Приспособленность, агрессивность и тревожность оценивали по данным опросников Ахенбаха, Баса-Перри, Спилбергера и Грея-Уильсона у 250 подростков 11-17 лет. Установлено, что высокий уровень тревоги у мальчиков-подростков блокировал негативное влияние агрессивного поведения и гнева, а у девочек - потенцировал негативное влияние враждебности активности в разных сферах жизни. Вербальная агрессия смягчала негативное влияние торможения поведения и вызванной им тревожности на социальную приспособленность независимо от пола подростков.
ANXIETY AND AGGRESSION AS MODERATORS OF ADOLESCENT ADJUSTMENT: THE IMPACT OF GENDER.pdf Поведенческие и эмоциональные трудности - наиболее часто встречающиеся проблемы психического здоровья у детей и подростков, нарушающие их приспособление. Под приспособлением здесь понимается непрерывный процесс взаимодействия человека со средой на протяжении всей жизни, так что в каждый момент развития имеются и определенные достижения, и некоторые отклонения и трудности [2]. Поведенческие и эмоциональные проблемы приобретают особое значение в подростковый период, когда соотношение имеющихся достижений и проблемного поведения является решающим для дальнейшего развития [11]. При этом важно оценивать развитие в контексте реальных обстоятельств жизни [11].Проблемы поведения выражаются в вызывающем непослушании, агрессивности и антисоциальном поведении; им часто сопутствуют избыточная активность и трудности управления вниманием. Эмоциональные проблемы включают выраженную тревожность, страхи, навязчивости, депрессивные признаки и психосоматические симптомы [7]. Несмотря на то, что эти две группы проблем представляют собой различные конечные пути неадекватного реагирования на стресс («экстернализацию» и «ин-тернализацию»), заметно различаются по своим проявлениям и четко выделяются в клинических и популяцион-ных исследованиях, они часто сочетаются [5, 7]. Оба вида проблем обусловлены биологическими факторами риска, включая генетические, и социальной средой, в особенности семейным окружением [7]. Однако до сих пор неизвестно, имеется ли общая причина, приводящая к сочетанию поведенческих и эмоциональных проблем, или же изначально высокий уровень отклонений в поведении вызывает развитие вторичных эмоциональных проблем [6].Большая часть работ посвящена клинически выраженным отклонениям в поведении и эмоциональным расстройствам, как правило, депрессивным [5]; популяцион-ных исследований в этой области крайне мало. Приспособление детей и подростков с сочетанием поведенческих проблем и депрессии значительно хуже, чем при изолированных расстройствах каждого вида [8]. Данные о приспособленности детей с сочетанием поведенческих проблем и тревоги противоречивы. В исследовании американских мальчиков 7-12 лет показано, что при сочетании расстройства поведения с тревожным расстройством результаты развития лучше, чем при изолированном расстройстве поведения, в том числе меньше зарегистрированных правонарушений [12]. Другие исследования указывают на то, что сочетание агрессивности и тревожности приводит к наихудшим последствиям [9].Большая часть исследований отклонений в поведении и агрессивности проведена на лицах мужского пола. Есть данные о том, что механизмы развития приспособления при сочетании эмоциональных и поведенческих проблем у мальчиков и девочек неодинаковы [12], однако работ, учитывающих особенности, связанные с полом, недостаточно. В связи с этим целью настоящей работы было изучить влияние агрессивного поведения и тревожности на приспособленность подростков с учетом пола и взаимодействия факторов.МетодыИспытуемые. Выборка составила 250 подростков (158 мальчиков и 92 девочки) в возрасте от 12 до 17 лет (средний возраст 14,7±1,0) из 4 школ г. Новосибирска. Исследование одобрено этическим комитетом ГУ НИИ физиологии СО РАМН.Для оценки приспособленности компетентности и проблем психического здоровья у детей и подростков применяли стандартизованный инструмент - адаптированную русскую версию Юношеского опросника Ахенбаха [3]. Для оценки приспособленности использовали шкалы активности и социальной компетентности. Шкалой Активности определяли успехи подростка в спорте и других сферах (помимо школы), а также количество обязанностей в виде оплачиваемой и неоплачиваемой работы и качество их выполнения. Шкалой Социальной компетентности оценивали членство и активность в различных организациях, число близких друзей и частоту встреч с ними, взаимоотношения с людьми и самостоятельность. Проблемы психического здоровья представлены