Обсуждается проблема создания оптимальных подходов к средствам и способам диагностики начальных уровней профессионального самоопределения будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли и его динамики в условиях обучающего спецкурса, направленного на системную поддержку ориентировки студентов в сфере будущей деятельности, ее содержании, выигрышных способах преодоления проблемных ситуаций.
PSYCHOLOGICAL FOUNDATION DIAGNOSTICS OF OIL AND GAS EXTRACTIVE INDUSTRY FUTURE SPECIALISTS PROFESSIONALSELF-DETERMINATIO.pdf В современном высшем образовании все большее значение приобретают исследования качества профессионального самоопределения (ПС) студентов и его изменения в процессе их подготовки как будущих специалистов. Исследования ПС в психологии труда, психологии развития ориентированы на выделение в качестве специального предмета изучения активности студентов как субъектов творческого развития сферы профессиональной деятельности на основе непрерывного саморазвития социально-психологического потенциала и совершенствования профессионализма.В отечественной и зарубежной психологии ПС рассматривается как длительный эволюционный процесс. Широкое распространение получила теория Д. Сьюпе-ра, где представлена стадийная модель профессионального развития человека [1]. Такие известные отечественные авторы в области психологии профессионализации, как Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, также рассматривают профессиональное развитие как длительный процесс, в ходе которого происходит непрерывное углубление и обогащение самоопределения человека в сфере профессионального труда, способах, средствах решения профессиональных задач и проблем [2].Результатом ПС развивающегося специалиста выступает системная ориентировка в сфере профессиональной деятельности, ее организации, возможностях самоорганизации способов и средств деятельности, соотносимых с высшими достижениями.В нашем исследовании высокие уровни ПС соотносились с качеством ориентировки студентов в проблемах и задачах, актуальных для нефтегазодобывающей отрасли, готовностью к их разрешению.Своеобразие высоких уровней самоопределения инженеров нефтегазовой отрасли можно определить, опираясь на понятие «социоинженерные задачи» [3, 4].Инженерные задачи представляют собой социотех-нические проблемы в двух аспектах: собственно техническое решение (рационально-гностический компонент) и гуманитарное решение (ценностно-смысловой аспект). Исходным материалом для задач «социоинженерного» типа выступают производственные ситуации в нефтяной и газовой промышленности. Несовершенные подходы к их решению отражаются не только на неоптимальных производственных показателях, но и на социально-психологическом климате в организации, качестве межличностных отношений, мобилизационных ресурсах работников. Одним из признаков решения инженером технической задачи как «социоинженерной» является «человекоцентризм», проявляемый при понимании сущности задач, поиске направлений решения. «Чело-векоцентризм» находит свое выражение в том, что профессионал учитывает в качестве ведущих условий успешного разрешения проблем своеобразие формальных и неформальных межличностных отношений, возможности проведения в жизнь неординарных, но стратегически выигрышных решений.Наше исследование было направлено на изучение динамики ПС студентов Сургутского института нефти и газа (филиал) ТюмГНГУ, обучающихся по специальностям «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» и «Нефтегазовое дело». В исследовании приняли участие 102 студента 3-го курса. Эксперимент состоял из трех частей - констатирующей серии, на которой проводилась претестовая диагностика; образовательного эксперимента в форме спецкурса «Профессиональное самоопределение» и контрольной серии, на которой проводилась посттестовая диагностика.Основной задачей исследования являлось изучение динамики ПС будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли в условиях моделирования ситуаций, отвечающих профессиональной практике. Это направление подготовки предполагает изменение содержания и формы организации образования. Одним из ведущих направлений изменения выступает ориентация образования на методы активного социально-психологического обучения, введение в содержание образования продуктивных, творческих задач, инициирование все большей доли самостоятельности, самодеятельности студентов в разработке такого рода проблемных заданий, значимых для понимания авангардных тенденций развития деятельности инженера, тенденций развития НГД-сферы как общественно значимой области производства.Претестовая и посттестовая психологическая диагностика уровней развития и динамики ПС будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли включала как основные, так и косвенные методы. В качестве основных методов изучения своеобразия и динамики ПС применялись специализированные задачи (типовые и проблемные), а также написание эссе «Я и моя будущая профессия».Совокупность заданий, входящих в содержание курса, отбиралась с помощью экспертов, в качестве которых выступали опытные специалисты НГДО со стажем 10-15 лет. Содержание заданий отвечало двум условиям. Оптимальные подходы к их разрешению требовали интегрировать два плана анализа: технологический и социально-психологический. Объединение этих двух важных условий и составляло своеобразие и новизну содержания разработанного автором спецкурса «Профессиональное самоопределение».Типовые задачи были ориентированы на подготовку будущего специалиста к работе в условиях стабильно функционирующего производства и предполагали овладение способами решения типовых профессиональных задач, а внутри них - ориентировку на типовые социальные схемы взаимодействия участников производственного процесса. Сущность проблемных задач состоит в том, что студентов необходимо готовить к вхождению в практику будущей сферы деятельности, ориентируя на тенденции ее обновления, развития, принятия на себя ответственности за внедрение эффективных технологий и связанных с этим способов управления организациями и коллективами.В качестве примера, позволяющего проиллюстрировать разницу между двумя типами заданий, приведем два эпизода. Первый был отнесен группами экспертов к сложной, но типовой профессиональной задаче, второй - к проблемной группе заданий с многовариантными возможностями развития решения.