Исследуется вариант реализации персонального интернет-дискурса в рамках популярных англоязычных социальных сетей Facebook и Instagram на примере хэштегов по теме «Food» («Пища / еда»). Рассмотрены аффордансы хэште-гов. Проанализированы интенции участников интернет-дискурса. Введено понятие «кибер-эксгибиционизма». Изучен текстовый контент мема-хэштега, обсуждаются лексико-стилистические, синтаксические и фонетико-графические приемы.
Hashtags in social networks: intentions and affordances (exemplified in the English language by message groups on the to.pdf Интернет и образуемое им виртуальное пространство стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Масштаб и скорость развития интернет-коммуникации в современном обществе поражают и настораживают. Виртуальная коммуникация становится альтернативой реальному общению. По данным компании «Cisco», одного из мировых лидеров в области сетевых технологий, к 2017 г. количество пользователей Всемирной сети вырастет до 48% от всего человечества [1]. Стремительное развитие интернет-пространства «как одной из форм существования информационно-коммуникативного общества, представляющей определенную силовую конструкцию, создаваемую людьми, их социальными, культурными и коммуникативными практиками» [2] в первую очередь связано с длительными ожиданиями сразу нескольких поколений: с жаждой свободы и, прежде всего, свободы коммуникации (Дж.П. Барлоу [3] и др). В современном обществе Интернет как общезначимый способ коммуникации стал новой формой социальной деятельности, которая порождает культурно-семиотические и культурно-антропологические формы в рамках культуры постиндустриального общества [4]. Такого рода коммуникативная деятельность в рамках интернет-пространства требует детального лингвистического анализа с точки зрения прагма-, социо- и психолингвистики с целью описания жанровых характеристик интернет-дискурса. В актуальных лингвистических исследованиях интернет-дискурса / виртуального дискурса, посвященных изучению его лингвопрагматических и лингвокультурологических аспектов, жанровых особенностей и их проявлений на различных языковых уровнях (Herring S. 2011-2013 гг.; Горош-ко Е.И. 2006-2012 гг.; Лутовинова О.В. 2009-2013 гг.; Шилина М.Г. 2012 г.; Сидорова И.Г. 2014 г., Горина Е.В. 2015 г. и др.), наблюдаются значительные разногласия как по вопросам типологии виртуальных жанров, так и по критериям их классификации. Мы вслед за О.Ю. Усачевой выделяем несколько жанров интернет-коммуникации, обладающих определенным жанровым репертуаром. Каждый из них представляет собой специфическую технологическую организацию информационного и коммуникативного контента: веб-сайты, электронная почта (e-mail), интернет-конференции, чаты, электронные СМИ, библиотеки и др. [5. С. 55]. Под жанром в рамках интернет-коммуникации мы понимаем устойчивую модель речевой деятельности, позволяющую пользователю в рамках интернет-дискурса реализовать свои намерения. Среди жанров интернет-дискурса, служащих удовлетворению потребности языковой личности в общении и репрезентирующих ее, мы вслед за И.Г. Сидоровой выделяем: персональный сайт, личный блог, социальную сеть и интернет-комментарий [6. C. 7]. Объектом исследования был выбран жанр интернет-дискурса - социальные сети как площадки, позволяющие сообщить пользователям информацию о себе и об актуальных событиях, создавать списки друзей и просматривать их списки. В качестве источника для исследования интернет-дискурса были выбраны одни из наиболее популярных англоязычных социальных сетей -Facebook и Instagram [7]. Персональный интернет-дискурс. Социальные сети, функционирующие в интернет-пространстве, являются жанром персонального интернет-дискурса, так как предоставляют возможность языковой личности для самоидентификации. Персональный интернет-дискурс предполагает активное участие человека в коммуникативной деятельности, что способствует формированию онлайн / виртуальной личности, т.