Выбор инновационной парадигмы в позиционировании российской государственности | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4(28).

Выбор инновационной парадигмы в позиционировании российской государственности

Анализируются концептуальные основания для выбора инновационной парадигмы в позиционировании современной российской государственности. Указывается на важность политического аспекта в становлении инновационного государства. Исследуется механизм использования темы инновационного развития для формирования внутри- и внешнеполитического имиджа государства. Анализируются инструменты инновационного развития, используемые государством для формирования инновационной российской экономики и культуры.

The choice of an innovation paradigm in positioning of Russian state system.pdf В условиях современной нестабильной геополитической ситуации политико-экономические и репутационные риски России многократно усиливаются. На фоне планомерного ускорения технологического развития мировой экономики необходимость перехода России на инновационный путь развития представляется очевидной. Выбор инновационной парадигмы в качестве основного вектора развития государства в текущих условиях является для Рос -сийской Федерации ключевым условием обеспечения сильных позиций на международной арене. Проблема становления и функционирования инновационного государства переводится в политическую плоскость. Тема инновационного развития выступает одним из способов внутриполитического и внешнеполитического позиционирования Российского государства, формирования убедительного внешнеполитического имиджа как базы, определяющей репутацию страны в сознании мировой общественности [1]. В контексте традиционно сложившейся патерналистской модели российской государственности нельзя переоценить политическую волю российского руководства, обозначившего «актуальность перехода России на инновационный тип экономического развития» [2]. Концепция пяти «И» (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции, интеллект), заявленная в феврале 2008 г. президентом РФ Дмитрием Медведевым, определяет инновации как одно из основополагающих условий долгосрочного развития экономики и является квинтэссенцией государственной стратегии в области инновационной политики. Государственная политика в части поддержки и продвижения инноваций формально подтверждена такими документами, как Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (приняты в 2002 г.), Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (приняты в 2005 г.), Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. (принята в 2006 г.), Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. (утверждена в 2011 г.), дополняющая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. (утверждена в 2008 г.) в части инноваций. Российская инновационная инфраструктура, формируемая при поддержке государства, включает технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, наукограды, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и федеральные центры коллективного пользования (ЦКП), оснащенные современным научным оборудованием, инжиниринговые центры. Активно действующими институтами инноваций становятся технологические платформы и инновационные территориальные кластеры. Важными механизмами поддержки инноваций являются федеральные целевые программы и государственные фонды финансирования науки (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития и др.), в рамках которых на конкурсной основе осуществ -ляется государственное финансирование фундаментальной науки и прикладных разработок. Стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании осуществляется на основании постановлений Правительства № 218, 219, 220 от 9 апреля 2010 г., целью которых является соответственно: развитие кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий в целях организации высокотехнологичных производств; развитие инновационной инфраструктуры, включающей поддержку малого инновационного предпринимательства в высших образовательных учреждениях; привлечение к исследовательской работе в российских образовательных учреждениях ведущих мировых ученых за счет выделения на конкурсной основе грантов Правительства РФ [3]. Переход на инновационную модель развития требует мобилизации ресурсов политико-экономических субъектов инноваций на всех уровнях: от локального до федерального. Однако ключевой проблемой остается отмечаемый многими исследователями в целом низкий спрос на инновации в российской экономике. Экономический кризис 2008-2009 гг. способствовал дополнительному снижению инновационной активности бизнеса, вузов и населения. Стратегия оптимизации расходов в целях выживания сделала инновационные стратегии для многих предприятий неактуальными. Соответственно, низкая инновационная активность приводит к неэффективности использования существующей инновационной инфраструктуры (ЦКП, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.). Активному развитию инновационного предпринимательства препятствует недостаточная сформированность системы государственно-частного партнерства, недостаточная поддержка малого инновационного бизнеса со стороны государства, недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Формирование духа предпринимательства, которое основатель теории инноваций Й. Шумпетер относил к определяющему фактору инновационных изменений, определяющих экономическое развитие [4], и внедрение инноваций в экономику в