НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2008. № 29.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются аспекты формирования «готовности» будущего учителя к реализации идей личностно-ориентированного подхода как приоритетной установки современной парадигмы образования в практике профессиональной деятельности. «Готовность» представлена как системная категория в структуре профессиональной подготовки будущего учителя и как интегративный компонент и результат обучения студентов в университете.

THE FORMATION OF A FUTURE PHYSICAL CULTUR TEACHER'S PREPARENESS TO THE REALIZATION OF IDEAS IN THE INDIVIDUALLY-ORIENTE.pdf В процессе реализации основных компонентов модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре, базирующейся на идеях личностно-ориентированного подхода, оптимальным условием ее функционирования является взаимосвязь теории и практики, специфических основ и содержания специальной подготовки для достижения педагогического мастерства. В связи с этим выявление и реализация теоретических наработок в практике профессиональной подготовки учителя физической культуры, опирающихся на оптимально сбалансированные педагогические условия образовательного процесса и соответствующих критериям функционирования модели, являются основой формирования «готовности» будущих педагогов к ее реализации в практике предметной деятельности.В контексте этого предположения В.А. Сластенин и М.Я. Виленский подчеркивают, что современный педагог поставлен перед необходимостью решения психолого-педагогических задач, а именно: аналитико-рефлек-сивных, конструктивно-прогностических, организаци-онно-деятельностных, оценочно-информационных, кор-рекционно-регулирующих. В условиях функционирования традиционной парадигмы образования эти компоненты реализовать практически невозможно, и требуется переход от типовых педагогических теорий и технологий к креативным, творческим, личностно-ориен-тированным, преобразующим суперпозицию учителя и субординационную позицию ученика в личностно-рав-ноправные позиции [9. С. 43].Современные теории должны обладать методологич-ностью, системностью, непротиворечивостью, преемственностью, аргументированностью, гибкостью. Практика же, как правило, отличается определенными мотивациями, постановкой целей, составлением планов, осуществлением задуманного, пониманием ситуации, предвидением будущих событий, наличием определенного времени и определенного пространства [8. С. 27].Молодые специалисты, выпускники вузов, страдают от синдрома, получившего название «шок от практики», который носит глубоко индивидуальный характер и переживается с различной интенсивностью, характеризуясь тем, что теории, преподаваемые в институтах и университетах, часто не имеют никакого отношения к последующей деятельности будущих учителей на практике. Практика каждого учителя не статична, она многообразна и подвержена динамическим изменениям, в связи с чем теория не в состоянии удовлетворить изменчивые потребности каждого педагога, исследуя лишь отдельные фрагменты практической деятельности. Суть теории как науки о действии состоит в том, что она предлагает будущему педагогу информацию о возможных вариантах действий, однако в какой степени будут решаться проблемы на практике, зависит от реальных условий и ситуаций, в которых будущий педагог может оказаться. Расширить представление о предмете познания для оптимальной реализации теории на практике и критически осмыслить реальность происходящего можно лишь в условиях протекания самостоятельной деятельности, где теория выступает как логическое обобщение опыта общественной практики, отражая объективные закономерности развития природы и общества.Вместе с тем до настоящего времени наблюдается разрыв между процессами умственного развития и развития личности, между познавательными процессами и развитием аффективно-потребностной сферы личности, рассматриваемыми как независимые, взаимно не пересекающиеся линии. В педагогической теории и практике, по мнению Д.Б. Эльконина [10], этот процесс находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания. Психологическая теория и практика тесно взаимосвязаны, испытывают взаимовлияние, однако современный этап развития практики свидетельствует не только об отрыве воспитания от обучения, но и о деформации всего педагогического процесса при доминировании образовательных ценностей.В последние годы особое значение в психолого-педагогической науке приобрела проблема личности, решение которой может способствовать обновлению педагогической практики с акцентом на ценность личности в обучении и воспитании.