е. той, которую хочет видеть автор, инициатор коммуникации. В таком случае коммуникация может подменяться автокоммуникацией (общением с самим собой) и псевдокоммуникацией (иллюзией общения). Процессу подобной подмены активно содействует анонимность и «видимость искренности и равноправия участников виртуального диалога» [8. C. 79]. Пользователь живет в виртуальном мире, делится своими мыслями и переживаниями, но не обязательно получает отклик окружающих. Искренность намерений в реакции других коммуникантов определить не представляется возможным. В таком формате общения легко скрывать истинные мотивы и сложно дифференцировать собственные эмоции, а еще сложнее адекватно выражать их посредством слов. По мнению психолога Д. Н. Бутобаевой, для описания подлинных чувств и эмоций в интернет-дискурсе не нужно подбирать точные прилагательные, когда есть готовые шаблоны, безошибочно считываемые окружающими: #sad (грустный), #happy (счастливый), #hungry (голодный) и т.д. В результате пользователь может окончательно утратить эмоциональную разумность и впасть в массовую психоделическую истерию в погоне за условным одобрением размещенной им в сети информации, иначе говоря, за «лайками» (#likestyle) [9]. Виртуальная реальность часто рассматривается в рамках оппозиций «реальное / виртуальное, симулятивное», «подлинное, настоящее / вымышленное», «истинное / ложное». Так или иначе, все эти оппозиции укладываются в дихотомическую схему «хорошо - плохо» [10]. Безоценочного подхода довольно сложно избежать, но выбранная нами трактовка виртуального общения подразумевает, что оно происходит не в рамках «виртуального недо-бытия», «не совсем бытия» (как его называет С.С. Хоружий), предполагающего его негативное восприятие как неполноценного бытия [11], а в рамках «гиперреальности». Понятие «гиперреальность», введенное французским философом, культурологом Ж. Бодрийаром, является более близким к нашему восприятию виртуального общения. «Гиперреальность» - это процесс конструирования особого мира или образа отсутствующей действительности с точностью и совершенством технического воспроизводства, знаковой репрезентации, иного объекта -симулякра, в котором реальности больше, чем в собственно реальном [12]. Конструируемый в рамках гиперреальности интернет-дискурс анализируемых нами социальных сетей обладает теми же свойствами, которые характерны для персонального интернет-дискурса. Авторы статьи, вслед за многими отечественными исследователями интернет-дискурса (И.Г. Сидорова (2014), Ю.Р. Тагильцева (2006), М.Л. Якунина (2013), А.А. Яковлюк (2015), помимо синтеза устной и письменной речи как формы подачи информации, что, по мнению Дэвида Кристалла, первого, кто предпринял попытку описать интернет-дискурс [13. Р. 20-23], отличает его от других типов дискурса, обобщают и называют следующие типичные черты персонального интернет-дискурса: - свобода интерпретации. Передаваемая информация может вызывать индивидуальные ассоциации, трактоваться по-разному, в том числе неправильно, поскольку интенции автора скрыты; - непоследовательность. Информация воспринимается пользователем в произвольном порядке, он может вступить в обсуждение в любой момент, вернуться к предыдущим темам, прокомментировать что-либо и далее не вступать в беседу. В гиперреальности не поддерживается стандартная схема коммуникативного процесса: не требуется приветствие на приветствие, вопрос не предполагает ответа, для завершения беседы необязательно прощаться; - оперативность. Вся информация носит исключительно актуальный характер; - краткость. В условиях стремления к четкости передаваемой информации наблюдается тенденция к сокращениям как на уровне слова, так и на уровне текста; - свобода речетворчества, которая проявляется, по мнению О. В. Лутовиновой, в рефлексии над своим поведением в языковой игре, а словесное творчество выражается в способности создавать различные тексты [14. C. 32]; - креолизация интернет-дискурса - единство двух разнородных частей (вербальной и невербальной); в случае их разделения текст может быть лишен эмоциональной окраски или глубины содержания, в некоторых случаях - неправильно интерпретирован. Более подробно вопрос креолизации интернет-дискурса раскрыт у многих авторов (М.В. Ягодкина (2017), М.Б. Ворошилова (2006), А.