Половые различия в стилях учебной деятельности школьников при переходе из начального звена обучения в основное | Сибирский психологический журнал. 2014. № 51.

Половые различия в стилях учебной деятельности школьников при переходе из начального звена обучения в основное

Представлены результаты лонгитюдного исследования стилей учебной деятельности школьников разного пола при переходе из начального в основное звено обучения. Описаны сходство и различия в структурах стилей учебной деятельности и во взаимосвязях компонентов стиля с успеваемостью мальчиков и девочек младшего школьного и подросткового возраста.

Sex differences in styles of educational activity of scool students in the period of transition from primary to secondary school.pdf Постановка проблемы. Проявление особенностей пола в учебной деятельности школьников является предметом как отечественных, так и зарубежных исследований начиная с 60-х гг. прошлого столетия. При этом результаты, полученные разными авторами, весьма противоречивы. Так, с одной стороны, имеют место эмпирические данные, указывающие на существование межполовых различий в учебной деятельности (A. Kossakowski, 1965, 1969; W. Friedrich, 1966, 1980; K.-H. Otto, 1970; H. Muller, 1980; Б.И. Хасан, 1996; В.Д. Еремеева, 2005 и др.). С другой стороны, ряд исследователей (C.N. Jacklin, E.E. Maccoby, 1974; A C. Petersen, M.A. Wittig, 1979; И.С. Кон, 1988 и др.) утверждают, что различия между полами в учебной деятельности не проявляются столь ярко либо, проявляясь в начале обучения, затем сглаживаются и исчезают. Г.М. Бреслав и Б.И. Хасан [7] отмечают, что в условиях современной школы, от момента поступления до момента окончания, мальчики и девочки обучаются без учета особенностей пола, индифферентность образования к половым различиям выражается не только в малоосмысленной организационной совместности обучения, но еще и в содержательной безадресности. Все это в конечном итоге ведет к тому, что у девочек к подростковому возрасту формируются черты характера, которые традиционно принято считать «мужскими» (настойчивость, решительность и т.д.), тогда как у мальчиков, напротив, проявляются типично «женские» манеры поведения и особенности личности (мягкосердечие, зависимость и т.п.). Таким образом, как отмечено ранее, данные исследований по проблеме гендерных различий довольно противоречивы и требуют дальнейшей тщательной разработки для научно-психологического обоснования необходимости осуществления гендерного подхода в образовании. Особую актуальность изучению данной проблемы придает то, что в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. одним из направлений перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития является развитие человеческого потенциала России, предполагающее обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, переход от системы массового образования к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех [12], осуществление которого, в свою очередь, невозможно без учета особенностей пола в процессе обучения. В нашем исследовании с позиции теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина изучаются гендерные различия в стилях учебной деятельности (СУД) школьников при переходе из начального звена обучения в среднее [5, 6]. Анализ литературы позволяет выдвинуть предположение о том, что как в младшем школьном, так и в подростковом возрасте существуют различия в стилях учебной деятельности мальчиков и девочек, кроме того, компоненты СУД мальчиков и девочек могут быть по-разному взаимосвязаны с успеваемостью на разных этапах обучения. Организация и методики исследования. Экспериментальная часть исследования осуществлялась в два этапа. На первом этапе в качестве испытуемых выступили учащиеся третьих классов МОУ «Школа № 9 г. Перми», всего 61 человек (26 девочек и 35 мальчиков). На втором этапе испытуемыми были эти же учащиеся, ставшие восьмиклассниками. Для изучения стилей учебной деятельности школьников была сконструирована «Комплексная методика изучения стиля учебной деятельности школьников». В основу данной методики положен опросник А.