство современного россиянина, что заставляет его искать «лучшие» образцы жизни. И здесь, конечно, в качестве некоторого «золотого» времени, времени детства, юности, молодости, когда человек чувствовал себя защищенным от невзгод, когда «трава была зеленее», актуализируется память о советском периоде жизни общества и отдельного человека. Процессы рефлексии «советского» в сфере интернет-дискурса также попали в фокус исследования и были рассмотрены на материале сообщений интернет-форумов [21]. В работе отмечается, что сообщения пользователей10группируются в две основные подтемы: «Совковый идиотизм» и «Ностальгия». Категории, обсуждаемые участниками: семья; быт; гастрономия; уход за собой; отношение социума к внешнему облику; социальные институты: детский сад, школа; политика, властные структуры; культура - осмысляются амбивалентно. В ходе дискуссии происходит ностальгическая переоценка тех качеств, которые ранее интерпретировались негативно: бедность осознается как рациональность использования ресурсов; устаревшие семейные ценности рассматриваются как семейные традиции; идеологизация в школе понимается как социализация; идеологизированная эстетика осмысляется как новаторская. При этом однозначно в категорию «Ностальгия» включается советская гастрономия, а в категорию «Идиотизм» - политика и власть. Материал форумов показывает, что «советское осмысляется через призму двух базовых категорий: частная жизнь, которая связана с феноменом ностальгии, и отношения «человек - государство», которые оцениваются негативно и маркируются как «совковый идиотизм» [21. С. 138]. Феномен «советское» как объект рефлексии пользователей социальных сетей не был исследован в сопоставительном аспекте. В настоящей работе мы обращаемся к анализу рефлексии «советского» в российских социальных сетях с целью выявить различия рефлексии пользователей форумов и сообществ социальных сетей. Методология и метод Наиболее эффективным при исследовании процессов общественно-политической рефлексии в социальных сетях Интернета считаем методологию социолингвистики, изучающей динамические процессы, происходящие в социуме на основе лингвистических данных, основополагающим методологическим принципом в этом случае является исследование речевого поведе-ния11 социальной личности или социальной группы [23]. Предметом нашего анализа стало речевое поведение пользователей социальных сетей в аспекте общественно-политической рефлексии - осмысления советского периода истории России. Непосредственным материалом анализа послужили посты, размещенные в новостных лентах социальных сетей. В сферу нашего анализа попали социальные сети, которые чаще всего используют жители России: ВКонтакте (https://vk.com), Одноклассники (https://ok.ru) и Facebook (https://www.facebook.com/). Портал BRAND ANALYTICS приводит следующие характеристики этих социальных сетей. Наиболее крупная сеть - «ВКонтакте», ее ежемесячная аудитория составляет 53,6 млн человек, возрастные параметры пользовательской аудитории - 18-24 года; гендерная структура: 41,9% - мужчины, 58,1% - женщины. Ежемесячная аудитория сети «Одноклассники» - 39 млн человек, средний возраст пользователей делят категории «25-34 года и 55 лет и старше, среди пользователей преобладают женщины (69,2% женщин и 20,8% мужчин). Facebook: ежемесячная аудитория - 24,5 млн чел., средний возраст от 25 до 34 лет, гендерная структура близка к равновесной - 56,3% женщин, 43,7% мужчин [24]. На первом этапе анализа было выявлено количество коммуникативных пространств (групп), репрезентирующих «советское» в рамках исследуемых социальных сетей. Далее при анализе данных, полученных из каждой социальной сети, была осуществлена выборка текстов постов наиболее крупных открытых групп, посвященных феномену советского, основной критерий отбора - количество участников. В качестве основного исследовательского метода был выбран контент-анализ, позволяющий выявить посредством определения наиболее частотных семантических категорий значимые для пользователей социальных сетей параметры «советского» [25]. Количественный анализ вербальных единиц, репрезентирующих определенные семантические категории (темы), позволил сделать содержательный вывод об интересе пользователей к той или иной проблеме. Материалом контент-анализа послужили тексты обсуждения тем, заданных в рамках группы в период с 13.01.2011 по 14.03.20 1 612. Предварительно в качестве исследуемых категорий были определены темы, выявленные при исследовании материала форумов [21], но впоследствии категориальная матрица была скорректирована в соответствии с эмпирическими данными. В качестве единицы анализа были выбраны лексические единицы и коллокации, репрезентирующие исследуемые категории. При анализе отдельных текстов заголовков, девизов и описаний групп в социальных сетях, а также комментариев пользователей был использован текстологический и семиотический анализ, так как во многих случаях смысл сообщения был обусловлен не только вербальной составляющей, но и графическим контекстом. Сопоставительный анализ использовался на этапе соотнесения данных, полученных при анализе материала различных социальных сетей с результатами анализа форумов. Результаты исследования Первый этап анализа был связан с определением количества сообществ (групп), репрезентирующих «советское» в рамках исследуемых социальных сетей. Через поисковые системы были введены запросы, направленные на выявление тематических групп, связанных с понятием «советское»: «Советский Союз», «СССР». Результаты анализа представлены в табл. 1. Таблица 1. Количество групп, репрезентирующих тему «советское» в социальных сетях Форма поискового запроса ВКонтакте Одноклассники Facebook Советский Союз 563 113 12 СССР 13 762 41095 55 Всего 14325 41208 67 Как можно убедиться, по количеству ресурсов, связанных с памятью о советском, лидирует социальная сеть «Одноклассники», что вполне объяснимо с точки зрения возрастного состава пользователей сети. Однако и сеть «ВКонтакте» показывает существенное количество исследуемых тематических групп, что подтверждает предположение о поиске идентичности в молодежной среде. Для проведения контент-анализа были выбраны группы с наибольшим количеством участников13: 1) «Одноклассники» - «Эх... Вернуться бы в СССР» (http://ok.ru/ok.sssr) - 328 тыс. участников; 2) «Вконтакте» - «СО-ВЕТСКИЙ_СОЮЗ_В_НАШЕМ_СЕРДЦЕ» (https://vk.com/club14407777) -118,5 тыс. участников; 3) Facebook - «СССР. Прекрасная страна, в которой мы жили» (https://www.facebook.com/ourUSSR/timeline) - 101 тыс. участников. В анализируемых группах было заявлено следующее количество обсуждаемых тем: «Одноклассники» - 4 282; «ВКонтакте» - 1 139; группа Facebook не отражает информацию о количестве тем, но ручной подсчет позволяет говорить о том, что их не менее 900. Для анализа были выбраны темы, в которых количество реакций пользователей превышало 100, что свидетельствует об интересе участников. Общее количество проанализированных текстов в отобранных темах составило: «Одноклассники» - 10 615; «ВКонтакте» -9 405; Facebook - 8 570. Характеристика презентации исследуемых сообществ Прежде чем приступить непосредственно к изложению результатов контент-анализа, представим характеристику презентации исследуемых сообществ в социальной сети, чтобы наглядно продемонстрировать целевую направленность сообществ и аксиологический модус в осмыслении «советского». Как правило, презентация сообщества в социальной сети представляет собой комплекс, включающий эмблему (графический символ сообщества), название, девиз и краткое описание ключевой тематики сообщества. На рис. 1 представлен образец презентации группы. Форумы, посвященные «советскому», не оформлены каким-то специальным образом и представляют собой вербальное обозначение темы обсуждения. социалистического государства) стал доступен многим народам («СОВЕТ -СКИЙ_СОЮЗ_В_НАШЕМ_СЕРДЦЕ»), СССР представлен как мировая держава, обладающая уникальными признаками: Эта страница посвящена СССР - без преувеличения, самому уникальному государству XX века. ...