ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ(СООБЩЕНИЕ 1) | Сибирский психологический журнал. 2008. № 29.

ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ(СООБЩЕНИЕ 1)

Представлено теоретическое обоснование концепции личностного здоровья человека. Предлагается разработанная автором гипотетическая модель личностного здоровья как уровневой характеристики здоровья человека, основным интегративным критерием которого выступает субъективное благополучие личности, а условием - субъектная активность.

THE PERSONALLY HEALTH OF MAN: THE THEORETICAL ANALYSIS (REPORT 1).pdf Цель настоящего исследования - разработать психологическую концепцию личностного здоровья человека, раскрыв одновременно его содержательную сущность и как психологического явления, и как процесса; выявить характерологические особенности и показатели.Методологической основой исследования являются общефилософские принципы единства и взаимосвязи явлений материального мира и мира психических явлений, социальной природы человека, взаимозависимости человека и общества.Исследование базируется на:•·теоретических положениях субъектно-деятельно-стной парадигмы, сформулированных в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной и др.;•·закономерностях и принципах субъектности (О.А. Конопкин, О.К. Осницкий, В.А. Моросанова и др.);•концепции саморегуляции психической активности личности и субъектного подхода к исследованию психики (В.С. Агеев, В.Г. Асеев, А.А. Деркач, О.А. Конопкин, Д.А. Ошанин и др.);•·методологиях экзистенциального, гуманитарного знаний о человеке, раскрываемых в работах отечественных учёных (М.М. Бахтин, Н.А. Бернштейн, Ю.М. Лот-ман, А.Н. Леонтьев) и представителей западной гуманистической психологии (К. Роджерс, В. Франкл, А. Маслоу, Р. Лазарус, С. Фолкман и др.);•·идее самоактуализации личности в рамках психологии смысла жизни (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, Н.Л. Карпова, В.Э. Чудновский и др.); исследовании в области достижения человеком вершины в своем развитии как индивида, личности, субъекта деятельности (К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.И. Страхов и др.); концепции психологии целостной личности, определяющей феноменологию самосознания и Я-концепции (У. Джеймс, Р. Бернс, Э. Эриксон, М. Резенберг);•исследованиях счастья, субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и качества жизни, представленных в зарубежной психологии (Аргайл, Кэмп-белл, Конверс, Роджерс, Канман, Динер, Шварц) и в отечественной науке (Г.В. Залевский, Р.М. Шамионова, Т.А. Молодиченко и др.).Рассмотрим основные теоретические положения концепции личностного здоровья человека [2].Представление о здоровье в процессе исторического развития было неоднозначным и проходило ряд этапов, каждый из которых знаменовался появлением различных подходов к пониманию категории здоровья. Представление о здоровье складывалось как на основе объективных методов (достижения в области медицины, физиологии, психофизиологии), так и на основе внешних оценок в соответствии с культурными нормами и ценностями, обусловленными общественно-историческим развитием. В осмыслении здоровья происходит переход от «суммарности» в оценке его состояния и ценности к пониманию интегральной целостности здоровья как сложно конструированного и многопланово представленного феномена.В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных подходов к пониманию здоровья, появилось такое направление, как изучение здоровья здорового человека [2]. Развиваются новые научные направления - социальная психология здоровья [4], антропософия здоровья [9] и др.Основными подходами к понятию здоровья являются: комплексный, или системный; нормоцентрический; феноменологический; холистический; эволюционистский; социально-ориентированный и кросс-культурный; дискурсивный; аксиологический; акмеологический и интегративный.Мы опираемся на системный и интегративный подходы к исследованию здоровья личности и рассматриваем здоровье как оптимальную предпосылку (условия) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения и самоосуществления. Главный смысл здоровья не в том, чтобы иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью здоровья свою жизненную миссию [2].Многообразие трактовок понятия «здоровье» вызывает затруднения в определении критериев здоровья личности. Нами был проведён анализ критериев здоровья внутри каждого из изложенных подходов, который показал, что определяющие критерии здоровья, с одной стороны, различны с точки зрения всех выделенных подходов, а с другой - взаимодополняют друг друга, рассматривая здоровье с разных позиций и адресуясь к разным уровням его организации (системы). Это позволяет составить более целостное представление о здоровье человека. По сути усилия всех теоретиков личности направлены на решение важнейшей проблемы - достижения человеком психологического благополучия, которое и определено нами в качестве основного интегра-тивного критерия.