Рассмотрены социально-психологические факторы, определяющие тенденции развития современной семьи; проблемы, обусловливающие нарушения здоровья ее членов, а также ресурсы психологии в комплексе с медицинскими и генетическими программами. Обсуждаются психологические (личностные и семейные), генеалогические и научно-организационные аспекты комплексных исследований психического здоровья семьи как системы, даются определения онтогенетического цикла семьи из нескольких поколений, семейно-генетического кризиса, многоуровневой модели функционирования семьи, приводятся данные о процессе семейно-генетической превенции психических расстройств и генетико-психологического консультирования семьи.
Modern family in aspect of psychology of health of the personality: problems of development and possibilities of prevention.pdf Современный период описывается как «глобальная демографическая революция, когда масштаб существенных социальных изменений, происходящих в течение жизни человека, стал столь значительным, что ни общество в целом, ни отдельная личность не успевают приспосабливаться к стрессам от перемен миропорядка» [9]. В междисциплинарных исследованиях современный этап развития цивилизации рассматривается как кризисный для классической нуклеарной семьи, что обусловлено изменением потребностей личности, а также потребностей и возможностей семьи как социальной группы [8, 11]. Проблема адаптируемости (дезадаптируемости) семьи и личности приобретает в Российской Федерации особое значение в течение последних лет (начало XXI в.), для которых характерны радикальные социо-экономико-культуральные преобразования. В результате возникли устойчивые очаги нарушения социальной адаптируемости взаимодействующих общественных групп, к которым относится и семья. В современном обществе стали заметны социально-дезадаптированные типы семейных отношений с нарушениями социально-ролевых позиций членов семьи, взаимодействия между ними [4, 16]. С другой стороны, в настоящее время со всей очевидностью проявляются признаки кризиса детства - это распространение среди детей и подростков наркомании, неуклонно «молодеющая» подростковая преступность, массовая беспризорность и безнадзорность, рост социального сиротства, спровоцированные общим социально-политическим кризисом [2]. Социальный кризис приводит к неуверенности, неопределенности в построении взаимоотношений взрослых с детьми, процесс психического развития которых есть результат не воздействия общества на ребенка, а их взаимодействия. Нашему обществу угрожают риски «доминирования детской спонтанности» в силу социального и идеологического кризиса, когда многие варианты психического развития, которые ранее оценивались как нормальные (некоторая инфантильность), сейчас воспринимаются как отклонение от нормы. Такие отклонения могут трактоваться как девиантность - «отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям» [10]. Изменения семьи связаны с изменением роли личности, все большим ее значением в современной социальной жизни, нарастанием индивидуализма в структуре личности. Эта глобальная тенденция начинает противоречить традиционным представлениям о жизненном цикле семьи. Семья существует и как социальный институт, и как малая группа. Процесс семейного функционирования является комплексным, многоаспектным. Каждая функция семьи - репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичный социальный контроль, духовное общение, предоставление социального статуса, досуговая, эмоциональная и сексуальная - имеет два аспекта, две направленности [12]. Первая направленность - по отношению к обществу, вторая - по отношению к индивиду. Поэтому социальную адаптацию определяют как «вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников» [15]. А.А. Северный трактует социальную дезадаптацию как «нарушение взаимодействия индивидуума со средой, которое характеризуется невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям и запросам» [14]. В современных условиях преимущественное значение приобретают индивидуально-психологические стимулы и преобладает психологическая мотивация семейного развития, т.