Измерение эстетической одаренности в области литературного творчества | Сибирский психологический журнал. 2015. № 55.

Измерение эстетической одаренности в области литературного творчества

Описываются процедура конструирования и результаты апробации методики исследования эстетической одаренности в области литературного творчества. Данная методика конструировалась как литературный аналог теста VAST (Visual Aesthetic Sensitivity Test). Она представляет собой список пар отрывков, как правило, стихотворных; в каждой паре один из отрывков лучше, совершеннее другого с литературной точки зрения. Было последовательно разработано четыре версии методики. Описывается последняя, четвертая версия, имеющая приемлемые психометрические характеристики. Апробация этой версии проводилась в одной из московских гимназий, в ней принимали участие респонденты разного возраста. Ее результаты показали, что количество правильных выборов больше ожидаемого при случайных ответах во всех возрастных группах, однако показатель надежности попадает в диапазон приемлемых значений только в старшей группе. Эти результаты позволяют предположить, что предложенная методика может быть пригодна для оценки эстетической одаренности лиц старше 15 лет.

Measuring of aesthetic endowment in the domain of literature.pdf Введение Около 40 лет назад был создан тест VAST (Visual Aesthetic Sensitivity Test) для измерения эстетической одаренности в области художественного творчества. Исследования, проведенные с его использованием [1-3], внесли лепту в освещение со стороны психологии давнего философского вопроса: объективна ли красота? Если эталоны «прекрасного» меняются с возрастом и образованием, если они разные в различных культурах, то трудно утверждать наличие «объективной» красоты, которая по природе своей должна быть неизменной и общей для всех (и появится аргумент против врожденности эстетических способностей). Если же таких изменений не будет найдено или же найденные различия окажутся противоположными ожидавшимся, то предположение об объективности красоты «остается в силе». Проведенные исследования [4] показали, что а) уровень выполнения теста VAST мало меняется при наличии «тренированности» в соответствующей области; б) его корреляция с возрастом низка и в) люди, при-надлежашие к культурам (японская, китайская), отличным от культуры, в которой создавался тест (европейская), выполняли тест не хуже, если не лучше европейцев. Эти данные позволяют «оставить в силе» предположение об объективности красоты и согласуются с утверждением о врожденности эстетических способностей. В этой связи актуальность приобретает вопрос: можно ли распространить результаты, полученные в области художественного творчества, на другие сферы искусства? Для ответа необходимо провести специальные исследования, что, в свою очередь, требует создания соответствующих методических средств, «инструментов». В настоящей статье описаны разработка и результаты апробации такого «инструмента» - методики исследования эстетической одаренности в области литературного творчества. Методика исследования эстетической одаренности в области литературного творчества задумывалась как аналог теста VAST (см. описание этого теста и его психометрические свойства в [5]), но с использованием отрывков, преимущественно стихотворных, вместо рисунков. Очевидно, что использование вербального, причем, возможно, предъявляющего определенные требования к уровню вербального развития испытуемых, стимульного материала обусловит необходимость определения возрастных и иных характеристик испытуемых, при которых этот тест будет пригоден. Конструирование и апробация методики Методика исследования эстетической одаренности в области литературного творчества представляет собой список пар коротких отрывков, как правило, стихотворных; в каждой паре один из отрывков лучше, совершеннее другого с литературной точки зрения. Респонденты должны определить этот отрывок, руководствуясь объяснением и примерами в инструкции к методике (см. приложение). Всего было последовательно разработано 4 версии этой методики. Разработка каждой новой версии была вызвана выявлявшимися в ходе апробации предыдущей недостатками. В настоящей работе описывается четвертая, последняя версия, имеющая приемлемые психометрические характеристики. Тестовый материал. Часть тестового материала была сконструирована одним из авторов этой статьи, А. А. Широпаевым, поэтом и публицистом. Он вносил изменения в отрывки из своих произведений. Им было составлено 40 пар отрывков, один из которых, измененный, был, по его мнению, хуже исходного, имел те или иные дефекты. Другая часть была взята из работ известного специалиста по стихосложению Г. А. Шенгели [6, 7]. В своих руководствах по стиховедению Г.А. Шенгели в иллюстративных целях применял прием, который использовался А.