Акмеориентированный процесс личностно-профессионального становления студентов определяется акменаправленной мотивацией, рассматриваемой как процесс, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Выраженность показателей мотивационного профиля и особенности причинной типологии мотивации по векторам активности студентов предоставляет возможность оценки качества личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования
MOTIVATIONAL SPECIAL FEATURES OF THE PERSONAL-PROFESSIONAL MAKING OF STUDENTS.pdf Как отмечают А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова [1], включенность в акмеориентированный процесс требует новых специфических качеств человека, к которым, прежде всего, следует отнести ак-менаправленную мотивацию. Она включает в себя мотивацию достижения, мотивацию самопрезентации и самореализации, мотивацию автономности и независимости, творческого вклада в личностно-профессио-нальное становление человека. Изучение акменаправ-ленной мотивации дает возможность представить ее как психолого-акмеологическую закономерность лич-ностно-профессионального становления студентов в условиях высшего профессионального образования. При этом мотивация определяется нами как побуждение к действию определенным мотивом, как процесс выбора между различными возможными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность [2-4].Следует отметить, что многозначность мотивацион-ных проявлений определяет многообразие различных методик, используемых для их психодиагностики: прямые методы психодиагностики мотивации сферы личности; личностные опросники для измерения мотивов; проективные методы для диагностики мотивов [5].Для более полной оценки перспектив общего мо-тивационного становления в процессе обучения необходимо исследовать характер соотношения основных мотивационных тенденций, насколько человек готов выйти за пределы реальной житейской ситуации, стремится к самоактуализации. Данным задачам, с нашей точки зрения, в наиболее полной мере соответствует методика «Мотивационный профиль личности» [6-8].Для обработки экспериментальных данных была использована компьютерная версия методики, разработанная в лаборатории компьютерной психодиагностики Томского политехнического университета. Суммарные диагностические оценки относятся к 7 собственно мотивационным шкалам, составляющим мотивационный профиль личности (МП), и 2 шкалам эмоционального поведения, составляющим эмоциональный профиль (ЭП). Включение эмоционального профиля в общий мотивационный профиль личности диктуется в научном плане внутренней общностью мотивации и эмоций, а в практическом - значительной диагностической информацией.Шкалы мотивационного профиля: П - поддержание жизнеобеспечения; К - комфорт; С - социальный статус; О - общение; Д - общая активность; ДР - творческая активность; ОД - общественная полезность.В соответствии с методикой каждая из 7 мотива-ционных шкал может быть представлена в 4 подшка-лах: «Ж» - общежитейская, т.е. относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности; «Р» - рабочая (учебная), относится к сугубо рабочей или учебной сфере; И -«идеальное» состояние мотива, т.е. уровень собственно побуждения, устремления; РС - «реальное состояние» - то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а также то, сколько для этого затрачивается усилий. Таким образом, общая оценка мотивационной сферы личности по результатам тестирования составляется из 28 подшкал мотивационного профиля и 4 шкал эмоционального профиля.Мотивационные шкалы можно укрупнять, складывая одноименные «идеальные» и «реальные» показатели. В этом случае число мотивационных под-шкал сокращается до 14, а при сложении профилей «Ж» и «Р» - до 7, что и предусмотрено в компьютерном варианте методики.В исследовании приняли участие студенты разных профилей (гуманитарного, технического) в количестве 150 человек, из них 61 - студенты технического профиля и 89 - гуманитарного профиля обучения.Результаты изучения мотивационного профиля студентов томских вузов приведены на рис. 1, пред-ставлющем усредненный мотивационный профиль студентов гуманитарного и технического обучения.Если сравнивать структуру мотивов студентов обоих профилей, то можно отметить некоторые сходства и различия. Так, показатели по профилям П (поддержание), К (комфорт), С (социальный статус) у студентов как гуманитарного, так и технического профилей имеют значительную выраженность. Это означает, что студенты стремятся к удовлетворению потребностей жизнеобеспечения и самосохранения, получения необходимых условий комфорта и гарантий безопасности. Сюда также входят моменты самооценки, статуса как основ существования и развития личности в обществе. Высокие показатели по этим профилям свидетельствуют скорее о потребительской тенденции, т.е. тенденции поддержания жизнедеятельности и социального существования личности. Показатель по профилю О (общение) высок у обеих групп студентов. С одной стороны, это говорит о хороших коммуникативных способностях учащихся, но, с другой стороны, это еще одно свидетельство в пользу потребительской позиции испытуемых. Интересен тот факт, что показатель по профилю Д (общая активность) наиболее высок у студентов технического профиля. Возможно, это объясняется тем, что диапазон общей активности у учащихся гуманитарного профиля сужается и ограничивается только учебной сферой, тогда как студенты технического профиля уже в условиях обучения имеют более широкий спектр профессиональной привлечен-ности к конкретным видам технической деятельности, т.