РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Обосновывается необходимость особой работы с детьми, направленной на развитие способности к эмоциональной отзывчивости как социальной эмоции. Описана программа развития эмоциональной отзывчивости и результаты ее апробации в дошкольном детстве. Развитие эмоциональной отзывчивости рассматривается как средство предупреждения отклоняющегося поведения у подростков.

DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL EMPATHY, AS MEANS OF THE PREVENTION OF JUVENILES DEFLECTING BEHAVIOR IS CONSIDERED.pdf К социальным эмоциям обычно относят такие, в которых актуализируется эмоциональное отношение, имеющее значение не только лично для человека, но и для других людей [5]. К социальным эмоциям (чувствам) относят эмпатию, симпатию, аттракцию, переживание любви, ревности, сорадование и т.д. С нашей точки зрения, эмоциональная отзывчивость представляет собой особый вид социальных эмоций, особенности которого еще недостаточно выявлены.Проблема специфики развития и воспитания способности к эмоциональной отзывчивости рассматривается в ряде работ А.В. Запорожца, П.М. Якобсона, А. Лэнгле, С.Л. Рубинштейна и др. Вместе с тем это явление до сих пор является недостаточно исследованным, что побудило нас к изучению процесса ее развития, определения границ (уровней) сформированности данной способности у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, понимания ее роли в развитии личности.В психологии обычно исследуют такое явление, как эмпатия. Однако мы склонны выделять эмоциональную отзывчивость как особое, отличное от эмпатии явление, которое характеризуется наличием эмоционального отклика на состояния другого человека и сопровождается чувствованием (а не пониманием) этих состояний и желанием оказать помощь и поддержку.Понятие «эмоциональная отзывчивость» впервые встречается в работах Н.А. Корниенко, В.Н. Мясище-ва, А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, П.М. Якобсона, С.Л. Рубинштейна и др. Но необходимо отметить, что в данное понятие вкладывалось разное содержание.Н.А. Корниенко рассматривает эмоциональную отзывчивость как эмоциональный отклик на переживания окружающего, являющуюся одним из компонентов эмоционально-нравственного развития личности [3].По мнению В.Н. Мясищева, чуткость (отзывчивость) - это не просто тонкая восприимчивость, а восприимчивость в отношении к человеку, его трудностям и страданиям. Она основана на выраженно-положительном отношении к человеку [4. С. 165].В работе А.Д. Кошелевой эмоциональная отзывчивость рассматривается как развитие у ребенка спо-собности понимать другого человека, развитие у него эмоций сопереживания и сочувствия [6. С. 176]. По мнению автора, наличие данной способности оказывает влияние на отношение к людям, на поведение человека, на личность в целом.П.М. Якобсон понятие «эмоциональная отзывчивость» отожествляет с «переживаниями», «эмоциональной восприимчивостью» и говорит о значении глубоких переживаний, которые меняют внутренний облик ребенка, подростка, когда они носят действенный характер, проявляются в действиях, становятся движущей силой поступков [7. С. 46]. Автор наиболее полно говорит о таком выделенном нами компоненте структуры эмоциональной отзывчивости, как актиено-деятелъностное начало (в виде поступка), которое считается неотъемлемой частью проявления эмоциональной отзывчивости.Выделение эмоциональной отзывчивости как особой социальной эмоции основано на исследованиях А.В. Запорожца. Автор выделяет основной критерий развития у ребенка способности к эмоциональной отзывчивости, наличие эмоционального отклика в форме содействия или же его отсутствие, как существенного показателя отзывчивости ребенка к сверстнику [5].На основе изучения ряда работ можно сделать вывод, что эмоциональная отзывчивость представляет особую форму переживания избирательного отношения человека к окружающим событиям и выражается в способности в процессе субъект-субъектного взаимодействия эмоционально-позитивно откликаться на состояния другого человека в форме содействия.Способность эмоционально отзываться на переживания человека и оказывать помощь определяется нами как неотъемлемая часть развития личности в целом, это позволяет нам утверждать, что данная способность не развивается вне развития личности.