Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13).

Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы

Рассматриваются различные подходы к пониманию феномена интеграции в сообщество, а также основные факторы и агенты, влияющие на данный процесс.

Integrating the Disabled into Society: a Theoretical Approach to thePractical Issue.pdf Согласно Конституции Российская Федерация является социальным го-сударством, прежде всего, это означает гуманизацию социальных отношений,рост приоритетности в обществе проблем человека или группы в сравнении спроблемами трансформаций социально-экономического пространства. И дей-ствительно, еще в 90-е годы были приняты нормативно-правовые акты, соз-дающие предпосылки для перехода от принципа социальной полезности ксоциальной толерантности, к признанию и уважению прав и достоинств каж-дого человека независимо от его способностей или убеждений. В частности,основной закон в сфере защиты инвалидов Закон РФ "О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ и Феде-ральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста иинвалидов" от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ.Однако в действительности, в условиях социально-экономических преоб-разований усиливается социальное расслоение общества, воспроизводятсяразличные формы социального неравенства, наблюдается интенсификацияпроцессов маргинализации целых социальных групп [1. С.78]. Прежде всего,это относится к людям с ограниченными возможностями. Как показываетофициальная статистика, их количество неуклонно растет. По данным дирек-тора департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития РоссииГ.Г. Лекарева, по состоянию на 1 октября 2010 года в Российской Федерациинасчитывается 13,15 млн инвалидов [2].Уровень развития любого общества определяется не только экономиче-скими характеристиками, но и его отношением к обездоленным и инвалидам.Известно, что на разных этапах развития цивилизации у людей существовалинеоднозначные критерии оценки человеческой неполноценности, что явля-лось характеристикой производственных сил, культуры общественного соз-нания по отношению к физическим и психическим качествам личности. Внастоящее время российское общество находится в типичной для трансфор-мационных периодов ситуации, которая характеризуетсяРассмотрим подходы к пониманию интеграции и факторы, влияющие наданный процесс.Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление)представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей иэлементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости[3. С. 12].Э. Гидденс трактует интеграцию как упорядоченное взаимодействие ме-жду индивидами, коллективными образованиями, основанное на отношенияхотносительной автономии и зависимости между участниками интеракции [3.С. 28]. Упорядоченность в качестве основы интеграции рассматриваетЧ. Миллс, указывая на важность административного ресурса, социальногоконтроля в достижении целостности общества [4. С. 145]. В качестве собира-тельной категории рассматривает интеграцию Дж. Тернер [5. С. 237]. По егомнению, интеграция как понятие включает три измерения: степень коорди-нации социальных единиц; степень их символической унификации и степеньпротивостояния, конфликта между ними.Т. Паpсонс, описывая пpоцессы интегpации индивида в социальную сис-тему, за основу данного процесса принимает интеpнализацию общепpинятыхсоциальных ноpм. Он доказывает, что функция социальной интеграции обес-печивается деятельностью социальных подсистем. Причем центральный фо-кус процесса социальной интеграции состоит в интернализации культурытого общества, где родился индивид [6. С. 45]. Таким образом, следованиеобщезначимым нормативным стандартам становится частью мотивационнойстpуктуpы индивида, его потребностью. А значит, развитие и жизнедеятель-ность личности прежде всего совершаются в процессе общения индивида счленами определенной социальной группы, в ходе совместной деятельности,в процессе межличностного взаимодействия.Такое взаимодействие позволяет человеку конструировать представлениео самом себе, осознавать свои собственные физические, интеллектуальные идругие качества, формировать самооценку. Следовательно, социальная среда,группа, общество в целом являются определяющими факторами спецификипроцесса социализации индивиданого индивида на основе принципов толерантности, объективности, социаль-ной справедливости.Реализация данных принципов в отношении лиц с ограниченными воз-можностями в определенной степени предопределяет успех интеграционныхмеханизмов, эффективность процесса включения в общество таких лиц.Какие же факторы влияют на процесс включения в общество?С позиции человека с ограниченными возможностями, прежде всего, напроцесс интеграции влияют его личностные особенности, проявляющиеся наразных уровнях социальной коммуникации.Личностные проблемыОдин из основных факторов успешной интеграции людей с ограничен-ными возможностями в общество - это их отношение к себе, своим действи-ям, ближайшему окружению и наличие желания быть интегрированным. Какпоказывают исследования М.Ю. Сусловой, анализировать сложившуюся си-туацию с точки зрения последствий собственной деятельности склонны 45 %респондентов, как отмечает автор, преимущественно молодёжь, тогда каклюди старшего возраста склонны обвинять окружающих, если в их жизнипроисходят неудачи [7].У некоторых индивидов с ограниченными возможностями активизирует-ся стремление жить среди здоровых людей, что формирует активность истремление к профессиональной ориентации. Однако нередко включение всреду может приносить разочарование. Это связано с тем, что вхождение вжизнь наравне с «нормальными» людьми вызывает стресс, который связан сдействием механизмов, описанных Ч. Кули в теории «зеркального Я». Инымисловами, разочарование и нежелание участвовать в жизни общества послепервого опыта связаны не только с реальными дискриминаторными практи-ками, но и самовосприятием человека, которое он переносит на контакты сокружающими. Сами инвалиды говорят об этом: «Моя заветная детская меч-та - быть, как все. Но меня постоянно рассматривали, будто я какое-то чудо-юдо, я всегда была (ощущала себя) "не такой"» [8. С. 20].Люди с ограниченными возможностями очень часто стремятсяследние десятилетия, способствовали тому, что в настоящее время происхо-дит возвращение семье ответственности за решение важных для нее вопро-сов, которой она была лишена на протяжении длительного времени. Частьполномочий государство передает семье, оставляя за ней право, решать про-блемы (материальные, педагогические, психологические и т.д.), удовлетво-рять потребности инвалида в самореализации, самоутверждении как полно-ценного человека, исходя из собственных ресурсов. И на самом деле семьяявляется одним из мощнейших ресурсов для интеграции инвалида в общест-ве. Особую роль играют родители ребенка с ограниченными возможностями,ведь именно от них зависит, в какой детский сад или школу будет ходить ре-бенок, каков будет круг его общения и социальных связей. Позиция семьи вотношении инвалида влияет на его дальнейшую жизнь, выбор работы, актив-ность в обществе, отношение к себе и другим.«Основное требование моих родителей - ты должна уметь делать все, чтоделают другие дети… в школу меня взяли только благодаря настойчивостимамы» [8. С. 18-20]. «Родители обходились со мной как с полноценным ре-бенком, и теперь я понимаю, что это был единственно правильный подход, -подобное отношение придавало мне уверенности» [9. С. 84].