В. Зеленовская (2014) и др.). Участники персонального интернет-дискурса, как отмечалось ранее, имеют неисчерпаемые возможности для самовыражения на основе современных мультимедийных технологий, позволяющих использовать не только буквенные и образно-зрительные средства (фото, рисунки, шрифт, цвет и т. д.), но и аудио- и видеоматериалы. Если в рамках повседневности образно-зрительные средства, в частности изображения, лишь информируют о том, как выглядит тот или иной объект (ситуация), то в гиперреальности они становятся объектом творчества, самовыражения автора. Персональный интернет-дискурс позволяет пользователям непоследовательно, но оперативно, в краткой, часто в креолизованной форме выражать свои мысли без каких-либо ограничений и так же свободно интерпретировать представленную информацию. Эффективность такого рода общения определяется скоростью поиска необходимой информации и умением ее интерпретировать (использовать). Внедрение хэштегов (символ «решетка» от англ. hash - «решетка» и tag - «метка») существенно увеличило скорость и изменило форму комму-ницирования в сети, ускорило способы поиска информации и стало новой формой самовыражения. Группы хэштегов по теме «Food» («Пища / еда»). Хэштег - это слово или фраза, которым предшествует символ #. Хэштеги используются в информационном интернет-пространстве для объединения отдельных сообщений по теме или типу. Символ #, который ставится перед словом или фразой, открывает такого рода группы сообщений. В сети хэштеги появляются как ссылки на актуальные события, например посещение ресторана, поход в кино и т. п. Еда как первооснова физического существования человека и социальные сети как формат повседневного общения неразрывно связаны. В социальных сетях активно обсуждается меню праздничного стола; рекомендуют те или иные кафе или рестораны для посещения; рассказывают секреты приготовления блюд; размещают фото блюд, продуктов, рецептов и т.п. В рассматриваемых социальных сетях особой популярностью пользуются хэштеги по теме «Food» («Пища / еда»), которые мы условно предлагаем поделить на несколько групп. Критерием для выделения групп хэште-гов послужила иерархическая модель потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу [15. С. 58-63]. Первая группа хэштегов тематически связана с потребностью в питании, в том числе с удовлетворением вкусовых потребностей: а) #nomnom (англ. звукоподр. ням-ням). Участники дискурса (часто гости, присутствующие на дне рождения, вечеринке) размещают искусные фото блюд (к примеру, надкусанные кусочки торта) или хозяева выкладывают фото любимых кушаний, которые они приготовили к приходу гостей; б) #food porn («пищевое порно»). В рассматриваемом контексте слово porn помимо основного значения - «порнография» обозначает объект (книги, журналы, ТВ-программы и т.п.), который вызывает интерес аудитории, актуализируя плотский инстинкт (regarded as emphasizing the sensuous or sensational aspects of a non-sexual subject and stimulating a compulsive interest in their audience) [16]. В словосочетании с прилагательными food или gastro (foodporn, gastro-porn) этот хэштег обозначает пищу / еду, которая привлекает, выглядит аппетитно, но не приносит пользы (или даже наносит вред из-за высокой калорийности, жирности и др.); еда, которой лучше наслаждаться в секрете от других, боясь их неодобрения. На фото под таким хэштегом чаще всего изображены сладости, десерты (мороженое, торты), сфотографированные таким образом, что красивая картинка вызывает у пользователей желание «съесть глазами». Эффекта изобилия, вызывающего желание чревоугодия, добиваются ярким цветом, использованием продуктов, которые имеют устойчивые ассоциации с удовольствием, например шоколадного соуса, клубники, сливок и т.п. Неологизм digital grazing (digital - англ. «цифровой», grazing - англ. «пастьба»): 1) просматривание всех каналов путем интенсивного переключения с одного на другой; 2) кормление (выпас скота) выражает такое состояние, при котором пользователь испытывает жажду просматривать «аппетитные» фото / картинки и то удовольствие, которое он получает от этого просмотра ("the pleasure of seeing virtual food (the hunger for images)" [17]. Любование красивыми картинками, в данном случае блюдами и продуктами питания, может привести к негативной оценке повседневной пищи, которая выглядит не так аппетитно. Как следствие, может возникнуть отвращение к пище или, наоборот, ненасытность, неконтролируемое желание съесть больше нормы [17]. Вторая группа хэштегов направлена на удовлетворение потребности