Окуломоторное исследование восприятия эмоционально окрашенных слов и текстов (на материале вакцинации от COVID-19) | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2025. № 96. DOI: 10.17223/19986645/96/1

Окуломоторное исследование восприятия эмоционально окрашенных слов и текстов (на материале вакцинации от COVID-19)

Исследования в области когнитивной лингвистики показывают, что эмоциональная окраска слов влияет на их когнитивную обработку. Однако существует заметный пробел в исследованиях влияния эмоциональности на восприятие текстов как комплексных вербальных стимулов. В данной статье мы предлагаем результаты двух окуломоторных лабораторных экспериментов, направленных на изучение влияния эмоциональной окраски на восприятие слов и текстов. Результаты показывают, что эмоциональная окраска слов оказывает значительное влияние на объем визуального внимания и когнитивную обработку, выраженную в метрике общего времени фиксации взгляда. В отношении текстов такой зависимости обнаружено не было, однако был обнаружен значимый эффект отношения к тематике: участники с позитивным отношением к вакцинации от COVID-19 обрабатывают тексты на заданную тематику существенно дольше, чем участники с негативным отношением. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

валентность слов, валентность текстов, валентность отношения, эмоциональность, восприятие слов, восприятие текстов, айтрекинг

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Артёменко Елена ДмитриевнаНациональный исследовательский университет Высшая школа экономикиканд. филол. наук, заместитель заведующего лабораторией социальной и когнитивной информатикиnekrasovaed@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Parisi D. The Other Half of the Embodied Mind // Frontiers in Psychology. 2011. Vol. 2.
Foolen A. The relevance of emotion for language and linguistics // Consciousness & Emotion Book Series/ eds. by A. Foolen, U.M. Ludtke, T.P. Racine, J. Zlatev. Amsterdam : John Benjamins Publishing Company, 2012. Vol. 6. P. 347-368.
Нагель О.В. Словообразовательные механизмы в процессах восприятия, идентификации и использования языка: дис.. д-ра филол. наук. Томск, 2017. 478 с.
Герасименко И.Е., Тютрина О.М. Эмотивность как лингвистическая категория // Молодой ученый. 2016. Т. 13.2 (117.2). C. 23-25.
Васильева А.В. Когнитивная обработка диминутивов носителями русского языка как родного и тюркско-русскими билингвами : дис. канд. филол. наук. Томск, 2020. 208 с.
Frijda N.H. The Emotions. Cambridge University Press, 1986. 564 p.
Foolen A. Word valence and its effects // Consciousness & Emotion Book Series / ed. by U.M. Ludtke. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2015. Vol. 10. P. 241-256.
Lang P.J., Bradley M.M., Cuthbert B.N. Emotion, attention, and the startle reflex // Psychological Review. 1990. Vol. 97, № 3. Р. 377-395.
Anooshian L.J., Hertel P.T. Emotionality in free recall: Language specificity in bilingual memory // Cognition & Emotion. 1994. Vol. 8. Emotionality in free recall, № 6. P. 503-514.
Ferre P. Effects of level of processing on memory for affectively valenced words // Cognition & Emotion. 2003. Vol. 17, № 6. P. 859-880.
Doerksen S., Shimamura A.P. Source memory enhancement for emotional words // Emotion. 2001. Vol. 1, № 1. P. 5-11.
Brierley B., Medford N., Shaw P., David A.S. Emotional memory for words: Separating content and context // Cognition & Emotion. 2007. Vol. 21: Emotional memory for words, № 3. P. 495-521.
Altarriba J., Bauer L.M., Benvenuto C. Concreteness, context availability, and imageability ratings and word associations for abstract, concrete, and emotion words // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. 1999. Vol. 31, № 4. P. 578-602.
Altarriba J., Bauer L.M. The Distinctiveness of Emotion Concepts: A Comparison between Emotion, Abstract, and Concrete Words // The American Journal of Psychology. 2004. Vol. 117: The Distinctiveness of Emotion Concepts, № 3. Р. 389.
Citron F.M.M. Neural correlates of written emotion word processing: A review of recent electrophysiological and hemodynamic neuroimaging studies // Brain and Language. 2012. Vol. 122: Neural correlates of written emotion word processing, № 3. P. 211-226.
Kensinger E.A. Age Differences in Memory for Arousing and Nonarousing Emotional Words // The Journals of Gerontology Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. 2008. Vol. 63, № 1. P. P13-P18.
Shagass C. Eye-Tracking Performance and Engagement of Attention // Archives of General Psychiatry. 1976. Vol. 33, № 1. P. 121.
Rayner K. Eye movements in reading and information processing // Psychological Bulletin. 1978. Vol. 85, № 3. P. 618-660.
Just M.A., Carpenter P.A. A theory of reading: From eye fixations to comprehension. // Psychological Review. 1980. Vol. 87: A theory of reading, № 4. P. 329-354.
Bradley M.M. Emotion and motivation // Handbook of psychophysiology. 2nd ed. New York, NY : Cambridge University Press, 2000. Р. 602-642.
Kousta S.-T., Vinson D.P., Vigliocco G. Emotion words, regardless of polarity, have a processing advantage over neutral words // Cognition. 2009. Vol. 112, № 3. P. 473-481.
Schacht A., Sommer W. Time course and task dependence of emotion effects in word processing // Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience. 2009. Vol. 9, № 1. P. 28-43.
