Специфика психологического здоровья детей дошкольного возраста с различными индивидуально-типологическими особенностями | Сибирский психологический журнал. 2014. № 54.

Специфика психологического здоровья детей дошкольного возраста с различными индивидуально-типологическими особенностями

Анализируются результаты изучения специфики психологического здоровья детей дошкольного возраста с различными индивидуально-типологическими особенностями. На основе сравнительного анализа констатируются особенности психологического здоровья дошкольников с различными типами темперамента, латерального профиля и ведущей репрезентативной системы с учетом возраста и пола. В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что психологическое здоровье у детей дошкольного возраста с различными индивидуально-типологическими особенностями имеет свою специфику. В группу риска по запасу прочности психологического здоровья можно отнести дошкольников с такими индивидуально-типологическими особенностями, как смешанный тип функциональной асимметрии мозга, кинестетическая репрезентативная система, меланхолический тип темперамента. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста с данными индивидуально-типологическими особенностями требуется организовывать целенаправленную психологическую работу, направленную на сохранение и укрепление их психологического здоровья.

Specific characters of psychological health of preschool children with different individual and typological characterist.pdf В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке значительно усилился интерес к изучению проблемы психологического здоровья детей. Проблема обеспечения психологического здоровья, создания системы безопасности жизни и развития ребенка в образовательной среде выделяется как одна из приоритетных задач современной науки и практики многими исследователями [1-7]. Анализ исследований психологического здоровья детей показывает, что существуют различные взгляды на определение, природу и структуру психологического здоровья, однако исследователи сходятся на положении о том, что психологическое здоровье характеризует уровень адаптации ребенка к окружающей среде [8]. Нарушения психологического здоровья личности на этапе дошкольного детства приводят к различным негативным последствиям, искажают траекторию личностного развития ребенка. Вместе с тем проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является в настоящее время недостаточно разработанной, накопленные данные имеют разрозненный характер. Цель данного исследования состояла в выявлении специфики психологического здоровья детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей. При решении задач, поставленных в исследовании, использовались методы наблюдения, тестирования, анкетирования, опроса. Диагностика психологического здоровья осуществлялась с помощью «Карты психологического здоровья» О.В. Хухлаевой, проективной методики «Рисунок семьи» в модификации Г.Т. Хоментаускаса, проективной методики «Я в детском саду» А.И. Баркан, проективной методики диагностики тревожности (модификация методики «Выбери нужное лицо») В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммл, методики диагностики тревожности, включающей наблюдение Р. Сирса, модифицированной методики «Портреты», в основу которой положен метод шкалирования в интерпретации С. А. Будасси в модификации О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой, методики «Лесенка» в модификации Дембо-Рубинштейна, методики «Раскраска» А. Л. Венгера с соавторами, социометрической пробы «День рождения» М.А. Панфиловой. Изучение индивидуально-типологических особенностей личности проводилось с помощью диагностических методик Е.Н. Дзятковской Проведенное совместно с М. Сарапуловой [9] теоретическое и практическое исследование, направленное на изучение специфики психологического здоровья дошкольников с различными индивидуально-типологическими особенностями, показало, что, несмотря на растущее внимание к вопросам психологического здоровья личности, существует отставание в изучении данной проблемы. Ее исследование затруднено в теоретическом плане, поскольку имеется много разночтений в определении как психологического здоровья, так и индивидуально-типологических особенностей личности. Богатство существующих дефиниций, противоречивые данные относительно психологического здоровья детей дошкольного возраста отражают многоаспект-ность проблемы и в то же время не охватывают ее полностью. Вслед за О.В. Хухлаевой [8] мы рассматриваем психологическое здоровье как динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Анализ имеющихся теоретических подходов к изучению психологического здоровья и наш собственный исследовательский опыт позволяют выделить в структуре психологического здоровья следующие компоненты: самопринятие и принятие других; самопонимание и понимание других; саморегуляция; саморазвитие. Следует отметить, что нельзя приравнивать понимание психологического здоровья взрослого к трактовке того же термина в отношении детского развития. Психологическое здоровье ребенка имеет свою специфику развития. Основу психологического здоровья ребенка составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Основными особенностями психологического здоровья детей в дошкольном возрасте являются его зависимость от «зоны ближайшего развития», доминирующая роль семьи в его формировании, тесная взаимосвязь психологического здоровья с физическим здоровьем. Психологическому здоровью ребенка соответствует сформированность основных возрастных личностных новообразований, трудности в их формировании свидетельствуют о нарушении психологического здоровья. О.В. Хухлаева выделяет три уровня психологического здоровья детей: креативный, адаптивный, дезадаптивный. К креативному уровню психологического здоровья автор относит детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. По мнению О.В. Хухлаевой, такие дети не требуют психологической помощи. К адаптивному уровню относятся дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактиче-ски-развивающей направленности. К дезадаптивному, или ассимилятивно-аккомодативному, уровню психологического здоровья относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность этого стиля проявляется в его ригидности, в результате чего человек пытается полностью соответствовать желаниям окружающих. Человек с преобладанием аккомодативных средств, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи [8]. В рамках данной работы в качестве индивидуально-типологических особенностей рассматривались: возраст, пол, функциональная асимметрия головного мозга, репрезентативная система (структура по-лимодального восприятия по Т.Н. Бандурка [10]), темперамент (характер дошкольников не изучался, поскольку о его окончательном формировании можно говорить лишь в подростковом возрасте). Анализ результатов исследования показателей психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным методики рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду А.