в безопасности и защищенности, например тематические группы под хэ-штегами: #vegan, #vegatarian, #healthy food, #cleaneating, #glutenfree. Размещение и поиск информации по хэштегам данной группы позволяет пользователям выложить / найти информацию о вегетарианских блюдах, продуктах без глютена, добавок и консервантов, иначе говоря, обезопасить себя от некачественных и вредных для здоровья продуктов питания. На фото в данном случае изображаются фрукты, овощи, зелень. Самое ярко выраженное визуальное качество фото / рисунков - это цвет: зеленый или желтый, воспринимаемый как безопасный, близкий к природе, натуральный. Третья группа хэштегов отражает потребность в принадлежности к социальной группе (богатые / бедные, молодые / пожилые и т.п.). Например, хэштеги #едадетям, #едаспортсменам ускоряют и упрощают процедуру поиска необходимой информации для указанных социальных групп. Основная функция данной группы - реализация причастности / поддержки через аффордансы или свойства. «Аффорданс» (от англ. afford -«быть в состоянии») - термин из психологии восприятия и проектирования человеко-компьютерного взаимодействия [18]. Применительно к лингвистическим исследованиям интернет-пространства мы под аффордансом понимаем наличие у объекта или среды таких свойств, которые позволяют производить с ними какие-либо действия. Хэштеги - маркеры или признаки того, что объект подходит для выполнения конкретного действия. Несмотря на стертость социальных маркеров в интернет-дискурсе, анализируемые хэштеги реализуют аффордансы для привлечения внимания других пользователей сети и поиска единомышленников. Социальные сети - идеальная площадка для социализации: полная свобода самовыражения, отсутствие маркеров принадлежности коммуниканта к той или иной социальной группе, возможность получить объективную оценку. Четвертая группа репрезентирует интенции пользователей в реализации потребности в уважении и признании. Мы предлагаем человека, имеющего чрезмерную склонность к самолюбованию, саморекламе, самопредставлению или самобичеванию, называть киберэксгибиционистом (от англ. cyber - «кибер» и лат. exhibeo - «выставлять, показывать»), т.е. субъектом, имеющим вышеперечисленные склонности, которые реализуются в гиперреальности / интернет-дискурсе. Мы намеренно отказываемся от прямого трактования эксгибиционизма в медицине как «стремления публично обнажать интимные части своего тела», а ставим акцент на широком смысле. В словаре психоаналитических терминов и понятий «термин эксгибиционизм употребляется для обозначения действия, направленного на привлечение внимания к себе может рассматриваться как обращение взгляда на себя. Вместо гениталий могут демонстрироваться также достижения и поведение [19. С. 258]. Таким образмом, киберэксгибицио-нист - пользователь сети, демонстрирующий особый тип поведения или имеющий склонность к выставлению напоказ подробностей своей личной жизни, душевных переживаний и т. п., стремящийся быть постоянно в центре внимания. Киберэксгибиционист выкладывает в сеть каждый шаг своей жизни, выставляя не всеобщее обозрение такие незначительные события, как приготовление обеда или поход в магазин. Такие публикации сначала носят временный характер, потом становятся привычными. Потребность постоянно размещать информацию переходит в крайность, и возникает зависимость. Такая зависимость может быть вызвана дефицитом внимания и эмоций в реальной жизни. На наш взгляд, среди современной молодежи отмечается одобрение ки-бер-эксгибиционизма; такое поведение считается примером для подражания. Иногда подобное поведение принимает гипертрофированные формы: молодые люди размещают фото всего, что едят в течение дня. К примеру, нижеперечисленные хэштеги в Инстаграмме могут послужить наглядной иллюстрацией этому процессу: #несфоталнепоел (2,6 тыс. публикаций); #Мирдолжензнатьчтояем (800 тыс. публикаций); #Мирдолжензнатьчтояпеку (3,5 тыс., публикаций); #Мирдолжензнатьчтояготовлю (39 тыс. публикаций) и др. Подобного рода хэштеги не просто отделяют посты, но и вычленяют главную мысль или созданный образ, формируя ударное слово или фразу. Наиболее удачные хэштеги, перешагивая через сеть, перебираются в реальный мир [20]. Такие хэштеги становятся коннотативно окрашенным инвариантом