На практике же принцип целостности личности не выдерживается, хотя и декларируется во многих психолого-педагогических трудах современных ученых, поскольку личность не выступает как тотальность, что свидетельствует о необходимости переориентации всего образовательного процесса в направлении личностной ориентации к проблемам обучения, воспитания и развития, где развитие выступает как обретение нравственно-осмысленной внутренней свободы, формирование творческих способностей личности, раскрытие ее потенциальных возможностей, где личность утверждается как приоритетная ценность образовательно-воспитательного процесса.В личностно-ориентированном подходе изменяется позиция педагога и ученика, центральной фигурой становится последний, а учитель выступает в роли консультанта, помощника, координатора при совместном проживании и переживании возрастного периода воспитанников в атмосфере взаимодоверия, взаимопонимания, взаимодействия как полноправных, автономных субъектов, «открытых» для обогащения личностного опыта и способных к творческой самореализации. В современной теории и практике обучения в высшей педагогической школе сформировался ряд противоречий, преодоление которых при реализации личностно-ориентированных технологических процессов позволит повысить эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов.К основным наиболее существенным можно отнести противоречия:•·между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальным содержанием осваиваемых процессов профессиональной подготовки;•·между целостностью содержания процесса профессиональной деятельности и овладением ею студентами через многообразие предметных областей;•между профессиональной деятельностью как целостным процессом и ее представленностью в обучении схематизмом действий и стандартизацией учебных ситуаций, не развивающих творческого потенциала студентов;•между коллективным характером труда в межличностном коммуникативном взаимодействии и индивидуальной формой их представленности и присвоении студентами на практике;•между зависимой позицией студентов в обучении и важностью проявления субъектно-творческой позиции личности в предметной и социальной роли учителя;•между ориентацией содержания учебной деятельности на прошлый социальный опыт и стремлением будущих специалистов соответствовать требованиям современной парадигмы и готовности к реализации проблем обучения в новых социальных условиях и нестандартных ситуациях.Теория и практика подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в высшей школе свидетельствуют о необходимости комплексного применения закономерностей сбалансированного двигательного, морфофункционального, психического, интеллектуального и личностного развития для эффективного прогрессирования результативности студентов в процессе образования, обучения, воспитания и развития.При этом важными условиями приобщения к ценностям физической культуры и стойкой ориентации на профессию учителя являются:•·интеграция предметных циклов и включение современных инновационных технологий образования и обучения, адекватно ориентированных на будущую профессиональную деятельность;•·последовательная реализация индивидуально-образовательной стратегии и тактики подготовки студентов при актуализации их личностных функций и потенциальных возможностей и способностей;•·систематическая диагностика и прогнозирование развития разных сторон подготовленности студентов для минимизации педагогических ошибок;•целенаправленное формирование «готовности» будущих педагогов к реализации личностно-ориентиро-ванного подхода как фактора совершенствования профессионального мастерства и условия системного обновления творческо-поисковой активности в выборе содержания подготовки специалистов новой формации.Профессионально-педагогическая деятельность современного учителя отличается полифункциональностью и многоаспектностью и рассматривается как мета-деятельность (деятельность по организации другой деятельности - учебной деятельности учащихся [5]).Оценка же успешности деятельности учителя определяется на основе достижения самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом планируемой учениками цели, преобразующей по форме, направленной на изменение содержания учебно-воспитательного процесса в школе и личности учителя в ней; коммуникативной по содержанию, включающей непосредственное и опосредованное общение; ценностно-ориентационной по структуре, направленной на созидание самих учеников (интериоризация).«Готовность» рассматривается как разновидность общей готовности человека к деятельности в целом и делится на группу субъективных факторов (желание учиться и заниматься данным видом деятельности) и объективных (уровень развития познавательных и сенсомоторных способностей, сформированность соответствующих знаний, умений и навыков) [2. С. 18-26]. Наряду с факторами выделяют «признаки готовности», которые позволяют судить о мере этой готовности: продуктивности и удовлетворенности, которые характеризуют быстроту включения человека в деятельность [1. С. 27-32]; легкость адаптации к новым условиям [4]; актуализацию выбора будущей профессии [3. С. 105-106].