Psychological school of Altai State University.pdf Традиции проведения летних школ формировались долгое время. Идея по созданию столь красивого и глубокого способа общения участников школ - студентов, преподавателей, гостей из других социальных и профессиональных ниш - признается старой и доброй. Обычно при проведении школы задействуются все возможные коммуникативные связи, приглашаются различные специалисты, которые работают в сфере интересов, раскрывающей общий сюжет целевого пространства школы. Часто здесь перемешиваются идеи теоретического, эмпирического и прикладного характеров. Одни специалисты проводят лекционные занятия, к которым студенты и прочие посетители школы, часто приезжающие из далеких мест, привыкли, другие - ведут тренинги, семинары - практикумы, мастер-классы, дискуссии, шоу и многое другое. Психологические школы проводятся в живописных местах Алтайского края, можно сказать, что стало традицией проводить эти мероприятия где-то в горах. Территория Горного Алтая, предгорья, озер и бурных рек - это что-то магическое, что притягивает, настраивает совершенно на иной лад общения, раскрывает потаенные до сих пор компоненты внутреннего мира каждого человека. Во время летних школ участники способны переживать изменения, попадая в совершенно иные условия жизни - летние домики, чистый, прозрачный воздух, открытое до бескрайних границ пространство, которое может стать родным, мягкость и насыщенность зеленью ландшафта, холодная вода рек по утрам, незабываемое купание, солнце (и это самое малое, что может быть названо), любой человек (участник школы) попадает в другой психологический мир. Это мир психологической школы. Здесь можно встретить преподавателей, которые о чем-то дискутируют, собирают вокруг себя других участников школы, а бывает и так, что сами участники школы инициируют общение, открывают новые, совершенно неожиданные формы и приемы взаимодействия. Незабываемый опыт переосмысляется, озвучивается. Состоявшиеся психологические школы очень отличаются друг от друга. Психологическая школа, которая проходила в статусе Всероссийской психологической школы (Методологии и технологии современной психологии), совпала с важнейшим событием для молодых психологов России - первым съездом Молодежной секции Российского психологического общества. Психологи ощутили посвящение себя в истинные «психологи», здесь зачитывалось привезенное из Москвы обращение президента РПО Е.А. Климова. Участники съезда, школы действительно объединились - участниками стали люди из разных мест, которых «коснулась» психология, -это Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Комсомольск на Амуре, Хакасия, Новосибирск, Барнаул, Бийск и др. Бесценный обмен опытом, дебаты, конструктивные споры, жаркие полемики, вечерние посиделки у костра, которые перерастали в психологические шоу с таинственными и завораживающими событиями - все это не оставившего сомнений, что общение психологов не может быть ограничено. Даже такая крайность, как различие в теоретико-методологической базе вуза, который представляет участник школы способствовала насыщению, углублению и расширению психологических горизонтов. Многие участники школы не ожидали, что найдут здесь своих единомышленников. Но оказалось, что в самых отдаленных уголках России психологи изучают похожие проблемы, применяют такие же методы. По итогам проведения этой школы было составлено резюме первого съезда МС РПО, которое было разослано всем участникам психологической школы. В резюме подчеркивалось, что психологическое сообщество молодых специалистов работало плодотворно. В рамках школы обсуждались цели и стратегические задачи МС РПО: - объединение региональных представителей психологии в России; - информационный обмен; - повышение уровня психологической грамотности и научно-исследовательской деятельности психологов России; - обеспечение возможностей публикаций молодым психологам; -увеличение количества печатных информационных изданий о работе молодых психологов России; - информирование о проведении и организации различных психологических мероприятий в стране и за рубежом; - расширение междисциплинарных альтернатив исследовательской деятельности; - налаживание коммуникации между разными поколениями психологов; - создание более неформального стиля передачи опыта профессионалами и многое другое. Совершенно иным был опыт проведения летней психологической школы в 2003 г., на туристической базе Эльдорадо в предгорье Горного Алтая. Данная школа была международной и называлась «Психологические технологии в современном обществе (образовании, управлении, рекламе, бизнесе, политике)». Совершенно иная идея осуществления психологической школы изменила все. Пространство сформировалось, приехали специалисты из разных городов, стран. В рамках школы обсуждались проблемы международного уровня, специалисты дискутировали: какой быть психологии будущего. Опыт посещения разных стран (Германии, России, США, Франции, Швеции и Японии), позволил осуществить анализ психологических условий, взаимодействия психологических служб, уровней образования психологов, особое место занимал вопрос о сфере применения деятельности клинических психологов в разных странах. Другие аспекты и горизонты, открываемые школой, также привлекали пытливые взгляды участников школы. Поднимались проблемы популярности психотехнологических разработок в сферах рекламы, бизнеса, политики, образования, управления в научном психологическом сообществе, необходимости интеграции общенаучных методологических ресурсов и методов в научном исследовании. Раскрывались в различного вида занятиях актуальные вопросы, точки соприкосновения и искались пути развития направлений, сфер деятельности психологов в психологии труда, организационной психологии, психологии рекламы, клинической психологии, возрастной (особенно детской) и т.д. Подводя итоги, необходимо отметить, что объединение психологов, как России, так и зарубежья, это состоявшийся факт, укрепление установившихся связей происходит, обмен информационными ресурсами осуществляется (коммуникация на различных уровнях научного взаимодействия), проводятся качественные скачки в повышении уровня психологической грамотности в научно-практической деятельности психологов, выбравших различные сферы профессиональной самореализации (в образовании, управлении, рекламе, политике, бизнесе).
| Мардасова Татьяна Александровна | Алтайский государственный университет (г. Барнаул) | Ассистент кафедры психологии | |