восприятия действительности, приобретают черты прецедентного феномена. Авторы уникальных хэштегов получили известность, реализовав таким образом свою потребность в признании. Размещение и поиск информации по хэштегам в рамках жанра социальной сети позволяет пользователям реализовать основные интенции и потребности в питании, социализации, самореализации, безопасности и уважении. Помимо вышеназванных аффордансов хэштегов, направленных на удовлетворение потребностей пользователя и взаимодействие с окружающим миром, следует вернуться к их основной функции - размещению, сбору и передаче информации. Причем важным критерием эффективности общения является скорость. По скорости распространения данных и по количеству подписчиков отслеживаются и определяются темы, которые вызывают интерес у участников интернет-дискурса. Под скоростью распространения данных и информации в данном случае подразумевается не только динамика процесса зарождения и распространения самого хэштега, что благодаря современным методам анализа можно отследить по секундам, а сформированный им образ, иначе говоря мем-хэштег. Анализ текстового контента мема-хэштега. Мем-хэштег (англ. meme от греч. /лщц^а - «подобие») - это 1) идея, поведение, стиль или образ действия, которые передаются от человека к человеку тем или иным способом; 2) удивительный / интересный контент (например, картинка с подписью или видео) или стиль для такого контента, который широко распространяется в Интернете (особенно через социальные медиа) [21]. В рамках данной статьи интерес представляет вербальная информация, представленная посредством мема-хэштега. Такого рода вербализованный контент может иметь различные формы: 1) подпись под изображением; 2) текстовое сообщение: несколько хэштегов, связанных лексически и грамматически; 3) часть сообщения [22]. Анализ текстового контента как части мемов-хэштегов по теме «Food» («Пища / еда») в социальных сетях Facebook и Instagram позволил авторам определить некоторые типичные приемы на уровне лексики и стилистики. Лексические и стилистические приемы / средства: 1) разговорная или просторечная лексика, часто оценочно-маркированная; 2) телеграфный стиль: минимальная длина слова, минимальный объем высказывания; 3) авторский слог; 4) прецедентные тексты или высказывания, прецедентные имена; 5) телескопия. Особый интерес представляет принцип телескопии, широко используемый в «хэштеготворчестве» и обогащающий интернет-язык. При этом создаваемое новое слово состоит из начальной части одного слова и конечной части другого. Происходит стяжение компонентов или, условно говоря, внедрение слов друг в друга для удобства воспроизведения. Хэштеги, в основе которых лежит принцип телескопии, становятся более выразительными. Огромное количество публикаций, имеющих в своем составе телескопные слова, говорит о популярности подобных хэштегов. Например: #foodstagram (food + (insta)gram) - 7,6 млн публикаций, #foodgasm (food + (or)gasm) - 12,9 млн публикаций. Синтаксис текстового контента, в частности подписей к изображениям, например, на Facebook характеризуется преобладанием простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения встречаются реже. Отметим наиболее распространенные синтаксические конструкции. 1. Законченные высказывания в форме повествовательных предложений: We make all our delicious salads and sauces in shop, and love it when everything is full and ready for our lunch time rush [23] (Мы готовим все наши вкусные соусы и салаты на нашей кухне, и нам нравится, когда всего много и мы готовы к обеденной суете). 2. Восклицательные предложения: I Couldn't Believe My Eyes! [Там же] (Глазам своим не мог поверить!). 3. Вопросительные предложения: Ready for your November? [24] (Готовы к ноябрю?). 4. Микродиалоги: The Result? Genius! (Каков результат? Гениально!); What she Ends Up With? It's Seriously Cool! [23] (И чем она закончит? Это действительно круто!). 5. Побудительные предложения: I Have To Try This! (Я просто должен это попробовать!). 6. Безличные предложения: Oww)) It's tasty :) [25] (Вау )) Так вкусно :)). 