В современном обществе, наполненном ненавистью, насилием, безразличием, поиском действенных методов профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних занимаются не только криминологи, но также педагоги, психологи и социальные педагоги. Поскольку самым уязвимым местом в личности ребенка является эмоциональная сфера, негативное влияние со стороны68Генетическая психология (психология развития)окружающей среды не пройдет незаметно для ребенка. По нашему мнению, развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте с помощью специально организованной деятельности может выступать как возможное средство предотвращения различного рода «отклонений» в поведении ребенка.В настоящее время причины, последствия и методы психокоррекции отклоняющегося поведения становятся объектом пристального внимания педагогов, психологов, социологов и представителей других гуманитарных наук. Причины формирования отклоняющего поведения - «родом из детства», поэтому дошкольный и младший школьный возраст - благоприятный период для психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми, направленной на устранение глубокого внутреннего конфликта. Под влиянием социальной среды, семейных взаимоотношений, в контексте индивидуальных особенностей личности ребенка его отношение к окружающемуся миру, к людям и к самому себе начинает складываться еще в дошкольном возрасте.Одной из важных причин формирования девиантного поведения, на наш взгляд, является низкий уровень способности к эмоциональной отзывчивости.По нашему мнению, для развития способности к эмоциональной отзывчивости наиболее благоприятным является возраст 3-5 лет, поскольку, если исходить из возрастно-психологической характеристики детей, он является сензитивным периодом для эмоционального развития ребенка. Поэтому необходимо начинать работу по становлению эмоциональной отзывчивости именно в этом возрасте.Рассмотрим связь уровня развития эмоциональной отзывчивости и проявления «отклонений» в поведении детей младшего школьного и подросткового возраста. Для группы подростков с делинквентным поведением характерны такие правонарушения, как кража (ст. 158 УК РФ); грабеж (ст. 161); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111); умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112); неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166). Младшие школьники, обследованные нами в период нахождения в Центре временного содержания, проявляли следующие «отклонения» в поведении: беспризорничество; систематическое непосещение занятий в школе; нарушение общественного порядка; употребление алкоголя и курение; токсикомания и др.Сопоставительный анализ выраженности эмоциональной отзывчивости в группе подростков с делинквентным поведением, младших школьников с отклонениями в поведении; эстрадной группе «Тутти-Фрутти»; группе детей Театра моды и пластики; школьников 10-го класса дал следующие результаты: в группе подростков с делинквентным поведением высокий уровень эмоциональной отзывчивости составил 10% от общего числа (20 чел.) испытуемых; в группе детей Театра модыи пластики - 47% от общего числа (19 чел.); в эстрадной группе «Тутти-Фрутти» - 40% от общего числа (20 чел.); в группе школьников 10-го класса - 39% от общего числа (23 чел.); в группе младших школьников с «отклонениями» в поведении - 15% от общего числа (20 чел.) испытуемых.В то же время на основе использования методики СОП (склонность к отклонениям в поведении, автор А.Н. Орёл) [2. С. 141] были получены следующие результаты: подростки с делинквентным поведением показали высокий уровень склонности к отклонениям в поведении по шкалам: склонность к преодолению норм и правил - 25%; склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 30%; склонность к агрессии и насилию - 35%; склонность к деликвентному поведению - 35%.У младших школьников с «отклонениями» в поведении высокий уровень по данной методике обнаружен в отношении склонности к преодолению норм и правил -30%; к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 25%; склонности к агрессии и насилию - 25%; склонности к делинквентному поведению - 25%.От этих данных существенно отличаются результаты в группах «творческих» детей и учащихся 10-го класса. Например, у детей Театра моды и пластики не выявлено склонности к отклоняющемуся поведению ни по одной из шкал. Дети эстрадной группы «Тутти-Фрутти» обнаружили высокий уровень по шкалам склонность к агрессии и насилию - 20% и склонность к преодолению норм и правил - 45%. Агрессивное поведение у некоторых детей в период прохождения трех этапов конкурсного отбора в эстрадную группу объясняется высокой активностью каждого участника проекта и желанием войти в состав группы «любым» способом. Нарушение норм и правил наблюдалось на первом этапе конкурса, и проявлялось это в отношении других участников и организаторов проекта (непринятие требований и условий конкурса).