Нормативно-правовой аспектСовременная законодательная база определяет особые права инвалидов, кчислу которых относятся:1. Особые условия для получения образования; обеспечение средствамипередвижения; специализированные жилищные условия; первоочередноеполучение земельных участков для индивидуального жилищного строитель-ства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, право на допол-нительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с переч-нем заболеваний, утвержденным Правительством РФ.2. Право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, ко-торые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, ста-туса и т.д. Федеральные органы исполнительнойОтношение обществаДля продуктивного взаимодействия человека с ограниченными возмож-ностями и общества необходимо преодолевать стереотипы, формировать но-вые модели отношения между ними. Исследования показали, что наиболеедоброжелательное отношение к человеку с ограниченными возможностямипроявляется в ситуации, не требующей близкого контакта, либо предпола-гающей общение на равных: «…мы обучением инвалидов не занимаемся, ноесли появится такой слушатель и будет нужно, можем и мышь специальнуюдля ПК купить или джойстик» [9. С. 83].Отношение к инвалидам здоровых - один из важнейших социально-психологических факторов интеграции. Даже имея возможности участвоватьв жизни общества, инвалид не всегда может реализовать их просто потому,что здоровые не хотят вступать с ними в контакт, «…хотя, конечно, помога-ют, но все равно как-то не искренне, как будто - вот нужно помочь, они ипомогают» [9. С. 84].Как отмечает Е.Р. Ярская-Смирнова [10], характер отношений инвалидови не инвалидов целесообразно рассматривать с точки зрения воспроизводствакак символического, так и реального социального неравенства, применивстратификационный анализ к явлению инвалидности. Социокультурная пер-спектива стратификационного анализа устанавливает, что инвалидность вбольшинстве случаев производится обществом: бедностью, наносящими вредздоровью или опасными для жизни условиями труда, качеством продуктовпотребления, профессиональными стереотипами, неудачной социализацией,противоречивыми нормами и ценностями. Специфика селективного обуче-ния, принятого сегодня в российской школе, существенным образом способ-ствует усилению социальной дифференциации и неравенства.Таким образом, общественное мнение является одним из основопола-гающих для формирования системы образования и реабилитации, а значит, иинтеграции.Проблема получения образованияОсновная проблематика системы образования связана с типом учрежде-ний, в которые направляется человек с ограниченными возможностями. Чащевсего ребёнок направляется в закрытые учебные заведения, главная цель ко-торых подготовить детей с ограниченными возможностями к самостоятель-ной жизни, труду и интеграции в общество. Но на практике сначала детейизолируют от общества, а затем готовят, чтобы они в него вернулись. Детизамыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают надлежащий соци-альный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не мо-жет не сказаться на развитии личности ребенка, на его готовности к само-стоятельной жизни и дальнейшему получению образования. «Если мы вни-мательно посмотрим на то образование, которое получают люди с нарушени-ем слуха, мы обнаружим, что они обучаются 12 лет в школе-интернате. По-лучают образовательный документ об окончании 9-го класса!!!» [11. С. 168].«В принципе, у ребят интерес, мотивация есть, но те знания, которые они по-лучили в спецшколах, обучались на дому они не гарантированы…. Потомучто вся проблема… что базовый уровень низок, он не соответствует тем тре-бованиям, которые предлагают вузы…» [11. С. 185].В последнее время часто идут дискуссии о необходимости развития инк-люзивного образования в России, которое позволило бы смягчить или вовсеснять интеграционные проблемы. Однако в данный момент система образо-вания и общество в целом не готовы в масштабной реализации данной про-граммы, и инклюзивное образование остается делом частных инициатив ро-дителей. Одним из направлений в данной области можно считать тенденциюперехода к формированию классов для нетипичных детей в рамках общеоб-разовательной школы. Однако эти дети не выделяются из общей массы, ины-ми словами, не имеют явных признаков ограничения возможностей. А зна-чит, и проблемы интеграции возникают у них реже.Высшее образование также для большинства инвалидов недоступно. Впервую очередь это связанно с отсутствием доступной среды для человека сограниченными возможностями. «Все сводится к тому, что если Вы чувст-вуете себя способным преодолевать все трудности и барьеры, которые суще-ствуют… мы Вас примем и учитесь. Если вы не сможете преодолеть, то ни-какого сопровождения, никакой помощи, никакого понимания со стороныуниверситета, со стороны администрации, со стороны преподавателей, к со-жалению, ожидать не приходится» [12. С. 157]. Такая ситуация характернадля большинства учреждений высшего и среднего образования. Хотя отдель-ные вузы реализуют программы сопровождения инвалидов. Например, Том-ский политехнический университет и Томский университет систем управле-ния и радиоэлектроники.Возможности средыК средовым факторам, влияющим на процесс интеграции инвалидов вобщество, прежде всего, относятся: приспособленность инфраструктуры иналичие рабочих мест для обозначенной категории граждан.«Трудности у нас следующие: если ты кончаешь школу на дому, то име-ешь недостаток знаний…Вторая трудность в передвижении. Мало что дос-тупно для нас. Третья трудность - это психологические барьеры» [9. С. 88].Социальное обеспечение предполагает осуществление мероприятий пообеспечению людей с ограниченными возможностями соответствующей ра-ботой, в том числе создание для них специализированных условий труда иорганизации контроля за применением их труда. Использование труда инва-лидов может быть выгодно обществу и в ряде случаев представляет собойсупероптимальное решение. Поскольку инвалиды получают доход, а общест-во дополнительные трудовые и социальные ресурсы. Трудоустройство явля-ется видом социального обслуживания, способствующего, в частности, вос-становлению утраченной трудоспособности, приспособление к новым усло-виям труда. Для осуществления мероприятий по трудоустройству граждан,частично утративших трудоспособность, право предусматривает целый рядспециализированных услуг, связанных с подготовкой и вовлечением в трудо-вую деятельность.Процесс интеграции сложен. На него влияет ряд факторов, среди которыхнаиболее важными являются:1. Несовершенство законодательной базы;2. Нежелание индивида позитивно относиться к сложившейся ситуации,искать внутренние и внешние ресурсы, а зачастую и использовать предло-женные;3. Зависимость процесса интеграции от личностных особенностей и ин-дивида и опыта семейных взаимоотношений.Для преодоления этих трудностей необходимо:1. Развивать и совершенствовать систему реабилитации, расширять воз-можности среды по средствам усовершенствования инфраструктуры.2. Использовать возможности СМИ, особенно электронных, для инфор-мирования людей с ограниченными возможностями об имеющихся у них идля них возможностей, а также «сообщения» окружающим о «достижениях»«инвалидов».Но, прежде всего, в процессе интеграции необходимо ориентироваться навнутренние возможности и ресурсы человека, на основании которых он оп-ределяет себя, свое будущее место в обществе.