е. они освобождаются от концентрации активности только на учебе и проявляют ее в других сферах.Относительно высоким являются показатели по профилю ДР (творческая активность). У студентов гуманитарного профиля этот показатель намного выше, чем у студентов технического профиля. Мы объясняем данный факт спецификой образовательных практик, реализуемых в гуманитарном образовании, где творческая активность значительно чаще выступает как основа образовательного процесса.Одним из самых низких является показатель по профилю ОД (общественная полезность) как у гуманитариев, так и у представителей технического профиля обучения. Это объясняется сегодняшней социальной ситуацией развития общества, когда каждый работает на себя и для себя.Для исследования особенностей мотивационного профиля студентов в работе был использован метод кластерного анализа. Наиболее существенные методологические черты кластерного анализа - образование единой меры, охватывающей ряд признаков, и чисто количественное решение вопроса о группировке объектов наблюдения. Основная цель кластерного анализа - выделить в исходных многомерных данных такие однородные подмножества, чтобы объекты внутри групп были похожи друг на друга, а объекты из разных групп не похожи. Под похожестью понимается близость объектов в многомерном пространстве признаков, и тогда задача сводится к выделению в этом пространстве естественных скоплений объектов, которые и считаются однородными группами. Использование метода Уорда позволило получить пять кластеров мотивационного профиля студентов.Кластер 1. Испытуемые (17,33%) обладают высоким значениями показателей социального статуса (35,7), творческой активности (24,8), общения (29,0), низкими значениями показателей реального и идеального житейского состояния устремлений (-57,2; -44,2), идеального и реального рабочего состояния устремлений (-40,0; -36,0) и средними значениями показателей комфорта, общей активности, общественной полезности. Эмоциональный профиль не получил значительной выраженности, однако обычное астеничес-□ Студенты гуманитарного профиля□ Студенты технического профиля30-25-К" 20151050-5--10-К-15-ИПОдДР одРис. 1. Выраженность усредненного мотивационного профиля студентовкое состояние эмоций и фрустрация, стеническое состояние эмоций наиболее характерны для первого кластера, что означает склонность к активным деятель-ностным, эмоциональным переживаниям и устойчивую, управляемую позицию в трудных ситуациях.Кластер 2. Испытуемые (10,67%) обладают высокими значениями показателей устремления учебного реального (107,0), реального житейского состояния устремлений (69,1), социального статуса (26,0), общения (23,1), низким значением показателя устремления житейского идеального (-84,9) и средними значениями остальных показателей. Для данного кластера также характерны обычное, астеническое состояние эмоций и фрустрация, стеническое состояние эмоций.Кластер 3. Испытуемые (45,33%) демонстрируют высокие значения показателя идеального житейского состояния (62,9), низкие значения показателя общественной полезности (-3,1) и средние значения остальных показателей.Кластер 4. Испытуемые (18,67%) обладают высокими значениями показателя устремления житейского идеального (63,4), низкими значениями показателя устремления учебного реального (-4,7) и средними значениями остальных показателей.Кластер 5. Испытуемые (8,00%) обладают высоким значением показателя шкалы мотивационного профиля реального рабочего состояния устремлений (60,0), низким значением показателя устремления учебного идеального (-22,0) и средними значениями остальных показателей. Эмоциональный профиль характеризуется низкими значениями астенического состояния эмоций и фрустрации, астенического состояния эмоций. Данную группу студентов характеризуют склонность к гомеостатическому комфорту, переживаниям гедонистического типа, неумение управлять собой, раздражительность, проявление различных защит.Шкалы мотивационного профиля, полученные в ходе кластеризации, представлены на рис. 2.Таким образом, исходя из полученых результатов, можно констатировать, что преобладающее значение в мотивационном профиле современных студентов имеет тенденция потребления, социального поддержания жизнедеятельности. У всех исследуемых студентов идеальная общежитейская и идеальная рабочая мотивация значительно выше реальной. Высокий показатель идеальной мотивации говорит о наличии развивающихся мотивов, большом уровне побуждения и устремления, т.е. мотивы развития превалируют над мотивами поддержания, что свидетельствует о прилагаемых усилиях для достижения высоких прагматических установок. Наиболее информативные признаки, характеризующие данную выборку студентов, представлены показателями поддержания жизнеобеспечения и идеального, рабочего состояния устремлений. Мотивационный профиль можно типологизировать, выделяя при этом группы акмеориентированных студентов (кластер 1), выбравших образовательные среды, в которых происходит поступательное прогрессивное личностно-про-фессиональное становление, и группы, имеющие затруднения в своем становлении (кластер 5).