Технология развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации | Сибирский психологический журнал. 2014. № 52.

Технология развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации

Рассматривается акмеологический подход к повышению квалификации педагога, позволяющий обеспечить его личностно-профессиональное развитие в соответствии с современными требованиями (модернизация образования). Делается акцент на необходимости использования технологий, обладающих высоким акмеологическим потенциалом. Показаны возможности акмеологического сопровождения педагога в процессе повышения квалификации, представлена технология развития его акмеологической позиции.

The technique of development of teachers acmeological position in the process of qualified training.pdf В современных условиях (модернизация образования) значительно меняются смысл педагогической деятельности, понимание сути, функций и содержания образования: позиционируются идеи развивающего обучения (с важностью роли учителя не как преподавателя, а как педагога-организатора, педагога-консультанта образовательных ситуаций); расширяется инновационная практика педагогов. Как основной проводник реализации нововведений в ходе модернизации образования педагог вынужден решать внутренние противоречия [1]: между возросшими требованиями со стороны общества и уровнем личностно-профессионального развития; между стремлением к новому, неизвестному в профессии и потребностью сохранить ранее сложившиеся формы взаимоотношений и виды деятельности и др. Личностно-профессиональное развитие педагога в процессе повышения квалификации в соответствии с современными требованиями предполагает актуализацию его собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобра-зующей [2]. Для эффективной реализации задач модернизации педагог нуждается в поддержке личностно-профессионального развития при разрешении названных противоречий и сопровождении на всех этапах модернизации. Решением данной проблемы может стать процесс повышения квалификации педагога, основанный на гуманистической парадигме, осуществляемый в контексте личностно-профессионального развития и использующий возможности акмеологического подхода [2-4]. Это означает: 1) сам процесс образования в системе повышения квалификации должен быть ориентирован на целостное развитие человека (как личностное, так и профессиональное), его духовных и познавательных способностей, развитие навыков саморегуляции и самоорганизации, самореализации и самоактуализации; 2) процесс образования должен учитывать «этапно-кризисную парадигму» личностно-профессионального развития педагога (находясь в состоянии профессионального истощения и в состоянии активного развития, педагог нуждается в разных способах обучения и поддержки в процессе повышения квалификации); 3) в процессе образования должны использоваться акмеориен-тированные технологии (совокупность методов, приемов и техник, посредством которых организуется и реализуется движение личности к вершинам самореализации); отличительной особенностью этих технологий является подчиненность принципам гуманизма и ориентированность на достижение высших уровней развития человека [5]. В процессе исследования различных технологий (педагогические, психологические, акмеологические), ориентированных на личностно-профессиональное развитие [6], была определена степень их акмеоло-гичности, под которой авторы понимают степень направленности на достижение личностного и профессионального «акме» как наивысшей возможной ступени такого развития. С точки зрения авторов, к технологиям первой группы акмеоло-гичности (обладающим высоким развивающим потенциалом) относятся игровые технологии (деловая игра, рефлексивная игра, организаци-онно-деятельностная игра, организационно-коммуникативная игра и др.), тренинги (профессионально-ситуативный, социально-психологический, акмеологический и др.) и моделирование профессиональных ситуаций. Среди наиболее перспективных и обладающих акмеологическим потенциалом гуманитарных технологий выделяют также: знаково-контекстное обучение, проблемное обучение, проектное обучение, обучение на основе изучения конкретных ситуаций (кейс-стади), технологию обучения через дискуссию [7]. Акмеологический анализ феномена технологии позволяет вычленить те ее сущностные характеристики, которые используются при разработке акмеориентированных технологий [5. С. 119]: 1. Акмеориентированные технологии можно применять как процесс; как образование; как сторону общественных отношений; как способ (вид, момент) деятельности. 2. Акмеориентированные технологии можно рассматривать как средство не только практического, но и творческого достижения поставленных целей. 3. «Творческое» в акмеориентированных технологиях будет выражать этимологическую сущность технологии; «искусство», «мастерство». 4. Определенный «момент», «способ», «прием» акмеориентиро-ванной технологии может иметь содержание и форму конкретной техники. Техника может применяться как «сила воздействия», как «манера», как «контроль» ситуации, поступков, состояний. 5. Применяемое в данных технологиях акмеологическое знание должно быть технологизировано по определенным критериям, соотносимым с его сущностными проекциями. Данные положения явились предпосылкой и основанием для разработки технологии развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации [4]. Акмеологическая позиция педагога рассматривается нами как система отношений к профессиональной деятельности и нововведениям в ней, обеспечивающая мотивацию на высокие достижения в деятельности [8. С. 7], как способность к смыслообразованию и целеполаганию в профессиональной деятельности, видение профессиональной перспективы. Технология развития акмеологической позиции является составной частью системы акмеологического сопровождения педагога в процессе повышения квалификации, разрабатываемой в Институте повышения квалификации г. Новокузнецка с 2001 г. Система «Акмеологическое сопровождение педагога в процессе повышения квалификации» предполагает мероприятия в докурсовой, курсовой и межкурсовой периоды [4. С. 56]. Акмеологическое сопровождение, охватывающее докурсовой период, имеет своей целью развитие и становление субъектной позиции и представлено технологией акмеологического консультирования (табл. 1; по: Щеголенкова Е.