Эпизод 1. Типовая задача. «На буровой произошла авария, возник открытый нефтяной фонтан. До прибытия ПФВЧ (противофонтанной военизированной части) необходимо произвести ряд мероприятий по ликвидации открытого фонтана. Для проведения подготовительных и вспомогательных работ решением штаба создаются 9 вспомогательных служб. Необходимо распределить предложенные мероприятия по группам (службам) и дать название каждой вспомогательной службе».Задание предлагается 2 подгруппам студентов. Применение задания такого рода в качестве фрагмента деловой игры предполагает следующие процедуры. Рабочим подгруппам раздаются тексты, в которых указаны виды мероприятий по ликвидации аварии. Пример предложенных мероприятий: сооружение амбаров, плотин, рытье каналов и траншей для стока жидкости; бесперебойная подача огнетушащих средств; размещение участников аварийных работ на отдых и ночлег; освещение устья и прилегающей территории; чистка и пополнение защитного снаряжения и спецодежды; выполнение про-мыслово-геофизических работ; постоянный контроль содержания вредных веществ за пределами опасной зоны в воздухе, сточных водах и населенных пунктах; строительство дорог, площадок, помещений; обогрев помещений в холодное время года; предотвращение возгорания фонтана или его тушение.Каждая подгруппа готовит свое решение для презентации и последующего обсуждения в группе.Условная экспертная комиссия оценивает полноту перечня, логичность, обоснованность и убедительность докладов подгрупп, особенности ответов на вопросы и т.п. Подгруппа, которая пропускает какие-либо мероприятия или неверно распределяет функции вспомогательных служб, штрафуется условными баллами.В данном эпизоде деловой игры моделируется ситуация, актуализирующая способы профессионального мышления будущих специалистов и нормы взаимодействия участников производственных ситуаций в процессе выполнения ими профессионально важной, но достаточно стандартной задачи. Преимущество организации деловой игры, по сравнению с «разбором» такого рода ситуации на практическом (семинарском) занятии, состоит в возможности профессиональной идентификации будущих специалистов с участниками производственной ситуации, решающими социально ответственную задачу с высокой ценой ошибки.На начальном этапе исследования (претест) оказалось, что студенты не ориентируются в особенностях производственной структуры организации НГДО. Большинство из них не имели навыка сотрудничать и совместно решать поставленную задачу. Недостаточность знаний с технологической стороны приводила к проблемным социальным взаимодействиям.Охарактеризуем эпизод, отнесенный ко второму типу - типу проблемной ситуации с открытым решением, требующей принятия участниками определенной ответственности в связи с преодолением типового решения и трудностями «проведения» в жизнь альтернативных по отношению к сложившимся в современной практике направлений деятельности.Эпизод 2. Проблемная ситуация. Разработать и обосновать проект решения проблемной ситуации следующего содержания.«Совсем недавно буровые компании не имели понятия о каких-либо сервисных услугах. Все работы велись своими службами. Но на современном этапе производства появились сервисные службы, которые выполняют различные виды работ от проектирования до эксплуатации скважин. Добывающие компании (ДК) проводят тендеры по выбору подрядчика на производство отдельных видов работ (геофизика, крепление, растворы, долота, телеметрия и т.д.). В итоге получается, что проектируют одни, не вдаваясь в особенности новейших технологий, а супервайзеры - другие (они иногда даже не знакомы с проектом). В процессе бурения тоже много нестыковок: «долотчиков» не устраивает скорость вращения ротора, «турбинщиков» - подача насосов, «растворщиков» - система очистки и т.д. То есть при существующей модели отношений «заказчик - исполнители» (З - И) изначально нет единого координатора всей программы. Необходимо изменение существующей модели. В качестве альтернативы предлагается создать руководящую сервисную компанию (РСК), которая будет привлекать для реализации программы разных сервисных подрядчиков (СП), начиная от проектирования и заканчивая эксплуатационным бурением. Новая система отношений выглядит так: З - РСК - СП. Сервисные подрядчики (СП) выполняют геофизические работы, построение зимника, геологическую разведку, монтаж буровой установки, бурение скважины, эксплуатацию скважины. В штате РСК должны быть проектировщики, служба надзора за реализацией проекта, геологи, технологи, буровые мастера.Проблемная ситуация заключается в оценке необходимости такой сервисной компании, экономической выгоде как со стороны заказчика, так и со стороны сервисного подрядчика, в распределении ответственности за качество и сроки выполнения работ».Участникам игры необходимо было выразить отношение к представленной в тексте проблемной ситуации, разработать и обосновать групповой проект, выступить на общем форуме с предложениями по решению проблемы, ответить на вопросы участников других групп и экспертов (из состава преподавателей и специалистов, приглашенных на игру). В ходе обсуждения было организовано оппонирование, выявление слабых мест каждого из решений, расширение масштаба осознания участниками проблемной ситуации, вовлечение в процесс решения множества ракурсов анализа ситуации, которые могут превратить логически верное решение в неразрешимую конфликтную ситуацию между участниками производственного процесса.Исследование процесса решения задач для квалификации качества ПС опиралось на метод «функционально-смыслового анализа» (ФСА) высказываний участников. Своеобразие метода ФСА состояло в следующем. Анализировалось то, как происходит выработка принципиально нового решения, кто оказывается лидером его разработки, какие аргументы приводятся и как они обосновываются. Важным основанием квалификационного анализа высказываний являлась мера заинтересованности участника в обсуждении (мера включенности и продуктивности высказываний). В табл. 1 представлены результаты, отражающие меру включенности и продуктивности высказываний участников эксперимента. Результаты пре- и посттеста, выделенные жирным шрифтом, являются статистически значимыми (по критерию Фишера, p
| Миронова Юлия Анатольевна | Сургутский институт нефти и газа (филиал) ТюмГНГУ | | |
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia, 2005. 304 с.
Петрунева P.M., Сериков В.В., Дулина Н.В. Проектирование социально-инженерных задач: Учеб. пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 2001. 58 с.
Петрунева P.M. Социоинженерные задачи // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 115-116.
Эммонс P. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 416 с.