Подростки 10-го класса показали высокий уровень только по шкале склонности к преодолению норм и правил-21%.Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что для подростков с делинквентным поведением и младших школьников с отклонениями в поведении характерны как низкий уровень эмоциональной отзывчивости, так и высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению и высокий уровень агрессии.Несомненно, наши данные свидетельствуют о том, что несформированность эмоциональной отзывчивости является важным фактором появления и развития девиантного поведения, которое по-разному проявляется на разных возрастных этапах. Эти данные обусловливают также необходимость специальной работы, направленной на ее развитие уже в дошкольном возрасте как наиболее сензитивном в этом отношении.69№36Сибирский психологический журнал2010 г.Нами была разработана и апробирована программа развития эмоциональной отзывчивости для детей дошкольного возраста (3-5 лет.) Эксперимент по внедрению осуществлялся на базе детского сада № 221 Заельцовского района г. Новосибирска (ДОУ работает по программе «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург).В основе программы лежат положения, согласно которым деятельность должна быть субъективно интересной ребенку, осуществляться в смыслозначимых коммуникациях со взрослыми (педагогом и родителями) и сверстниками, иметь принципиально поисковый, активный и развивающий характер.Программа предполагает решение нескольких групп задач:•·задачи, направленные на развитие у ребенка способности к эмоциональной отзывчивости по отношению к различным сферам окружающей действительности;•задачи направленные на развитие у детей экспрессивной функции общения: умения адекватно для понимания другими выражать свои эмоции и считывать эмоции других;•задачи, направленные на осознание ребенком своего отношения к переживаемым событиям.Обозначенные задачи включены во все виды детской деятельности: игровую, речевую, художественную и т.д.Эмоциональная отзывчивость проявляется в том, что ребенок обретает способность различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния других людей, у него появляется желание выражать свои впечатления от мультфильмов, театральных постановок, книг, музыки; появляется умение адекватно выражать свои переживания в разных формах и разными средствами, речь приобретает эмоциональную выразительность (самостоятельно выбирает средство, с помощью которого ему в данный момент захотелось выразить свои чувства), ребенок активно содействует и сопереживает героям произведений, выражает интерес к особенностям жизни различных живых существ, испытывает радость от общения с ними.Развитие эмоциональной отзывчивости предъявляет особые требования к форме организации детской деятельности. Эта деятельность должна быть: совместной (ребенка и взрослого объединяют общие переживания по поводу увиденного или услышанного); самостоятельной (ребенок потенциально может проявить свою самостоятельность, взрослый же организует для этого необходимые условия); привлекательной для ребенка (он переживает удовольствие от ее осуществления).Возможность актуализировать совместные переживания возникает в условиях разнообразных экскурсий (в театр, в парк, в зоопарк, на выставку картин, по городу и т.д.); чтения детям художественных произведений, рассказывания сказок, рассказов; во время просмотра представлений в театре, в цирке, в кинотеатре и т.д.;прослушивания музыкальных произведений; в беседах о поступках и отношениях людей, художественных героев; в различных сюжетно-ролевых играх.Создавая условия для развития эмоциональной отзывчивости, необходимо обращать особое внимание на развивающую среду. Здесь важно учитывать следующие моменты: среда должна быть мобильно организована; должна содержать в себе новизну, актуализирующую у ребенка разнообразные эмоциональные впечатления (постоянно обновляться и пополняться игрушками, новыми книгами); среда должна быть организована таким образом, чтобы ее содержание выступало в качестве средства создания единого эмоционального пространства для детей и взрослых; среда должна позволять ребенку осуществлять разные формы активности (игра, отдых, рисование, наблюдение, экспериментирование, подвижные движения, конструирование и т.д.).