Динамика корпоративных GR-коммуникаций: неоплюралистический анализ в Сибирском федеральном округе | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. DOI: 10.17223/1998863X/62/13

Динамика корпоративных GR-коммуникаций: неоплюралистический анализ в Сибирском федеральном округе

Благо при всех обстоятельствах зависит от соблюдения двух условий: одно из них -правильное установление задачи и конечной цели всякого рода деятельности, второе -отыскание всякого рода средств, ведущих к конечной цели. Аристотель. Политика. Книга VII. 1331b.

Dynamics of Corporate GR-Communications: A Neopluralistic Analysis in the Siberian Federal District.pdf Активизация роли корпораций в региональном политическом процессе и растущая востребованность историй успеха в сфере коммуникаций с органами власти определили поиск закономерностей корпоративного целеполагания при выстраивании отношений с правительством (GR). Необходимо отметить, что общепринятым в политической науке стало предположение, что выстроенные GR-коммуникации во многом имманентны той управленческой системе, в которой они работают, т.е. плюралистические практики, преобладающие в Соединенных Штатах Америки, во многом неприменимы к корпоративистским структурам европейских государств. Наиболее последовательно описанная несовместимость объясняется характеристиками формальных и неформальных институтов, окружающих компанию. При этом мы имеем определенный дефицит трактовок того, почему институциональные различия остаются внешним фактором для теорий, интерпретирующих выбор тех или иных технологий взаимодействия с властной средой и в конечном итоге указывающих на цели субъектов GR. Таким образом, в то время как отношения с властными структурами остаются одним из краеугольных исследовательских вопросов политологии, глубокий разрыв в понимании роли заинтересованных организаций в процессе принятия государственных решений сохраняется. Проблему рассмотрения оснований готовности организации поддерживать осуществление GR-функции можно проследить напрямую из эволюции литературы о представительстве частных интересов в последние несколько десятилетий. В этот период произошло два переворота в восприятии усилий негосударственных субъектов по наведению «мостов» с государственным аппаратом. Первой революционной идеей о движущих силах GR-коммуникаций следует признать обменовую рамку отношений между политическими акторами и группами интересов, или транзакционный подход. Логическим итогом применения логики обменов является своеобразный захват механизма принятия государственных решений наиболее сильными и гибкими группами и корпорациями [1, 2]. Второе кардинальное изменение вектора исследований в сфере отношений с властью было связано с неоплюрализмом, который рассматривался в качестве комплексного инструмента анализа эмпирических данных, демонстрирующих противоречия теории обмена / транзакционизма [3]. Главной особенностью неоплюралистического подхода является повышенное внимание к сложностям и препятствиям, стоящим на пути построения «долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы связей с профильными для компании политическими стейкхолдерами» [4]. Господствующая в массовом сознании убежденность в результативности лоббистского поведения предположительно основана на постоянном притоке соответствующих сообщений средств массовой информации (СМИ) и конкурентных конфликтов в корпоративной среде как аргументов транзакционизма. Соответственно, группы частных интересов постоянно оказывают чрезмерное влияние на государственный механизм. Проведенные в 1990-х - начале 2000-х гг. на Западе исследования не представили сколько-нибудь однозначных доказательств прямой взаимосвязи между затратами на GR-коммуникацию и политическими результатами проведенных мероприятий. Если формулировать точнее, то не были обнаружены необратимые последствия GR-деятельности в ситуациях, потребовавших взаимодействия с большим числом стейкхолдеров, вливания огромных ресурсов и выстраивания профессиональных линий защиты интересов корпорации. Напротив, возможности бенчмаркинга в сфере взаимодействия с органами власти могут быть в полной мере реализованы в случае проработки проблем в среде с минимальной конфликтогенностью [5, 6]. Представляется, что Сибирский федеральный округ (СФО) может являться весьма показательным примером успешной реализации корпоративной политики в силу совпадения на его территории нескольких факторов: 1. Существование регионов с экстремальными уровнями моноэкономи-ческой специализации и отсутствием внутренней конкуренции между политическими и экономическими игроками [7. C. 34]. 