в 112 утверждениях, с помощью которых определяли выраженность эмоциональных и поведенческих симптомов по 8 эмпирическим и 6 клинически ориентированным шкалам и общее число проблем. Использовали эмпирическую шкалу Агрессивного поведения и клиническую шкалу Тревожных проблем. Коэффициенты внутренней согласованности шкал составили 0,83 и 0,59 соответственно. Опросник Баса-Перри на агрессию [4] состоит из 29 утверждений,оценка производится по пятибалльной шкале. Опросник включает 4 шкалы: Физическая агрессия (коэффициент внутренней согласованности - 0,80), Вербальная агрессия (0,65), Гнев (0,75) и Враждебность (0,62). Опросник Спилбергера на личностную тревожность [10] состоит из 20 утверждений, коэффициент внутренней согласованности шкалы Личностной тревожности составил 0,85. Краткая форма личностного опросника Грея-Уильсона содержит 24 вопроса, на основании которых оценивают чувствительность психофизиологических систем, контролирующих эмоциональное поведение [1]. Использовалась и шкала Торможения поведения, оценивающая предрасположенность к тревоге (коэффициент внутренней согласованности 0,70).Статистический анализ. Сравнение показателей в подгруппах разного пола проводили с помощью Т-крите-рия. Взаимосвязи между переменными изучали с помощью корреляционного анализа. Влияние взаимодействия агрессии и тревожности на приспособленность подростков изучали с помощью метода регрессии. Результирующими переменными были показатели активности и социальной компетентности. Независимые переменные вводили в следующем порядке: 1) один из пяти показателей агрессивности (агрессивное поведение, физическая, вербальная агрессия, гнев и враждебность) и один из двух показателей тревожности (личностная тревожность и торможение поведения); 2) взаимодействие между показателями агрессивности и тревожности.Независимые переменные стандартизовали, переводя в Z-оценки. Анализ проводили в общей выборке и в подгруппах мальчиков и девочек отдельно.РезультатыЗначение пола и возраста. При сравнении показателей в подгруппах разного пола установлено, что у девочек по сравнению с мальчиками выше оценки личностной тревожности (21,5±10,7 и 18,7±8,7 соответственно; T (247) = 2,26; p = 0,02) и торможения поведения (11,2±4,7 и 7,1±3,9 соответственно; T (248) = 7,19; p = 0,001), но ниже показатели физической агрессии (19,6 ± 5,8 и 25,3 ± 7,4 соответственно; T (247) = 6,34; p < 0,001). По компетентности и другим показателям агрессивности и тревожности достоверных различий не было. С возрастом нарастала выраженность вербальной агрессии (r=0,23; p < 0,001) как у мальчиков (r = 0,23; p = 0,004), так и у девочек (r = 0,24; p=0,02); кроме того, у девочек с возрастом уменьшалась личностная тревожность (r = -0,26; p = 0,01). По остальным показателям возрастной динамики не выявлено.Взаимосвязи агрессивного поведения и тревожности с приспособленностью. В таблице приведены коэффициенты корреляции между показателями агрессивного поведения и тревожности, с одной стороны, и приспособленности - с другой. Оба вида проблем - и агрессивность и тревожность - отрицательно связаны с активностью подростков в различных сферах жизни и их социальной компетентностью, причем негативное влияние тревожности одинаково выражено у подростков обоего пола, а негативное влияние агрессивности проявлялось только у девочек.Взаимодействие между агрессивным поведением и тревожностью в их влиянии на приспособленность подростков. Выявлено достоверное взаимодействие между агрессивным поведением и тревожными проблемами по отношению к активности в различных сферах жизни: F (1, 238) = 4,20; p = 0,04. При низком уровне тревожных проблем агрессивное поведение подростков сопровождалось снижением активности (ß = -0,20; p = 0,02), а высокий уровень тревожных проблем блокировал это негативное влияние.При раздельном анализе в подгруппах разного пола установлено, что такое взаимодействие между агрессивным поведением и тревожными проблемами имеется только у мальчиков; F(1,152) = 5,24; p = 0,02. На рис. 1, А показано, что у мальчиков с низким уровнем тревожных проблем при нарастании агрессивного поведения активность в различных сферах жизни снижается (ß = -0,26; p = 0,01), а высокий уровень тревожных проблем блокирует негативное влияние агрессивного поведения; у девочек такого эффекта не наблюдается.Гневом объяснялось примерно 4,7% разнообразия активности подростков в различных сферах жизни (ß = -0,16; p = 0,02), однако значение гнева различалось в зависимости от выраженности тревожных проблем:МальчикиДевочки12'Атьс о н втиткА84001020010 20Агрессивное поведениеМальчикиДевочкиБнс о н в иАк53102030102030ВраждебностьРис. 