Среди требований к воспитателю особенно важны такие, как «живое» общение, в котором проявляются подлинные качества личности педагога (в том числе его способность к эмоциональной отзывчивости); актуализирование субъектности, что позволяет выстраивать с детьми субъект-субъектное общение [1].Важным требованием к реализации программы является актуализация у ребенка способов выражения и управления своими эмоциями, они должны иметь инструментальный характер и опираться на объективные потребности и возможности ребенка. Другими словами, данные способы должны помочь ребенку освоить некоторый инструментарий отношений с другими людьми, а в дальнейшем - и с самим собой. Деятельность, предлагаемая ребенку должна быть субъективно интересной ему и осуществляться в смыслозначимых коммуникациях со взрослыми (педагогом и родителями) и сверстниками. Деятельность по развитию у детей способности к эмоциональной отзывчивости должна иметь принципиально поисковый, активный и развивающий характер.В программе выделены следующие принципы психолого-педагогической деятельности: деятельност-ного подхода; ориентации на возрастные особенности; индивидуального подхода; высокой вариативности; уместности; полифункциональности; особого участия взрослого, где взрослому отводится особая роль: он должен выступать в данной деятельности и как партнер по совместной деятельности, и как культурный образец, и как культурный агент. Поведение взрослого выступает как эталон, дающий ребенку возможность узнать и освоить культурные образцы (например, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей, фильмов и т.п.). Высокие требования предъявляются к отбору содержания, вызывающего эмоциональный отклик в душе ребенка: оно должно соответствовать возрастным особенностям эмоциональной сферы детей, а также, что особенно важно, индивидуальным предпочтениям ребенка, его восприимчивости и впечатлительности.70Генетическая психология (психология развития)Апробация программы осуществлялась в течение 2 лет (2003-2005 гг) на базе ДОУ г. Новосибирска. Психологическая диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости в начале и в конце исследования показала.что у детей экспериментальной группы наблюдаются более значительные качественные изменения по сравнению с результатами в контрольной группе детей (данные обрабатывались с помощью критерия ср Фишера).Динамика развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста (3-5 лет), %ГруппыВыделенные уровни развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников «До» развивающего эксперимента, %«После» развивающего эксперимента, %Критерий ф - ФишераУровень значимости НСВНСВНСвНСВЭкспериментальная группа п=1735,24717,65,847472,24701,8510,05-0,1Контрольная группа п=1747475,841,14711,70,35200,617---В экспериментальной группе количество детей с низким уровнем сократилось на 28%; количество детей со средним уровнем увеличилось на 19,5%, с высоким -на 8,5%.В контрольной группе количество детей с низким уровнем сократилось на 16,8%; количество детей со средним уровнем увеличилось на 18,9%; с высоким -на 2,1%.По окончании проведения развивающего эксперимента в экспериментальной группе поведение детейзначительно отличалось от проведения в начале исследования. У детей наблюдается проявление чувства долга, способность оказывать помощь другому, распознавать эмоциональные состояния другого, проявлять заботу по отношению к сверстникам.Эти данные свидетельствуют, что развитие эмоциональной отзывчивости на ранних этапах онтогенеза может выступать как одно из условий предупреждения отклонений в поведении в подростковом и младшем школьном возрасте.

Ключевые слова

«эмоциональная отзывчивость», программа развития эмоциональной отзывчивости, социальные эмоции, отклоняющееся поведение детей и подростков, emotional empathy, a pre-school age child, a program of the development of the emotional empathy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лебедева Ю.В.Детская школа искусств «Весна»педагог-психолог МОУ Детская школа искусств «Весна» (Новосибирск)Lebedevnu@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2007. 50 с.
Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М.: Сфера, 2004. 191 с.
Корниенко Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности / Под ред. Г.В. Залевского. Новосибирск, 1996. 379 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. Москва: Ин-т практической психологии; Воронеж: Модек, 1995. 356 с.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М: Педагогика, 1986. 176 с. 6.
Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей. М.: Просвещение, 1964. 201 с.
 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.