е. при усложнении внутренней структуры личности «семейная» мотивация развивается, усложняется, становится многоаспектной. При этом настоящий этап развития представлен многообразием моделей семейно-ролевого функционирования. Прослеживается отчетливая тенденция увеличения числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в так называемом «незарегистрированном сожительстве» (консенсуальный или гражданский брак). Кроме того, выявляется значительное число семей, не желающих иметь детей (сознательно бездетный брак). Наряду с традиционными вариантами возникают нетрадиционные модели семьи (семья-конкубинат, групповой брак, годвин-брак, материнская семья, гомосексуальные семьи). В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности, преобладает однодет-ная семья. Растет число одиноких людей и людей, сознательно избегающих вступления в брак. Прогнозы развития модели семьи свидетельствуют об увеличении числа разводов (последовательная моногамия), что также неблагоприятно скажется на здоровье членов семьи и в первую очередь детей, преобладании неполных «материнских семей», а также семей с людьми преклонного возраста (вдовствующая семья). Кроме того, существуют перспективы роста «усыновленного роди-тельства», различных форм суррогатного материнства и искусственного оплодотворения, семей с инвалидами и хронически больными людьми. Таким образом, спектр кризисных семейных ситуаций, требующих обращения за психологической помощью, достаточно широк. Он включает условия дисгармоничного прохождения жизненных циклов семьи, а также психотравмирующие обстоятельства. При этом наблюдается неслучайность различных моделей семьи, т.е. девиаций в семейных отношениях [15]. В качестве социально-дезадаптированной представляется целесообразным рассматривать такую семью, которая обладает как минимум одним из трех социальных «квазисвойств» - кровного родства, порождения и свойства [3]. Например, что касается порождения, то его социальным квазианалогом может быть ЭКО в различных формах (от «пробирочного» оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом донора до «суррогатного» материнства). Под свойством понимается личностное взаимодействие супругов и других членов семьи. Также социально-дезадаптированная семья: не обеспечивает прожиточного минимума своим членам и простого воспроизводства населения, и / или в целом ее количественная структура в социальном и правовом контексте является «отклоняющейся от нормы»; социально-психологические показатели ее функционирования неоптимальны, и / или ее член(-ы) не удовлетворяют своих базовых, соответствующих возрасту потребностей или страдают физическими / психическими заболеваниями; совершили преступление / правонарушение; имеют минимальный уровень образования и профессиональной квалификации; в отношении такой семьи (или отдельных ее членов) общественное мнение настроено негативно (или неоднозначно), а правовые нормы являются преимущественно запретительными (ограничивающими) или помогающими. В основном семьи, испытывающие трудности, - это многодетные семьи, семьи с приемными или больными детьми и вдов(-ц)ы с детьми. Общественное мнение, опирающееся на здравый смысл, и юридические нормы, в которых закреплены определенные типы семейных отношений, права и обязанности членов семьи, являются «внешними», «фоновыми» критериями социально-дезадаптированной семьи. «Внутренние» критерии, присущие функционированию такой семьи, следующие: «качество жизни» семьи (материальные средства для поддержания жизни - физиологический прожиточный минимум, минимальная потребительская корзина, минимальная зарплата, пенсия и т.п.); количественное воспроизводство населения (замещение поколений складывается из трех демографических процессов: рождаемости, смертности и (им-)миграции); хорошие взаимоотношения в семье. Одним из наиболее значимых фундаментальных параметров можно считать состояние здоровья (физического и психического) людей. Его резкие отклонения от нормы (хронические заболевания, приобретенная инвалидность и т.п.), как правило, связаны с той или иной мерой социальной дезадаптации личности и препятствуют выполнению семьей своих основных функций. Таким образом, семья с социально-дезадаптиро-ванным(-и) членом(-ами) - это семья, где присутствует хроническое заболевание даже одного из членов семьи, которое с неизбежностью изменяет структуру межличностных внутрисемейных отношений, увеличивая нагрузку остальных членов семьи, меняя весь ее образ жизни. А с точки зрения общества свидетельствует, по меньшей мере, о частичном «уменьшении социального качества» одного из ее членов. Нестабильность семьи как социального института порождает переживание неустойчивости, усиление тревожности, что приводит к дезадаптации и нарушениям здоровья у ее членов [1, 13]. В современных программах сохранения психологического и психического здоровья необходимо учитывать как биологические (генетические), так и социально-психологические составляющие, обусловливающие нарушения здоровья у членов семьи. Однако нередко из двух путей освоения семейной психологической культуры - стихийного и управляемого - преобладающим остается первый. Это приводит к росту эмоционального напряжения, ухудшению здоровья и семейным дисфункциям. Современное российское общество испытывает потребность в создании новых организационных форм психологической помощи семье (системные медико-психологические модели), реализующих программы оздоровления