И. Баркан позволил условно определить подгруппы детей по уровню психологического здоровья. Испытуемым с креативным уровнем психологического здоровья (12%) свойственна устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции; испытуемые с адаптивным уровнем психологического здоровья (67%) в целом адаптированы к социуму, однако имеют несколько повышенную тревожность; для испытуемых с дезадаптивным уровнем психологического здоровья (21%) характерным является стремление приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям либо стремление подчинить окружение своим потребностям (ассимилятивно-аккомодативный уровень). Таким образом, у дошкольников преобладает адаптивный уровень психологического здоровья. Дети с креативным и адаптивным уровнем психологического здоровья по результатам диагностики имеют достаточно высокий уровень принятия собственной личности, средние показатели тревожности в детском учреждении и в семье; семейная ситуация является в целом благоприятной, уровень саморегуляции средний или высокий, а межличностные отношения можно охарактеризовать как благоприятные -эти дети общительны, умеют устанавливать межличностные взаимоотношения со взрослыми и детьми. Другая картина наблюдается у детей с дезадаптивным уровнем психологического здоровья (21% испытуемых). В данной группе в большей степени наблюдается неблагоприятная семейная ситуация (21%), у 18% дошкольников выявлена повышенная тревожность в семейной ситуации; конфликтность в семье присуща 12% детей, чувство неполноценности в семейной ситуации характерно для 5%, враждебность в семейной ситуации - для 12%. У большого количества детей наблюдается выраженное чувство неполноценности в семейной ситуации, низкая самооценка. Можно сделать вывод, что детям из группы с дезадаптивным уровнем свойственны оценки семейной ситуации как неблагоприятной. У большого количества испытуемых данной группы наблюдается повышенный уровень тревожности в условиях детского учреждения, что свидетельствует о низком пороге возникновения реакции тревоги, склонности к переживаниям опасения и нарушения покоя, вызываемым возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желательного, изменениями привычной обстановки. 42% детей с дезадаптивным уровнем психологического здоровья имеют низкий уровень принятия собственной личности, что свидетельствует о недооценке своего духовного Я, потере интереса к своему внутреннему миру, неудовлетворенности собой и непринятии себя. Высокий уровень самопринятия имеют 22% детей группы с дезадаптивным уровнем, для данных испытуемых характерны симпатия к себе, принятие себя такими, какие есть, согласие со своими внутренними побуждениями, дружеское отношение к себе и ожидание подобного отношения со стороны других людей; средний уровень самопринятия имеют 36% детей этой группы. По результатам методики «Раскраска» 52% дошкольников-дезадаптантов имеют средний уровень саморегуляции, для них свойственно внимательное отношение к указаниям взрослого, однако данный тип саморегуляции требует личного обращения к ребенку. 30% испытуемых данной группы имеют низкий уровень саморегуляции, дети несамостоятельны, ожидают конкретных указаний взрослого. Также у дошкольников с дезадаптивным уровнем психологического здоровья были выявлены сложности в межличностных отношениях - отрицательная позиция ребенка в отношениях с окружающими, общая ориентация в социальной действительности малозначительна, наблюдается несформированность эмоциональных предпочтений в общении с окружающими, узкое выборочное предпочтение в социальном окружении. Сравнительный анализ показателей семейной ситуации, тревожности и самопринятия в группе детей с дезадаптивным, креативным и адаптивным уровнями психологического здоровья с применением критерия X Пирсона показал, что более высокие показатели неблагоприятной семейной ситуации, характеризующейся выраженной конфликтностью и враждебностью, наблюдаются в группе с дезадаптивным уровнем психологического здоровья. Также в данной группе можно констатировать более высокие показатели тревожности, как в детском учреждении, так и семейной обстановке. Дети данной подгруппы отличаются низкими показателями самопринятия и выраженным чувством неполноценности в семейной ситуации. Перейдем к сравнительному анализу показателей психологического здоровья детей с различными индивидуально-типологическими особенностями [9]. В младшем дошкольном возрасте самое большое количество детей по сравнению с другими возрастами имеет креативный уровень психологического здоровья (41%) (рис. 1). 50 41 Рис. 1. Распределение испытуемых младшего дошкольного возраста по уровню психологического здоровья, % Эти дети хорошо адаптированы в социуме и отличаются активным творческим и созидательным отношением к действительности. Также в младшем дошкольном возрасте наименьшее количество детей имеют дезадаптивный уровень (9%). В среднем дошкольном возрасте, напротив, резко снижается количество детей с креативным уровнем психологического здоровья (14%) и возрастает количество детей с дез-адаптивным уровнем (32%) (рис. 2). 54 14 32 креативный уровень адаптивный уровень дезадаптивный уровень Рис. 2. Распределение испытуемых среднего дошкольного возраста по уровню психологического здоровья, % Дети с дезадаптивным уровнем психологического здоровья - это дети группы риска с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации. В старшем дошкольном возрасте характер распределения существенно не меняется, хотя несколько уменьшается количество детей с дезадаптивным уровнем (28%). Креативный уровень психологического здоровья в большей степени свойствен левополушарным дошкольникам (33%), в меньшей степени - детям с профилем латеральной организации амбидекстры (17%). Большинство дошкольников с визуальной репрезентативной системой имеют креативный уровень психологического здоровья (55%), а большая часть детей-кинестетов, напротив, имеют дезадап-тивный уровень (50%). В группе дошкольников-аудиалов испытуемые по уровню психологического здоровья распределились равномерно (33% - креативный, 34% - адаптивный, 33% - дезадаптивный уровни). Креативный уровень психологического здоровья в большей степени свойственен детям с холерическим типом темперамента (46%), в меньшей степени - детям с меланхолическим типом темперамента (5%). Дезадаптивный уровень имеют в основном дошкольники-меланхолики (31%). Статистический анализ показателей с применением критерия х2 Пирсона показал, что описанные выше различия в распределении детей с различными индивидуально-типологическими особенностями по уровню психологического здоровья являются статистически значимыми (р < 0,01). Не наблюдается статистически значимых различий в распределении по уровню психологического здоровья мальчиков и девочек. Таким образом, анализ результатов эмпирического исследования показал, что возрастная динамика психологического здоровья является отрицательной. В процессе социализации снижается запас прочности психологического здоровья дошкольников. В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что психологическое здоровье у детей дошкольного возраста с различными индивидуально-типологическими особенностями имеет свою специфику. В группу риска по запасу прочности психологического здоровья можно отнести дошкольников с такими индивидуальнотипологическими особенностями, как смешанный тип функциональной асимметрии мозга, кинестетическая репрезентативная система, меланхолический тип темперамента. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста с данными индивидуально-типологическими особенностями требуется организовывать целенаправленную психологическую работу, направленную на сохранение и укрепление их психологического здоровья.