При этом «готовность» к педагогической деятельности представлена как интегральная модель, как особое состояние личности учителя, проявляющееся во взаимодействии мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-практического, эмоционально-волевого и рефлексивного компонентов.«Мотивационная готовность» к педагогической деятельности является сложным личностным образованием и выступает как система побуждений, идеалов, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, присущих данной личности. Ее основу составляют ценности педагогической деятельности, которые позволяют учителю удовлетворять свои потребности и служат ориентиром в его социальной и профессиональной активности, направленной на решение поставленных перед ним обществом педагогических задач.«Когнитивный компонент готовности» к педагогической деятельности связан с процессом познания и рассматривается как процесс, результат и уровень сформирован-ности общепедагогических и специальных знаний при их соответствующей системности и направленности в целостной педагогической деятельности, при критическом переосмыслении собственных способностей.«Эмоционально-волевой компонент готовности» педагога рассматривается как проявление эмпатического сопереживания к своим воспитанникам, любовь к профессии учителя, наличие чувства долга и ответственности за конечный результат. В педагогическом процессе это умение управлять собой в конкретных ситуациях, направлять свои профессиональные усилия на выполнение задач всестороннего развития личности, способность преодолевать свои сомнения, умение мобилизовать свою волю.«Рефлексивный компонент готовности» рассматривается как процесс самопознания внутренних психических актов и состояний, как процесс обращения на самого себя, выяснение отношения и понимание себя другими людьми.«Операционно-практический (процессуальный) компонент готовности» к педагогической деятельности включает в себя умение учителя обоснованно определять и рационально применять способы наиболее эффективного достижения поставленных целей. Как субъект педагогической деятельности учитель должен уметь управлять развитием, обучением и воспитанием формирующейся личности воспитанника, своевременно и результативно проводить коррекцию педагогических воздействий.«Готовность к оценочной деятельности» заключается в стимулировании учебной деятельности воспитанников, ее корректировке и демонстрации образцов и эталонов оценки (самооценка, взаимооценка), выборе лучших вариантов, коллективном обсуждении при определении общих критериев и исполнении разных ролевых обязанностей в процессе взаимодействия и диалогового общения.Физкультурное образование будущего педагога включает теоретическую подготовку, методическую грамотность, двигательный опыт, «физическую готовность».«Теоретическая готовность» определяется объемом знаний из различных блоков учебного плана, где критерием результативности выступает сформированность учебно-педагогического мышления студентов с преобразованием «знаниевого» компонента в элемент профессионального осознания своего выбора.«Методическая готовность» к построению процесса обучения предполагает овладение совокупностью системных знаний и методических навыков осуществления обучающих действий, результатом которых является понимание студентами смысла деятельности и выбор адекватных средств, методов и способов самообучения.«Двигательная готовность» представлена как способность постоянно обогащать свой личностный опыт при овладении базовыми средствами двигательной деятельности и основами избранной спортивной специализации в процессе повышения адаптационных, функциональных возможностей и развития физических качеств.«Физическая готовность» основывается на соответствии состояния здоровья и физического развития студентов требованиям профессиональной деятельности, являясь фактором осознанного выбора будущей профессии.В сфере физической культуры «образовательный компонент готовности» к будущей деятельности с позиции гуманизации современного этапа образования базируется на наличии ряда противоречий:•·между увеличением кадрового состава физкультурных работников и низким уровнем их образования и возможности профессионального роста;•между потребностью отрасли «физическая культура и спорт» в педагогах-профессионалах и разноуровневой социальной и профессиональной готовностью выпускников к преобразующей, исследовательской и творческой деятельности;•·между содержанием физкультурного образования и условиями организации учебного труда будущих специалистов.