С., 2012), осуществляемой за счет дифференцированных форм и методов. Технология акмеологического консультирования направлена на восстановление субъектной позиции педагога, характеристиками которой являются (см. табл. 1): - высокий уровень рефлексивных способностей; - конструктивность коммуникативных связей; - способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции; - высокая мотивация на саморазвитие. Акмеологическое сопровождение педагога в межкурсовой период предполагает поддержку и стимулирование прогрессивного личност-но-профессионального развития в процессе как формального, так и неформального повышения квалификации. Формальное повышение квалификации предполагает обучение в образовательных учреждениях в очной или дистанционной формах, заканчивающееся получением документа о прохождении курсовой подготовки. Т а б л и ц а 1 Группа педагогов, способных выступать субъектом ЛПР Группа педагогов, нуждающихся в поддержке ЛПР Группа «депрофессионализиру-ющихся» педагогов, нуждающихся в специальных способах поддержки ЛПР 1. Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности 1. Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности 1. Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности 2. Практикум по разрешению профессиональных затруднений (в контексте ЛПР) 2. Картирование системы профессиональной поддержки 2. Картирование системы профессиональной поддержки 3. Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки 3. Выявление и фиксация факта наличия затруднений 3. Тренинг по преодолению профессионального истощения 4. Тренинг по активизации субъектной позиции 4. Тренинг по активизации субъектной позиции 5. Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки 5. Выявление и фиксация факта наличия затруднений 6. Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки Результат: субъектная позиция Неформальное повышение квалификации происходит в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; обычно не сопровождается выдачей документа. В качестве форм неформального повышения квалификации в г. Новокузнецке мы выделяем следующие: мастер-классы; конкурсы профессионального мастерства; посещение методических объединений педагогов разного уровня (городской, районный, внутришкольный); участие в научно-практических конференциях, научных семинарах и т.д.; психологические марафоны, психологические и психотерапевтические группы; дни психологической культуры, супервизию профессиональной деятельности. Акмеологическое сопровождение в курсовой период организуется с целью развития акмеологической позиции педагога, развитие которой предполагает наличие субъектной позиции (субъектная позиция выступает своего рода стартовой площадкой для развития акмео-логической позиции). Технология развития акмеологической позиции педагога [4] осуществляется через модули в дополнительных профессиональных образовательных программах в объеме от 18 до 36 ч (рис. 1). Технология развития акмеологической позиции педагога Z Этап 1. Диагностика уровня акмеологической позиции педагога (базовый, высокий, высший) Блок 1. Отношение к профессиональной деятельности Блок 2. Отношение к нововведениям Блок 3. Мотивация достижения успеха Этап 2. Развитие акмеологической позиции педагога 1. Методика «Актуальные и потенциальные смыслы и ценности профессиональной деятельности» 2. Рефлексивный практикум 3. Практикум по управлению собой и собственным временем 4. Мотивационный тренинг Блок 4. Базовые условия, обеспечивающие наличие акмеологиче-ской позиции 5. Тренинг по актуализации акмеологического потенциала 6. Психологический марафон «Забота о себе» 7. Методика «Индивидуальная профессиональная акмеологическая траектория» Рис. 1. Технология развития акмеологической позиции педагога Первый этап представлен диагностикой (до и после реализации технологии) уровня акмеологической позиции педагога (табл. 2). В качестве результата, свидетельствующего об эффективности реализуемой технологии, выступает динамика акмеологической позиции в процессе повышения квалификации (повышение уровня акмеологической позиции). Второй этап (практический) предполагает развитие акмеологиче-ской позиции педагога, которая включает в себя следующие методики: 1. «Актуальные и потенциальные смыслы и ценности педагогической деятельности». Целью проведения данной методики является осознание педагогом общих смыслов и ценностей педагогической деятельности, смыслов и ценностей собственной профессиональной деятельности. 2. «Рефлексивный практикум». В рефлексивном практикуме рассматривается психологическое содержание феномена рефлексии: ее механизмы, роль и место в сознании и деятельности педагога; реализуются способы и методы развития рефлексивных способностей педагога. Т а б л и ц а 2 Критерии акмеологической позиции Показатели Методики 1 Отношение к профессиональной деятельности Жизненные ценности Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпу-шина) Удовлетворенность профессиональной деятельностью Методика определения интегральной удовлетворенности трудом (Н.П. Фе-тискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) 2 Отношение к нововведениям Смысложизненные ориентации Тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован Леонтьевым, Калашниковым, Калашниковой) Профессиональная перспектива Анкета «Профессиональная перспектива» (Н.