условиях развития российской государственности было бы невозможно без сопутствующих политических решений на государственном уровне. Государство играет ключевую роль в реализации инновационной политики и создании национальной инновационной системы: «Государство не только создает рамочные условия работы системы, но и во многом формирует мотивационную основу деятельности элементов системы, создает ресурсы и институты, а также выступает как катализатор процессов в НИС (национальной инновационной системе) и партнер, снижающий инновационные риски» [5]. В настоящее время высокую актуальность для государства приобретает решение проблемы уменьшения разрыва между декларированием стратегии перехода экономики на инновационную модель развития и существующим положением дел в реальном секторе. Поиск путей стимулирования инновационного предпринимательства сегодня является первостепенной задачей для российского руководства. В связи с тем, что инновационный сектор российской экономики нуждается как в прямом государственном регулировании, так и в государственном содействии в создании рыночной среды [6], в логике модели «тройной спирали» Г. Ицковица «государство берет на себя новую роль в продвижении инноваций, поощряя взаимодействие между наукой и бизнесом» [7]. Необходимо внедрять в политическую практику технологии государственного стимулирования и системной поддержки инновационной активности предприятий и образовательных учреждений. При этом роль государства в развитии инновационной деятельности не должна сводиться только к прямой финансовой поддержке. Помимо финансовой, важную роль играют информационная, организационная и кадровая формы поддержки инновационной сферы [8]. Политическое решение относительно выбора инновационной парадигмы в развитии российской государственности на современном этапе уже принято, и сейчас главная задача - создать условия для максимальной оптимизации процесса инновационной модернизации на государственном, производственном и научно-образовательном уровнях. Важно сформировать потребность предприятий в инновационных разработках, а также поддержать инновационные вузы и в проведении исследований и разработок, и в формировании инновационной предпринимательской среды через воспитание метакомпетенций. В этих условиях особое значение приобретает государственная политика в части формирования кадрового резерва, восприимчивого к реализуемой инновационной политике. Позиционирование на государственном уровне политики инноваций должно существенно затронуть научнообразовательный сектор. Важными направлениями политики в сфере образования должны стать пересмотр модели высшего образования, ориентированной на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальное расширение международной интеграции российских вузов в сфере образования и научноисследовательских разработок. С учетом того, что инновационное развитие, безусловно, не является сугубо экономической проблемой, перед научным политологическим сообществом сегодня стоит серьезный вызов по формированию рекомендаций к выработке стратегии позиционирования государственной политики инноваций -как внутри страны, так и на международной арене. Убедительная политика в области позиционирования инноваций как неотъемлемой характеристики российской государственности в дополнение к системной стратегии практической поддержки инновационной среды в целях стимулирования инновационной активности предприятий для перехода на инновационный сценарий экономического развития повлияет на преодоление, в целом, традиционно низкого спроса российской экономики на инновации, усиление социальноэкономического потенциала РФ и улучшение ее имиджевых характеристик в мировом сообществе.

Ключевые слова

innovation development, innovation instrument, innovation state, innovation police, positioning, инновационное развитие, инновационный инструмент, инновационное государство, инновационная политика, позиционирование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Данилова Елена АлександровнаТомский государственный университеткандидат политических наук, докторантElena.a.danilova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Молчанова О.П., Солодов В.В. Государственное регулирование в сфере инновационного предпринимательства // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2011. № 2. С. 3-20.
Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / пер. с англ.; под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Том. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
Опалева О.И. Государственное управление инновационной деятельностью // Инновации. 2010. № 15 (399). С. 29-39.
Голиченко О.Г. Переход России на инновационный путь развития и основные направления государственной политики // Инновации. 2011. № 9. С. 65-80.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.
Данилова Е.А. Инновационная политика Российской Федерации: внутри- и внешнеполитические аспекты // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. №3 (23). С. 149-153.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/ concept/doc20081117_01 (дата обращения 16.03.2014).
Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005. 551с.
 Выбор инновационной парадигмы в позиционировании российской государственности | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4(28).

Выбор инновационной парадигмы в позиционировании российской государственности | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4(28).