Восьмифакторная диагностическая модель прогностических показателей аутизма у детей 5–6 лет | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/9

Восьмифакторная диагностическая модель прогностических показателей аутизма у детей 5–6 лет

Аутизм определяется как сложная нервно-психическая патология с разнообразными индивидуализированными нарушениями в коммуникативной, поведенческой и эмоциональной сферах. Количество детей с данной формой дизонтогенеза во всем мире неуклонно растет, что обусловливает научно-практический интерес к дифференциальной диагностике прогрессирующих с раннего возраста проявлений аутизма на фоне активизации социального взаимодействия таких детей с окружающими людьми. В продолжающемся более пяти лет исследовании разрабатывалась и применялась «Анкета маркеров аутизма», включающая в данном исследовании 330 потенциальных признаков риска возникновения прогредиентного расстройства аутистического спектра (РАС). В группу обследованных (N = 504) включены дети 5-6 лет: с нормотипичным развитием (N = 78), аутизмом (N = 374) и задержкой психического развития (N = 52). Учитывались половые различия детей: 354 мальчиков и 150 девочек. В процессе моделирования симптоматической структуры полиморфного аутистического расстройства применялся эксплораторный и конфирматорный факторный анализ, в том числе межгрупповой - моделирование структурными уравнениями и логистическая регрессия. Выявлена 8-факторная структура симптомов, устойчивость которой подтверждена для разных частей выборки детей с РАС, различающихся по полу и возрасту. Эти 8 первичных факторов образуют 3 группы относительно самостоятельных, но взаимосвязанных симптомов (вторичных факторов): 1) коммуникативные нарушения (факторы «эмпатия», «понимание речи», «эмоции»); 2) сенсорная дезинтеграция (факторы «сенсорика», «настойчивость на одинаковости», «эхолалия»); 3) нарушение праксиса (факторы «гиперактивность / расторможенность», «моторика»). Логистическая регрессия подтвердила достаточно высокую (88,5%) прогностическую точность 8-факторной модели (чувствительность 89,3%, специфичность 86,2%).

Ключевые слова

детский аутизм, расстройство аутистического спектра, симптомы аутизма, дизонтогенез при аутизме, дифференциальная диагностика, факторная модель, прогностические показатели

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Наследов Андрей ДмитриевичСанкт-Петербургский государственный университеткандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образованияa.nasledov@spbu.ru
Ткачева Любовь ОлеговнаСанкт-Петербургский государственный университеткандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образованияl.tkacheva@spbu.ru
Защиринская Оксана ВладимировнаСанкт-Петербургский государственный университет; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герценадоктор психологических наук, доцент, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии; заведующая кафедрой психотравматологии; доцентzaoks@mail.ru
Мирошников Сергей АлександровичСанкт-Петербургский государственный университет; ООО «Лонгитюд»кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии; руководительsergeyamir@gmail.com
Всего: 4

Ссылки

Наследов, А. Д., Ткачева, Л. О., Мирошников, С. А. (2023). Факторная структура и измерительная эквивалентность шкалы аутизма для детей 3-4 лет: анализ бинарных данных. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 20(2), 191-210. doi: 10.17323/1813-8918-2023-2-191-210.
Наследов, А. Д, Мирошников, С. А., Ткачева, Л. О., Защиринская, О. В., Ульд Семета, М. Б. (2023). Психодиагностика риска расстройств аутистического спектра у детей 3-4лет. М.: Мир науки. URL: https://izd-mn.com/PDF/01MNNPM23.pdf.
American Psychiatric Association. (2013) Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (5th ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association Publishing.
Boer, D., Hanke, K., & He, J. (2018). On Detecting Systematic Measurement Error in Cross Cultural Research: A Review and Critical Reflection on Equivalence and Invariance Tests. Journal of Cross-Cultural Psychology, 49, 713-734. doi: 10.1177/0022022117749042.
Byrne, B. M. (2010). Structural equation modeling with AMOS: Basic concepts, applications, and programming (2nd ed.). Routledge. doi: 10.4324/9780203805534.
Chen, F. F. (2007). Sensitivity of goodness of fit indexes to lack of measurement invariance. Structural Equation Modeling, 14(3), 464-504. doi: 10.1080/10705510701301834.
Constantino, J. N., & Charman, T. (2016). Diagnosis of autism spectrum disorder: reconciling the syndrome, its diverse origins, and variation in expression. Lancet Neurology, 15(3), 279-91. doi: 10.1016/S1474-4422(15)00151-9.
Cook, R., Brewer, R, Shah, P., & Bird, G. (2013). Alexithymia, not autism, predicts poor recognition of emotional facial expressions. Psychological Science, 24(5), 723-32. doi: 10.1177/0956797612463582.
Decety, J., & Yoder, K. J. (2016). Empathy and motivation for justice: Cognitive empathy and concern, but not emotional empathy, predict sensitivity to injustice for others. Social Neuroscience, 11(1), 1-14. doi: 10.1080/17470919.2015.1029593.
Dellapiazza, F., Michelon, C., Rattaz, C., Picot, M. C., & Baghdadli, A. (2022). Sex-related differences in clinical characteristics of children with ASD without ID: Results from the ELENA cohort. Frontiers in Psychiatry, 15:998195. doi: 10.3389/fpsyt.2022.998195.
Fletcher-Watson, S., & Bird, G. (2020). Autism and empathy: What are the real links? Autism, 24(1), 3-6. doi: 10.1177/1362361319883506.
Gehdu, B. K., Tsantani, M., Press, C., Gray, K. L., & Cook, R. (2023). Recognition of facial expressions in autism: Effects of face masks and alexithymia. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 76(12), 2854-64. doi: 10.1177/17470218231163007.
Guo, X., Shakarchi, A. F., Block, S. S., Friedman, D. S., Repka, M. X., & Collins, M. E. (2022). Noncycloplegic Compared with Cycloplegic Refraction in a Chicago School-Aged Population. Ophthalmology, 129(7), 813-820. doi: 10.1016/j.ophtha.2022.02.027.
Kline, R. B. (2011). Principles and practice of structural equation modeling. Guilford.
Lim, M., Carollo, A., Dimitriou, D., & Esposito G. (2022). Recent Developments in Autism Genetic Research: A Scientometric Review from 2018 to 2022. Genes (Basel), 13(9), 1646. doi: 10.3390/genes13091646.
Mottron, L. (2021). A Radical Change in Our Autism Research Strategy Is Needed: Back to Prototypes. Autism Research, 14(10), 2213-2220. doi: 10.1002/aur.2494.
Mundy, P. (2018). Review of Joint Attention and Social Cognitive Brain systems Mundy-2018-European Journal of Neuroscience. European Journal of Neuroscience, 47(6), 497514. doi: 10.1111/ejn.13720.
Mundy, P., & Bullen, J. (2022). The Bidirectional Social-Cognitive Mechanisms of the Social-Attention Symptoms of Autism. Frontiers in Psychiatry, 12, 752274. doi: 10.3389/fpsyt.2021.752274.
Nasledov, A. D., Tkacheva, L. O., Zashchirinskaya, O. V., & Miroshnikov, S. A. (2023). Analysis of a Four-Factor Model of Autism Symptoms in Children Aged 3-6 Years Old. Clinical Psychology and Special Education, 12(4), 47-72. doi: 10.17759/cpse.2023120403.
Nasledov, A., Miroshnikov, S., Tkacheva, L., et al. (2021). Application of psychometric approach for ASD evaluation in Russian 3-4-year-olds. Mathematics, 14(9), 1608. doi: 10.3390/math9141608.
Rieffe, C., O'Connor, R., Bulow A., et al. (2021). Quantity and quality of empathic responding by autistic and non-autistic adolescent girls and boys. Autism, 25(1), 199-209. doi: 10.1177/1362361320956422.
Riglin, L., Wootton, R. E., Thapar, A. K., Livingston, L. A., Langley, K., et al. (2021). Variable Emergence of Autism Spectrum Disorder Symptoms From Childhood to Early Adulthood. American Journal of Psychiatry, 178(8), 752-760. doi: 10.1176/appi.ajp.2020.20071119.
Rosello, O. M., Castello, A. R., Alfonso, E. F. S, Angel, M. J. R, et al. (2020). Extraction of beta-blockers from urine with apolymeric monolith modified with 1-allyl-3-methylimidazolium chloride in spincolumn format. Talanta, 214, 120860. doi: 10.1016/j.talanta.2020.120860.
Santiesteban, I., Gibbard, C., Drucks, H., et al. (2021). Individuals with Autism Share Others’ Emotions: Evidence from the Continuous Affective Rating and Empathic Responses (CARER) Task. Journal of Autism and Developmental Disorders, 51(2), 391-404. doi: 10.1007/s10803-020-04535-y.
Sifneos, P. E. (1973). The prevalence of alexithymic characteristics in psychosomatic patients. Psychotherapy and Psychosomatics, 22(2), 255-62. doi: 10.1159/000286529.
Tanner, A., & Dounavi, K. (2021). The emergence of autism symptoms prior to 18 months of age: A systematic literature review. Journal of Autism and Developmental Disorders, 51(3), 973-993. doi: 10.1007/s10803-020-04618-w.
Waizbard-Bartov, E., & Miller, M. (2023). Does the severity of autism symptoms change over time? A review of the evidence, impacts, and gaps in current knowledge. Clinical Psychology Review, 99, 102230. doi: 10.1016/j.cpr.2022.102230.
Wang, L., Feng, J., Zhang, Y., & Wang, T. (2022). Effect of the Early Start Denver Model on Children with Autism Spectrum Disorder Syndrome of Different Traditional Chinese Medicine Types in Northeast China. Frontiers in Pediatrics, 10:851109. doi: 10.3389/fped.2022.851109.
Warner, V., Zhang X., Reed P., Havdahl A., et al. (2022). Genetic correlates of phenotypic heterogeneity in autism. Nature Genetics, 54(9), 1293-1304. doi: 10.1038/s41588-022-01072-5.
Winter, A. S., Fountain, C., Cheslack-Postava, K., & Bearman, P. S. (2020). The social patterning of autism diagnoses reversed in California between 1992 and 2018. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 117(48), 30295302. doi: 10.1073/pnas.2015762117.
Zhu, Y., Mu, W., Chirica, M. G., & Berenbaum, H. (2022). Testing a theory-driven factor structure of the autism-spectrum quotient. Autism Research, 15(9), 1710-1718. doi: 10.1002/aur.2763.
 Восьмифакторная диагностическая модель прогностических показателей аутизма у детей 5–6 лет | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/9

Восьмифакторная диагностическая модель прогностических показателей аутизма у детей 5–6 лет | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/9