Tabert M.H., Borod J.C., Tang C.Y., Lange G., Wei T.C., Johnson R., Nusbaum A.O., Buchsbaum M.S. Differential amygdala activation during emotional decision and recognition memory tasks using unpleasant words: an fMRI study // Neuropsychologia. 2001. Vol. 39: Differential amygdala activation during emotional decision and recognition memory tasks using unpleasant words, № 6. P. 556-573.
Windmann S., Daum I., Gunturkun O. Dissociating Prelexical and Postlexical Processing of Affective Information in the Two Hemispheres: Effects of the Stimulus Presentation Format // Brain and Language. 2002. Vol. 80: Dissociating Prelexical and Postlexical Processing of Affective Information in the Two Hemispheres, № 3. P. 269-286.
Kensinger E.A. Remembering the Details: Effects of Emotion // Emotion Review. 2009. Vol. 1: Remembering the Details, № 2. P. 99-113.
Algom D., Chajut E., Lev S. A Rational Look at the Emotional Stroop Phenomenon: A Generic Slowdown, Not a Stroop Effect. // Journal of Experimental Psychology: General. 2004. Vol. 133: A Rational Look at the Emotional Stroop Phenomenon, № 3. P. 323-338.
Knickerbocker H., Johnson R.L., Altarriba J. Emotion effects during reading: Influence of an emotion target word on eye movements and processing // Cognition and Emotion. 2015. Vol. 29: Emotion effects during reading, № 5. P. 784-806.
Crossfield E., Damian M.F. The role of valence in word processing: Evidence from lexical decision and emotional Stroop tasks // Acta Psychologica. 2021. Vol. 218. The role of valence in word processing. P. 103359.
Wentura D., Rothermund K., Bak P. Automatic vigilance: The attention-grabbing power of approach- and avoidance-related social information // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 78: Automatic vigilance, № 6. P. 1024-1037.
Dahl M. Asymmetries in the processing of emotionally valenced words // Scandinavian Journal of Psychology. 2001. Vol. 42. No. 2. P. 97-104.
Arfe B., Delatorre P., Mason L. Effects of negative emotional valence on readers’ text processing and memory for text: an eye-tracking study // Reading and Writing. 2023. Vol. 36: Effects of negative emotional valence on readers’ text processing and memory for text, № 7. P. 1743-1768.
Kensinger E.A., Schacter D.L. Reality monitoring and memory distortion: Effects of negative, arousing content // Memory & Cognition. 2006. Vol. 34: Reality monitoring and memory distortion, № 2. P. 251-260.
Kensinger E.A., Corkin S. Memory enhancement for emotional words: Are emotional words more vividly remembered than neutral words? // Memory & Cognition. 2003. Vol. 31: Memory enhancement for emotional words, № 8. P. 1169-1180.
Kissler J., Herbert C., Peyk P., Junghofer M. Buzzwords: Early Cortical Responses to Emotional Words During Reading // Psychological Science. 2007. Vol. 18: Buzzwords, № 6. P. 475-480.
Burton L.A., Rabin L., Vardy S.B., Frohlich J., Wyatt G., Dimitri D., Constante S., Guterman E. Gender differences in implicit and explicit memory for affective passages // Brain and Cognition. 2004. Vol. 54, № 3. P. 218-224.
Child S., Oakhill J., Garnham A. You’re the emotional one: the role of perspective for emotion processing in reading comprehension // Language, Cognition and Neuroscience. 2018. Vol. 33: You’re the emotional one, № 7. P. 878-889.
Megalakaki O., Ballenghein U., Baccino T. Effects of Valence and Emotional Intensity on the Comprehension and Memorization of Texts // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Р. 179.
Silva C., Montant M., Ponz A., Ziegler J.C. Emotions in reading: Disgust, empathy and the contextual learning hypothesis // Cognition. 2012. Vol. 125: Emotions in reading, № 2. P. 333-338.
Komeda H., Tsunemi K., Inohara K., Kusumi T., Rapp D.N. Beyond disposition: The processing consequences of explicit and implicit invocations of empathy // Acta Psychologica. 2013. Vol. 142: Beyond disposition, № 3. P. 349-355.
Резанова З.И., Сыпченкова Ю.Е. Риск-коммуникация в сфере здоровья: тематическая фокусировка событийного потока COVID-19 в новостном дискурсе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 76. C. 217-228.
Greenwald A.G., Poehlman T.A., Uhlmann E.L., Banaji M.R. Understanding and using the Implicit Association Test: III. Meta-analysis of predictive validity // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 97: Understanding and using the Implicit Association Test, № 1. P. 17-41.
Артеменко Е.Д. Попова С.М., Аленина Е.А. Текстовая коллекция истинных и ложных сообщений по теме вакцинации с разметкой валентности и сентимента. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2024623717. 23.08.2024.
Koltsova O., Artemenko E., Terpilowskii M., Ulianova T. Confirmation bias and users’ comments in fake news detection accuracy and credibility perception: an eye tracking approach // European journal of Information Systems (in progress).
Eil D., Rao J.M. The good news-bad news effect: Asymmetric processing of objective information about yourself // American Economic Journal: Microeconomics. 2011. Vol. 3 (2). P. 114-138.
Sharot T., Garrett N. Forming Beliefs: Why Valence matters // Trends in Cognitive Sciences. 2015. Vol. 20. № 1. P. 25-33. doi: 10.1016/j.tics.2015.11.002.
 Окуломоторное исследование восприятия эмоционально окрашенных слов и текстов (на материале вакцинации от COVID-19) | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2025. № 96. DOI: 10.17223/19986645/96/1

Окуломоторное исследование восприятия эмоционально окрашенных слов и текстов (на материале вакцинации от COVID-19) | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2025. № 96. DOI: 10.17223/19986645/96/1