С. Пряжников) 3 Мотивация достижения Локус контроля Тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован Леонтьевым, Калашниковым, Калашниковой) Уровень притязаний Опросник В. К. Гербачевского «Уровень притязаний личности» Способность к саморазвитию Методика «Барьеры педагогической деятельности» (Е.И. Рогов) 4 Базовые условия, обеспечивающие наличие акмеологической позиции Рефлексия и рефлексивные способности Методики «Уровень рефлексии» и «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) Конструктивные стратегии преодоления профессиональных затруднений Опросник С. Хобфолла «Стратегии и модели преодолевающего поведения» Профессиональное истощение Опросник «Синдром профессионального выгорания в профессиях типа «человек - человек» Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой Цель: развитие рефлексивных способностей педагогов-участников. Данная цель реализуется через выполнение следующих задач: - рефлексия мотивов, которые привели участников в педагогическую профессию; - рефлексия и осознание участниками общих и собственных профессиональных мифов педагогов; - рефлексия образа себя как профессионала; - исследование метафор, касающихся ролей ученика и учителя, задач обучения в целом в представлении конкретного учителя; - педагогическая рефлексия трудных профессиональных ситуаций, касающихся взаимодействия с учащимися, родителями, коллегами, администрацией. Все задачи решаются через активные формы обучения: проведение упражнений, тестирование, анкетирование, выполнение творческих заданий, используются игровые методы и метод кейс-стади. В конце каждого занятия проводится обсуждение (рефлексия). 3. Практикум по управлению собой и собственным временем. Состоит из двух частей: самоменеджмента (управление собой, где целью является освоение и использование педагогом эффективных методов организации своей деятельности с учетом собственных ресурсов) и тайм-менеджмента (управление временем, где цель - овладеть техниками оптимального использования своего времени). 4. Мотивационный тренинг. В рамках тренинга рассматриваются способы и методы стимулирования и управления мотивацией, предоставляются примеры мотивирования и самомотивирования, осуществляется диагностика мотивации. 5. Тренинг по актуализации акмеологического потенциала построен на технологиях первой группы акмеологичности - игровых технологиях, где используются: деловые игры (представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания, моделирования таких систем отношений, которые характерны для профессиональной деятельности педагога в целом); дидактические игры (отличаются отсутствием цепочки решений и выполняют развивающую задачу, активизируя участников на самостоятельный поиск решений) и их разновидности; анализ конкретных ситуаций и игровое проектирование. 6. Психологический марафон «Забота о себе». В рамках психологического марафона поднимаются вопросы: Как я должен преобразовать самого себя? Как я должен позаботиться о себе? Какие изменения своей личности я должен осуществить, чтобы быть современным человеком и профессионалом, чтобы достичь поставленных перед самим собой целей? Если моя профессия предполагает заботу о других, умею ли я заботиться о себе? Психологический марафон проводится с использованием игровых технологий экзистенциально-акмеологической направленности, рисуночных методик в сочетании с музыкальным сопровождением, дискуссией, обменом опытом, рефлексией. 7. «Индивидуальная акмеологическая профессиональная траектория». Цель методики состоит в построении индивидуальной профессиональной акмеологической траектории (составление индивидуального плана личностно-профессионального развития) по следующей схеме: А. Участникам, на основе анализа смыслов и ценностей профессиональной деятельности предлагается ответить на следующие вопросы (выполняется индивидуально): - В чем я вижу смысл собственной профессиональной деятельности? - В чем состоят мои профессиональные достижения на сегодняшний день? - Какие я вижу перспективы собственного профессионального развития (через 5, 10, 15 лет)? - Какие приоритеты для себя я определяю? - Какие я выделяю этапы в своем профессиональном развитии? - Какие профессиональные цели ставлю перед собой? - Согласуются ли мои профессиональные цели с непрофессиональными (личными, семейными, досуговыми и др.) целями? - Какие факторы (наследственность, среда, деятельность, обстоятельства) могут повлиять на мои планы? - Каких профессиональных акме в будущем я собираюсь достичь? - Какие ближайшие мероприятия по профессиональному развитию я собираюсь осуществить? Б. Обсуждение в группах по 3-4 человека. В. Общее обсуждение: какое новое понимание собственного профессионального развития (цели, приоритеты, возможные достижения) сложилось при построении профессиональной акмеологической траектории? Г. Составление (индивидуально) плана личностно-профес-сионального развития: № п/п Профессиональные, карьерные цели Значимость Практические задачи по реализации Срок (год) Результат Таким образом, технология развития акмеологической позиции педагога как составная часть более общей системы его акмеологиче-ского сопровождения в процессе повышения квалификации направлена на обеспечение личностно-профессионального развития по прогрессивному вектору через актуализацию смыслов и ценностей педагогической деятельности; активизацию акмеологического потенциала педагога; развитие способности управления собственным личностно-профессиональным развитием; построение индивидуальной акмеоло-гической профессиональной траектории с целью достижения вершин профессиональной деятельности.