Для устранения этих противоречий необходимо решить проблему интеграции физкультурного образования, науки и практики в общую культуру будущих специалистов при повышении их компетентности и ориентированности на социально-профессиональные ценности образования и мотивационное обеспечение процессов самовоспитания и самообразования. В процессе обучения педагог оказывает помощь студентам не только в овладении ими физическими упражнениями, но и в познании самих себя, своих достоинств и недостатков, постоянно стимулируя их развитие и саморазвитие в творческо-поисковой деятельности.Специфика работы физкультурных вузов заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, где процесс обучения идет через многообразие использования физических упражнений, резервы которых «необходимо искать в вузовской системе», при внедрении новых педагогических технологий [6. С. 125].Низкий уровень «двигательной готовности» абитуриентов, поступающих на факультет физической культуры, и отсутствие у них стойкой ориентации на профессию учителя говорят о необходимости перестройки системы взаимодействия «школа - вуз» в условиях перехода на гуманно-личностную парадигму образования, обучения и воспитания.При этом низкий физический потенциал поступающих на факультет абитуриентов в проявлении силовых способностей наблюдается у 51,3%, в степени развития гибкости - у 56,7%, в развитии координационных способностей - у 31,7%. В условиях реализации в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированной направленности происходит ценностно-мотивационная переориентация студентов, формируется критичность в отношениях, оптимизируется степень самооценки себя как субъекта, индивидуальности и личности, способных к самореализации, самопрограммированию, самосовершенствованию. Подобная направленность позволяет за годичный период повысить темпы прироста силовых способностей на 30,8%, координационных - на 56,2%, гибкости - на 28,6%, чего нельзя достичь при знаниево-стандартизированном подходе, где эти показатели не превышают 20% отметки годового прироста. Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения, что требует от субъектов познания личной ответственности за поиск и решение проблемы, для чего следует делегировать студентам полномочия для проявления творческой активности, свободы выбора при постоянном инициировании и стимулировании их деятельности и действий путем позитивной педагогической помощи и поддержки, подкрепления чувства уверенности в собственных силах при реализации индивидуальных программ саморазвития и реальности их осуществления самими студентами.В последние годы педагогические коллективы страны активно осваивают теоретические основы и технологию реализации идей личностно-ориентированного подхода в предметной деятельности и образовательном пространстве всего образовательного учреждения, считая его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Вместе с тем до настоящего времени еще существует немало «белых пятен» в изучении возможностей и условий его применения в педагогической практике. При этом отмечается определенная «технократизация» личностно-ориентиро-ванного подхода, приобретающего роль жесткого алгоритма, снижающего его гуманистический эффект и занижающего роль и место в образовательном процессе учителя и ученика.В процессе его реализации необходима ориентация на личность, которая является целью и субъектом воспитания, образования, обучения и развития, и «профессиональная готовность» учителей к реализации этой идеи на практике предполагает овладение ими методами диагностики личностных свойств и функций обучаемых, учета их личностного, психического, функционального, физического потенциала с ориентацией на «стартовые позиции» каждого.Данный подход ставит в центр образовательной системы самоактуализирующуюся личность человека, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий развития и реализации его природных задатков, приоритетности субъект-субъектного общения, что требует приложения усилий всего педагогического коллектива образовательного учреждения для создания оптимально-сбалансированных условий развивающей среды обучения на всех этапах и ступенях непрерывного педагогического процесса.При этом самоактуализация личности будущего педагога и его саморазвитие могут быть осуществлены, по К.Р. Роджерсу [7], при определенных условиях, когда выборы поведения «ясно воспринимаются и адекватно символизируются», т.е. переживаются сознательно. К ним автор относит следующие условия: правдивость отношений с человеком, откровенность, искренность; безусловное принятие человека (уважение, теплота, вера, одобрение, принятие не только других, но и себя); эм-патическое понимание (проникновение в чувства, мысли, внутренний мир человека, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место).При этом важными представляются личная мотивация преподавателя и мотивационное обеспечение деятельности студентов, выступающих в качестве предпосылки и критерия профессионального самоутверждения и становления как личности.