Психологическое благополучие выступает критерием психического здоровья именно на личностном уровне развития человека, тогда как на психофизиологическом уровне должны присутствовать и объективные медицинские критерии здоровья, а на духовно-нравственном - основным критерием здоровья будет показатель «служения» [11]. В этой связи процитируем С.Л. Рубинштейна, заканчивающего свою работу «Человек и мир» такими словами: «Смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчёвывать из неё всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» (цит по: [3. С. 101]).Русский психолог А.Ф. Лазурский утверждал, что духовное здоровье в наибольшей степени обеспечивает идеал альтруизма: «Альтруизм в том или ином виде представляется формой и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращённых нет» (цит. по: [3. С. 91]).В соответствии с принципом иерархичности человек является сложной живой системой, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования [5]. «Поуровне-вый подход» имеет весьма давнюю историю. Деление на «душу» и «тело», которому тысячи лет, можно рассматривать как первую попытку такого рода. Не менее почтенный возраст имеет и трёхчленное деление на «телесное», «душевное» и «духовное». Двух- и трёхчленное деление, наполненное, разумеется, иным содержанием, остаётся наиболее распространённым и сейчас. Напомним лишь некоторые примеры: индивид - личность (А.Н. Леонтьев); субъект - личность (П.Я. Гальперин); индивид - личность - индивидуальность (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов); индивид - субъект - личность (Ш.А. Надирашвили); организм - индивид - личность (М.Г. Ярошевский).Хотя, как отмечает Б.С. Братусь [3], применение термина «уровень» является здесь в достаточной степени условным. Об уровнях в строгом значении уместнее было бы говорить при изменении какого-либо свойства или качества, когда, скажем, каждая новая ступень подъёма вбирает в себя, как бы «затопляет», нижележащие, пройденные, оставленные уровни. В нашем же случае речь идёт скорее о составляющих, параметрах, этажах человека как родового существа, живущих одновременно, пусть глубоко взаимосвязанно и взаимозависимо, но всё же не поглощая и не заменяя друг друга.В.Н. Мясищев [8] определил свою позицию в изучении личности, трактуя ее как биопсихосоциальное единство. Впоследствии А.Н. Леонтьев достаточно определенно высказался о том, что мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа; уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс [6]. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.Однако несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развития, степени и качества здоровья, т. е. психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности на других [3].Разделяя в целом точку зрения авторов уровневых структур здоровья (Б.С. Братусь, Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, Е.А. Багрова и др.), мы не можем не отметить, что в предлагаемых ими структурах психического здоровья «выпущен» или «выпадает» социально-психологический уровень - уровень социальных, общественных взаимоотношений личности. Высший уровень, который в терминологии Б.С. Братуся назван личностным, полагаем, целесообразнее обозначить как духовно-нравственный, как, впрочем, сам автор его содержательно и характеризует.Исходя из анализа категории «личность», можно констатировать, что личность в отечественной психологии рассматривается в первую очередь в системе общественных, социальных, ролевых отношений. Духовно-нравственный уровень как высший уровень развития, безусловно, характеризует и личность, точнее, высший уровень развития человека как субъекта жизнедеятельности, его индивидуальность.Наиболее точно характеризуют эти понятия В.И. Сло-бодчиков и Е.И. Исаев: «...личность и индивидуальность - это не только два различных определения человеческой реальности, а два его способа. Если становление личности является процессом социализации человека с принятием социальных норм и ролей, то становление индивидуальности - процесс индивидуализации субъективной реальности. Эти понятия фиксируют разные стороны духовной сущности человека. Личность характеризуется деятельностной представленностью в глазах других людей, индивидуальность же - это качество самостоятельной сущности [9].В свете нашего исследования наибольший интерес представляет структура личности, разработанная А.Р. Фонарёвым, позволяющая описать психологические особенности профессионалов на всех уровнях ее организации, состоящая из четырех иерархически связанных между собой уровней; она достаточно обоснована и универсальна, с нашей точки зрения, и наиболее точно и полно отражает уровни психического здоровья человека, третий из которых, уровень здоровья личности (личностный уровень), наиболее интересен длянас [11].