Темпоральная готовность младших школьников к выбору способа решения сенсомоторных задач
Введение. Цель настоящего исследования - анализ темпоральной готовности младших школьников к выбору способа решения сенсомоторных задач. Рассматривается проблема «готовности» как психологического феномена, а также осуществляется анализ особого вида психологической готовности к деятельности - «темпоральной готовности». В качестве составных компонентов темпоральной готовности выделяются операционные, мотивационно-смысловые и хронотопические компоненты. Использование объяснительного потенциала системной антропологической психологии позволило выделить и определить значимые характеристики «темпоральной готовности». Материалы и методы. Исследование проводилось с использованием следующих диагностических методов: экспериментальная задача «Чувство длительности времени»; качественный опросный метод «Понимание времени» для оценки понимания и значимости фактора времени; семантический дифференциал «Оценка времени» для описания семантической модальности восприятия времени; классическая головоломка «Ханойская башня»; специально разработанное диагностико-развивающее устройство; опросник, разработанный для родителей с целью фиксации паттернов реагирования детей младшего школьного возраста при столкновении с новой ситуации. Результаты. В результате теоретического анализа и проведенного экспериментального исследования каждый из выделенных компонентов темпоральной готовности удалось конкретизировать через ряд характеристик (на примере наиболее показательных типологических проявлений соответствующей темпоральной готовности), позволяющих рассмотреть отличные друг от друга реакции на представленные задачи и оценить готовность к выполнению действия. Своеобразие характеристик темпоральной готовности и ее компонентов достаточно отражает направленность когнитивного поведения младших школьников, проявляющуюся в понимании задачи или отказе от нее, целеустремленности при решении (даже при отсутствии готового ответа), опоре на личный опыт или пассивности, а также в разнообразии эмоциональных реакций, отражающих адаптацию или инертность действий.
Ключевые слова
готовность,
темпоральная готовность,
решение задач,
сенсомоторные задачи,
младший школьный возраст,
восприятие времени,
мотивация,
системная антропологическая психология,
когнитивно-ноэтический потенциалАвторы
| Бредун Екатерина Валерьевна | Томский государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии | bredun.88@mail.ru |
| Еремина Евгения Валерьевна | Томский государственный университет | кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей и педагогической психологии | eva.smeshko@mail.ru |
| Подойницина Мария Анатольевна | Томский государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии | podojnicina@gmail.com |
| Тетерина Елена Сергеевна | Сибирский университет потребительской кооперации; Томский государственный университет | преподаватель кафедры педагогики, психологии и социологии; аспирант кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии | teterina_elena@mail.ru |
Всего: 4
Ссылки
Абульханова, К. А., Березина, Т. Н. (2001). Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя.
Асмолов, А. Г. (1979). Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Баланев, Д. Ю., Кабрин, В. И., Краснорядцева, О. М. (2024). Методические основания экспертной оценки приемов диагностической реконструкции индивидуального образовательного пространства. Вестник Томского государственного университета, 502, 160-166. doi: 10.17223/15617793/502/16.
Баланев, Д. Ю., Кабрин, В. И., Лукьянов, О. В., Краснорядцева, О. М., Щеглова, Э. А., Бредун, Е. В. (2022). Когнитивное индивидуальное образовательное пространство: технологии изучения и построения стратегий конструирования. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та.
Баланев, Д. Ю., Смешко, Е. В., Кох, Д. А. (2022). Диагностические возможности программно-аппаратного комплекса «Двигательные компоненты процесса решения познавательной задачи». Сибирский психологический журнал, 85, 100-117. doi: 10.17223/17267080/85/5.
Березина, Т. Н. (2019). Эмоциональная безопасность образовательной среды и когнитивные процессы. Современное образование, 3, 29-43. doi: 10.25136/2409-8736.2019. 3.29191.
Божович, Л. И. (2017). Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер.
Галажинский, Э. В., Клочко, В. Е., Краснорядцева, О. М., Агеева, И. А. (2013). Кросскультурное исследование психологической готовности студентов к инновационному поведению. Теоретическая и экспериментальная психология, 6(1), 69-78.
Головаха, Е. И. (2000). Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. В кн.: Л. В. Куликов (сост.). Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия (с. 256-269). СПб.: Питер.
Деркач, А. А., Кузнецов, Н. В. (1993). Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ.
Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. (1976). Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Белорус. гос. ун-та.
Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А., Пономаренко, В. А. (1985). Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: Университетское.
Забродин, Ю. М. (1997). Очерки теории психологической регуляции поведения. М.: Магистр.
Захаревская, Е. А. (2018). Экспериментальное исследование взаимосвязи показателей психомоторной активности с типологическими особенностями личности. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 7(3), 291-294.
Кабрин, В. И. (2024). Интенсивный опыт пиковых переживаний в образовательных практиках. Сибирский психологический журнал, 92, 157-164. doi: 10.17223/17267080/92/9.
Краснорядцева, О. М. (2012). Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды. Вестник Томского государственного университета, 358, 152-157.
Краснорядцева, О. М., Еремина, Е. В., Подойницина, М. А., Ваулина, Т. А. (2023). Использование когнитивного тренажера: возможности минимизации саморегуляционных дефицитов познавательной активности у младших школьников. Российский психологический журнал, 20(4), 135-152. doi: 10.21702/rpj.2023.4.8.
Крутецкий, В. А. (1972). Основы педагогической психологии. М.: Просвещение.
Лебедева, Н. В. (2004). Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе. Псков: ПГПИ.
Левитов, Н. Д. (1964). О психических состояниях человека. М.: Просвещение.
Маринов, М. Б. (2008). Трансформация стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе. М.: Соц.-гум. знания.
Мухина, В. С. (2007). Личность: Мифы и Реальность. Екатеринбург: ИнтелФлай.
Мясищев, В. Н. (1995). Психология отношений: избранные психологические труды. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК».
Нерсесян, Л. С., Пушкин, В. Н. (1969). Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям. Вопросы психологии, 5, 24-31.
Нерсесян, Л. С., Пушкин, В. Н. (1969). Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям. Вопросы психологии, 5, 24-31.
Окулов, С. М., Лялин, А. В. (2008). Ханойские башни. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Дружинин, В. Н. (ред.) (2001). Психология: учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер.
Рубинштейн, С. Л. (2002). Основы общей психологии. СПб.: Питер.
Столяренко, А. М. (2002). Экстремальная психопедагогика. М.: Юнити-Дана.
Узнадзе, Д. Н. (2001). Психология установки. СПб.: Питер.
Ухтомский, А. А. (1978). Избранные труды. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние.
Болотова, А. К. (2006). Психология организации времени. М.: Аспект Пресс.
Жукова, В. Ф. (2012). Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность». Известия Томского политехнического университета, 6, 117-121.
Bull, R., Espy, K. A., & Senn, T. E. (2004). A comparison of performance on the Towers of London and Hanoi in young children. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 45(4), 743-754. doi: 10.1111/j.1469-7610.2004.00268.x.