1. Взаимосвязь агрессивного поведения (А) и враждебности (Б) с активностьюпри разном уровне тревожных проблем у мальчиков и девочек: < 50-го перцентиля;> 50-го перцентиляF (1, 238) = 4,32; p = 0,04. Это взаимодействие дополнительно объясняло 2% разнообразия оценок активности. При низком уровне тревожных проблем гнев приводил к снижению активности (ß = -0,25; p < 0,003), а их высокий уровень блокировал это негативное влияние (ß = -0,02; p = 0,84). Такой феномен также наблюдался только у мальчиков: F(1, 152) = 5,65; p = 0,019.Другого рода взаимодействие по отношению к активности выявлено между враждебностью и тревожными проблемами у девочек: F(1, 89) = 4,69; p = 0,03. На рис. 1, Б показано, что у девочек с высоким уровнем тревожных проблем враждебность негативно влияла на активность в различных сферах жизни (ß = -0,38; p = 0,01), а при низком уровне такого влияния не наблюдалось (ß = 0,06; p = 0,67). У мальчиков подобного взаимодействия не было.Личностной тревожностью объяснялось примерно 10% социальной приспособленности подростков; однако ее вклад различался в зависимости от уровня вербальной агрессии: F(1,244) = 4,30; p = 0,04. При высоком уровне вербальной агрессии негативное влияние тревожности на социальную приспособленность (ß = -0,19; p = 0,02) было значительно меньше, чем при низком (ß = -0,43; p = 0,001). Аналогичное взаимодействие имелось между вербальной агрессией и торможением поведения: F (1, 244) = 5,50; p = 0,02: при высоком уровне вербальной агрессии негативное влияние торможения поведения на социальную приспособленность (ß = -0,17; p = 0,04) было значительно меньше, чем принизком (ß = -0,40; p = 0,001).На рис. 2 показано, что у подростков с низким уровнем вербальной агрессии нарастание тревожности и торможения поведения сопровождается снижением социальной приспособленности, а высокий уровень вербальной агрессии смягчает негативное влияние торможения поведения и вызванной им тревожности.Социальная приспособленность121088610 20 30 40Личностная тревога5005 10 15Торможение поведения20Рис. 2. Зависимость социальной приспособленности от личностной тревоги и торможения поведенияу подростков с разным уровнем вербальной агрессии: < 50-го перцентиля;> 50-го перцентиляОбсуждение результатов исследованияПроведенное исследование показало, что и агрессивность, и тревожность сопровождаются снижением приспособленности подростков в различных сферах жизни: занятиях и успехах в спорте, участии в различных организациях, выполнении разнообразных обязанностей (оплачиваемая и неоплачиваемая работа), взаимоотношениях с друзьями и другими людьми, а также самостоятельности. Их значение у подростков разного пола неодинаково: у мальчиков выше уровень физической агрессии, а у девочек - торможения поведения и вызванной им личностной тревожности; отрицательное влияние тревожности выражено у подростков обоего пола, а негативное влияние агрессивности проявляется только у девочек. Этот феномен можно объяснить тем, что общественные нормы достаточно терпимы по отношению к проявлениям агрессивности у лиц мужского пола и жестко ограничивают агрессивное поведение лиц женского пола. В результате у девочек-подростков с отклонениями в поведении, как правило, возникают вторичные эмоциональные проблемы и ниже общий уровень приспособленности [13].Помимо этого, сочетание агрессивности и тревожности у подростков разного пола может приводить к различным последствиям в плане приспособления. У мальчиков высокий уровень тревожных проблем блокирует негативное влияние гнева на общую компетентность и активность в различных сферах жизни. Проявления гнева (подросток портит или ломает вещи, ввязывается в драки, нападает на других людей, вспыльчив) затрудняют успешное функционирование подростка и его приспособление к требованиям окружения. Можно полагать, что высокая тревожность побуждает мальчиков компенсировать негативные последствия гнева соответствующим поведением (возмещение ущерба, принесение извинений и т.п.). Сходным образом вербальная агрессия (спор и открытое выражение своего неодобрения и несогласия с другими людьми) у мальчиков сдерживает негативное влияние приводящего к застенчивости торможения поведения и вызванной им тревожности на общую компетентность и социальную приспособленность.