А. Широпаевым, и при конструировании теста VAST он вносил дефекты в стихотворные или псевдостихотворные отрывки. Однако он основывался преимущественно на четко сформулированных правилах стихосложения, регламентирующих, что допустимо, а что нет. Вот пример такого правила. «Четырехстопный ямб встречается еще в двух своеобразных видах: перед третьей стопой во всех строках выдерживается цезура, а первое полустишие делается наращенным на один, а в другом случае - на два слога. При этом строении вторая стопа не может быть заменена пиррихием» [6. С. 52]. Далее Шенгели приводит образец первого из этих видов: На лунном небе чернеют ветки, Внизу чуть слышно шумит поток, А я качаюсь в воздушной сетке, Земле и небу равно далек. (В оригинальном стихотворении З. Гиппиус: «Внизу чуть слышно шуршит поток».) А еще ниже «образец неверной строки, где вторая стопа, вопреки правилу, заменена пиррихием: На лунном небе чернеют ветки Все яростнее шумит поток. - и переходит от формальной оценки к субъективному впечатлению - Здесь, в этом изломанном стихе, так и тянет произнести не я'рост-нее, а яростне'е» [Там же. С. 53]. Таким образом, в руководствах Г. А. Шенгели имелись готовые пункты для нашей методики. В четвертую, финальную версию методики, было включено 17 пар отрывков, 3 - из материала, представленного А.А. Широпаевым, и 14 - из работ Г. А. Шенгели (см. приложение). Апробация четвертой версии методики проводилась на базе московской гимназии № 1505. В ней принимали участие ученики 6, 7 и 9-х классов (77, 82 и 43 человека соответственно). Кроме того, тест выполнили двое учащихся 11-го класса и психолог этой гимназии, один из авторов настоящей статьи, О.М. Смирнова, собиравшая данные, но не имевшая до представления своих ответов доступа к ключу. Относительно трех респондентов (два из 6-го и один из 7-го класса) возникло опасение, что они ошибочно вносили ответы не в те графы бланка для ответов. Их ответы были исключены из анализа. Ответы учащихся одиннадцатых классов и психолога гимназии были присоединены к ответам девятиклассников. Средние стандартные отклонения и показатели надежности (альфы Кронбаха) вычислялись для трех групп респондентов: учащихся 6-х классов, учащихся 7-х классов и учащихся 9-х классов, к которым присоединили двух учащихся одиннадцатых классов, и психологом гимназии. Полученные значения представлены в таблице. Численности групп, средние, стандартные отклонения и значения показателя надежности (альфы Кронбаха) для трех групп респондентов Группа Численность группы, чел. Среднее Стандартное отклонение Альфа Кронбаха 6-е классы 75 10,28 1,89 -0,12 7-е классы 81 9,94 2,15 0,15 9-е классы с учащимися 11-х классов и 46 10,74 2,78 0,54 психологом гимназии Как можно видеть из данных таблицы, групповые средние превышают значения, ожидаемые при случайных ответах во всех трех группах. Однако лишь в старшей группе показатель надежности попадает в диапазон приемлемых значений. То, что приемлемое значение получено для старшей группы, дает основание предположить, что данная методика пригодна лишь с определенного возраста, вероятно, с 16-17 лет. Разработанная методика для оценки эстетической одаренности в области литературы отличается, таким образом, от теста VAST, «работающего» на более ранних возрастах. Этого можно было ожидать, учитывая, что обработка вербальной информации предъявляет больше требований к когнитивному развитию, чем обработка визуальной информации; вполне возможно, что при использовании вербального тестового материала, аналогичного материалу теста VAST без специального упрощения, эстетическая одаренность может быть выявлена, только начиная с определенного возраста. Приложение Методика для исследования эстетической одаренности в области литературного творчества ИНСТРУКЦИЯ В данном тесте оценивается, насколько Вы чувствительны к поэтическому слогу. Тест состоит из 17 пар отрывков стихотворений. В каждой паре один из отрывков в некотором роде лучше: в другом, «худшем», есть недостатки (один или несколько), из-за которых он проигрывает в сравнении с «лучшим». Например, недостатком может быть нарушение строя стиха, из-за которого он как бы ломается. Худший отрывок может быть менее гармоничным или менее выразительным в целом, хотя нарушения, «ломающего» стих, нет. Худший отрывок может уступать лучшему по звучанию: в лучшем звуки составляющих его слов более созвучны. В худшем отрывке могут быть менее удачно подобраны слова: в лучшем отрывке используются слова, создающие более яркий образ, более отчетливое впечатление. Вот примеры подобных пар: На лунном небе чернеют ветки, Внизу чуть слышно шумит поток На лунном небе чернеют ветки, Все яростнее шумит поток Здесь второй отрывок хуже: в его второй строке хочется произнести не я'ростнее, а яростне'е. И сладостно шумят таврические волны И яростно бушуют пенистые волны Здесь также хуже второй отрывок. Вслушайтесь в звучание обоих отрывков. Вы можете заметить, что во втором отрывке между группами слов «яростно бушуют» и «пенистые волны» голос делает короткую остановку. И