ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» | Сибирский психологический журнал. 2005. № 21.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

В статье рассматривается синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у представителей профессий системы «Человек -Человек». Приведены результаты исследования, выявившего особенности и различия проявления СЭВ у врачей, учителей, работников пенитенциарной системы и системы социального страхования.

PARTICULARITIES OF EMOTIONAL BURNING-OUT SYNDROME IN DIFFERENT PROFESSION OF «HUMANE - HUMANE» SYSTEM.pdf Развитие человека как субъекта труда является одной из основных проблем современной психологии труда. Ее решение на уровне конкретных организаций обусловлено рядом объективных факторов, это условия труда, организация трудовых процессов и коммуникаций, принятые нормы и правила поведения, а также уровень организационной культуры в целом. Но есть субъективные факторы, ограничивающие возможности развития личности, а в некоторых случаях представляющие собой предпосылки для ее деформации в условиях профессиональной деятельности. Одной из таких предпосылок является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).В.В. Бойко [1] определяет СЭВ как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравми-рующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального профессионального поведения, имеющего функциональный характер, поскольку он позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время его дисфункциональные последствия проявляются в снижении качества труда и в отношениях с партнерами.Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда внутренних и внешних факторов.К внешним факторам относятся хронически напряженная эмоциональная деятельность (в условиях вынужденного взаимодействия с людьми); дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за выполняемые функции и операции; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически сложный контингент общения в профессии.Внутренние факторы эмоционального выгорания -склонность к эмоциональной ригидности; интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.В.В. Бойко рассматривает СЭВ как динамический поэтапный процесс, протекающий в полном соответствии с механизмом развития стресса, и выделяет фазы напряжения, резистенции и сопротивления. Каждая фаза включает в себя несколько симптомов. Их количество и то, насколько они выражены, обусловливают степень сформированности каждой фазы. Другие авторы [3, 4] рассматривают в качестве проявления синдрома выгорания лишь основные, наиболее яркие симптомы вышеозначенных фаз: эмоциональную истощенность, деперсонализацию, редукцию профессиональных достижений.Целью нашего исследования было изучение особенностей проявления СЭВ у представителей различных профессий. В выборку вошли медицинские работники (17 человек), служащие исправительных колоний (15 человек), служащие страховой компании (20 человек) и учителя (15 человек). Выборка неоднородна по половозрастному составу, но основным критерием ее подбора явился продолжительный опыт работы респондентов в организации на момент исследования, выборку по каждой профессиональной группе можно считать типовой в своей сфере. Специфика труда в этих профессиях предъявляет различные требования к личности субъекта, по-разному организован рабочий процесс, разная степень близости, частоты, продолжительности и глубины взаимодействия с контингентом.Это обусловило выдвижение гипотезы о наличии особенностей в проявлении синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий.Исследование проходило в два этапа: на первом этапе исследования были проанализированы полученные данные по каждой профессиональной группе. На втором этапе был проведен статистический анализ различий с помощью критерия Манна - Уитни.При решении задач исследования на первом этапе использовались методы наблюдения, устного опроса и тестирования. Диагностика эмоционального выгорания проводилась с помощью методики В.В. Бойко [1].В таблице приведены данные, полученные на первом этапе исследования.Наиболее благоприятные результаты в целом по выраженности СЭВ были выявлены у медицинских работников: синдромы напряжения и резистенции не сформированы. Синдром истощения (симптомы деперсонализации, эмоционального дефицита и отстраненности) сформирован лишь у 16,6% испытуемых - им свойствен-но исключать эмоции из сферы профессиональной деятельности, все чаще проявляются отрицательные эмоции, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - объекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, тяготит своими эмоциями, неприятно его присутствие и сам факт его существования.