Первый уровень связан с рассмотрением человека как субъекта деятельности или внешней активности. Второй уровень - анализа жизнедеятельности человека - предполагает раскрытие его индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, на базе которых вырастает способность к производительному труду и эффективной деятельности. Третий уровень изучения человека предполагает построение его социально-психологического портрета. На этом уровне любой человек может быть воспринят как представитель социокультурной среды, в которой он ранее рос и воспитывался, к которой принадлежит теперь по роду своей профессиональной деятельности или образу жизни. Наконец, на четвертом уровне о человеке можно говорить как о свободной личности, конституирующей свой жизненный мир. Характеризуя человека через ценностно-смысловую сферу его жизни, мы получаем возможность определить, как человек понимает свою личную свободу, насколько он ценит и чему посвящает свою свободную волю. На этом уровне человек выступает творцом и хозяином своей жизни, направляющим все свои силы на достижение определенных жизненно важных целей.Рассматривая в целом уровневую структуру здоровья человека, мы полагаем, что нецелесообразно выделять психофизиологический и индивидуально-психологический уровни здоровья как самостоятельные в силу высокой степени детерминированности обозначенных особенностей личности друг другом. Поэтому мы предлагаем трёхуровневую структуру здоровья человека, где первый уровень (базовый) - это психофизиологическое здоровье человека, здоровье организма и индивида, где основные критерии здоровья-нездоровья - понятия «нормы» с точки зрения биологии, медицины, психологии, педагогики и других наук, изучающих человека.Функционально-структурные качества человека могут быть рассмотрены в системах разных биологических популяций или «организма» - относительно самостоятельного «элемента» этих систем, обеспечивающего свое существование благодаря приспособлению к условиям жизни данных популяций. В общей биологии «организм» исследуется как целостная единица, ответственная за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций. Функционально-структурные особенности «организма» проявляются в общности генетического кода, интеграции проявлений различных входящих в состав организма подсистем (эндокринной, гуморальной и т.п.) [6].В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипичес-кое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Функционально-структурные качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются, например, биологией человека, генетикой человека и т.д. - словом, комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека. Структурно-функциональные качества биологического индивида, доставшиеся ему в наследство, гибко пригнаны к условиям образа жизнедеятельности вида. Однако, как и биоэнергетические свойства человека, они уже присущи индивиду как «элементу» в системе вида, являются его собственными свойствами, неотделимы от него самого.Второй уровень - личностное здоровье человека как представителя социокультурной и профессиональной среды, здоровье личности в свою очередь является системообразующим уровнем в структуре психического здоровья. На уровне социально-психологических взаимоотношений основным законом человеческих взаимоотношений является моральный закон. Критерием же личностного здоровья является субъективное благополучие личности.Человек как «элемент» в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи (в том числе и сам человек), которых коснулась деятельность человечества, начинают «вести двойную жизнь», подчиняться природным и общественно-историческим закономерностям.«Вторая природа» приобретается естественными объектами, когда они производятся человеческим трудом, включаются в пространство общественных отношений. Особенность любых системных социальных качеств объектов мира человека заключается в том, что они производятся в обществе, приобретают в нем, по выражению К. Маркса, «социальную душу».Третий уровень - духовно-нравственное здоровье человека, здоровье индивидуальности. На этом уровне основной закон - нравственность. Критерием же духовно-нравственного здоровья является потребность «служения», когда основным жизненным отношением выступает любовь к другим людям, со-причастность, событийность со всем сущим на Земле, что позволяет человеку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей в область скрытых потенций [11].Если содержание духовно-нравственного уровня определить иначе, т.