эта остановка находится «не на месте». В первом же отрывке про остановку, которую голос делает между группами слов «сладостно шумят» и «таврические волны», этого не скажешь. Томится душа. Там Ницше Восходит на трон. А завтра опять - яичница И арки метро Клубится душа. Там Ницше Восходит на трон. А утром опять - яичница И ниши метро А вот здесь хуже первый отрывок. Во втором, лучшем отрывке, слова образуют созвучия (трон-утром-метро и Ницше-яичница-ниши), создавая звуко-мелодическую конструкцию. Кроме этого, слова «утром» и «ниши» подчеркивают противоположность того, о чем говорится в 3-й и 4-й строках, тому, о чем говорилось в первых двух строках. В большинстве случаев лучший отрывок является фрагментом стихотворения какого-либо поэта (возможно, чуть измененным), а худший был получен из этого фрагмента путем внесения изменений, портящих его, таких как замена слов, их перестановка. Но в отдельных случаях Вам надо будет сравнить фрагменты из двух разных стихотворений или специально составленные строки, похожие на стихотворные. Однако во всех случаях один из образцов лучше другого. В каждой паре стихотворных отрывков выберите «лучший», более совершенный с поэтической точки зрения. Если Вы считаете, что лучше верхний (над пунктирной линией) отрывок, поставьте в бланке для ответов рядом с номером пары отрывков цифру «1», если же Вы считаете, что лучше нижний отрывок, поставьте цифру «2». Возможно, Вы узнаете то или иное стихотворение, вспомните, что оно принадлежит такому-то известному поэту (неважно, воспроизведен отрывок точно или чуть изменен). В этом случае выбор можно не производить, но обязательно напишите на месте ответа, кто, как Вам кажется, является автором стихотворения. Пожалуйста, сделайте это, даже если у Вас не будет твердой уверенности, что Вы правильно определили автора, или даже если Вам только покажется, что данное стихотворение, вероятно, должно принадлежать такому-то поэту. Не выбирайте тот или иной отрывок потому, что он Вам больше понравился, что его содержание Вам близко. Сравнивайте отрывки только с точки зрения их поэтического совершенства, отвлекаясь от всего остального. Не принимайте поспешных решений, хорошенько подумайте над каждой парой отрывков. В одних случаях принять решение будет легче, в других труднее. Трудные и легкие задания расположены в случайном порядке. Если у Вас есть вопросы, задайте их проводящему тестирование. ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Яростно встань! Грозы время настало. Яростно грянь, гроза! Время настало. 2. Весна. В выси птицы порхают Страна моя стонет под гнетом 3. Чтобы лебеди-гуси кричали, Как на Ладоге, славя рассвет! Чтоб заладилось века начало, И господствовал в небе поэт! Чтобы лебеди-гуси кричали, Как на Ладоге, славя рассвет! Чтоб наметилось века начало, И господствовал в небе поэт! 4. Тихо светится Луч солнца. Тихо светят Лучи солнца. 5. Средь полей необозримых В небе ходят без следа Облаков неуловимых Волокнистые стада. Средь полей необозримых Ходят в небе без следа Облаков неуловимых Волокнистые стада. 6. Великолепными лугами У озаренных деревень Колышется легко над нами Густых дерев живая тень. Плыла заря, ладья стремилась, Дышала на устах мольба, И вдохновенно сердце билось Освобожденного раба. 7. Мирным сном засыпает земля; «Надо, надо спать», - шелестят тополя. Мирным сном засыпает земля; «Спать, спать, спать», - шелестят тополя. 8. Люблю твой слабый свет в небесной вышине Он думы разбудил, уснувшие во мне. Люблю твой слабый свет в небесной вышине Он думы пробуждает, спящие во мне. 9. Наши плечи - металл и хром. Обескровлены лбы и губы. Шага нашего дышит гром В подземельях, где смрад и трубы. Наши торсы - металл и хром. Обесцвечены лбы и губы. Слышен поступи нашей гром В подземелье, где вонь и трубы. 10. День был прозрачен и светел Был день прозрачен и светел 11. ... Когда я в комнате моей, Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады, И упоительно светла Адмиралтейская игла... ... Когда я в комнате моей, Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла... 12. Небо затянуто пологом сумрачным, скучная осень пришла. Небо затянуто пологом мрачным, холодная осень пришла. 13. Я преступник, я преступник, Верю в левую ладонь. Разотру комочки в ступке, Красный высеку огонь. Я преступник, я преступник, Верю в левую ладонь. Разотру кристаллы в ступке, Белый высеку огонь. 14. И сгорит, когда спустится ночь И кинжал его ярко блеснул 15. В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова... В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Ее покрылись острова Темно-зелеными садами. 16. Спокойно потекла прозрачная вода. Спокойно потекла вода. А на воде... 17. Колес и кухонь гул чугунный Перелетал из боя в бой Чрез малярийные лагуны Под малярийною луной. Колес и кухонь гул чугунный Нас провожал из боя в бой Чрез малярийные лагуны Под малярийною луной. Ключ: 2; 2; 1; 1; 1; 2; 2; 1; 1; 1; 2; 1; 2; 2; 1; 1; 2.