7. Инверсия: then_there_was_food [26] (и_потом_появилась_пища). Помимо инвертированной структуры предложения в приведенном примере прослеживается опора на прецедентный текст (см. Ветхий Завет, глава 1, в которой описывается процесс создания мира). Предложение построено по аналогии с «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (в англ. Then God said, "Let there be light"; and there was light). Кроме синтаксических средств текстового контента, следует отметить наличие авторской орфографии и пунктуации, что также свойственно и другим жанрам персонального интернет-дискурса. К примеру, во фразе I want the recipe pllllliz [27] (я хочу получить рецепт пожжжжжжалуйста) помимо ненормированного написания слова please (пожалуйста), представляющего собой фонетический его вариант, отсутствует обособление запятой. В «хэштеготворчестве» активно используются разнообразные фонети-ко-графические средства. Лингвокреативная деятельность по созданию хэштегов стала еще одним способом самовыражения. На Facebook, к примеру, радость по поводу поедания свежеиспеченных шоколадных кексов выражается посредством смайликов, где количество скобочек отражает силу эмоции: #happy#food#yummy#chocolate#cakes#delicious#mood# cool#usa#time:)))) [28]. Особый интерес представляют используемые в текстовом контенте эмфатические средства, которые сродни устной речи. К примеру, логическое ударение осуществляется посредством использования заглавных букв (I had no IDEA you could do this! - У меня не было ни малейшего ПОНЯТИЯ, что ты могла такое приготовить!) [29] или повтора слов в тексте (Yummy yummy yummy yummy - Вкусно, вкусно, вкусно, вкусно) и т.д. [30]. Эффект паузы достигается использованием многоточия. К примеру: Nice that you "like"... how 'bout a sample for us to taste!! (Здорово, что тебе «понравилось»... как насчет отправки нам образца на пробу!!) [Там же]. Описанные лексико-стилистические, фонетико-графические и синтаксические средства cлужат для создания привлекательного текстового контента мема-хэштега, отражая типичные характеристики персонального интернет-дискурса. Выводы. Интернет-коммуникация как феномен повседневности современного человека выступает не только для общения, но и для создания виртуальной реальности - гиперреальности. Гиперреальность в рамках жанра социальных сетей является средой для реализации персональных пользовательских интенций в получении внимания, одобрения, признания, в возможности самовыражения и самореализации, а также в получении и передаче информации. Интернет-дискурс как знаково-символическая система, как форма коммуникации в современном обществе обладает такими чертами, как свобода интерпретации, непоследовательность, оперативность, краткость, свобода (речетворчества), синтез устной и письменной форм речи, креолизация. Проведенный анализ персонального интернет-дискурса позволил ввести новое понятие - киберэксгибиционизм. Мы предлагаем называть ки-берэксгибиционистом пользователя, имеющего в рамках гиперреальности / интернет-дискурсе 1) чрезмерную склонность к самолюбованию, саморекламе, самопредставлению или самобичеванию; 2) склонность к выставлению напоказ подробностей своей личной жизни, душевных переживаний и т.п.; 3) стремление быть постоянно в центре внимания. Аффордансы хэштегов, объединенных темой «Food» (пища / еда), условно можно разделить на тематические группы по типам потребностей: 1) в питании, в том числе в удовлетворении вкусовых потребностей; 2) безопасности и защищенности; 3) принадлежности к социальной группе, причастности и поддержке; 4) уважении и признании. Коммуникация в социальных сетях строится и посредством мемов-хэштегов, передающих образ, стиль, идею. Можно с уверенностью сказать, что мы живем в эпоху визуализации, когда картинки и эматиконы заполоняют социальные сети Facebook, Instagram, Vkontakte, Linkedln и др., так как люди быстрее устанавливают зрительные образы, картинка привлекает внимание, а язык эмодзи выражает чувства и настроения адресанта. Создаются все новые платформы для реализации визуально-текстового общения. Рассмотренные в статье лексико-стилистические, фонетико-графические и синтаксические средства, используемые в текстовом контенте мемов-хэштегов, иллюстрируют типичные свойства текстов интернет-коммуникации и служат основным задачам хэштегирования, таким как привлечение внимания, узнавание и распределенность среди других пользователей сетей (массовое использование).