Ключевые слова

интеграция, люди с ограниченными возможностями

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аверина Екатерина АлександровнаТомский государственный университетассистент кафедры социальной работы, философского факультетаcat@regplat.ru
Всего: 1

Ссылки

Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2003. 255 с.
Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М.: Институт социологии РАН, 2007. 320 с.
Жить в дружелюбной среде [Электронный ресурс]: Особое мнение Григория Лекарева. URL: http://www.radiorus.ru/issue.html?iid=296801 (дата обращения: 21.01.2011)
Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 145.
Тернер Д. Аналитическое теоретизирование. Процессы интеграции // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2. С. 237.
Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 474-476
Суслова М.Ю. О социализации молодого инвалида // Социологические исследования. 2000. №6. С. 137-139.
Данилова Е. Доступность образования для инвалидов: личный опыт // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сборник научных трудов / Под ред. д.с.н., проф. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга, 2007. С. 13-18
Отношение провайдеров и потребителей к дополнительному образованияю инвалидов // Дополнительное образование инвалидов в контексте приоритетов социально-экономического развития / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», М.: МОНФ. № 196. 2007. 256 с.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / sstu-socwork.da.ru
Дополнительное образование как фактор социально-экономической интеграции инвалидов: Томск // Дополнительное образование инвалидов в контексте приоритетов социально- экономического развития / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: МОНФ. № 196. 2007. 256 с.
Рыкун А. Дополнительное образование для инвалидов в Томске и области: попытка обобщенно-отстраненной оценки // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сборник научных трудов / Под ред. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга. С. 153-162
 Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13).

Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия