PSYCHOLOGICAL CULTURE OF THE PERSON:THE GENERAL PSYCHOLOGICAL CONTEXT.pdf Среди основных современных тенденций изменяющейся социо-культурной действительности можно выделить неустойчивость и не-устроенность социальной жизни людей, утверждение нового характера отношений и деятельности. При этом все более настойчиво и активно выражается стремление людей к социальной доминантности, самовы-ражению и комфортности во всех сферах жизнедеятельности. Также встает проблема развития и использования человеческого потенциала, предъявляются более высокие требования к самостоятельности, ини-циативе, предприимчивости человека, к его способности понимать и интерпретировать не только происходящие социальные изменения, но и собственное поведение, и поведение других людей.Все это взывает к необходимости формирования психологической культуры личности, которая, по мнению ряда ученых, определяет вектор эффективного самоопределения и самореализации личности в жизни, способствует успешной ее адаптации и саморазвитию (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Л.Д. Демина, Л.С. Колмогорова, О.М. Краснорядцева, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).Однако проблема заключается в том, что в психологии долгое время отсутствовали системные исследования, посвященные феноме-ну психологической культуры личности. В некоторых исследованиях изучались лишь отдельные ее составляющие: компетентность в об-щении (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская), интеллек-туальная компетентность (М.А. Холодная), социальная компетент-ность (В.Н. Куницина, Р. Хинтч, Р. Ульрих) и др. Не было его опре-деления во всех словарях в области наук о человеке и обществе. В от-дельных работах психологов это понятие все же использовалось, но трактовалось противоречиво (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, О.И. Мот-ков, Н.Н. Обозов и др.).По мнению Е.А. Климова, психологическая культура - это «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ науч-ной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использование этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельно-сти» [3. С. 287].1 Статья была опубликована в № 19 за 2004 г. 60По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летОпределяя сущность данного понятия, О.И. Мотков считает, что «психологическая культура включает комплекс активно реализующих-ся культурно-психологических стремлений и соответствующих уме-ний» [7. С. 15]. С точки зрения ученого, психологическая культура вы-сокого уровня включает в себя комплекс: развитых специальных стремлений, ориентаций, изначально присущих человеку в виде осо-бых мотивационных тенденций; природных способностей, обеспечи-вающих реализацию культурно-психологических стремлений; соответ-ствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.Становление психологической культуры автор понимает как ак-туализацию культурно-психологического потенциала. Раскрывая функции исследуемого феномена, он отмечает, что культура помогает человеку создавать реалистичную Я-концепцию, находить свой жиз-ненный путь, организовывать свою деятельность, успешно преодоле-вать стрессы.Н.Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает 3 компонента: понимание и знание себя и других людей; адекватную самооценку и оценку других людей; саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляцию деятельности, регулирование от-ношений с другими людьми [8. С. 6].По мнению И.А. Ральниковой, специфику психологической куль-туры личности во многом определяют субъективные представления об окружающем мире, жизненном пути в его временном контексте, жиз-ненной перспективе и др. [2].Л.С. Колмогорова предложила следующее определение: «Общая психологическая культура человека - это составная часть базисной культуры человека, являющаяся сложносконструированным образова-нием, позволяющая ему понимать внутренний мир человека, эффектив-но решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и са-моопределиться в социуме, способствующая самореализации, самораз-витию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающая состояние внутреннего благополучия» [4. С. 11-12]. В структуре психологической культуры человека она выделяет следую-щие компоненты: знания и умения, психологическую компетентность, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, культуротворческий.Итогом теоретико-экспериментальных исследований, выполнен-ных под руководством Л.С. Колмогоровой, направленных на реализа-цию концептуальных основ психологического образования и изучения возрастных возможностей учащихся в освоении психологического опыта, является общее представление о генезисе психологической культуры на следующих возрастных этапах: от момента поступления ребенка в школу до окончания начальной школы и затем - выпускника средней общеобразовательной школы.61№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.Все вышеперечисленные подходы раскрывают существенные ха-рактеристики психологической культуры личности, но не являются всеобъемлющими и, соответственно, могут быть дополнены. Таким образом, в нашем понимании, психологическая культура личности -это системное образование, включающее не только информирован-ность о законах функционирования психического мира, способах и приемах управления внутренней и внешней активностью, но и их практическое использование в повседневных жизненных ситуациях [2, 5]. К таким поведенческим проявлениям относятся:- конструктивное общение с близкими и дальними людьми, раз-личающимися по национальным, возрастным, половым и др. призна-кам, что обеспечивает продуктивное разрешение личных, деловых и общественных вопросов;- сознательное «построение» своей жизни, судьбы, возможность быть полноценным «хозяином» своей жизни, что позволяет ставить осуществимые цели и задачи;- реализация единства внешней и внутренней деятельности чело-века, направленной на решение проблем, саморегуляцию, самореализа-цию, саморазвитие на основе имеющегося жизненного опыта, образо-ванности, развития всех психических процессов, свойств и состояний;- достаточно гармонично организованное творчество - наличие своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игро-вом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени;- конструктивное ведение дел, для чего характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереаль-ной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель и т.п.;- гармонизация своего внутреннего мира - обеспечение полно-ценной духовной жизни, создание целостной непротиворечивой Я-кон-цепции, наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих чувства, мысли и представ-ления о себе, окружающих людях и т.п.Несмотря на отдельные экспериментальные исследования, про-блема определения составляющих психологической культуры, ее систе-мообразующих оснований остается недостаточно разработанной. Все это ограничивает возможности теоретического и практического изуче-ния психологической культуры в целом и обусловливает необходимость обращения к проблеме ее системообразующих факторов в частности.В структуре психологической культуры личности мы выделяем когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, креа-тивный и поведенческий компоненты и предполагаем, что в качестве ее системообразующего фактора, вступающего во взаимодействие и опосредующего развитие других составляющих психологической куль-туры личности, выступает социальный интеллект.62По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летТермин «социальный интеллект» был введен в психологию в 1920 г. Э. Торндайком, который определил его как «способность к по-ниманию и управлению людьми, способность действовать мудро в межличностных отношениях» [9. Р. 227-235], после этого он получил широкое распространение среди зарубежных (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор, Г. Олпорт, Р. Стернберг и др.) и отечест-венных (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, М.Л. Кубышки-на, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова (Алешина), М.В. Молоканов, А.Л. Южанинова и др.) психологов.В настоящее время многие исследователи особо отмечают кон-цепцию социального интеллекта, разработанную Дж. Гилфордом, на основных положениях которой построено данное исследование. Уче-ный сосредоточил свои исследования на познании поведения и выде-лил следующие факторы этой способности: познание результатов по-ведения, познание классов поведения, познание преобразований пове-дения и познание систем поведения. Исходя из этого, социальный ин-теллект - это способность, определяющая успешность оценки прогно-зирования и понимания поведения людей [1]. С целью проверки дан-ного предположения в период с 1999 по 2002 г. нами было проведено психологическое исследование [5]. В нем участвовали старшеклассни-ки гимназии № 25 и колледжа социальных наук АлтГУ на базе школы № 27 г. Барнаула (общее количество обследуемых - 101 человек).Теоретико-методологической основой исследования явились идеи системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.Е. Клочко, К.К. Платонов и др.), непротиворечащие теоретические положения, имеющиеся в психологии, к определению понятия «психологическая культура личности» (Л.Д. Демина, Е.А. Климов, Л.С. Колмогорова, О.И. Мотков, Н.Н. Обозов и др.), а также концепции социального ин-теллекта (Г. Айзенк, М.И. Бобнева, Дж. Гилфорд, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова и др.).Методический блок представлен следующими методиками: мето-дика Дж. Гилфорда и М. Салливена по диагностике социального интел-лекта (адаптация Е.С. Михайловой [6]), тест «Психологическая грамот-ность» Л.С. Колмогоровой, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; тест-опросник Л. Михельсона «Коммуникативная ком-петентность» (адаптация Ю.З. Гильбуха), тест В.В. Бойко «Уровень эм-патических способностей», «Тест описания поведения» К. Томаса и «Самоактуализационный тест» Э. Шострома (адаптация Л.Я. Гозмана). Для обработки и анализа полученных данных использовался корреляци-онный анализ с помощью компьютерной программы «Statistica».Для выявления взаимосвязей между факторами, композитной оценкой социального интеллекта и показателями компонентов психо-логической культуры использовался корреляционный анализ, по ре-зультатам которого были выявлены следующие особенности.63№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.«Познание результатов поведения» положительно коррелирует, во-первых, с познанием классов поведения (r = 0,49 при Р = 0,001), по-знанием преобразований поведения (r = 0,29 при Р = 0,001), познанием систем поведения (r = 0,62 при Р = 0,001); во-вторых, с компетентной реакцией в общении (r = 0,42 при Р = 0,03), стратегией поведения «со-трудничество» (r = 0,41 при Р = 0,05), способностью к эмпатии (r = 0,44 при Р = 0,01) и психологической грамотностью (r = 0,42 при Р = 0,03), а также имеет отрицательную взаимосвязь со спонтанностью (r = - 0,42 при Р = 0,03). Можно заключить, что способность к предвидению по-следствий поведения в определенной ситуации положительно взаимо-связана с когнитивным, поведенческим компонентом и имеет обрат-ную связь с рефлексивно-оценочным компонентом психологической культуры личности.«Познание классов поведения» положительно коррелирует, во-первых, с познанием преобразований поведения (r = 0,53 при Р = 0,001), познанием систем поведения (r = 0,42 при Р = 0,001); во-вторых, с компетентной реакцией в общении (r = 0,50 при Р = 0,001), способностью к эмпатии (r = 0,52 при Р = 0,001), поддержкой (r = 0,42 при Р = 0,03), ценностными ориентациями (r = 0,44 при Р = 0,02), осмы-сленностью жизни (r = 0,51 при Р = 0,001), компетентностью во време-ни (r = 0,40 при Р = 0,05), самоуважением (r = 0,49 при Р = 0,001), сен-зитивностью к себе (r = 0,42 при Р = 0,03), психологической грамотно-стью (r = 0,49 при Р = 0,001) и креативностью (r = 0,48 при Р = 0,01). Следовательно, способность к логическому обобщению, выявлению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека положительно взаимосвязана с когнитивным, ценностно-смысловым, рефлексивно-оценочным и креативным компонентами психологической культуры личности.«Познание преобразований поведения» положительно коррелиру-ет, во-первых, с познанием систем поведения (r = 0,44 при Р = 0,001); во-вторых, со способностью к эмпатии (r = 0,48 при Р = 0,01), сензитивно-стью к себе (r = 0,40 при Р = 0,05), психологической грамотностью (r = 0,41 при Р = 0,05). Из этого можно сделать вывод о том, что способ-ность понимать изменение значения сходных вербальных реакций чело-века в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации положительно взаимосвязана с когнитивным и рефлексивно-оценочным компонентами психологической культуры личности.«Познание систем поведения» положительно коррелирует со стратегией поведения «сотрудничество» (r = 0,40 при Р = 0,05), со спо-собностью к эмпатии (r = 0,44 при Р = 0,001), гибкостью поведения (r = 0,40 при Р = 0,05), спонтанностью (r = 0,40 при Р = 0,05) и креатив-ностью (r = 0,40 при Р = 0,05). Значит, способность к пониманию логи-ки развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях положительно взаимосвязана с поведенческим, когни-64По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых леттивным, рефлексивно-оценочным и креативным компонентами психо-логической культуры личности.Рис. 1. Корреляционная плеяда факторов, композитной оценки социального интеллекта и компонентов психологической культуры личностиСоциальный интеллект положительно коррелирует, во-первых, с образующими его факторами: познание результатов поведения (r = 0,79 при Р = 0,001), познание классов поведения (r = 0,64 при Р = 0,001), познание преобразований поведения (r = 0,63 при Р = 0,001), познание систем поведения (r = 0,65 при Р = 0,001), а во-вторых, с компетентной реакцией в общении (r = 0,49 при Р = 0,001), стратегией поведения «сотрудничество» (r = 0,40 при Р = 0,05), способностью к эмпатии (r = 0,52 при Р = 0,001), осмысленностью жизни (r = 0,40 при Р = 0,05), самоуважением (r = 0,40 при Р = 0,05), сензитивностью к себе (r = 0,40 при Р = 0,05) и психологической грамотностью (r = 0,49 при Р = 0,001). Из этого следует, что социальный интеллект, безусловно, взаимосвязан с факторами, его образующими, а также с когнитивным, ценностно-смысловым и рефлексивно-оценочным компонентами пси-хологической культуры личности. Взаимосвязь с креативным компо-нентом психологической культуры опосредуется через способность к выявлению общих существенных признаков в различных невербаль-ных реакциях человека (познание классов поведения) и способностью к пониманию логики развития ситуаций взаимодействия (познание систем поведения) (рис. 1).65№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.По результатам корреляционного анализа можно сделать вывод, что социальный интеллект является особым феноменом, объединив-шим вокруг себя все компоненты психологической культуры личности, а также входящим в них «отдельными гранями». Следовательно, соци-альный интеллект выступает системообразующим фактором психоло-гической культуры личности.Таким образом, рассмотрение социального интеллекта в качестве системообразующего фактора психологической культуры личности позволяет понять и объяснить многие феномены гармоничного функ-ционирования личности, которые проявляются, например, в преобла-дающем хорошем самочувствии; глубоком понимании и принятии как себя, так и других людей; конструктивном общении и ведении дел; в саморегуляции своих желаний, эмоций и действий, привычек и т.д., что является залогом психологического здоровья личности.
 
                        
                        Thorndike E.L. Intelligence and its uses. Harper's Magazine, 1920. P. 227-235.              
Мотков О.И. Психология самопознания личности. М., 1993. 96 с.              
Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986. С. 6.              
Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена по диагностике социального интеллекта. Методическое руководство. СПб., 1999. 52 с.              
Лужбина Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Барнаул, 2002. 22 с.              
Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997. 295 с.              
Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 45 с.              
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С. 433- 456.              
Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическая культура личности: контекст субъективного переживания времени жизни // Вестник алтайской науки: Проблемы социологии и психологии. 2001. № 1. С. 78-87.