ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Представлены результаты исследования локуса контроля и эмоциональной привлекательности будущего как возможных предпосылок, влияющих на профессиональное становление личности
LOCUS OF THE CONTROL AND THE EMOTIONAL RELATION TO THE FUTURE AS PSYCHOLOGICAL PRECONDITIONS OF PROFESSIONAL FORMATION O.pdf В настоящее время в России все более динамично идет развитие рынков труда и целых отраслей бизнеса. Появление ряда частных кадровых агентств наряду с государственными центрами занятости способствует, с одной стороны, увеличению вариантов оптимальных условий труда, оплаты и т.д., а с другой - предъявляет повышенные требования к подбору персонала, профессиональным и психологическим качествам человека. Эти требования особенно актуальны для средних профессиональных учебных заведений - профессиональных лицеев, технических училищ, колледжей и т.д.Знакомство с научной литературой по вопросам выбора профессии и профессиональному самоопределению личности позволяет сделать вывод, что выбор профессии и дальнейшее профессиональное самоопределение личности определяются целым рядом психологических предпосылок: локусом контроля личности, степенью привлекательности эмоционального будущего и другими. Так, в частности, последние десятилетия характеризуются активными исследованиями такого личностного конструкта, который отражает систему убеждений человека относительно того, где располагаются силы, влияющие на его судьбу, - в нем самом (внутренний, интернальный локус контроля) или в каких-то внешних факторах (внешний, экстернальный локус контроля).Анализу роли локуса контроля в профессиональном самоопределении посвящены работы Н.М. Аксеновой [1], С.В. Калининой [4], P.M. Шамионова [12]. Внутренний локус контроля как один из основных критериев профессионализма выделяют также Л.К. Маркова [8] и др. В экспериментальном исследовании К. Муздыбаева установлено, что продолжительность временной перспективы в профессиональном самоопределении существенно зависит от локуса контроля личности. Экстерналы, например, значительно чаще, чем интерналы, видят свою временную перспективу укороченной. А интерналы, в свою очередь, чаще имеют временную перспективу на длительный срок [9].О важности учета локуса контроля в профессиональном самоопределении личности говорят и некоторые зарубежные психологи. Так, К. Роджерс [10] считал, что осознанность выбора человеком любого решения, в том числе и профессии, предполагает внутренний локус контроля. Дж. Фрейберг [11], развивая взгляды К. Роджерса, отмечает, что обучить выбору профессии невозможно, т.к. научиться чему-либо можно лишь самообучаясь. Только в этом случае ученик становится ответственным, независимым, творческим, опирающимся на себя, для него главным является самокритика и самооценка, а оценка других - второстепенна. Переход от экстернальности к интернальности создает сильное ощущение дисбаланса и дискомфорта, но это неотъемлемая составляющая поиска и открытия подлинного себя. Некоторые американские психологи и исследователи в области образования предлагают даже методы долгосрочных изменений интегральной характеристики личности в сторону интернальности (например, внеклассные образовательные программы «outdoor») [14, 15].Еще одним параметром, влияющим на осознанность выбора профессии и на процесс профессионального становления личности, является уровень позитивного эмоционального отношения к будущему. Так, М.Р. Гинзбург, определяя показатели сформирован-ности самоопределения личности, характеризует этот уровень на позитивном полюсе как эмоционально привлекающий, на негативном - как эмоционально угрожающий [2. С. 60-71]. В реальной жизни роль данного регулятора исследована Е.П. Ильиным. Он пишет, что, прогнозируя какое-либо эмоциональное состояние, человек стремится в те места и к тем людям, которые могут эту потребность удовлетворить [3]. Результаты исследования М.Р. Гинзбурга во многом перекликаются с позицией Е.А. Климова, который также рассматривает процесс выбора профессии через эмоциональное отношение оптанта: «.. .решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, аналитическим, но и эмоциональным, синтетическим» [5. С. 236-237].В зарубежной психологии представлен целый ряд работ, посвященных изучению влияния эмоциональной окрашенности будущего на процесс профессионального становления личности. Например, К. Левин изучал влияние степени уверенности в своих ожиданиях и представлениях у подростков на выбор профессии, а также проанализировал влияние психологического прошлого (предшествующего успеха или неудачи) на психологическое будущее [7]. Р. Эммонс, обобщив экспериментально-психологические исследования последних лет, рассматривает личные цели к будущему как основной конструкт поведения человека [13]. К примеру, он определяет влияние эмоциональной модуляции статуса цели на мотиваци-онные аспекты личности. Хотя будущее существует лишь субъективно, его мотивирующая сила во многом зависит от эмоциональной окрашенности.Таким образом, на основании имеющихся в литературе данных можно предположить, что локус контроля (экстернальность-интернальность личности) и эмоциональное представление о будущем могут в значительной степени определять как выбор профессии, так и процесс профессионального становления личности. Исходя из этого, мы в своей работе поставили цель выявить степень представленности указанных феноменов в сознании учащихся, овладевающих той или иной профессией, а также установить наличие возможной связи между ними.