2. Перманентная конкуренция региональных элит за «внимание» федерального центра [8. C. 90], в рамках которой оцениваются отлаженность выборного процесса, своевременность купирования протестной активности, контролируемость политической повестки в СМИ. 3. Географическая удаленность пространств принятия и реализации политических решений, что влечет искажение информации при ее передаче от субъектов к объектам GR [9. C. 215-216]. В результате сохранения этого объективного барьера могут быть предотвращены или актуализированы конфликты, сопровождающие GR-коммуникации. Одним из основных вопросов неоплюралистичекого анализа являются эффективность GR-деятельности и установление условий использования коммуникационных технологий. Исходя из того, что корпоративная политика представляет собой длящееся явление, которое конструируется в ходе процессов коммуникации с различными стейкхолдерами (в частности, органами власти, конкурентами, СМИ, потребителями, работниками и др.), исследованию были подвергнуты воспроизводящиеся взаимодействия бизнеса и власти в региональном политическом пространстве и сведения о них. В качестве наиболее выверенных с точки зрения субъектов GR источников сведений о свершившихся и планируемых взаимодействиях мы рассматриваем официальные документы, опубликованные от имени государственных органов и бизнес-структур. Далее из полученного массива данных были выбраны документы, формально и / или содержательно относящиеся к дискреционным полномочиям власти в отношении корпораций СФО, и проведен анализ конфликтного потенциала и рисков GR-коммуникаций. Обращение к примерам описания политических рисков в нефинансовой отчетности компаний, ведущих производственную либо другую основную деятельность на территории СФО, позволило выявить ряд конфликтогенных характеристик GR, реализация которых препятствует формализации связей с регионом присутствия либо способствует поиску механизмов / посредников в деле налаживания взаимовыгодных коммуникаций. Указанная проблематика описана в отчетах по комплаенсу и отчетах об устойчивом развитии следующих компаний: ПАО «ГМК „Норильский никель“» [10], Объединенной компании РУСАЛ [11. C. 49], ПАО «СИБУР Холдинг» [12. C. 8]. ПАО «Мечел» в отчете по форме 20-F за 2020 г., подготовленном для Комиссии по ценным бумагам и биржам США, отмечает, что «местная и международная пресса сообщала о высоком уровне коррупции в России, в том числе о незаконных требованиях государственных чиновников с целью проведения проверок... В сообщениях прессы также описаны случаи, когда правительственные чиновники избирательным образом проводили проверки и преследования в коммерческих интересах определенных правительственных чиновников или определенных компаний или отдельных лиц. Кроме того, есть сообщения о том, что российские СМИ публикуют порочащие статьи за плату» [13. C. 51-52]. Взаимодействие с судебной ветвью власти нередко сопряжено с борьбой компрометирующих данных и соответствующими репутационными рисками, сказывающимися на прибыли и устойчивости компании. Здесь точечным образом используется такой протестный инструмент, как внепроцессуальное обращение, которое с правовой точки зрения является недопустимым влиянием на позицию судьи по рассматриваемому делу в форме, не предусмотренной процессуальным законодательством. Особенностью данного института является то, что в качестве санкции внепроцессуальные обращения подлежат опубликованию на интернет-странице суда. В результате могут быть преданы гласности персональные данные заявителя, лиц, участвующих в деле, вопросы, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну, объекты интеллектуальной собственности и т.п. Региональными арбитражными судами за 2017-2019 гг. было опубликовано 158 внепроцессу-альных обращений [14]. Из них в 30% случаев с обращением выступали фирмы или предприниматели, в 22% - чиновники или депутаты, остальными адресантами были граждане (48%), напрямую не представляющие интересов бизнеса или государства. Примечательно, что на четыре региона (Кемеровская, Омская, Иркутская области и Красноярский край) приходится без малого 75% всех попыток давления на судей арбитражных судов субъектов РФ, входящих в СФО. Представляется, что в первую очередь это связано с более высоким уровнем экономической активности в указанных регионах, но при этом не следует исключать и факторы, связанные с правовой культурой и иными средствами разрешения экономических споров. Следующими воспроизводящимися практиками, направленными на преодоление политических неопределенностей, выступают прямая кооптация действующих топ-менеджеров и собственников бизнес-структур в состав представительных органов власти и различных консультационно-совещательных советов, а также механизм «вращающихся дверей». К примеру, один из ключевых комитетов Законодательного Собрания Новосибирской области -комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности -возглавляет бывший генеральный директор ОАО «Новосибирскавтодор» [15], в региональном парламенте Кемеровской области заместителем комитета по вопросам промышленной политики, жилищно-коммунального хозяйства и имущественных отношений является генеральный директор угледобывающего предприятия АО «Черниговец» [16], должность председателя комитета финансовой и бюджетной политики Законодательного Собрания Омской области занимает генеральный директор АО «Омскгазстройэксплуа-тация» [17]. Указанные кейсы с высокой долей вероятности могли бы быть использованы конкурентами по отрасли или же заинтересованными СМИ в рамках обсуждения конфликта интересов, недопустимость которого признана российским законодательством. Из этого следует, что исследуемые технологии в СФО на сегодняшний день результативны, только, скорее всего, в их задачи преимущественно входит обеспечение обратной отдачи от политической системы в условиях, когда всего лишь одна или несколько взаимосвязанных организаций вовлечены в решение интересующих вопросов вне поля зрения общества. Таким образом, лучшие результаты GR-коммуникации достигаются в специальном контексте - когда конкуренция и конфликтогенность ограничены и обсуждаемые вопросы не доводятся до общественности. В случае разворачивания взаимоотношений негосударственных субъектов с политической властью в направлении коммерческих обменов или борьбы противоположных сил возрастают риски потери ресурсов, а соответственно, и витальные риски организации, при этом угрозы могут уравновешиваться определенными преимуществами среды. В СФО сложились условия, описанные выше, когда многие из тысяч относительно спокойных взаимодействий, организованных профессиональными GR-специалистами, между одной или несколькими организациями и одним или несколькими лицами, принимающими государственные решения, могут быть охарактеризованы как профессиональная деятельность законодателей в интересах избирателей или экспертное сопровождение решения исполнительного или судебного органа власти. Безусловно, периодически в публичном пространстве возникают конфликты по поводу внешнего влияния на эти виды взаимодействий. При ограниченной конкуренции ресурсов и мнений такое влияние сложно ассоциировать с давлением или коррупцией. Как отмечается в американском исследовании начала XXI в., «...влияние формально представляет собой обслуживание демократических требований избирателей, организаций или участников судебных процессов официальными лицами, обладающее легитимным характером взаимодействия в рамках демократических политических институтов» [18. P. 547]. К выводам и перспективным направлениям развития данного исследования мы относим следующее: 1. Эффективность GR-коммуникаций и условия использования GR-технологий являются предельно значимыми параметрами при выборе формата взаимодействия с властью, а значит, и при принятии решения о создании в компании GR-подразделения или передаче GR-функции на аутсорсинг. Критерии целесообразности того или иного варианта работы должны стать предметом будущих научных изысканий. 2. Ключевой элемент парадоксальности GR-коммуникаций заключается в том, что формализованное влияние корпораций на государство при прочих равных условиях отрицательным образом связано с интенсивностью политической борьбы. Учитывая, что вероятность эквивалентности характеристик среды невысока, необходимо более глубокое рассмотрение элементов контекста GR-деятельности. Посредством этого и раскрывается неоплюралисти-ческая методология анализа взаимоотношений частного сектора и государства.