К. Байметова [1], направленный на изучение стиля учебной деятельности старшеклассников. В качестве показателя успеваемости рассматривался итоговый средний балл по основным предметам математического, естественнонаучного и гуманитарного циклов за учебный год. Полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики (корреляционный анализ и факторный анализ). Результаты исследования и их обсуждение Результаты, полученные на выборке младших школьников. Для более полного понимания структуры стилей учебной деятельности мальчиков и девочек младшего школьного возраста был выполнен факторный анализ, результаты которого представлены в табл. 1. Т а б л и ц а 1 Факторное отображение структуры стилей учебной деятельности мальчиков и девочек младшего школьного возраста Показатели Мальчики Девочки F1 F2 F3 F1 F2 F3 1 Легкость и быстрота перехода от одной формы работы к другой -0,59 0,52 2 Темп деятельности 0,79 3 Выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных 0,59 0,61 4 Продуманность ответов 0,74 0,52 5 Выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап 0,59 6 Использование черновика -0,44 0,55 7 Выделение проверки задания в отдельный этап -0,50 0,70 8 Тщательность в осуществлении самоконтроля -0,70 0,79 9 Предпочтение отвечать с места -0,45 10 Наличие отдыха перед выполнением домашнего задания -0,59 11 Наличие перерывов в выполнении домашнего задания -0,55 -0,56 12 Предпочтение заниматься в одиночестве -0,57 0,57 13 Последовательность выполнения заданий (с более трудных предметов) -0,49 14 Наличие режима выполнения домашнего задания 0,62 15 Способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания 0,50 16 Отсутствие пропуска уроков без уважительных причин -0,47 0,71 17 Способность терпеливо слушать ответ другого -0,51 -0,55 18 Желание доказывать правильность своей гипотезы 0,42 19 Дополнение и исправление ответов одноклассников 0,60 0,50 -0,62 20 Желание подбирать дополнительный материал к уроку 0,48 -0,49 21 Сосредоточенность во время урока -0,52 0,77 22 Внимание к объяснению урока учителем 0,59 -0,46 0,63 23 Внимание к ответам одноклассников 0,46 24 Предпочтение не списывать у одноклассников 0,43 -0,49 25 Своевременная подготовка рабочего места -0,57 -0,56 Доля объяснимой дисперсии, % 12,5 11,2 10,1 20,9 12,3 10,4 Как в выборке мальчиков, так и в выборке девочек было выделено по три фактора, вобравших соответственно 33,8 и 43,6% общей дисперсии. Из табл. 1 видно, что в выборке мальчиков в первый фактор с наибольшими весами вошли следующие компоненты стиля учебной деятельности: выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных, продуманность ответа, предпочтение отвечать у доски, желание доказывать правильность предложенной гипотезы, решения и т. п., исправлять и дополнять ответы одноклассников, подбирать дополнительный материал к уроку, внимание к объяснению урока учителем, к ответам товарищей, предпочтение не списывать у одноклассников. Фактор получил название «Выдержанность и внимательность на фоне активности работы на уроке». Во второй фактор вошли затруднения при переходе от одной формы работы к другой, отсутствие черновиков, отсутствие итогового самоконтроля, пропуск уроков без объективных причин, отсутствие сосредоточенности во время урока и невнимание к объяснениям учителя. Фактор обозначен как «Недостаточная сформированность самоконтроля на фоне низкой сосредоточенности и динамичности перехода от одной формы работы к другой». В третий фактор со значимыми весами вошли отсутствие отдыха перед выполнением домашнего задания, отсутствие перерывов во время его выполнения, предпочтение заниматься в компании, неспособность терпеливо слушать ответы одноклассников, несвоевременная подготовка рабочего места к уроку. Фактор получил название «Нерациональная организация условий для выполнения заданий». В выборке девочек в первый фактор вошли высокий темп деятельности, выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных, выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап, выделение проверки задания в отдельный этап, тщательность в осуществлении самоконтроля, предпочтение заниматься в одиночестве, способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания, дополнение и исправление ответов одноклассников, сосредоточенность во время урока. Фактор обозначен как «Сосредоточенность и высокий уровень самоконтроля на фоне динамичности учебной деятельности». Второй фактор назван «Организованность и основательность при подготовке к ответам и к выполнению заданий». В него вошли продуманность ответов, использование черновика, наличие режима в выполнении домашних заданий, выполнение домашней работы, начиная с более легких заданий, отсутствие желания исправлять и дополнять ответы одноклассников. В третий фактор вошли легкость и быстрота перехода от одной формы работы к другой, отсутствие перерывов в выполнении домашнего задания, неспособность терпеливо слушать ответы одноклассников, нежелание подбирать дополнительный материал к уроку, списывание у одноклассников и несвоевременная подготовка рабочего места к уроку. Фактор обозначен как «Особенности самоорганизации». Таким образом, стиль учебной деятельности мальчиков младшего школьного возраста определяется следующими факторами: выдержанность и внимательность на фоне активности работы на уроке, недостаточная сформированность самоконтроля на фоне низкой сосредоточенности и динамичности перехода