Исследование проводилось на базе профессионального лицея № 1 г. Иркутска. В качестве обследуемых выступили учащиеся, находящиеся на этапе обучения выбранной профессии. Выборка включала в общей сложности 325 учащихся следующих специальностей: операторы электронно-вычислительных машин, автомеханики, мастера столярно-плотничных и паркетных работ, закройщицы и секретари-референты. Эти специальности пользуются популярностью среди учащихся, и на них наблюдается большой набор.Для изучения локуса контроля нами была выбрана методика «Исследование локализации контроля личности (ЛК)» Е.Г. Ксенофонтовой [6], представляющая собой модификацию методики «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голын-киной, А.М. Эткинда. Она позволяет выявлять ло-кус контроля как систему убеждений личности относительно того, где располагаются (или локализуются) силы, влияющие на результаты действий человека и на всю его судьбу.Опросник состоит из 8 основных и 9 вспомогательных шкал. Мы в своем исследовании использовали только пять шкал указанной методики: «Ио», «Ид», «Ин», «Ип» и «Оа». Шкала «Ио» (общей ин-тернальности) охватывает все пункты опросника. Она характеризует человека либо как интернала, либо как экстернала; шкала «Ид» (интернальность в сфере достижений) охватывает ситуации, связанные со свершившимися достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, а также с верой в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях; шкала «Ин» (интернальность в сфере неудач) выявляет отношение к ситуациям свершившихся или возможных неуспехов; шкала «Ип» (ин-тернальность в профессиональной деятельности) охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижение человеком конкретной цели; шкала «Оа» (отрицание активности) характеризует убеждения человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей.Для измерения степени привлекательности эмоционального будущего была использована методика «Эмоциональное отношение к будущему», разработанная М.Р. Гинзбургом [2]. Она позволяет выявлять шесть эмоциональных модальностей отношения к будущему, причем каждая из них включает три чувства: 1) страх (страх, отчаяние, безнадежность);2))тревожность (тревога, беспокойство, напряжение);3))индифферентное отношение (безразличие, равнодушие, вялость); 4) заинтересованность (интерес, любопытство, увлеченность); 5) спокойствие (спокойствие, удовлетворение, удовольствие); 6) уверенность (надежда, радость, восторг). Модальности выстраиваются в континуум от страха (отрицательный полюс) к уверенности (положительный полюс).Выраженность психологических составляющих каждой модальности оценивается баллами в пределах от 1 до 5 (1 - минимальная выраженность, 5 - максимальная). При обработке данных рассчитывается интегральный показатель, который определяется путем суммирования позитивных (заинтересованность, спокойствие, уверенность) и негативных (страх, тревога, индифферентное отношение) модальностей и определения разницы между ними. Полученная разница и принимается за интегральный показатель, который характеризует эмоциональное отношение к будущему. Чем выше разница в показателях со знаком «плюс», тем более позитивным является эмоциональное отношение к будущему. И наоборот, чем она ближе к нулю, тем более амбивалентным является эмоциональное отношение к будущему (показатели позитивного и негативного эмоционального отношения к будущему сближаются). Если же разница в показателях имеет знак «минус», то эмоциональное отношение к будущему имеет негативную окраску. Обработка данных, полученных по обеим методикам, проводилась с применением пакета прикладных компьютерных программ SPSS 13.0. Эта программа является международным стандартом обработки статистических данных в области психологии и социологии.Переходим к изложению результатов исследования. В табл. 1 представлены данные, полученные по методике Е.Г. Ксенофонтовой. При определении статистической значимости различий мы воспользовались модифицированным вариантом расчета t-критерия - методом «контрастов». Данный метод позволяет проводить сравнение исследуемых выборок по градациям независимой переменной. В нашем исследовании в качестве таковой выступала каждая из шкал локуса контроля.Т а б л и ц а 1Как видно из таблицы, автомеханики имеют наиболее высокий балл выраженности по шкалам общей интернальности (22,7; p
Ключевые слова
локус контроля,
эмоциональная привлекательность будущего,
профессиональное становление личности,
locus of control,
emotional appeal of the future,
professional formation of the personАвторы
Тропотяга Павел Александрович | Иркутский государственный педагогический университет | аспирант кафедры общей и педагогической психологии | |
Всего: 1
Ссылки
Шамионов Р.М. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: Дис. ... д-ра психол. наук. Саратов, 2002. 362 с.
Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Смысл, 2004. 416 с.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
Муздыбаев К. Социальная психология. Переживание времени в период кризисов // Психол. журн. 2000. № 4. С. 5-21.
Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 303-320.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. 304 с.
Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психол. журн. 1999. Т. 20, № 2. С. 103-114.
Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996. 285 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте: Авто- реф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 15 с.
Аксенова Н.М. Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2004. 18 с.
Hans T. A meta-analysis of the effects of adventure programming on locus of control // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2000. № 30(1). Р. 33-60.
Hattie J.A., Marsh H.W., Neill J.T. & Richards G.E. Adventure Education and Outward Bound: Out-of-class experiences that have a lasting effect // Review of Educational Research. 1997. № 67. Р. 43-87.