В целом, несмотря на повышенную ответственность труда, объективные социально-экономические трудности в сфере профессиональной медицинской деятельности, можно отметить благоприятную картину полученных данных в группе медицинских работников. Что касается деперсонализации, то некоторые авторы [3] рассматривают ее не только как негативное проявление, но и как форму профессиональной защитной стратегии общения - избирательность выделения значимых компонентов взаимодействия. Н.А. Вигдорчик относил феномен деперсонализации к формам волевой компенсации нарушенных функций эмоционально-волевой регуляции поведения [3].В группе учителей также не сформированы фазы напряжения и резистенции при весомой доле сформи-рованности фазы истощения (44,4% респондентов).В группе работников исправительных учреждений (ИУ) картина в целом менее благополучная, чем у врачей и медиков, но фаза истощения сформирована в меньшей степени (у 11,2% респондентов), фаза напряжения не сформирована, но у большего количества сформирована фаза резистенции (ведущий симптом «редукции профессиональных достижений») - 45,5%. Эти испытуемые переживают «расширение сферы экономии эмоций», т.е. переносят данную форму защиты за пределы профессиональной деятельности, испытывая пресыщение человеческими контактами. В работе у них появляется стремление облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, а также снижается общий уровень культуры делового общения и качества труда.Наиболее неблагоприятная картина полученных данных наблюдается у работников страховой сферы. У большей части респондентов сформированы все три фазы СЭВ: 53,8% - напряжение, 86,7% - резистенция, 53,9% истощение. Это единственная группа со сформированной фазой напряжения (симптомы психотравмы, неудовлетворенности собой, загнанности в клетку, тревоги и депрессии). Их характеризует нарастающее состояние раздражения, отчаяния и негодования от осознания пси-хотравмирующих факторов профессиональной деятельности. При этом интенсивно интериоризуются профессиональные обязанности, вплоть до ощущения безысходности, невозможности устранения проблем, это состояние интеллектуально-эмоционального затора - «загнанности в клетку».На втором этапе исследования мы провели статистический анализ различий степени сформированности каждой фазы между всеми профессиональными группами с помощью критерия Манна - Уитни. Были выявлены следующие статистически достоверные различия.По фазе напряжения:1..Между страховыми агентами и медицинскими работниками: Т = 103,0 при р = 0,004.2..Между работниками ИУ и учителями: Т = 92 при р = 0,042.3..Между работниками ИУ и медиками: Т= 11,0 при ;? = 0,0403.По фазе резистенции:1..Между страховыми агентами и учителями: Т = 49,5 при р = 0,000.2..Между страховыми агентами и медиками: Т = 89,5 при р = 0,000.3..Между работниками ИУ и учителями: Т = 47,5 при /7 = 0,001.4.Между работниками ИУ и медиками: Т = 148,0 при р = 0,000.По фазе истощения статистически достоверных различий не выявлено.Нет достоверных различий ни по одной из фаз между такими профессиональными группами:1..Работники сферы страхования и ИУ.2.Учителя и медицинские работники.Найденные различия подчеркивают разный вес симптомов в структуре целого СЭВ у различных профессиональных групп: у «страховщиков» сформированы все три фазы, что свидетельствует о яркой выраженности синдрома. У большинства медиков, наоборот, ни одна фаза не сформирована, а значит, СЭВ отсутствует. Похожая, чуть менее благоприятная картина (с большей выраженностью деперсонализации) у учителей.Важно отметить, что именно профессии врача и учителя имеют больше внешних предпосылок для проявления СЭВ. По сравнению с работниками ИУ и «страховщиками» эти предпосылки заложены в самой специфике профессии и ее требованиях к личности, а значит, у этих групп можно было ожидать большей выраженности синдрома, однако полученные нами данные этому абсолютно противоречат. С целью уточнения данных тестирования использовался метод устного опроса, при котором респонденты не отрицали, а зачастую даже подчеркивали наличие таких факторов, как хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, ее дестабилизирующая организация, повышенная ответственность и сложность контингента. Нельзя также не учесть низкий социальный и финансовый статус этих профессий в обществе. Все это, на наш взгляд, свидетельствует о роли субъективных факторов, препятствующих эмоциональному выгоранию в труде: возможно, сам выбор медицинской и педагогической сфер деятельности связан с такими личностными особенностями, при наличии которых субъект компенсирует воздействие проблемных факторов, а