семейных отношений с помощью психолого-образовательных технологий и психологических практик. «Семейную социологию» можно рассмотреть на примере Томской области [7]. В регионе преобладают варианты семей, проживающих в городских условиях (2/3 семей); 87% населения «проживает совместно с семьей». По составу семьи характеризуются малочисленностью (средний размер семьи - 3,3), значительно число неполных семей. По длительности совместного проживания семьи чаще всего распадаются после одного-пяти лет совместного существования. Регистрация заключения браков в 2010 г. в Томске увеличилась на 3% (5 393). Уменьшилось число разводов. Если в 2009 г. было зарегистрировано 5 773 акта о расторжении брака, то в 2010 г. - 5 115 актов. В Томске в 2010 г. появилось на свет 8 457 томичей, что на 103 больше, чем в предыдущем. Для исследования проблем семей мы использовали системный подход, который задает новые принципы, такие как понимание системы как саморазвивающейся; неотделимость изучения системы от условий ее существования; иерархичность строения систем, при которой один и тот же субстрат обладает разными характеристиками, параметрами, функциями [17]. Мы предлагаем многоуровневую модель функционирования семьи, которая включает: индивидуальный уровень - отдельный член семьи, микросоциальный - нуклеарная семья, микросоциум - расширенная семья, макросоциальный уровень - семья и социальное окружение [4]. При этом считаем, что совокупность психологических качеств, необходимых члену семьи, представлена семейно-необходимыми качествами: широкий круг потребностей, способностей, навыков и умений, волевых, эмоциональных и личностных качеств. При психическом расстройстве члена семьи у родственников разного возраста травмируются именно семейно-необходимые качества, нарушаются личностные предпосылки и мотивационное обеспечение решения семейных проблем, изменяется адаптируемость семьи. В то же время семья является источником не только социально-психологических отношений между близкими людьми, но и генетического наследования здоровья и болезней. Развертывание генной (биологической) программы в процессе становления человека сочетается с реализацией программы социального наследования, что может проходить в условиях семейно-генетического кризиса [5]. Семейно-генетический кризис мы определяем как один из семейных кризисов, когда происходят такие этапные жизненные события (в рамках онтогенетического цикла семьи), как создание семьи и брак, планирование и рождение детей, развод, бездетность супругов, патология беременности, рождение ребенка с психическим расстройством, развод, психическое заболевание одного из членов семьи в разном возрасте и др. Таким образом, семей-но-генетический кризис - это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящим к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. При этом выделяются две линии дальнейшего развития семьи: 1) деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования, и 2) конструктивная, включающая ресурсную составляющую. В процессе адаптации к новым условиям существования в семье происходит перераспределение функций, обязанностей, пересмотр межличностных отношений. В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что становится причиной нарушения здоровья и формирования симптоматического поведения, которое закрепляется окружением. Целью исследования стало установление семейно-генетических и генетико-психологических механизмов развития психических расстройств на основе авторской многоуровневой модели функционирования семьи психически больного для определения индивидуальных разноуровневых рисков, повышения качества жизни и социального функционирования больных и членов их семей. Материалы и методы: определение качества жизни пользователей психолого-психиатрической помощи - родственников больных психическими расстройствами; клинико-генеалогический анализ родословных; комплекс опросников, тестов исследования социально-психологических особенностей семей (генограмма, социограмма; определение мотивационных особенностей и индивидуальных копинг-стратегий членов семьи, тест «Возраст. Пол. Роль»); опросники «Участника программы помощи семье», «Оценка эмоциональной и инструментальной поддержки психически больного» (G. Sommer, T. Fydrich), «Оценка проблем, возникающих при уходе за больными родственниками» (И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер); «Шкала оценки нагрузки на семью» (G. Szmukler et al.), «Карта оценки уровня знаний о психической болезни» (Л.И. Сальникова, Л.Г. Мовина); определение семейной адаптации и сплоченности (FACES-3, Э.Г. Эйдемиллер и др.) с выявлением семейных стратегий поведения и функционального ресурса семьи (Н.М. Лаврова, В.