Из наших бесед со студентами с мотивационным профилем неакмированного типа выясняется, что обучение в вузе связано с желанием находиться в кругу студенческой молодежи, отсутствием цели получения именно этого образования, семейными традициями, легкостью, с их точки зрения, поступления, нежеланием идти в армию (у юношей), необходимостью во времени для самоопределения, престижностью диплома о высшем образовании вообще. Студенты акмеориентированной направленности рассматривают свое профессиональное обучение с по-цЦя ш- 1кластер -2кластерЗкластер -4кластербкластерРис. 2. Графическое изображение результатов кластерного анализазиции общественной значимости выбранной профессии и широкой сферы ее применения, соответствия выбранной профессии интересам и склонностям и возможности творческой реализации в ней.В ходе бесед также выявлены различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу ее применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает их интересам и склонностям.Таким образом, для студентов акмической направленности характерно сочетание «профессиональных», «познавательных» и «общесоциальных» мотивов, тогда как у студентов, не отвечающих критерию акмич-ности, больше выражены «утилитарные» мотивы. Оценка мотивационного профиля студентов позволяет констатировать, что студенты с акмической направленностью ориентированы на развитие, творческий подход к решению возникающих задач, удовлетворение личных мотивов в контексте социальных интересов. Их личностно-профессиональное становление предполагает непрерывный процесс саморазвития.Следующей психолого-акмеологической закономерностью личностно-профессионального становления нами определена структура мотивации (в исследовании приняли участие 561 человек), поскольку она направлена на выявление причинной типологии мотивации по векторам активности и позволяет увидеть не только интонирование побуждений, но и их смысловое наполнение (табл. 1).Результаты свидетельствуют, что показатели мотивации отношений (4,45) значительно превалируют над показателями мотивации достижений (0,29). Таким образом, у студентов значительнее представлено стремление выразить отношение к миру и к самому себе.Самые высокие значения, характеризующие мотивацию достижений, имеют показатели достижения успеха и означения результата, причем студенты женского пола в большей мере ориентированы на успех. Среди показателей мотивации отношений наибольший вес имеют самомобилизация, самооценка личностного потенциала, позитивные личностные ожидания.При анализе мужской и женской выборок становится очевидным, что студенты мужского пола в большей мере демонстрируют направленность на самомобилизацию и позитивные личностные ожидания. Для женщин характерна направленность на самооценку личностного потенциала и самооценку волевого усилия. Достаточно информативным оказался показатель личностного осмысления осуществляемой деятельности (-2,1 - значение по выборке, -4 - у мужчин, -1,38 - у девушек). Мы предполагаем, что реализуемая в высшем профессиональном образовании предметно-ориентированная позиция, рассматривающая студента как познающего «когнитивного» индивида, приводит к отчуждению от учебных ценностей и задач, отвращению к учению, обособлению жизненно значимых ценностей и смыслов от собственно учебно-познавательных. Подобную ситуацию В.Я. Ляудис характеризует как внутренний психологический отход от ситуации учения.Низкие показатели познавательного мотива (0,27 - значение по выборке, -3 - у мужчин, 1,5 - удевушек) объясняются слабой востребованностью в учебной деятельности инициативы студентов, которая чаще подавляется, чем поощряется. Овладение в первую очередь оперативно-технической стороной деятельности в противовес смысло- и целеполаганию объясняет низкие показатели внутреннего мотива (-1,4 - значение по выборке, -1,7 - у мужчин, -1,3 - у девушек) и сложности заданий (-1,1 - значение по выборке, -3,3 - у мужчин, -0,3 - у девушек). На уровне статистической зависимости различия в структуре мотивации между юношами и девушками представлены показателями мотивации отношений: мотивами самооценки волевого усилия (p
Асеев В.Г., Мурзабеков М.И. Особенности структурного строения мотивации достижений личности //Акмеология и социальная психология на рубеже XXI в. М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 25-31.
Козлова Н.В. Современное высшее профессиональное образование с позиции психолого-акмеологического знания // Психологическая помощь учащейся молодежи в современном мире: Материалы Всерос. науч. конф. Курск, 2006. С. 22-23.
Климов Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3. С. 93-97.
Козлова Н.В. Психолого-акмеологический потенциал в обучении студентов высшей школы // Образование в Сибири. 2005. № 13. С. 31-36.
Мальская O.E., Сидельникова А.А. Особенности осознания студентами учебной деятельности // Проблемы рефлексии. Новоси- бирск, 1987. С. 84-92.
Печников А.Н., Мухина Г.В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД // Психология: итоги и перспек- тивы: Тезисы науч.-практич. конф. СПб., 1996. С. 40-42.
Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1975. 144 с.
Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологичес- кий аспект // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 81-86.
Смирнов А.В. Факторы успешности обучения студентов. СПб., 1997. 112 с.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 1999. 228 с.
Климов Е.А. Становление профессионала. Москва; Воронеж, 1996. 121 с.
Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000. 124 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.