Ключевые слова

психологическое здоровье, индивидуально-типологические особенности, дошкольники, psychological health, individual and typological characteristics, preschool children

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Семенова Анастасия АнатольевнаФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» (г. Иркутск)кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и практической психологииaasemenova2011@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Аршинская Е.Л. Психопрофилактика в школе как способ сохранения психологиче ского здоровья в пубертатный период // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. Сер. Педагогические науки. 2012. Вып. 16. С. 140-143.
Баранова О.В. Психологическая безопасность современного человека. Психологи ческая безопасность субъектов образовательного процесса // Мат-лы науч.-практ. конф. Иркутск : ИИПКРО, 2011. С. 6-11.
Захаренко В.В., Виблая И.В., Коровин С.А., Хаптанова В.А., Гольменко А.Д. Науч ное обоснование влияния социально-экономических факторов и финансирования здравоохранения на формирование здоровья населения. Новокузнецк, 2013. 187 с.
Качимская А.Ю. Технология сопровождения психологической безопасности обра зовательной среды гимназии // Из опыта работы педагогического коллектива гимназии в условиях новых стандартов образования: Сборник программ, статей и материалов / под общ. ред. А.Ю. Качимской. Иркутск : ВСГАО, 2012. С. 20-33.
Карнышев А.Д., Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Скорова Л.В., Иванова Е.А., Карнышева О.А., Ефимова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентности : учеб.-метод. пособие. Иркутск : Репроцентр А1, 2012. 332 с.
Семенова Е.А., Аршинская Е.Л., Жупиева Е.И. Взаимодействие и психопрофилактика в образовании // Альманах современной науки и образования : сборник статей. Тамбов : Грамота, 2013. № 11. С. 155-157.
Лужецкая А.М. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» у представителей профессий системы «Человек-Человек» // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 150-154.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. 224 с.
Семенова А.А., Кузьмина Е.Б. Организация превентивной работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста / под ред. А. А. Семеновой. Иркутск : ВСГАО, 2011. 528 с.
Бандурка Т.Н. Полимодальность восприятия в обучении: Как раздвинуть границы познания. Иркутск : Изд-во Оттиск, 2005. 204 с.
 Специфика психологического здоровья детей дошкольного возраста с различными индивидуально-типологическими особенностями | Сибирский психологический журнал. 2014. № 54.

Специфика психологического здоровья детей дошкольного возраста с различными индивидуально-типологическими особенностями | Сибирский психологический журнал. 2014. № 54.