Проведенные нами исследования показали, что 28,6% студентов считают причиной отчуждения от учебного предмета отсутствие у педагогов ценностных личностных качеств; репродуктивность преподавания (14,3%); минимум включения элементов новизны, эмоциональности, творчества при отсутствии учета личностных и индивидуальных особенностей и способностей студентов (61,5%). Это свидетельствует о необходимости кардинальной переориентации мышления и действий самих педагогов, критического самоанализа стилевых особенностей взаимодействия со студентами в плане соответствия их позиции современному этапу демократизации отношений в высшей школе. Современный педагог должен осознавать, что развитие личности студентов как субъектов собственного жизнеустройства возможно лишь через изменение самого воспитателя, его самоотрицание и неудовлетворенность собой как условий достижения профессионального мастерства.Таким образом, «готовность» будущего учителя физической культуры к профессионально-педагогической деятельности в условиях реализации на практике лич-ностно-ориентированного подхода должна базироваться на создании комфортных условий взаимодействия субъектов сотрудничества; создании ситуаций самопрогнозирования, свободы выбора, успеха, диалога, рефлексии; создании образовательно-развивающей среды самопроявления личности и раскрытия творческих способностей при критическом обогащении субъектного опыта, выработке личностного смысла учения, развития индивидуального стиля деятельности и неповторимой манеры поведения и отношений.«Профессиональная готовность» учителя к личнос-тно-ориентированному обучению характеризуется самообоснованием своих действий и самореализацией на основе стойкой ориентации и профессиональной мотивации; непрерывным поиском альтернатив существующей практики образования и воспитания; способностью к це-леполаганию и целереализации как основе авторской модели; совместным со студентами осмыслением элементов содержания образования и внесением авторских поправок; рефлексией личностного опыта, поведения и отношений; ответственностью за принимаемые решения и предоставляемую свободу выбора; принятием или отвержением форм деятельности и общения с позиции своего идеала; ориентацией на самоизменение в процессе педагогической деятельности.При подготовке будущего учителя к реализации на практике идей личностно-ориентированного подхода необходимо учитывать условия утверждения гуманистических принципов, преодоление «стандартов сознания», поведения, мышления при акцентировании на самостоятельность, актуализацию личностного опыта и сил саморазвития каждого субъекта сотрудничества и сотворчества в целостном педагогическом процессе. Учет многообразия позитивных установок, условий и ситуаций, направленных на актуализацию личностного компонента и жизненных смыслов студентов при систематическом обогащении опытом в творческой, образовательной среде способствует формированию готовности современного педагога к реализации идей и ценностей гуманно-личностной парадигмы на практике.

Ключевые слова

гуманизация, личностно-ориентированный подход, современная парадигма обучения, система «школа - вуз», «готовность», humanization, individual-oriented approach, a modern paradigm of education, «prepareness», system «school - university»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фатеев Виктор АнтоновичБарнаульский государственный педагогический университеткандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гимнастики факультета физической культуры
Всего: 1

Ссылки

Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 27-32.
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 18-26.
Гречко A.C., Келлер A.C., Щепина Н.А. Некоторые пути формирования профессиональных качеств учителя физической культуры на занятиях гимнастикой // Вопросы дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки учителя физической культуры: Сб. науч. трудов. Уральск, 1990. С. 105-106.
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.
Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. 440 с.
Polanyi M. The Foundetions of freedom in Science // Physical Science and Human Values. N.Y., 1969. P. 125.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию // Становление человека: Пер. с англ. М., 1994. 480 с.
Рыбина H.A. Личностно-ориентированный подход в развитии профессионального интереса студентов педвуза // Актуальные вопросы личностно-ориентированного образования. Шадринск, 2003. С. 69-71.
Сластенин В.А., Виленский М.Я. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности: вопросы методологии и теории // Теория и практика физической культуры. 1985. № 6. С. 43.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1989. 127 с.
 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2008. № 29.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2008. № 29.