Ключевые слова

GR-коммуникация, неоплюралистический поДхоД, корпорация, конкуренция, эффективность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тузовский Анатолий СергеевичСибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерациистарший преподаватель кафедры политических наук и технологий факультета политики и международных отношенийastuzovskiy@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Mitchell W.C., Munger M.C. Economic models of interest groups: an introductory survey // American Journal of Political Science. 1991. Vol. 35. P. 512-546.
Zingales L. Towards a political theory of the firm // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31, № 3. P. 113-130.
McFarland A.S. Neopluralism: the evolution of political process theory. Lawrence : University Press of Kansas, 2004. 208 p.
Толстых П.А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности // Российский профессиональный портал о лоббизме и GR. URL: http://www.lobbying.ru/dictionary_ word.php?id=6 (дата обращения: 05.04.2021).
Smith M.A. American business and political power: public opinion, elections and democracy. Chicago : University of Chicago Press, 2000. 245 p.
Witko C. PACs, issue context and congressional decisionmaking // Political Research Quarterly. 2006. Vol. 59, № 2. P. 283-295.
Чирун С.Н. [и Др.]. Взаимодействие с органами региональной власти на примере Кемеровской области: проблемы и технологии // Власть. 2018. Т. 26, № 7. С. 33-38.
Ветренко И.А. «Ресурсное проклятие» и системные проблемы политического управления в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История, реги-оноведение, международные отношения. 2015. № 6. С. 88-92.
Фельдман П.Я. К вопросу о конфликтогенности лоббистской деятельности // Конфликтология / NOTA BENE. 2015. № 2. С. 212-217.
Отчет об устойчивом развитии ПАО «ГМК.,Норильский никель“» за 2019 год. URL: https://csr2019.nornickel.ru/ru/management/(дата обращения: 05.04.2021).
Отчет об устойчивом развитии РУСАЛ за 2019 год. URL: https://www.rusal.ru/upload/iblock/d3c/d3c309fbe8fa639ba074024f22abc9e4.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
Отчет по комплаенс-системе СИБУРа за 2019 год. URL: https://www.sibur.ru/complian-ce/SIBUR-AR-Komplaens-system-2019.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
Годовой отчет ПАО «Мечел» по форме 20-F за 2020 год. URL: https://www.mechel.com/upload/iblock/f89/f8960334d3892b4b0028d066bb342827.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
Федеральные арбитражные суды Российской Федерации. URL: http://arbitr.ru/as/subj/ (дата обращения: 05.04.2021).
Законодательное Собрание Новосибирской области. Комитет по бюджетной, финансовоэкономической политике и собственности. URL: http://zsnso.ru/komitet-po-byudzhetnoy-finansovo-ekonomicheskoy-politike-i-sobstvennosti-7-sozyv (дата обращения: 05.04.2021).
Законодательное Собрание Кемеровской области - Кузбасса. Комитет по вопросам промышленной политики, жилищно-коммунального хозяйства и имущественных отношений. URL: https://www.zskuzbass.ru/ komitety-i-komissii/komitet-po-voprosam-promyishlennoj-politiki, -zhilishhno-kommunalnogo-xozyajstva,-imushhestvennyix-otnoshenij-i-ekologii/sostav-komiteta.html (дата обращения: 05.04.2021).
Законодательное Собрание Омской области. Комитет финансовой и бюджетной политики. URL: http://www.omsk-parlament.ru/?sid=2896 (дата обращения: 05.04.2021).
Chin M.L., Bond J.R., Geva N. A foot in the door: an experimental study of PAC and constituency effects on access // The Journal of Politics. 2000. Vol. 62, № 2. P. 534-549.
 Динамика корпоративных GR-коммуникаций: неоплюралистический анализ в Сибирском федеральном округе | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. DOI: 10.17223/1998863X/62/13

Динамика корпоративных GR-коммуникаций: неоплюралистический анализ в Сибирском федеральном округе | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. DOI: 10.17223/1998863X/62/13