Ключевые слова

rules of versification, reliability, aesthetic endowment, literature, test VAST, тест VAST, надежность, правила стихосложения, литературное творчество, эстетическая одаренность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Григорьев Андрей АлександровичИнститут психологии РАН (Москва)доктор филологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчестваandrey4002775@yandex.ru
Смирнова Ольга МихайловнаГимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»педагог-психологsmirsoul@mail.ru
Широпаев Алексей АлексеевичМоскваshiropaev@rambler.ru
Всего: 3

Ссылки

Шенгели Г.А. Техника стиха. М. : Гослитиздат, 1960. 312 с.
Шенгели Георгий. Практическое стиховедение. М. : Т-во «Книгоиздательство писателей в Москве», 1923. 128 с.
Григорьев А.А., Князева Т.С., Козьяков Р.В., Смирнова О.М., Сухановский В.Ю. Диагностика эстетической одаренности: апробация теста VAST в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014 (В печати).
Eysenck H.J. The objectivity and lawfulness of aesthetic judgments // Emotion, creativity, and art / eds. by L. Dorfman, C. Martindale, D. Leontiev, G. Cupchik, V. Petrov, P. Machotka. Perm : Perm State Institute of Arts and Culture, 1997. Vol. 1. P. 5-35.
Chan J., Eysenck H.J., Gotz K.O. A new visual aesthetic sensitivity test: III. Cross-cultural comparisons between Hong Kong children and adulds, and English and Japanese samples // Perceptual and Motor Skills. 1980. Vol. 50. Р. 1325-1326.
Iwawaki S., Eysenck H.J., Gotz K.O. A new visual aesthetic sensitivity test (VAST). II. Cross-cultural comparisons between England and Japan // Perceptual and Motor Skills. 1979. Vol. 49. P. 859-862.
Gotz K.O., Borisy S.R., Lynn R., Eysenck H.J. A new visual aesthetic sensitivity test (VAST). I. Construction and psychometric properties // Perceptual and Motor Skills. 1979. Vol. 49. P. 795-802.
 Измерение эстетической одаренности в области литературного творчества | Сибирский психологический журнал. 2015. № 55.

Измерение эстетической одаренности в области литературного творчества | Сибирский психологический журнал. 2015. № 55.