Рецензия на учебник «Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях)» : учебник / Г.Д. Боуш, В.И. Разумов. М. : ИНФРА-М, 2020. 227 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 64. DOI: 10.17223/1998863X/64/22

Рецензия на учебник «Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях)» : учебник / Г.Д. Боуш, В.И. Разумов. М. : ИНФРА-М, 2020. 227 с.

Учебник «Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях)» посвящен представлению авторской методологии научного исследования, которая базируется на авторской категориально-системной методологии (КСМ). Авторы учебника делают упор на самостоятельность проведения исследования диссертантами, что является принципиальным требованием к научной работе. Учебник «Методология научного исследования» отличается своей практической направленностью и содержанием, имея задачей формирование навыков деятельности, упомянутой в компетенциях, а также содержит четкие определения того, что обучающийся должен знать и уметь, а также теоретические контрольные вопросы и практические задания в конце каждой главы.

Book Review: Razumov, V.I. & Boush, G.D. (2020) Methodology of Scientific Research (For Candidate and Doctoral Dissertat.pdf Если не ставить себе целью написание рецензии на учебник «Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях)» под авторством Галины Дмитриевны Боуш и Владимира Ильича Разумова, то можно было бы с некоторой долей безразличия сказать, что лишних пособий по методологии научных исследований не бывает. Однако мы полагаем, что данный учебник следует выделить из общего ряда такого рода пособий по нескольким причинам. Прежде всего следует заметить, что авторы не просто, как это обычно делается, стараются помочь молодым и не очень молодым ученым в написании научных трудов и диссертаций. Они задают концептуальное обоснование своей работе: она необходима в свете становления социально-экономической системы Российской Федерации, базирующейся на расширенном воспроизводстве знаний. А для этого, как полагают авторы, необходима принципиально новая система образования, формирующая у обучающихся развитые когнитивные компетенции. Именно поэтому в русле общей цели, которую ставят авторы перед собой в данном учебнике, а именно, совершенствование методологического мастерства ученых, у аспирантов и докторантов должна сформироваться полноцен- Ю.Ю. Першин 238 ная компетенция «способность к самостоятельной организации и проведению научного исследования» в составе следующих субкомпетенций: а) способности к самостоятельной организации подготовительного этапа исследования, включая выбор направления и темы исследования, формулирование проблемы, гипотезы, выбор объекта и предмета, определение цели и задач, формирование программы и методологии исследования; б) способности к самостоятельному проведению исследования, включая применение научно-методологических подходов и научных методов к исследованию избранного предмета; в) способности к самостоятельному обобщению результатов исследования и представлению их научной общественности в форме научного доклада и научных текстов разного формата (исследовательской или квалификационной работы, научной статьи, монографии, диссертации). Отсюда очевидно, и это следует также подчеркнуть, что авторы делают упор на самостоятельность исследования, что является принципиальным требованием к научной работе, таким образом, фактически, приближая данный учебник к самоучителю. На наш взгляд, это очень ценное его качество. Поэтому не удивительно, что учебник «Методология научного исследования» отличается от аналогичных трудов прежде всего своей практической направленностью и содержанием, имея задачей формирование навыков деятельности, упомянутой в компетенциях. Этому в немалой степени способствуют четкие определения в начале каждой главы того, что обучающийся должен знать и уметь, а также теоретические контрольные вопросы и практические задания в конце каждой главы. Содержание учебника «Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях)» Г.Д. Боуш и В.И. Разумова состоит из 4 разделов и 17 тем. В Разделе 1 «Введение в методологию научного исследования» авторами изложены теоретические основы научного исследования, а также приведены нормативные требования к диссертациям в РФ. Раздел 2 «Организация подготовительного этапа научного исследования» содержит описание методологических технологий разработки концепции и программы исследования, формирования авторской методологии, требования к культуре исследователя. Раздел 3 «Методологические подходы и методы научного исследования» посвящен описанию методологических подходов, составляющих базовую платформу для методологии курса, а также нескольких классов категориальных методов, позволяющих выполнить исследование сущностных аспектов избранного предмета на высоком качественном уровне. Раздел 4 «Обработка и представление результатов научного исследования» содержит описание методологических технологий, позволяющих эффективно упорядочить результаты научного исследования, представить его описание и результаты в научных текстах разного формата. И здесь, мы уверены, следует обратить внимание на следующую качественную (и опять, на наш взгляд, очень положительную) характеристику учебника, такую как его универсальность. Авторы, заявляя о том, что их учебник «Методология научного исследования» является наиболее фундаментальным, не грешат против истины. Дело в том, что (и в этом можно убе- Рецензия на учебник «Методология научного исследования» 239 диться при работе с учебником), в представленном издании методология научного исследования базируется на авторской категориально-системной методологии (КСМ), которая зарекомендовала себя как высокоэвристичная поисковая платформа, позволяющая генерировать новые знания в самых разных областях, а также подготовить обучающихся к высокопродуктивной научной деятельности в любой сфере, к проведению любого научного исследования, к решению задач любой сложности. Именно поэтому учебник «Методология научного исследования» Г.Д. Боуш и В.И. Разумова адресован аспирантам и докторантам всех направлений обучения. В качестве пожеланий авторам рецензируемого труда хотелось бы рекомендовать при будущем переиздании включить в него больше наглядных, практических примеров применения КСМ. Также имеет смысл более подробно развернуть методологический аппарат теории динамических информационных систем (ТДИС), что также находит практическое применение в подготовке разнообразных научных исследований. В заключение следует отметить, что работа авторов, представленная в виде учебника, состоялась. Он соответствует актуальным требованиям ФГОС ВПО. Структура учебника соответствует его содержанию при наличии связности, логичности, полноты теоретического материала и практических заданий. Учебник может быть рекомендован аспирантам всех направлений подготовки; докторантам, преподавателям курса «Методология научных исследований» и смежных учебных дисциплин («Методика написания диссертации», «Культура исследователя», «Методология диссертационной работы» и др.), а также другим исследователям.

Ключевые слова

методология научных исследований, самостоятельное исследование, компетенции, категориально-системная методология, теория динамических информационных систем

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Першин Юрий ЮрьевичВоенный институт физической культурыдоктор философских наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центраpershin9059229943@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Рецензия на учебник «Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях)» : учебник / Г.Д. Боуш, В.И. Разумов. М. : ИНФРА-М, 2020. 227 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 64. DOI: 10.17223/1998863X/64/22

Рецензия на учебник «Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях)» : учебник / Г.Д. Боуш, В.И. Разумов. М. : ИНФРА-М, 2020. 227 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 64. DOI: 10.17223/1998863X/64/22