от одной формы работы к другой, нерациональная организация условий для выполнения заданий. Тогда как стиль учебной деятельности девочек младшего школьного возраста характеризуется сосредоточенностью и высоким уровнем самоконтроля на фоне динамичности учебной деятельности, организованностью и основательностью при подготовке к ответам и к выполнению заданий и особенностями самоорганизации. В ходе исследования были рассмотрены статистически значимые взаимосвязи компонентов стилей учебной деятельности с успеваемостью младших школьников разного пола (табл. 2). Т а б л и ц а 2 Статистически значимые коэффициенты корреляции показателей компонентов стиля учебной деятельности с показателями успеваемости младших школьников разного пола Компоненты стиля учебной деятельности Успеваемость Мальчики Девочки Темп деятельности 0,49 0,72 Выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных 0,52 Продуманность ответов 0,61 0,47 Дополнение и исправление ответов одноклассников 0,55 Выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап 0,52 Выделение проверки задания в отдельный этап 0,61 Способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания 0,49 Отсутствие пропуска уроков без уважительных причин 0,58 Сосредоточенность во время урока 0,59 Внимание к объяснению урока учителем 0,49 Предпочтение не списывать у одноклассников 0,44 Анализ взаимосвязей выявил как сходства, так и различия между выборками мальчиков и девочек. Сходство проявляется в том, что и у девочек, и у мальчиков успеваемость имеет положительную взаимосвязь с темпом деятельности и продуманностью ответов. Различия обнаружены в количестве и характере взаимосвязей стилевых компонентов с успеваемостью. В выборке девочек количество таких связей значительно больше, нежели в выборке мальчиков. Если успеваемость мальчиков положительно взаимосвязана с выполнением на уроке большего объема заданий, дополнением и исправлением ответов одноклассников, то успеваемость девочек в этом возрасте зависит от выделения подготовки к выполнению задания и проверки задания в отдельные этапы, способности сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания, посещаемости, сосредоточенности во время урока, внимания к объяснению урока учителем и самостоятельности при выполнении учебных заданий. Результаты, полученные на выборке подростков. Для более полного и качественного понимания структуры стилей учебной деятельности мальчиков и девочек подросткового возраста был выполнен факторный анализ (табл. 3). Т а б л и ц а 3 Факторное отображение структуры стилей учебной деятельности мальчиков и девочек подросткового возраста Показатели Мальчики Девочки F1 F2 F3 F1 F2 F3 1 Легкость и быстрота перехода от одной формы работы к другой -0,59 -0,51 2 Возможность параллельно выполнять разные формы работы 0,64 3 Темп деятельности -0,66 4 Выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных 0,55 5 Продуманность ответов -0,48 0,54 0,50 -0,63 6 Выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап 0,44 -0,50 -0,51 7 Выделение проверки задания в отдельный этап -0,51 -0,51 8 Тщательность в осуществлении самоконтроля -0,50 -0,70 9 Предпочтение давать письменный ответ 0,56 10 Наличие отдыха перед выполнением домашнего задания -0,53 11 Наличие перерывов в выполнении домашнего задания -0,55 0,65 12 Предпочтение заниматься в одиночестве 0,42 13 Наличие режима выполнения домашнего задания -0,49 14 Способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания -0,48 0,50 15 Отсутствие пропуска уроков без уважительных причин -0,44 -0,67 О к о н ч а н и е т а б л. 3 Показатели Мальчики Девочки F1 F2 F1 F2 16 Способность терпеливо слушать ответ другого -0,60 17 Желание доказывать правильность своей гипотезы -0,72 -0,59 18 Дополнение и исправление ответов одноклассников -0,49 19 Активная работа на уроке -0,52 -0,56 20 Желание подбирать дополнительный материал к уроку -0,59 -0,54 21 Сосредоточенность во время урока -0,77 22 Внимание к объяснению урока учителем -0,72 -0,61 0,61 23 Внимание к ответам одноклассников -0,45 -0,58 24 Предпочтение не списывать у одноклассников -0,67 -0,78 25 Самостоятельность при решении сложных задач -0,49 0,52 0,61 26 Своевременная подготовка рабочего места -0,52 27 Предварительное планирование деятельности -0,50 -0,76 Доля объяснимой дисперсии, % 15,0 11,6 10,5 21,0 12,8 10,9 Как видно из табл. 3, в выборках мальчиков и девочек было выделено по три фактора, вобравших соответственно 37,1 и 44,7% общей дисперсии. В выборке мальчиков-подростков в первый фактор вошли следующие компоненты стиля: затруднения при переходе от одной формы работы к другой, медленный темп деятельности, недостаточная продуманность ответов, неспособность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания, пропуски