е. как духовность, свободу и ответственность, то необходимо заметить, что это не особая структура, а определённый способ существования человека. Здесь на смену иерархии узколичностных потребностей, жизненных отношений и жизненных ценностей приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность. Поэтому принятие решений зрелой личностью - это всегда свободный личностный выбор среди нескольких альтернатив, который, вне зависимости от его исхода, обогащает личность, позволяет строить альтернативные модели будущего и тем самым выбирать и создавать будущее, а не просто прогнозировать его. Бездуховность равносильна однозначности, предопределённости при «включённости» нравственной регуляции, которая подразумевает внеситуативную опору, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный непосредственным ходом событий [7. С. 36]. Такой опорой, по мнению Б.С. Братуся, становятся смысловые образования, особенно в осознанных формах - личностных ценностях, поскольку они задают не сами по себе конкретные мотивы и цели, а плоскость отношений между ними, самые общие принципы их соотнесения. Поэтому если на уровне реализации целей необходимость успеха определяется подбором средств для реализации этой цели, то в нравственном плане главным становится не достижение цели, а её нравственная оценка [3. С. 91].Для того чтобы раскрыть конкретные механизмы развития и осуществления индивидуальности личности в системе общественных отношений, необходимо выделить системообразующие основания тех многочисленных подсистем, в которых происходит становление личности. В качестве такого основания, обеспечивающего приобщение человека к миру культуры и его саморазвитие, выступает целенаправленная совместная деятельность. Развитие и функционирование личности в деятельности является исходным пунктом ее анализа в русле конкретно-научной методологии деятельностно-го подхода в психологической науке.В работе «Человек как предмет познания», посвященной вопросам комплексного изучения человека, Б.Г. Ананьев писал о необходимости исследования целостной личности как многоуровневой системы, отличающейся по многим параметрам неповторимым своеобразием [1]. Целостность психики не может быть адекватно постигнута посредством ее аналитического дробления на отдельные составляющие, а системные свойства личности не могут приравниваться простой сумме диагностируемых типологических черт и нормативных характеристик.Исследуя проблему здоровья на индивидуально-личностном уровне, некорректно сводить понятие «здоровье» к «нормальному функционированию» определенных подсистем организма или психики и ограничиваться рассмотрением отдельных измерений (уровней) человеческого существования. Достижение вершинного, высшего уровня в иерархическом развитии человека происходит не вдруг и не сразу, это постепенный процесс, ему предшествует ряд этапов, уровней, на которых развитие тоже происходит нелинейно и не всегда последовательно; возможны и остановки на каких-то этапах развития и регресс, но и это не фатально: при активной позиции личности - её субъектности - дальнейшее личностное развитие не пострадает, а возможно, будет более точным, «очищенным», осознанным, нравственным. И именно знание, понимание особенностей развития человека на том или ином этапе онтогенеза позволяет нам иметь целостное представление о развитии человека. Это положение и послужило отправной точкой при разработке модели личностного здоровья как одного из уровней психического здоровья человека.На основании теоретического анализа подходов к пониманию психического здоровья, его уровневой структуры, критериев выявления и категории «личность» в психологии было установлено, что во всех предлагаемых авторами (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурс-кий, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь и др.) уровневых структурах психического здоровья человека практически не изучен (не представлен) непосредственно личностный уровень психического здоровья; его качественные характеристики учитываются либо на психофизиологическом уровне психического здоровья, либо на духовно-нравственном, либо разделяются (учитываются на обоих названных уровнях) в зависимости от концепции исследователя.Безусловно, нельзя «подойти» к личностному здоровью, обойдя психофизиологическое, как нельзя говорить и о духовном здоровье без здоровья личностного. Но, как отмечает Б.С. Братусь, несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней здоровья, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества, т.е. психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других.Предложенная нами концепция личностного здоровья основывается на понимании человека как сложной саморазвивающейся системы, что предполагает стремление к тем или иным целям и адаптацию к окружающим условиям, включая взаимодействие с внешним миром и осуществление внутренней саморегуляции.