Государству, которое сыграло важнейшую роль в судьбе и развитии всего мира! Государству, которое больше не существует, в которое мы уже никогда не вернемся, но которое было и навсегда останется нашей Родиной! («СССР. Прекрасная страна, в которой мы жили»). Текст позволяет сделать вывод, что в отличие от участников форумов, заявляющих дискуссионный аспект в осмыслении «советского», организаторы интернет-сообществ в социальных сетях изначально задают его позитивную оценку и позиционируют его как идеальный способ государственного устройства по отношению к существующему положению дел в социально-политической реальности. В отличие форумов, где информация носит преимущественно текстовый характер, размещенные в ленте социальных сетей посты представляют собой, как правило, графические изображения: фотографии, демотиваторы и т.п. (см., например, рис. 2). Основная текстовая составляющая такого поста - сопроводительная реплика и комментарии участников обсуждения, хотя в некоторых случаях текст комментария может быть достаточно развернутым. Таким образом, оформление коммуникативного пространства, посвященного «советскому» в социальных сетях и на форумах, различается в аспекте презентации, целеполагания, оценочного модуса и способов подачи информации. Что бы создать Государство требуются мудрость и десятилетия тяжелого труда. Чтобы разрушить государство куюна кучка предателей, дебилов и продавшихся диссидентов... Рис. 2. Пример поста в группе «Эх... Вернуться бы в СССР» (http://ok.ru/ok.sssr) Описание результатов контент-анализа Прежде чем приступить к проведению контент-анализа всего материала, мы провели пилотное исследование с целью коррекции списка исследуемых семантических категорий, это потребовалось в связи с тем, что предварительный анализ показал несоответствие репрезентантов (единиц анализа) изначально заданной категориальной матрице. Пилотное исследование показало, что некоторые категории (семья, отношение социума к внешнему облику) в социальных сетях не представлены, что подтвердило и основное исследование. В то же время в материале была значительно более широко представлена категория «Политика». Кроме того, несмотря на изначальное позиционирование исследуемых сообществ как направленных на рефлексию советского строя, оказалось, что значительная часть постов посвящена актуальным социальным и политическим проблемам современной России, поэтому потребовалось ввести дополнительную подкатегорию в рамках каждой категории, связанную с временной локализацией. Результаты анализа отражены в табл. 2. Таблица 2. Количество репрезентантов выявленных категорий в исследуемых социальных сетях Название ВКонтакте Одно Facebook семантической ед. в % классники ед. в % категории ед. в % Быт, реалии, гастрономия 1 22 8 советское 1 22 8 современность 0 0 0 Уход за собой (реклама) 0 10 0 советское 0 современность 10 Социальные институты, социальные про- 27 34 4 блемы 1 15 4 советское 26 19 0 современность Внешняя и внутренняя политика, эконо- 71 13 29 мика (персоналии) 20 7 21 советское 51 6 8 современность Культура, наука 8 18 56 советское 2 18 56 современность 6 0 0 Религия 1 3 0 советское 0 0 современность 1 3 Спорт 0 0 11 советское 11 современность 0 Результаты проведенного контент-анализа показывают, что пользователи разных социальных сетей по-разному используют коммуникативное пространство сообществ, посвященных феномену «советское». В наибольшей степени к «советскому» обращаются пользователи Facebook, причем это позитивная оценка культурных ценностей, созданных в советский период. Охарактеризуем более детально содержание категорий. Сообщество пользователей Facebook, посвященное феномену советского, осмысляет СССР в первую очередь как культурное пространство (56%) - 42% информации в новостных лентах посвящено культурному контенту - советскому кино, телевидению, искусству в целом. Например: По волнам нашей памяти - самые кассовые фильмы Союза. Восьмое место. «Щит и меч» - советский четырёхсерийный художественный фильм о Второй мировой войне, снятый в 1968 году по одноимённому роману Вадима Кожевникова режиссёром Владимиром Басовым (68,3 млн зрителей), 6 % информации связано с презентацией научных достижений советских ученых (в том числе покорение космоса). Информация о персоналиях (актерах, писателях, ученых и т.