уроков без объективных причин, низкий уровень активности работы на уроке, отсутствие желания подбирать дополнительный материал к уроку, невнимание к объяснению урока учителем и к ответам одноклассников, списывание у одноклассников, отсутствие самостоятельности при решении сложных задач, несвоевременная подготовка рабочего места, отсутствие предварительного планирования деятельности. Фактор носит название «Инертность и невнимательность на фоне несамостоятельности и низкой стрессоустойчивости». Во второй фактор входят продуманность ответов, выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап, предпочтение давать письменный ответ, отсутствие отдыха перед выполнением домашнего задания, отсутствие перерывов в выполнении домашнего задания, предпочтение заниматься в одиночестве, нежелание доказывать правильность своей гипотезы, решения, дополнять и исправлять ответы одноклассников. Фактор обозначен как «Нерациональная организация выполнения домашнего задания на фоне погруженности в себя». Третий фактор включает в себя выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных, отсутствие выделения подготовки к выполнению задания и его проверки в отдельный этап, отсутствие тщательности в осуществлении самоконтроля. Фактор назван «Динамичность на фоне слитности основных компонентов деятельности». В выборке девочек-подростков в первый фактор вошли возможность параллельно выполнять разные формы работы, отсутствие выделения подготовки к выполнению задания в отдельный этап, отсутствие тщательности в осуществлении самоконтроля, наличие перерывов в выполнении домашнего задания, отсутствие режима выполнения домашнего задания, пропуски уроков без объективных причин, нежелание доказывать правильность своей гипотезы, низкий уровень активности на уроке, отсутствие сосредоточенности на уроке, невнимание к объяснениям учителя, списывание у одноклассников, отсутствие предварительного планирования деятельности. Фактор обозначен как «Отсутствие стремления соответствовать требованиям учебной деятельности». Во второй фактор вошли продуманность ответов, отсутствие выделения проверки задания в отдельный этап, способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания, нежелание подбирать дополнительный материал к уроку, внимание к объяснению урока учителем и невнимание к ответам одноклассников, самостоятельность при решении сложных задач. Фактор назван «Отсутствие систематичности в учебной деятельности». Третий фактор включает в себя затруднения при переходе от одной формы работы к другой, недостаточную продуманность ответов, неспособность терпеливо слушать ответ другого, самостоятельность при решении сложных задач. Фактор получил название «Инертность на фоне самостоятельности в учебной деятельности». Таким образом, стиль учебной деятельности мальчиков-подростков определяется следующими факторами: инертность и невнимательность на фоне несамостоятельности и низкой стрессоустойчивости, нерациональная организация выполнения домашнего задания на фоне погруженности в себя и динамичность на фоне слитности основных компонентов деятельности. В свою очередь стиль учебной деятельности девочек-подростков характеризуется отсутствием стремления соответствовать требованиям учебной деятельности, отсутствием систематичности в учебной деятельности и инертностью на фоне самостоятельности в учебной деятельности. Сопоставление соответствующих результатов показывает, что успеваемость девочек и мальчиков в подростковом возрасте взаимосвязана с различными компонентами стиля учебной деятельности (табл. 4). Т а б л и ц а 4 Статистически значимые коэффициенты корреляции показателей компонентов стиля учебной деятельности с показателями успеваемости подростков разного пола Компоненты стиля учебной деятельности Успеваемость Мальчики Девочки Легкость и быстрота перехода от одной формы работы к другой 0,44 Выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных 0,46 Предпочтение заниматься в оживленной обстановке 0,34 Возможность параллельно выполнять разные формы работы -0,41 Предпочтение отвечать с места 0,47 Наличие режима в выполнении домашнего задания 0,53 Как видно из табл. 4, успеваемость девочек-подростков отрицательно взаимосвязана с возможностью в ходе урока одновременно выполнять разные формы работы и положительно - с предпочтением отвечать с места и наличием определенного режима выполнения домашнего задания. Успеваемость мальчиков-подростков положительно взаимосвязана с легкостью и быстротой перехода от одной формы работы к другой, выполнением на уроке дополнительных заданий помимо основных и предпочтением заниматься в оживленной обстановке. Таким образом, успеваемость девочек и мальчиков в данном возрасте взаимосвязана с различными компонентами стиля учебной деятельности (у мальчиков это компоненты, преимущественно относящиеся к динамическим характеристикам, у девочек - касающиеся обеспечения условий деятельности). Выводы: 1. Стили учебной деятельности младших школьников разного пола имеют различную структуру. Стиль учебной деятельности мальчиков младшего школьного возраста характеризуется выдержанностью и внимательностью на фоне активности работы на уроке, недостаточной сформированностью самоконтроля на фоне низкой сосредоточенности и динамичности перехода от одной формы работы к другой, нерациональной организацией условий для выполнения заданий. Стиль учебной деятельности девочек младшего школьного возраста отличается сосредоточенностью и высоким уровнем самоконтроля на фоне динамичности учебной деятельности, организованностью и основательностью при подготовке к ответам и к выполнению заданий и особенностями самоорганизации. 2. При переходе из начального звена школы в основное происходят изменения в структуре стилей учебной деятельности учащихся обоего пола, при этом так же имеются различия в структурах стилей мальчиков и девочек. Стиль учебной деятельности мальчиков-подростков определяется следующими факторами: инертность и невнимательность на фоне несамостоятельности и низкой стрессоустой-чивости, нерациональная организация выполнения домашнего задания на фоне погруженности в себя и динамичность на фоне слитности основных компонентов деятельности. Стиль учебной деятельности девочек-подростков характеризуется отсутствием стремления соответствовать требованиям учебной деятельности, отсутствием систематичности в учебной деятельности и инертностью на фоне самостоятельности в учебной деятельности. 3. Успеваемость девочек младшего школьного возраста имеет большее количество взаимосвязей с компонентами СУД, нежели успеваемость мальчиков. При этом и у девочек, и у мальчиков успеваемость имеет положительную взаимосвязь с темпом деятельности и продуманностью ответов. 4. К подростковому возрасту в обеих выборках количество значимых взаимосвязей успеваемости с компонентами стиля учебной деятельности сократилось. При этом компоненты стилей учебной деятельности, с которыми связана успеваемость подростков разного пола, различны. 5. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости учета половых различий в стилях учебной деятельности школьников на разных ступенях обучения.

Ключевые слова

лонгитюдное исследование, стиль учебной деятельности, половые различия, longitudinal study, academic activity style, sex differences

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Самбикина Оксана СемёновнаПермский государственный гуманитарно-педагогический университеткандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры теоретической и прикладной психологииsambikina-oksana@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Байметов А.К. Некоторые типологически обусловленные особенности индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 129-140.
Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб. : Питер, 2006. 431 с.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара, 2005. 160 с.
Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 78-83.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагогика, 1986. 254 с.
Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М. : Смысл, 2011. С. 155-232.
Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной идентификации. Красноярск, 1996. 174 с.
Шаронова С. Гендер. Образование. Мобильность // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 130-134.
Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. URL: http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm
Штылева Л.В. Развитие педагогических взглядов на половые различия школьников в отечественном образовании (XVIII - начало ХХ1 вв.) : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2013. 27 с.
Щукин М.Р. Полисистемная характеристика структуры и развития стиля деятельности // Полисистемное исследование индивидуальности человека. М. : ПЕР СЭ, 2005. С. 17-49.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. / в ред. Распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р.
Об изучении вопросов по основам гендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования: Рекомендация Министерства образования РФ по изучению основ гендерных знаний в системе образования // Распоряжение Министра образования Рф от 22.04.2003 г. № 480-1
 Половые различия в стилях учебной деятельности школьников при переходе из начального звена обучения в основное | Сибирский психологический журнал. 2014. № 51.

Половые различия в стилях учебной деятельности школьников при переходе из начального звена обучения в основное | Сибирский психологический журнал. 2014. № 51.