Cisco: к 2017 году почти половина человечества станет пользоваться Интернетом. URL: http://www.cisco.com/c/ru_ru/about/press/press-releases/2013/06-060313d.html
Горошко Е.И. Коммуникативное пространство Интернета как объект социокультурного анализа, 2009 // Вюник Одеського нацюнального ушверситета. Сер. «Соцюлопя i полгтичт науки». 2010. Т. 15, вип. 14. С. 130-136.
Барлоу Дж.П. Декларация независимости киберпространства // Информационное общество : сб. М., 2004. С. 349-355.
Черняков А.Н. Интернет-дискурс в современных культурно-информационных коммуникациях : автореф. дис.. канд. филос. наук. Белгород, 2009. 21 с.
Усачева О.Ю. К вопросу о жанрах интернет-коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Рус. филология. 2009. № 3. С. 55-65.
Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий) : дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 2014. 249 с.
Самые популярные социальные сети в России // VivaReit.ru. URL: http://vivareit.ru/samye-populyarnye-socialnye-seti-v-rossii/
Зуева Е. Интерактив как стиль жизни // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире : сб. материалов науч.-практ. конф. М., 2005. Ч. I. С. 78-79.
Бутобаева Д.Н. Люди# (хэштеги) // Психологи на b17.ru, 30.08.2016. URL: https://www.b17.ru/blog/41633/
Атягина А.П. Твиттер как новая дискурсивная практика: дис.. канд. филол. наук. Омск, 2014. 154 с.
Хоружий С.С. Род или недород: Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 53-68.
Baudrillard J. // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stan-ford.edu/entries/baudrillard/
CrystalD. Language and the Internet. Cambridge University Press, 2006. 257 p.
Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе : автореф. дис.. д-ра филол. наук. Волгоград, 2013. 41 с.
МаслоуА. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-е изд. СПб. : Питер, 2008. 352 с.
Porn // English.oxforddictionaries. URL: https://en.oxforddictionaries.com/ definition/porn
Why We Need To Stop Using #FoodPorn (The hashtag is more harmful than we may think) // The Odyssey. 07.06.2016. URL: https://www.theodysseyonline.com/stop-using-foodporn
Что такое аффорданс, или Самый недооцененный термин веб-дизайна // Lpgenerator.ru. 09.09.2016. URL: http://lpgenerator.ru/blog/2016/09/09/chto-takoe-affordans-ili-samyj-nedoocenennyj-termin-veb-dizajna/#ixzz4QTY0Lk8f
Психоаналитические термины и понятия: словарь / под ред. Б.Э. Мура, Б.Д. Файна / пер. с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. М. : Класс, 2000. 304 с. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 79).
Емельяненко В. Слова за решеткой // Русский мир (информационный портал). 2013. URL: http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/99386/
Чернецова М. «Эмодзи» и «мем» признали словарными словами // The Runet. 28.05.2015. URL: http://therunet.com/articles/4385
Щурина Ю.В. Коммуникативно-игровой потенциал хэштегов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 8 (69). С. 100-104.
Foood Style. URL: https://www.facebook.com/FooodStyle/?hc_ref=PAGES_TIME-LINE&fref=nf
Foodie. URL: https://www.facebook.com/Foodiecafeifsc/
Then_there_was_food // Instagram. URL: https://www.instagram.com/then_there_ was_food/
Cheese Cake // Facebook. URL: https://www.facebook.com/CheeseCakeRecipe/
FoodMood // Facebook. URL: https://www.facebook.com/FooodStyle/posts/ 976998919092917
Foood Style // Facebook. URL: https://www.facebook.com/FooodStyle/?hc_ref= PAGES_TIMELINE&fref=nf
My foodies // Facebook. URL: https://www.facebook.com/FoodiesNetwork. TV/?fref=ts