п., создавших репутацию советскому государству) составляет 8 % (из 56). Например: Владимир Бортко: «Сталин - это символ нашей страны». Лауреат премии Александра Солженицына (2004) режиссер Владимир Бортко, снявший фильмы «Собачье сердце» (1988) и «Мастер и Маргарита» (2005), выступил на пленарном заседании Госдумы с панегириком Иосифу Сталину. 11 марта 2014 года Бортко подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В.В. Путина на Украине и в Крыму. 21% постов содержат информацию о значимых для страны и всего мира исторических событиях и достижениях советского народа, о политиках, создавших СССР репутацию великой державы. Например: 4 ФЕВРАЛЯ 1945 ГОДА ОТКРЫЛАСЬ ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ГЛАВ ТРЁХ ДЕРЖАВ, СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ - В ХОДЕ КОНФЕРЕНЦИИ В ЦЕЛОМ РЕШЕНЫ ВОПРОСЫ ПОСЛЕВОЕННОГО УСТРОЙСТВА МИРА, БЫЛА СОЗДАНА СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОТЧАСТИ ДЕЙСТВУЮЩАЯ И ПОНЫНЕ. Отличает это сообщество и внимание к спортивным достижениям советских людей - 11% контента связано с презентацией советского спорта: хоккея, фигурного катания. Например: Чтобы помнили... Светлая память! Сергей Гриньков, советский и российский фигурист, двукратный олимпийский чемпион. Вместе с тем непосредственно в ленте новостей размещаются сообщения о современных политических событиях (8%), связанных с действиями президента и правительства. Как правило, освещаются внешнеполитические события. Нужно отметить, что в группах этой социальной сети реже встречаются посты, посвященные артефактному миру советского. Это по преимуществу пространство культурной рефлексии, однако все же можно говорить о том, что бытовые реалии присутствуют (8%) в виде графических изображений гастрономических объектов (лимонад, мороженое, хлеб и под.), как правило, сопровождаемых надписями «Вкус детства» или «Знакомый вкус». Осмысление социальной реальности связано не с конкретными социальными институтами/учреждениями, а с общими принципами организации социальной сферы. Например, пост «СНИЖЕНИЕ ЦЕН В СТАЛИНСКОМ СССР»: И.В. Сталин еще до 1933 года призывал к тому, чтобы товары в магазинах регулярно дешевели. И добился своего. В сотрудничестве с председателем Советского правительства Молотовым и другими большевиками Сталину удалось в период с 1933 по 1937 год реализовать снижение цен. Сфера образования, здравоохранения зачастую осмысляются через призму персоналий - известных педагогов и врачей. Таким образом, мы можем говорить о «культуроцентризме» как доминанте в рефлексии советского пользователями этой социальной сети. СССР предстаёт как культурное, бесконфликтное и беспроблемное пространство, где живут счастливые, умные, улыбающиеся и доброжелательные люди, где каждое событие имеет позитивное мировое значение. Пользователи социальной сети «Одноклассники», напротив, осмысляют «советское» как артефактный мир. Наиболее актуальными по количеству репостов и комментариев можно считать темы, связанные с советским бытом и миром артефактов (22%): Кирзачи. Кирзовые сапоги - больше, чем обувь. Иван Плотников, который перед войной наладил их производство, получил Сталинскую премию... Они и сегодня в ходу. Потому что надежные.; За счастье было иметь в детстве пупсиков . А если ещё и коляска есть у пупсика ) То вооооооообщеееее)))))))... в том числе гастрономией: Молоко наших времен!; Вкус детства. Ириски... Ты гражданин свободной страны! У тебя есть свобода деградировать! Гордись этим! У нас не было такой возможности! Рис. 3. Пример поста в группе «Эх... Вернуться бы в СССР» (http://ok.ru/ok.sssr) Значительную часть в коммуникативном пространстве сообщества занимают посты, посвященные социальным проблемам (34%). Как отдельный феномен, особые социальные институты осмысляются советское детство и школа (15%) - Советское детство. (Е.