Structural-semantic transformation and axiological potential of figurative units in Daniil Granin’s novel My Lieutenant
The article analyzes the structural and semantic status of figurative units with metaphorical semantics, describes the mechanisms of their creation and the evaluative potential realized in the context of a work of art. The subject of the analysis is figurative units of lexical and syntactic levels functioning in a literary text. The aim of the study is to describe the structural and semantic features of figurative units, the types of their contextual transformation, ways of realizing axiological potential. The study is conducted on the material of Daniil Granin’s novel My Lieutenant, where the main metaphorical transformations are described for the first time and their axiological status is determined. In general, the methodology of the study is based on the provisions of the theory of cognitive metaphor (G. Lakoff, M. Johnson), the theory of lexical imagery (O.I. Blinova, E.A. Yurina), as well as on the methodology of axiological analysis presented in the works of N.D. Arutyunova. The need to highlight the key features of the figurative units’ functioning in literary discourse, to describe the mechanisms of their structural and semantic transformation in the context in terms of realizing their axiological potential determined the scope of this study. The volume of the analyzed material is 223 figurative contexts, based on the analysis of which two groups of figurative units are distinguished: linguistic (usual) and individual-author's ones (contextually determined). Three groups of author’s contextual transformations are identified, which lead to a change in the structural-semantic status of the figurative unit and contribute to the implementation of the evaluative function: without changing the form of the usual figurative unit, with a change in the form of the usual figurative unit (without changing the semantics), as well as with a partial change in form when replacement of individual elements in the figurative expression occurs in order to update the unobvious attribute. Contextual transformations primarily realize the evaluative function of figurative units. The study identifies the main groups of words and expressions with evaluative semantics: emotional-sensual, ethical, valeological, sensory-gustatory, aesthetic, intellectual, and utilitarian. Their systematization is carried out according to the principle of the frequency of use in the context. The analyzed material is divided into two groups with general evaluation values; a conclusion is made about the predominance of pejorative evaluation associated with the content side of the novel, which tells mainly about military and post-war life. This study allowed determining the scope and boundaries of the use of figurative units in a work of art and describe their high axiological potential. The authors declare no conflicts of interests.
Keywords
imagery,
figurative units of language,
literary discourse,
metaphor expansion,
literature about war,
axiologyAuthors
Demidova Tatiana A. | Tomsk Polytechnic University | demidtanya@yandex.ru |
Pak Irina Ya. | Renmin University of China | Ira3822@yandex.ru |
Всего: 2
References
Токарева А.Л. Авторские и языковые метафоры негативных эмоций в современной итальянской художественной прозе: дис.. канд. филол. наук. М., 2020. 211 с.
Болдырев Н.Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4. С. 10-20.
Склярова О.С. Метафора как лингвокогнитивный механизм формирования художественной картины мира // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (147). С. 113-116.
Ашурова Д.У. Когнитивная сущность конвенциональной и художественной метафоры: сопоставительный анализ // Вопросы когнитивной лингвистики. 2023. № 1. С. 121-136.
Дзусова Б.Т. О лингвистической роли когнитивной метафоры в художественном тексте // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 277-279.
Самигуллина А. С. Метафора в когнитивно-семиотическом освещении. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. 316 с.
Гранин Д.А. Мой лейтенант. М.: ОЛМА Медиа групп, 2013. 320 с.
Полторак С.Н. Гранин. М.: Кучково поле, 2019. 448 с.
Бабичева М.Е. "Большая книга" о большой войне: роман Д.А. Гранина "Мой лейтенант" - лауреат национальной литературной премии // Stephanos. 2020. № 2 (40). C. 25-36.
Перевалова С.В. "Эхо" Сталинградской битвы в русской прозе нового тысячелетия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (111). С. 116-123.
Полехина М.М. "..Мы сохранили город белых ночей": Великая Отечественная война в книге Даниила Гранина "Мой лейтенант" // Русская словесность. 2015. № 3. С. 55-64.
Рогова К.А. О "петербургском тексте" в современной художественной литературе (опыт анализа целого текста) // Мир русского слова. 2013. № 1. С. 77-85.
Петухова Е.Н. Два ракурса блокадной темы в произведениях петербургских авторов ("Мой лейтенант" Д. Гранина и "Вид с Монблана" Н. Соколовской) // Русская литература в иностранной аудитории: сб. науч. ст. Вып. 9. СПб., 2020. С. 44-53.
Куприн А.С., Данилина Г.И. Пограничная ситуация и нарратив войны (на материале романа Даниила Гранина "Мой лейтенант") // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2020. Т. 6, № 1 (21). С. 90-104.
Белова Т. Д. Тяжелая правда начала войны в романах К. Симонова и Д. Гранина ("Живые и мертвые", "Мой лейтенант") // Правда о войне в художественных интерпретациях: К юбилею Победы: материалы XXV Шешуковских чтений. М., 2021. С. 32-46.
