ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ БИОПСИХОСОЦИОНОЭТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИБЕРЕМЕННОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2008. № 27.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ БИОПСИХОСОЦИОНОЭТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИБЕРЕМЕННОСТИ

Анализируются проблемы традиционных программ психодиагностики и психоинтервенции при беременности. Автор считает, что такие прграммы должны строиться на основе биопсихосоционоэтической модели беременности

THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPERVISION OF THE PR?GNANT WOMEN ON THE CONTEXT OF BIOPSYCHOSOCIONOETIC MODEL OF PRAGNANCY.pdf Оказание психологической помощи беременным женщинам на всем протяжении родовой деятельности является, как показали клинические наблюдения и психологические исследования в рамках перинатальной психологии, совершенно необходимой составляющей комплексного сопровождения родовспоможения. Анализ исследовательских программ психологии беременности и прикладных программ оказания психологической помощи беременным женщинам показал, что они часто страдают фрагментарностью, декларированием принципов системности, структурно-уровневос-ти, неясностью позиции относительно места беременности на континууме «здоровье - болезнь» и т.д. Представленная ниже программа психологического сопровождения беременных женщин - даны ее концептуальные основания и структура - составлена с учетом высказанных замечаний.1. Биопсихосоционоэтическая оценка (диагностика) беременности в ее динамике и оказание психологической помощи строятся на следующих принципах:•·антропологическом / антропоцентрическом (беременная женщина в высшей степени олицетворяет сущность человека, это не просто беременная кошка);•·холистическом (беременная женщина представляет собой целостное и сложное биопсихосоционоэ-тическое образование);•·системном (беременная женщина как сложное, целостное образование представляет собой систему со всеми ее свойствами: саморазвитием, самоорганизацией, стремящейся к устойчивости и саморазрушающейся за счет избыточной устойчивости);•·структурно-уровневом (беременная женщина как система имеет структурно-уровневую организацию личности и поведения, что отражается в ее развитии/становлении и нарушении, отклонении и патологии развития);•·генетическом (беременность как «социальная ситуация развития»);•·•·фазном, или динамическом (проходит определенные стадии, фазы - триместры, имеющие свои особенности);•суппортивном (требуется психологическая поддержка с учетом биопсихосоционоэтической модели беременности, а также объективной, квазиобъективной и субъективной оценки актуального состояния беременной женщины).2.Биопсихосоционоэтическая/духовная модельбеременности; общая оценка состояния беременнойженщины в динамике беременности состоит из:1))объективного медицинского диагноза собственно беременности и комормидных состояний;2))(квази)объективного психологического диагноза беременности (беременной), который определяется на основании следующих особенностей:•·личности и характера.•эмоциональной сферы (стрессоустойчивость);•когнитивной (интеллектуальной) сферы;•·потребностно-мотивационной сферы (мотивы зачатия и беременности);•·межличностных отношений (в семье, на работе, с ребенком);•духовной сферы (ценности и смыслы: жизнь, здоровье, беременность, ребенок (дети), материнство);3))субъективного психологического диагноза (субъективная оценка) беременности; внутренней картины актуального состояния беременности (место на континууме здоровье-болезнь и его особенности): когнитивный, эмотивный, коннативный-отно-шенческий аспекты.3.На основании указанной модели беременности,ее структурных составляющих, принципов оценки иоказания психологической помощи предлагается сле-дующая программа, включающая три подпрограммы,или составляющих, психологической работы с бере-менными женщинами в динамике триместров.Психодиагностическая составляющая программы. Обследование беременных женщин с помощью психологических методов - тестов, вопросников, бесед и наблюдения - с целью определения психологического (квази)объективного и субъективного диагноза (ВКАСБЖ).Психоэдукативная (просвещение и воспитание) составляющая программы. Выяснение, что знали и знают женщины о беременности, о материнстве, родительский опыт. Информирование и просвещение беременной, ее партнера и близких относительно ее актуального состояния и прогноза в динамике триместров. Информация о питании, режиме и образе жизни («вредные привычки», физические нагрузки и т.д.). Больше внимания этой подпрограмме следует уделять в первом триместре.Психосуппортивная (поддерживающая, консульта-тивно-коррекционно-терапевтическая) составляющая программы. На основании данных обследования (всех диагнозов) составляется и реализуется программа (индивидуальная и групповая) оказания психологической помощи беременным и их близким, объем и содержание которой индивидуализируются. По интенсивности эта помощь может быть консультативной, психо-коррекционной и психотерапевтической.Подпрограмма может строиться с опорой на возможности любого из современных направлений оказания психологической помощи и их интеграцию (прежде всего в виде технического эклектизма). Мы же реализуем данную программу с опорой на возможности прежде всего бихевиорально(поведенчес-ки)-когнитивной психотерапии и консультирования. Больше внимания этой подпрограмме следует уде-ляетьво втором и третьем триместрах.4. Фазы течения беременности (триместры):Первый триместр. Психологическая диагностика. Заключение психолога (психологический диагноз и прогноз). Психоэдукативные и психоподдерживаю-щие мероприятия. Формирование и укрепление материнских установок.Второй триместр. Психологический мониторинг. Психологическая экспресс-диагностика. Заключение психолога (психологический диагноз и прогноз). Психосуппортивные мероприятия.Третий триместр. Психологический мониторинг. Психологическая экспресс-диагностика. Заключение психолога (психологический диагноз и прогноз). Пси-хоэдикативные и психосуппортивные мероприятия, ориентированные на подготовку беременных к родам.Биопсихосоционоэтическая оценка, прогноз. Данная программа реализуется в рамках исследовательского проекта «Психологическое благополучие беременных женщин в системе детерминант предродовой деятельности и родов». Программа рассчитана на 72 часа (2 занятия в неделю по 1 часу в течение трех триместров) и включает психодиагностические, психоэдукативные и психосуппортивные мероприятия

Ключевые слова

программа, беременность, биопсихосоционоэтическая модель, program, pregnancy, biopsychosocionoethic model

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузьмина Юлия Викторовнацентр «Женское здоровье»
Всего: 1

Ссылки

 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ БИОПСИХОСОЦИОНОЭТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИБЕРЕМЕННОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2008. № 27.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ БИОПСИХОСОЦИОНОЭТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИБЕРЕМЕННОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2008. № 27.