В. Лавров); составление экокарты (метасреда) и социальной сети (опросник S.L. Phillips); генетико-математическое моделирование. Исследованы 502 семейные системы (пациент (пробанд) и его родственники) больных различными психическими расстройствами в возрасте от 3 до 73 лет. Все пациенты (или родители / замещающие их лица) были проинформированы о целях и процедуре исследования и дали письменное информированное согласие на участие в нем. Результаты исследования показали, что качество жизни родственников страдает, они ощущают на себе бремя ухода за больным и испытывают чувства подавленности, изолированности, страха за судьбу больного родственника. Для половины родственников одним из главных последствий заболевания члена семьи является ухудшение собственного здоровья и обострение денежных вопросов в семье. Одна треть родственников отмечает резкое ограничение контактов с друзьями, знакомыми и другими людьми. У родственников происходят нарушения семейных взаимоотношений. В семьях геронтопсихиатрических пациентов с деменцией на вопрос: «Хотели бы Вы определить у себя (у своих родственников) наличие риска развития отклонений в психическом здоровье?» были получены как положительные, так и отрицательные ответы. Хотя на вопрос: «Попытались бы Вы изменить свой образ жизни (отказаться от вредных привычек, придерживаться диеты, пройти дополнительное обследование, принимать лечение и др.) в случае повышенного риска?» были получены в основном положительные ответы. При оценке социальной интеграции, доверительных связей и удовлетворенности социальной поддержкой выявлено, что чаще всего у пациентов с шизофреническими психическими расстройствами эмоциональных контактов и доверительных отношений практически нет (с родственниками в том числе), резко ограничены контакты в макросреде (на работе, с врачами), часто они «чувствуют себя аутсайдерами» и «хотели бы больше понимания и внимания от других людей». При этом есть достаточные знания о своей психической болезни (симптомы, течение, лечение, побочное действие лекарств), недостаточные - об обострении и поведении при этом, о формах помощи. Только у половины пациентов нет желания обсуждать опыт и участвовать в группе, а также получать сведения о службах и формах помощи при психических расстройствах. Родственники пациентов с шизофреническими расстройствами отмечают особенности семейных взаимоотношений (бремя ухода за больным, ответственности за его судьбу, ухудшение собственного здоровья, появление опасений за здоровье других членов семьи и др.). Однако при этом чаще они не хотели бы обсуждать свой собственный опыт в группах с другими лицами, но желали бы получить дополнительные сведения о службах и формах помощи при психическом заболевании. Родственники часто в течение последнего месяца (особенно перед госпитализацией больного) распознавали его болезненное состояние, иногда или часто они постоянно думали о больном, сблизились с другими членами семьи, почти всегда обеспечивали его благополучие, при этом «чувствовали себя полезными». В группе родственников больных шизофреническими расстройствами первой степени родства психопатологию имеют 16,8% лиц, в том числе шизофрения отмечена в 1,9% случаев. В группу риска входят в среднем 1,2 сибса, 0,3 ребенка и 0,07 внука. В семьях лиц с пограничными психическими расстройствами общая психопатология родственников составляет 18,8%, в группу риска входят 1,4 сибса, 1 ребенок и 0,2 внука. Большинство семей детей с психическими расстройствами являлись нук-леарными (родители, дети), при этом пятая часть семей (22%) живет с другими, кроме супругов и детей, родственниками. Почти четверть семей - неполные (мать и дети, иногда другие родственники). Замужем (женаты) 86 родителей (78,9%), в разводе только 1 мужчина и 14 женщин (16,5%). В регионе Сибири семьи с детьми с психическими расстройствами в основном полные, браки родителей гомолокальные, возраст родителей до 35 лет в 2/3 случаев, родители имеют образование выше среднего. Однако в трети семей мать в возрасте старше 35 лет, а отец - почти в половине семей. В четверти семей - только мать и дети, развод произошел после рождения больного ребенка. 