Колядич Т.М. Особенности нарратива в повести Д. Гранина "Мой лейтенант" // Отечественная словесность о войне: Проблема национального сознания: К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: материалы XX Шешуковских чтений. М., 2015. С. 296-305.
Полехина М.М. Концептуализация страха не-бытия в книге о войне Даниила Гранина "Мой лейтенант" (об актуализации универсальных бинарных оппозиций) // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2016. Т. 9, № 5. С. 1181-1190.
Ротанова Н.М. Вербализация эмотивного оценочного концепта "Страх" в романе Даниила Гранина "Мой лейтенант" // Филологические знания на современном этапе. Курган, 2015. Вып. 4. С. 24-31.
Бойко Б.Л. Фронтовые реалии в языковой картине мира принимающей культуры (на материале немецкого перевода романа Д. Гранина "Мой лейтенант") // Вестник Московского университета. Сер. 22: Теория перевода. 2015. № 3. С. 85-100.
Пушкарева Н.В. Языковая личность профессионала в русской языковой картине мира (на материале русской прозы) // Русский язык и культура в зеркале перевода. 2020. № 1. С. 560-570.
Ярошенко О.А. Основные составляющие образного компонента лингвокультурного типажа "русский интеллигент" // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 3 (77). С. 147-153.
Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980. 242 p.
Блинова О.И., Юрина Е.А. Образная лексика русского языка // Язык и культура. 2008. № 1. С. 5-13.
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.
Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993. 150 с.
Дулесов Е.П. Конвенциональные метафоры в русской и польской политической коммуникации (на материале текстов СМИ, посвященных парламентским выборам) // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25, вып. 5. С. 19-25.
Рябых Е.Б. Интерпретирующий потенциал метафоры в рамках современного поэтического дискурса // Культура в зеркале языка и перевода: материалы 8-й Международной научной конференции. Тамбов, 2020. С. 262-272.
Langacker R. W. An Overview of Cognitive Grammar // Topics in Cognitive Linguistics / ed. by B.Rudzka-Ostin. Amsterdam: Philadelphia, 1998. P. 3-48.
Болдырев Н.Н. Язык и система знаний: Когнитивная теория языка. М., 2018. 480 с.
Юрина Е.А. Пищевая метафора: объем и границы понятия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-1 (63). С. 207-212.
Lakoff G., Turner M. More than Cool Reason: A Field Guide to Poetic Metaphor. Chicago: University of Chicago Press, 1989. 230 p.
Naciscione A. Stylistic Use of Phraseological Units in Discourse. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2010. 292 p.
Denroche Ch. Text metaphtonymy: the interplay of metonymy and metaphor in discourse // Metaphor and the social world. 2018. Vol. 8 (1). P. 1-24.
Арсентьева Е.Ф., Арсентьева Ю.С. Расширенная метафора как один из типов окказионального использования фразеологизмов-эвфемизмов: экспериментальное исследование // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 50. С. 5-16.
Куранова Т.П. Расширенная метафора как вид фразеологической инновации в жанре спортивного комментария // Фразеология и паремиология в диахронии и синхронии (от архаизации к неологизации): материалы Международной научно-практической конференции. Кострома, 2020. С. 148-149.
Ковязина Е.Н. Комплексные метафорические и/или метонимические конструкции как вербальные репрезентанты футурологических концептов-оппозитов // Известия Смоленского государственного университета. 2022. № 2 (58). С 82-94.
Харченко В.К Функция метафоры: учеб. пособие. М.: ЛКИ, 2007. 85 с.
Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Восточнославянские параллели и уникалии в трехъязычном аксиологическом словаре пословиц // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2021. Т. 20, № 4. С. 126-136.
Никитина Т.Г., Рогалева Е.И. Русские пословицы в лингвоаксиологической и лексикографической интерпретации: традиции и инновации // Вопросы лексикографии. 2022. № 24. С. 70-92.
Хлебникова А.Л. Гендерные метафоры русского и английского языков: метафорические фрагменты ценностной картины мира // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 415. С. 26-31.
Григорьева Т.В. Функциональная модель развития оценочного значения и ее особенности // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. С. 23-28.
Краснобаева-Черная Ж.В. Опыт осмысления ценностной картины мира во фразеологии: структурная организация (на материале русского, украинского, английского и немецкого языков) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 54. С. 98-116.
Боровкова А.В. Пищевая метафора как средство выражения оценки и ценностей (на материале образной лексики и фразеологии русского языка) // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 396. С. 5-13.
Чернявская Е.А. Оценка и оценочность в языке художественной речи: на материале поэтического, прозаического и эпистолярного наследия А.С. Пушкина: дис.. канд. филол. наук. Брянск, 2001. 270 с.
Алексеева А.А. Классификация аксиологических значений по основанию оценки: новое вино в новые меха? // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 449. С. 5-15.
Мурашова Е.А. Маркеры аксиологического оценивания в казачьих пословицах и поговорках // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2017. Т. 16, № 2. С. 127-134.