Ключевые слова

личностно-профессиональное развитие, акмеологический подход, акмеологическое сопровождение, акмеологическое консультирование, акмеориентированные технологии, технология развития акмеологической позиции педагога, personal-professional development, acmeological approach, acmeological support, acmeological counseling, acmeooriented technologies, technique of development of teachers' acmeological position

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ветрова Яна АнатольевнаИнститут повышения квалификации (г. Новокузнецк)преподаватель кафедры управления образованием, педагогики и психологииipk@zaoproxy.ru
Всего: 1

Ссылки

Вержицкий Г.А., Вержицкая Е.Н., Щеголенкова Е.С. Исследование социально-психологических факторов готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях новой системы оплаты труда // Учитель Кузбасса. 2010. № 2 (13). С. 48-55.
Яковлева Н.И. Система повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов // Справочник заместителя директора школы. 2008. № 6.
Цвелюх И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.
Ветрова Я.А. Акмеологическое сопровождение педагога в процессе повышения квалификации в условиях введения ФГОС : учебно-методическое пособие. Новокузнецк, 2012. 119 с.
Козлова Н.В. Психолого-акмеологические основания высшего образования : учеб. пособие. Томск : Изд-во ТПУ, 2010. 147 с.
Князев А.М., Одинцова И.В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. М. : Изд-во РАГС, 2008. 233 с.
Козлова Н.В., Вержицкая Е.Н. Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341. С. 178-180.
Вержицкая Е.Н. Особенности личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования : автореф. дис.. канд. психол. наук. Томск, 2011. 21 с.
 Технология развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации | Сибирский психологический журнал. 2014. № 52.

Технология развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации | Сибирский психологический журнал. 2014. № 52.