40% семей, где есть дети с психическими расстройствами, планируют дальнейшее деторождение, репродуктивные установки, как положительные, так и негативные, зависят прежде всего от наличия в семье других детей, от возраста родителей и присутствия отца. Родители, которые собираются родить детей еще, характеризуются следующими психологическими особенностями: принимают ответственные решения в жизни, долго обдумывая, взвешивая все «за» и «против»; иногда пользуются прогнозами в различных жизненных ситуациях; при возникновении затруднительной ситуации на работе делают все, чтобы ее преодолеть, а дома - своими действиями чаще усугубляют затруднительную ситуацию; их сильно расстраивает необходимость отказаться от давно задуманного; они не любители нового, разнообразия, даже риска, если того требуют обстоятельства; и, наконец, их нельзя считать людьми, которых обычно трудно в чем-то переубедить. В 50,6% семей детей с психическими расстройствами есть другие дети. В 45 семьях (49,4%) других детей нет. Среди них планируют деторождение 24 семьи (53,3%), что в два раза больше группы семей, где есть дети. Функционирование семейной системы при нарушениях психического здоровья у членов семьи характеризуется особенностями семьи и нарушениями жизненного цикла семьи, приводящими к фрустрации привычных способов функционирования семьи, среднесбалансированными формами семейной адаптации, средним функциональным ресурсом семей с ситуационно обусловленными дисфункциональными стратегиями, ограниченным взаимодействием с метасредой. Определены эмпирические риски возникновения шизофренических, непсихотических (истерических) и детских психических расстройств, возрастнозависимые мишени их превенции. Семейно-генетическая превенция в общепопуляционном смысле позволяет снижать груз патологической наследственности, цель же отдельной консультации - помощь семье в принятии решения в связи с различными проблемами, возникающими при наличии семейно-генетического кризиса на разных этапах онтогенетического цикла семьи. Семейно-генетическая превенция является совокупностью различных видов деятельности и представляет собой коммуникативный процесс в цепи взаимодействий между всеми участниками и действующими при этом факторами [6]. Многоуровневая система взаимодействия предполагает этапность (этапы могут быть последовательными или параллельными), мультидисциплинарность и непрерывность. Основными этапами процесса семейно-генетической превенции являются: 1) оценка и планирование (определение цели, способов, создание программы мероприятий для конкретного больного и его семьи); 2) собственно процесс реализации программы, разработанной на предыдущем этапе, включающий различные вмешательства (генетико-диагностические, генетико-психологические; генетико-психотерапев-тические и др.); 3) достижение результата в соответствии с поставленной целью; 4) комплексная оценка эффективности проделанной работы с применением традиционно используемых объективных критериев и субъективного описания пациентом и его семьей процесса. Описывается действующая функциональная модель Центра семейно-генетической превенции и адаптации «Психическое здоровье семьи» с группами: диагностики (общеклинические, генетические, генетико-психологические, семейно-генетические исследования, нутригенетиче-ская диагностика); врачей и специалистов (генетик, психиатр, психолог, психотерапевт, специалист по этике; юрист и социальный работник) и врачей-консультантов; группа «Биобанки ДНК»; группа по фармакогенетике; группа «семейно-генетического регистра» и «паспорта здоровья семьи»; группа семейно-генетической превенции (превентивной диспансеризации групп риска) и группа адаптации и реабилитации семьи в макросоциуме. Особое значение в превентивных мероприятиях занимает поддержка семей. На сегодняшний день в системной семейной психокоррекции известно множество вариантов обозначений семейных вмешательств. Выделяют три больших категории семейных интервенций: образование семьи и поддержка, психообразование семьи, семейная терапия [19, 20]. Образование семьи подразумевает информирование семьи о целях лечения и способах совладания с болезнью. Психообразование - подход, при котором, помимо получения информации о болезни и ее лечении, участники обучаются проблемно-разрешающему поведению, копинг-стратегиям. Семейная терапия проводится семейным психотерапевтом, который в своей работе опирается на определенную теоретическую концепцию, когда в центре внимания находятся внутрисемейные взаимодействия. В центре «Психическое здоровье семьи», с одной стороны, осуществляется психологическая поддержка пациентов и их родственников. Проводится психообразовательная работа с семьями, работает «Генетический семинар для семей», «Школа управления рисками». С другой стороны, гармонизация внутрисемейных отношений во многом зависит от роли семейных проблем в развитии, сохранении или утяжелении психических расстройств. В программы адаптации больных и их родственников включается помощь специалистов в решении медико-генетических проблем в структуре внутрисемейных отношений. Генети-ко-психологической службой в составе психолога, психотерапевта (из группы врачей-специалистов) проводится психодиагностическая работа с пациентом и его родственниками: личностно-персонологи-ческие методики, в том числе исследование мотиваций, изучение психологических защит и копинг-стратегий (защитно-адаптивной системы) пациентов, и семейно-генетические исследования. Психотерапевтическая