Майснер) * * * Вспоминаю часто детство. Дворик сердцу милый. Было всё тогда советским, но счастливым было... Но при этом в данном коммуникативном пространстве наблюдается очевидное противопоставление современной России и СССР в аспекте социальных и этических норм (19%). Социальная структура советского общества и принципы организации, как правило, оцениваются положительно, настоящая же социальная реальность подвергается резкой критике: 15 причин вернуть наши 70-е.80-е! ... Вот 15 причин, чтобы вернуть те золотые годы. 1. Образование. Советское образование было совершенно бесплатным и доступным абсолютно всем... Критическая позиция по отношению к социальной структуре современного общества выражается в особой форме подачи информации. Как правило, это пост, совмещающий контрастирующую информацию. Например: 1) графическое изображение сопровождается вербальным сообщением, содержащим противоположную информацию (изображение документа советского периода о снижении цен с комментарием: Правительство РФ предлагает поднять населению тарифы на газ, свет и ЖКХ); 2) сложный графический объект, совмещающий контрастирующие изображения, как на рис. 3. Критическая позиция также проявляется в текстах, представляющих собой произведения народного творчества: Добрый дедушка Мороз, борода из ваты, Сделай всем в Кремле и в Думе Как у нас зарплаты! Культурное пространство советского представлено советским кино (15%): Не Рембо был нашим кумиром, Штирлиц героем был... Обсуждение вопросов политики также играет значительную роль в рамках исследуемого сообщества (13%), при этом примерно в равной мере уделяется внимание политикам советского государства (И.В. Сталин, Л.И. Брежнев) и ключевым политическим фигурам современности (В.В. Путин): Владимир Владимирович Путин. Лучший президент в мире! Это правда!!! Здоровья Вам!; Паразиты всегда ненавидят сильных руководителей, мешающих им устанавливать свои понятия в странах, выбранных для порабощения. Их не устраивают сильные личности, такие как Сталин или Путин. Но они благосклонны к ничтожествам... Вместе с тем в этой же ленте размещаются материалы очевидно рекламного характера, например реклама косметических средств (10%). Любопытно, что в ленте размещается примерно равное количество постов (3%), посвященных советской космонавтике и религиозным артефактам - изображениям икон с призывом сделать репост для улучшения жизни. Однако при общей позитивной оценке советского строя в рамках обсуждений отдельных тем наблюдаются оживленные дискуссии, связанные с оценкой фактов советской жизни. Чаще всего это посты, посвященные гастрономии: От мне нравится, когда выложат в сеть фотографию кефира в стеклянной бутылке или там отвратной водяры с пробкой «чебурашка» и томно так припишут внизу «а помнишь?». ...прекрасно помню! А многого вот не помню, хоть убей. Помидорок свежих зимой не помню. Гастрономические посты обычно вызывают оживленное обсуждение проблемы дефицита пищевых продуктов. Приведем один из комментариев: OLGA (ОЛЕЙНИКОВА) ответила Tatjana 13:22: В нашем городе сыр появился только в 1986 году. Почему я должна говорить неправду, что он был? Обыкновенны случаи смены темы в процессе обсуждения. Например, тема национальных отношений, несмотря на позитивный зачин, сменяется обсуждением современных политических отношений между бывшими советскими республиками, центром которого становится Украина. Именно в обсуждениях вскрываются сложные проблемные моменты, связанные с осмыслением советского и как социального, и как политического строя. «Советская» тема для обсуждения, вводимая автором поста, порождает полилог, приводящий в итоге к обсуждению национальных, социальных проблем, проблем молодежи и т. п. Это позволяет сделать вывод, что для участников групп в «Одноклассниках» темы советского тесно связаны с современным состоянием России, они осмысляются через призму современных негативных событий. Резюмируя наблюдения, можно сделать вывод, что пользователи этой социальной сети осмысляют «советское» в первую очередь как бытовую (в том числе материальную) и социальную реальность, противопоставленную современному состоянию по признакам «качественное/некачественное», «вкусное/невкусное», «гуманное/антигуманное» и