его защитные механизмы формируются по другому типу. К таким особенностям можно отнести эмоциональную реактивность и восприимчивость, повышенную чувствительность: такие люди даже при большом стаже работы не утрачивают отзывчивость и эмоциональную вовлеченность. Высокая мотивация эмоциональной отдачи также блокирует формирование СЭВ: медики и учителя нашей выборки считают важным проявление сочувствия к объекту своей деятельности и поощряют себя за это. Кроме того, можно предположить, что у представителей этих групп менее вероятно наличие нравственных дефектов и дезориентации личности. Наше предположение нуждается в дополнительной проверке, но оно еще раз подчеркивает роль субъекта в профессиональном развитии и сохранении целостности личности.Отсутствие статистически значимых различий в показателях работников ИУ и сферы страхования при наличии различий этих групп с медиками и учителями свидетельствует об их качественно иной структуре СЭВ. У большой части работников ИУ сформирована фаза резистен-ции при несформированности фаз напряжения и деперсонализации, что свидетельствует о явной защитной функции симптомов СЭВ по типу редукции профессиональных достижений и расширения сферы экономии эмоций. Это можно объяснить особенностями профессиональной деятельности в условиях ИУ: большинство требований и норм труда формализованы, специфической эмоциональной отдачи контингент не требует, напряженность возникает только в сфере межличностных отношений иерархического порядка. Формализм отношений и стандартизация норм создают благоприятный фон для формирования соответствующих симптомов.Что касается работников сферы страхования, то именно их результаты демонстрируют полную сформи-рованность СЭВ. В сравнении со всеми профессиональными группами нашей выборки специфика их труда и задач в наименьшей степени связана с факторами риска для СЭВ.Представляется, что специфика профессиональной подготовки и сам выбор места работы (Школа милиции и режимная система у работников ИУ; специальности «Экономика» и «Бухгалтерия» и акцент на обработку информации у «страховщиков») предполагают наличие субъективных факторов, стимулирующих формирование СЭВ: склонность к эмоциональной ригидности, слабая мотивация эмоциональной отдачи, нравственные дефекты и дезориентация личности. Кроме того, эти же качества имеют широкие перспективы развития именно на фоне специфики труда этих групп: как в пенитенциарной, так и в системе страхования важен не столько объект труда и эмоционально вовлеченное общение с ним, сколько соблюдение формальных требований процесса взаимодействия.Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу исследования о различиях проявления СЭВ у представителей разных профессий системы «Человек -Человек», а также позволяют сделать предположение о преобладающем значении субъективных факторов в формировании синдрома эмоционального выгорания, что открывает перспективы исследования с целью экспериментального выявления роли отдельных личностных качеств в блокировании - стимулировании СЭВ.Кроме того, результаты исследования подтверждают значение субъектного подхода в психологии развития, в том числе при решении проблем психологии труда. Поэтому основная задача психологического сопровождения в период профессионального развития личности, на наш взгляд, заключается, с одной стороны, в расширении ее ответственности за свою профессиональную судьбу и развитии профессионального сознания, а с другой - в обогащении качества труда, создании условий для развития личности персонала и минимизации внешних факторов риска. Целостность, сохранность и психическое здоровье личности персонала представляют высшую ценность организации как основное условие профессионального роста и развития конкурентоспособности трудовой организации в целом.

Ключевые слова

синдром эмоционального выгорания (СЭВ), факторы выгорания, фазы выгорания (напряжение, резистенция, истощение), симптомы выгорания, субъектный подход, emotional burning-out syndrome (EBS), burning-out factors, burning-out phases (tension, recitation, emaciation), burning-out symptoms, subject approach

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лужецкая А.М.Сибирский институт права, экономики и управления
Всего: 1

Ссылки

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.А. Климова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 384 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 1998. 32 с.
 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» | Сибирский психологический журнал. 2005. № 21.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» | Сибирский психологический журнал. 2005. № 21.