пси-хокоррекционная помощь (индивидуальная, семейная, групповая, перинатальная психотерапия и др.) направлена на правильную ориентацию членов семьи в генетических вопросах; помощь в выработке рационального поведения и разноуровневых компетенций у членов семьи (например, мотиваций к реабилитации); изменение структурно-ролевых аспектов жизнедеятельности семьи с учетом психологических, когнитивных особенностей её членов (коррекция родительско-детских отношений с переходом от оценочной позиции с формированием беспомощности у ребенка к генеративному подходу с включением в систему прародителей - бабушек и дедушек - и отцов); выработку индивидуальных и семейных стратегий совладания с кризисом, адекватных копинг-стратегий для решения семейных проблем; развитие навыков проблемно-разрешающего поведения, эффективных внутри- и метасемейных действий, соединения вербальной и невербальной коммуникации с использованием информационно-коммуни-кативных технологий, интернет-коммуникации. Группа адаптации и реабилитации в макросоциуме при совместном участии врача-психиатра и врача-генетика, психолога и психотерапевта, специалиста по этике, социального работника и юриста занимается социальной интеграцией больного и его семьи в обществе; расширением внешних ресурсов для восстановления и поддержки психически больных и членов их семей; улучшением социального функционирования и качества жизни психически больных. Таким образом, анализ развития современной семьи и ее членов как отдельных личностей и системы в целом позволяет оказывать се-мейно-генетическую и генетико-психологическую помощь пациентам с нарушениями психического здоровья, когда на всех этапах ведущими направлениями являются: определение стадии онтогенетического цикла семьи и наличия семейно-генетического кризиса, психолого-диагностическая работа с пациентом и его родственниками, диагностика проблем семейной системы, генетико-психологическое консультирование, психокоррекционная психотерапевтическая помощь.
Андреева Т.В. Семейная психология. СПб. : Речь, 2004. 244 с.
Венгер А.Л. Ребенок в обществе: Исторический кризис детства // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 3-12.
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб. : Петрополис, 1998. 272 с.
Гуткевич Е.В. Семейная адаптация и психическое здоровье семьи // Психическое здоровье семьи в современном мире : тез. докл. Межрегиональной научно-практической конференции (Томск, 8 октября 2009 г.) / под ред. В.Я. Семке. Томск : Иван Федоров, 2009. С. 29
Гуткевич Е.В., Семке А.В., Семке В.Я. Семья психически больного в системе социальных координат (российские исследования). Семейно-генетический кризис // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 1. С. 71-76.
Гуткевич Е.В., Семке В.Я., Лебедева В.Ф. Служба семейно-ориентированной генетической превенции психических расстройств - современное направление специализированной помощи населению // Современные направления в оказании психиатрической помощи населению : с
Здравоохранение Томской области : статистический сборник. 2009. Томск, 2010. 10 с.
Змановская Е.В., Карташова Т.Е. Психологические детерминанты деструктивных супружеских конфликтов в условиях кризиса института семьи и брака // Вестник психотерапии. 2013. № 45. С. 62-75.
Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М. : Институт молодежи, 1996. 224 с.
Капица С. Парадоксы роста: Законы развития человечества. М. : Альпина нон-фикшн, 2010. 192 с.
Лоренц К. Так называемое «Зло» / под ред. А.В. Гладкого ; сост. А.В. Гладкий, А.И. Федоров ; послесл. А.И. Федорова. М. : Культурная революция, 2009. (Серия «Современные классики»). 616 с.
Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М. : Наука, 1989. 116 с.
Олифорович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб. : Речь, 2006. 360 с.
Северный А.А. Проблема междисциплинарного взаимодействия в коррекции школьной дезадаптации // Особый ребенок: исследования и опыт помощи : материалы семинара «Организация службы социально-психологической помощи детям с острой школьной дезадаптацией и их с
Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб. : Ди-рект, 2007. 384 с.
Шапошникова Т.Е. Общественные и личностные функции семьи // Психотерапия. 2007. № 10. С. 10-13.
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М. : Эдиториал УРСС, 1997. 450 с.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учеб. пособие для врачей и психологов. СПб. : Речь, 2005. 366 с.
Campbell T.L. Effectiveness of family interventions for physical disorders // J. marital Family Ther. 2003. Vol. 29, № 2. P. 263-281.
Pfammatter M., Junghan U.M., Brenner H.D. Efficacy of psychological therapy in schizophrenia: conclusions from meta-analyses // Schizophr. Bull. 2006. Vol. 32, № 1. P. 64-80.