под. Нужно отметить, что при преобладающей позитивной оценке «советского строя» наблюдаются и «оппозиционные» высказывания. Еще одной особенностью данного сообщества является парадоксальное сочетание негативной оценки современного общества, социально-политической ситуации и безусловно позитивного отношения к лидеру современной России. Участники сообщества «СОВЕТСКИЙ_СОЮЗ_В_НАШЕМ_СЕРДЦЕ» социальной сети «ВКонтакте» проявляют значительно больший интерес к современной политике, нежели к «советскому». Большая часть обсуждений посвящена политической тематике (около 71% постов). При этом только 20% информации связано с политикой и политическими деятелями Советского государства, а политическим связям современной России посвящено 51% постов. В поле зрения участников попали следующие страны и регионы, упоминаемые непосредственно в названии тем: РФ, Украина, Белоруссия, Германия, США, КНР, КНДР, Япония, Южная Корея, Ливия и Кавказ (общая номинация). Наиболее обсуждаемая страна - Украина (4%). В фокусе внимания находятся в первую очередь события, связанные с Донецком и Луганском, внешне- и внутриполитические действия правительства Украины, которые, как правило, представляются в ироническом ключе: Украина - флагман «европейской идентичности». Киев начинает учить Париж, Берлин и Варшаву уму-разуму...; Маршала Жукова разменяли на казака Бабуру. Официальный Киев радостно рапортует о шокирующих успехах декоммуни-зации. Отметим также, что обсуждение часто проходит в контексте военной проблематики: Япония готова объявить войну России/ Война в Ливии/Холодная война с Белоруссией. В целом темы, так или иначе связанные с понятием войны, содержащие лексемы война, оружие, вооруженный, армия, битва и др., составляет около 10%. В рамках внутриполитической тематики обсуждаются идеология коммунизма и социализма, партии КПРФ и Единая Россия, выборы. Как и в случае с подобными обсуждениями в сообществе социальной сети «Одноклассники», наблюдается противопоставление двух периодов, двух политических систем (рис. 4). Большое количество тем (31%) затрагивают личности политиков: В.В. Путина (13%), И.В. Сталина (11 %) и В.И. Ленина (3%), также есть отдельные темы о М.С. Горбачеве, Н.С. Хрущеве, Г.А. Зюганове, А.В. Колчаке. КАПИТАЛИЗМ СОЦИАЛИЗМ Рис. 4. Пример поста в группе «СОВЕТСКИИ_СОЮЗ_В_НАШЕМ_СЕРДЦЕ» (https://vk.com/club14407777) Второй по частотности тематический блок - социальные проблемы (27%). В рамках этой проблематики аналогичным образом отмечается противопоставление социально-политических систем, причем реализуется оно через описание социальных проблем современной России. Например: Погружение в нездоровье. В медицинском сообществе уже предупреждают, что сокращение объемов бесплатной медицинской помощи россиянам приведет к росту смертности и грозит массовыми протестами населения; Бездомный 90-летний ветеран ВОВ умер в сарае под Волгоградом. Уже после смерти солдата-победителя оказалось, что о кошмарных условиях его жизни власти не знали. Кроме политических тем, обсуждаются культура и наука (8%). В отличие от анализируемых ранее сообществ рефлексия культурного наследия не так широка, только 2% отдельных тем посвящены советскому театру, кинематографу и мультипликации. Как уже было сказано выше, в большинстве тем СССР противопоставляется современная Россия: СССР И РОССИЯ/ СССР или РФ?/ Какая зарплата больше - «российская» или «советская»? Участники рассматривают возможность возращения советского политического строя, что отражается в соответствующих темах (10%): КАК ВЕРНУТЬ СССР-2 ЗА 5 ЛЕТ ?/ Как возродить Советский Союз?/ Советский Союз: приказано возродить! и др. Как правило, для возрождения этого режима участники видят путь революции: правительство ведет наш народ к краху! Спасти нас может Революция!/ чтобы добро в России победило, необходима социалистическая революция. Интересно, что наряду с такими темами планирования в группе есть разделы, посвященные размышлениям о будущем, в основном они связаны с будущим России (1%): Какое будущее у России? Новый союз или разруха.../ Прогноз развития России до 2030 года. По какому пути пойдет наша великая держава? При этом личные аспекты жизни не обсуждаются, будущее пристраивается в масштабах страны или мира, но не индивида. Итак, в рамках социальной сети «ВКонтакте» «советское» осмысляется, прежде всего, как социально-политическое пространство, противопоставленное современному как идеальное. Пользователи этого сообщества последовательно оценивают советский строй как лучший из возможных и демонстрируют готовность вернуться к этому варианту социально-политического устройства. Несмотря на заявленную тематику, участники обсуждения в половине случаев обращаются к осмыслению современной политической ситуации в мире. Заключение Итак, исследование рефлексии «советского» в интернет-сообществах показало, что осмысление в отношении прошлого политического строя выражается в форме активного обсуждения его различных аспектов. Анализ материалов форумов и социальных сетей позволил выявить сходные и различительные черты в понимании «советского». Анализ презентаций интернет-сообществ показал, что пользователи социальных сетей, в отличие от участников форумов, более целенаправленны и категоричны в оценке «советского», сразу представляя этот строй как идеальный способ государственного устройства. В подаче информации в рамках сообщества также наблюдаются различия: преимущественно текстовой информации форумов противопоставлен синтез графических и вербальных средств в социальных сетях. Содержательное осмысление «советского» пользователями социальных сетей и форумов различается в первую очередь тематически. Если участники форумов обсуждали проблемы личности, семьи, бытовые и социальные аспекты жизни в Советском Союзе, оценивая различные их проявления амбивалентно, то спектр проблем, обсуждаемых в сообществах социальных сетей, значительно шире и затрагивает не только советский период, но и современную социально-политическую реальность. Пользователи социальных сетей, как правило, однозначны в оценке советского периода, формируя представление о нем как об идеальном государственном устройстве. Однако при этом были выявлены различия в рефлексии «советского» и среди пользователей разных социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook. Количественный анализ сообществ показывает, что наибольшую активность в организации сообществ, посвященных «советскому», проявляют пользователи социальной сети «Одноклассники», наименьшую -Facebook. Контент-анализ текстов постов, размещенных в наиболее востребованных (по числу пользователей) сообществах каждой из исследуемых социальных сетей показывает, что на репрезентацию и рефлексию собственно «советского» ориентирована в большей степени группа Facebook - «СССР. Прекрасная страна, в которой мы жили». В меньшей степени «советское» представлено в группе «ВКонтакте» - «СОВЕТСКИЙ_СОЮЗ_В_НАШЕМ_СЕРДЦЕ» (https://vk.com/club14407777). Сообщества разных социальных сетей различаются и тематической доминантой в рефлексии. Полагаем, что можно говорить об очевидной «куль-туроцентричности» группы Facebook - «СССР. Прекрасная страна, в которой мы жили», направленности на рефлексию бытовой (в том числе артефактной) и социальной реальности участников группы «Эх... Вернуться бы в СССР» (http://ok.ru/ok.sssr) социальной сети «Одноклассники», политикоцентрично-сти пользователей, входящих в сообщество «СОВЕТСКИЙ_ СОЮЗ_ В_ НАШЕМ_СЕРДЦЕ» (https://vk.com/club14407777) «ВКонтакте». Пользователи социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте» последовательно проводят сопоставление социально-политического состояния дел в современной России и Советском Союзе, формируя идеальный образ «советского» по отношению к современности. Таким образом, в аспекте тематического единства (советское) более близки к участникам форумов пользователи Facebook, в аспекте обсуждаемых проблем - пользователи сети «Одноклассники». И общее, что объединяет, пожалуй, все исследуемые сообщества, - это взгляд на «советское» через призму современного, позволяющий увидеть позитивные черты «советского» периода истории государства.