В связи с этим было предложено следующее определение: личностное здоровье - это целостная, интег-ративная, динамическая характеристика личности, которая обусловлена социальной (в противовес асоциальной) субъектной активностью личности и проявляется в субъективном благополучии в рамках принадлежности ее к определённому социокультурному и профессиональному сообществу.При таком понимании личностное здоровье оказывается не константой, раз и навсегда определяющей человека, но характеристикой, изменяющейся на протяжении жизни и имеющей некоторый исходный уровень. Однако необходимо подчеркнуть, что этот уровень будет индивидуален для каждой личности. Можно говорить о состоянии личностного здоровья человека аналогично тому, как говорят о состоянии его телесного, соматического здоровья, отмечая, например, что человек под влиянием условий своей жизни и деятельности утрачивает или укрепляет свое здоровье [10].Мы предлагаем рассматривать личностное здоровье в динамике, именно как результат продуктивного разрешения человеком задач, которые можно назвать психогигиеническими и психопрофилактическими.Среди широкого круга психогигиенических задач мы выделяем три типа: коррекция целеполагания; оптимизация взаимодействия с социокультурной и профессиональной средой; повышение уровня саморегуляции.В качестве основного интегративного критерия личностного здоровья выступает, как показал теоретический анализ психологической литературы, субъективное благополучие личности; условием, при наличии которого возможно говорить о личностном здоровье, является субъектная активность личности, которая проявляется через потребность и умение критически оценивать и контролировать свои действия, произвольно направлять, перестраивать собственные действия и поступки с учётом возможных их последствий, стремление к соблюдению социально-ценных и личностно-значимых норм, правил межчеловеческих отношений.Рассматривая субъективное благополучие в качестве критерия личностного здоровья, важно остановиться на проблеме, связанной с направленностью личностной активности. Речь идет о благополучии, понимаемом по-разному, в зависимости от общественной или индивидуальной ориентированности личности, от эгоистической или альтруистической направленности. Можно быть «благополучным», удовлетворяя лишь свои собственные амбиции, реализуя притязания и не соотнося ни своих желаний, ни последствий их реализации с микро- и макросоциумом. Следствие этого -внутренняя пустота и социальная изоляция, что приводит к невозможности реализации высших потребностей и снижению индекса субъективного благополучия в будущем. Вероятно, также ущербна и противоположная личностная позиция - альтруистическая.Итак, нами были рассмотрены современное состояние проблемы и теоретические основания концепции личностного здоровья человека, представлены его основные критерии и условия. В следующей публикации будут представлены гипотетическая модель уровневой структуры субъективного благополучия как интегративного критерия личностного здоровья, а также процедура и результаты проведённого нами исследования эмпирической модели субъективного благополучия на примере специалистов различных видов профессиональной деятельности -врачей, педагогов и поездных диспетчеров.

Ключевые слова

здоровье, личность, уровневая структура, личностное здоровье, субъективное благополучие, субъектная активность, a health, a personal, a level structure, a personally health, a subjective well-being, a subjective activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сокольская Марина ВячеславовнаДальневосточный государственный университет путей сообщениякандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Всего: 1

Ссылки

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
Гурвич И.Н. Социально-психологические факторы здоровья // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000. С. 361-404.
Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 3, 4.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 1. 392 с.; Т. 2. 320 с.
Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 34-39.
Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии. Л., 1978.
Слободчиков В.И., Исаев Г.А. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
Сокольская М.В. Личностное здоровье человека (теоретический аспект). Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. 223 с.
Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала: Учеб. пособие. М.: Изд-во Мос. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. 240 с.
 ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ(СООБЩЕНИЕ 1) | Сибирский психологический журнал. 2008. № 29.

ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ(СООБЩЕНИЕ 1) | Сибирский психологический журнал. 2008. № 29.