В то же время у девочек гнев приводит к снижению общей приспособленности и активности в различных сферах жизни при любом уровне тревожных проблем, а вербальная агрессия не смягчает негативного влияния торможения поведения и вызванной им тревожности на общую и социальную компетентность. Тревожные проблемы у них способствуют лучшей успеваемости, но только при низком уровне враждебности; высокий уровень враждебности блокирует этот эффект.Таким образом, установлено, что сочетание агрессивности и тревожности у подростков может приводить к различным последствиям в плане приспособленности. У мальчиков высокий уровень тревожных проблем блокирует негативное влияние агрессивного поведения на компетентность в различных сферах жизни, помимо школы. Очевидно, это осуществляется за счет тех аспектов агрессивного поведения, которые обусловлены гневом. У девочек, напротив, высокий уровень тревожных проблем потенцирует негативное влияние враждебности на компетентность, а при низком уровне тревожных проблем влияние враждебности на компетентность не проявляется.Установлено, что тревожность и лежащее в ее основе торможение поведения оказывают негативное влияние на социальную приспособленность подростков, причем это влияние не зависит от пола. Помимо главных эффектов, выявлены и модерирующие влияния, обусловленные взаимодействием тревожности и торможения поведения с вербальной агрессией: хотя вербальная агрессия не связана с социальной приспособленностью, она смягчает негативное влияние торможения поведения и вызванной им тревожности на социальную приспособленность. Наши результаты указывают на то, что с точки зрения социальной приспособленности подростков сочетание тревожности и вербальной агрессии может быть благоприятным по сравнению с изолированной тревожностью. Эти данные нуждаются в подтверждении, а механизмы этого явления - в расшифровке.Возможно, противоречивость литературных данных [9, 12] обусловлена тем, что в исследованиях последствий сочетания агрессивного поведения и тревожности не учитывались возможности различных механизмов приспособления детей и подростков разного пола. Модели развития агрессивности и поведенческих проблем разработаны на основе информации, полученной при исследовании мальчиков [13]. Дальнейшее изучение проблемы может прояснить вклад биологических и социальных факторов, таких как уровень гормонов, гендерные роли и социальные нормы. В результате будут построены обоснованные модели развития приспособления детей и подростков с учетом пола, а это позволит разработать дифференцированные программы профилактики и коррекции.Работа выполнена при поддержке грантов РГНФ № 07-06-00016а, РФФИ № 08-06-00011-а и № 08-06-00016-а. Авторы благодарны всем участникам исследования.
Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Сафронова М.В. Краткая форма личностного опросника Грея-Уильсона // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 113-122.
Слободская Е.Р. Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление. Новосибирск: СО РАМН, 2004. 415 с.
Achenbach T.M., Rescorla L.A. Manual for the ASEBA School-Age Forms & Profiles. Burlington, 2001. 238 p.
Buss A.H., Perry M. The Aggression Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 63. P. 452-459.
Capaldi D.M., Stoolmiller M. Co-occurrence of conduct problems and depressive symptoms in early adolescent boys: III. Prediction to young-adult adjustment // Developmental Psychopathology. 1999. Vol. 11, № 1. P. 59-84.
Gilliom M., Shaw D.S. Codevelopment of externalizing and internalizing problems in early childhood // Developmental Psychopathology. 2004. Vol. 16, № 2. P. 313-333.
Goodman R., Scott S. Child Psychiatry. Blackwell Publishing Ltd., 2005. 390 p. Режим доступа: www.youthinmind.net/Russia <http://www.youthinmind.net/Russia>
McConaughy S.H., Achenbach T.M. Comorbidity of empirically based syndromes in matched general population and clinical samples // J. Child Psychol. Psychiat. 1994. Vol. 35, № 6. P. 1141-1157.
Scarpa A., Raine A. Psychophysiology of anger and violent behavior // Psychiatric Clinics of North America. 1997. Vol. 20. P. 375-394.
Spielberger C.D., Gorsuch R.L., Lushene R.E. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Alto, 1970.
Steinberg L, Morris A.S. Adolescent development // Annu. Rev. Psychol. 2001. Vol. 52. P. 83-110.
Walker J.L., Lahey B.B., Russo M.F. et al. Anxiety, Inhibition, and Conduct Disorder in Children // Journal of the American Academy Child & Adolescent Psychiatry. 1991. Vol. 30, № 2. P. 187-191.
Wangby M., Bergman L.R., Magnusson D. Development of adjustment problems in girls: what syndromes emerge? // Child Development. 1999. Vol. 70, № 3. P. 678-699.