Broom L., Reece S. Political and Racial Interest: A Study in Content Analysis // The Public Opinion Quarterly. 1995. Vol. 19, № 1. P. 5-19.
Mirloy, L., Gordon M. Sociolinguistics Method and interpretation. Oxford: Blackwell Publishing, 2003. 261 p.
Социальные сети в России, весна 2015. Цифры, тренды, прогнозы // BRAND ANALYTICS: Система мониторинга и анализа бренда в социальных медиа и СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-vesna-2015-cifry-trendy-prognozy
Словарь социолингвистических терминов // отв. ред. В.Ю. Михальченко. М.: Рос. акад. наук. Ин-т языкознания. Рос. акад. лингв. наук. 2006.
Мишанкина Н.А. Родина или Совок?: Рефлексия «советского» образа жизни в виртуальном дискурсе // Ностальгия по советскому / отв. ред. З.И. Резанова. Томск, 2011. С. 126-139.
Советское как дискурсивный феномен: способы концептуализации прошлого: монография / под общ. ред. О.Л. Михалёвой. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2013. 249 с.
Ностальгия по советскому / отв. ред. З.И. Резанова. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2011. 514 с.
Советское прошлое и культура настоящего: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Купина, О.А. Михайлова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. Т. 1-2. (Труды Уральского МИОНа; вып. 21).
КрыловаМ.Н. Способы выражения эмоций в социальных сетях // Филология и литературоведение. 2016. № 1 (52). С. 12-18.
Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков А.В. Политическая субъектность пользователей социальных сетей в России: результаты всероссийского социологического исследования // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2015. № 2. С. 80-87.
Сафонова Т.В. Особенности функционирования литературных прецедентов в социальных сетях (на примере поэтических сообществ социальной сети «ВКонтакте») // Изв. Регион. фин.-экон. ин-та. 2015. № 1 (7). С. 9.
Евсюкова Т.В., Шилова Е.С. Проблема самоидентификации языковой личности в социальных сетях // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Русская филология. 2015. № 6. С. 8-15.
Алтухова Т.В. Социальная компьютерная сеть «ВКонтакте»: жанровая характеристика // Вестн. Кем. гос. ун-та, 2012. № 4-3. С. 21-25.
Кочеткова М.О., Тубалова И.В. Динамика развития блога как жанра дискурса блого-сферы: социолингвистический аспект // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2014. № 1 (27). С. 39-52.
Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations. 1954. №7. P. 39-58.
Мишанкина Н.А. Дискурсивные картины интернет-коммуникации в восприятии адресатов // Картины русского мира: современный медиадискурс / З.И. Резанова, Л.И. Ермоленкина, Е.А. Костяшина и др.; ред. З.И. Резанова. Томск, 2011. С. 201-261.
Чепель (Флерчук) Ю.В. Вербальные средства самопрезентации личности в интернет-коммуникации // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 85. С. 267-271.
Морозова О.Н. Политическая интернет-коммуникация: ее роль, функции и формы // Политическая лингвистика. 2011. № 1. С. 156-161.
Калимуллин Д.Д. Пространство интернет-коммуникаций как толерантная среда // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. 2009. № 1. С. 135-138.
Дягилева Н.С., Журавлева Л.А. Сущность социокультурной идентичности молодежи в среде интернет-коммуникации // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. № 42. С. 152-153.
Maximova O.B. Social aspects of internet communication: virtual community and communication personality // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Социология. 2011. № 1. С. 24-33.
Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты) / Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, Общество любителей российской словесности, Г.Н. Трофимова. 2-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2009. 436 с.
Мишанкина Н.А. Социальные нормы в Интернет-коммуникации: социолингвистический аспект // Гуманитарная информатика. 2013. № 7. С. 72-78.
Cybercultures. Critical concepts in media and cultural studies / ed. By D. Bell. Vol. 3. New York; London: Routledge, 2008. 471 p.
Количество пользователей интернета в России // Портал «Интернет в России и в мире» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151