Моделирование основных факторов межличностных отношений с помощью методики ДМО Т. Лири | Сибирский психологический журнал. 2015. № 55.

Моделирование основных факторов межличностных отношений с помощью методики ДМО Т. Лири

Сравнительный анализ различных модификаций методики Т. Лири выявил некоторые различия математического расчета показателей «доминирование» и «дружелюбие» у разных авторов. Для более глубокого понимания данной методики было проведено моделирование, результатом которого стали содержательная модель октантов, а также когнитивные модели основных факторов и их математическая формализация. Когнитивная модель позволяет получить формальную математическую модель в виде алгебраической записи, которая упрощает процесс восприятия изучаемого явления. Детально изучив когнитивные и содержательные модели факторов «доминирование» и «дружелюбие», предложенные Т. Лири, мы предположили, что можно разработать аналогичную модель такого явления, как «коммуникативность личности». Данная технология позволила выделить фактор «коммуникативность личности», определить его содержательную, когнитивную и математическую модели, что дает нам возможность применить полученные результаты в анализе обширного эмпирического материала.

Modeling of the basic factors of interpersonal relationships using techniques IDP by T. Leary.pdf Введение Одной из актуальных проблем подготовки кадров для строительной отрасли является проблема развития и формирования социально-психологической компетентности студентов. В исследовании, направленном на изучение коммуникативных компетенций, использовалась серия методов и методик психологической диагностики, среди них методика Т. Лири, с помощью которой изучали межличностные отношения и коммуникативные качества студентов технического учебного заведения. Психодиагностические измерения проводились среди студентов-выпускников на протяжении пяти лет. В результате нами накоплен обширный эмпирический материал, позволяющий анализировать изучаемые процессы и явления. Материалы и методики исследования Методика Т. Лири, созданная в 1954 г., предназначена для изучения представлений субъекта о себе идеальном и реальном, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. В методике оценивается 128 характеристик, которые сводятся к 8 вариантам межличностного взаимодействия. Интерпретация данных ДМО ориентирована на преобладание одних показателей над другими и определение основных факторов: «доминирование» и «дружелюбие». Изучены модификации данной методики Л.Н. Собчик [1], методики, предложенные в изданиях А.А. Карелина [2. С. 263-268], Д.Я. Рай-городского [3. С. 408-418] и издании Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова [4. С. 87-90]. При расчёте данных по факторам «доминирование» и «дружелюбие» обнаружено расхождение в формулах перечисленных изданий (табл. 1). Обнаруженное несоответствие привело к необходимости изучения математической модели расчета данных параметров, сравнение их с формулами, предложенными Т. Лири, и выбора оптимальной модификации методики. Т а б л и ц а 1 Формулы определения показателей по факторам «доминирование» и «дружелюбие» Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г.М. Мануйлов Д.Я. Райгородский А.А. Карелин Л.Н. Собчик Доминирование = = I-V+0,7 X X (VIII+II-IV-VI) Доминирование = = (I-V)+0,7 X X (VIII+II-IV-VI) Доминирование = = (I-V)+0,7 X X(VIII+II-VI) Индекс лидерства (вектор Л): Л = I-V+0,7 X X (II+VIII-VI+IV) Дружелюбие = = VII-III+0,7 X X (VIII-II-IV+VI) Дружелюбие = = (VII-III)+0,7 X X (VIII-II-IV+VI) Дружелюбие = = (VII-III)+0,7 x x (VIII-II-IV+VI) Индекс доброжелательности (вектор Д): Д = VI-III+0,7 X x (VIII+VII-IV+II) В дальнейшей работе, проанализировав полученные результаты, решили опираться на модификацию, представленную Л.Н. Собчик. Следующий этап работы состоял в разработке когнитивной модели основных факторов межличностных отношений (табл. 2). Изучение некоторых явлений, опыта прошлых наблюдений, каких-либо модельных гипотез или ожиданий позволяет нам получить некую модель предмета. Впоследствии эта модель может уточняться, меняться структурно или функционально. Построенная модель сама может спровоцировать получение новых знаний о явлении, выявить скрытые связи [5. С. 12-15]. Для более глубокого понимания данной методики было проведено моделирование, результатом которого стали содержательная модель октантов, а также когнитивные модели основных факторов и их математическая формализация (рис. 1). Содержательная логико-семантическая модель позволяет получить описание объектов-октантов и их дифференцирование по уровням интенсивности. За основу нами взяты содержательные описания, предложенные Л.Н. Собчик, которые мы дополнили и уточнили на основе источников [2-4]. Когнитивная модель 1 t ~ Логико-семантическая (содержательная) модель 1 t Формальная математическая модель Рис. 1. Типы созданных моделей Т а б л и ц а 2 Тип межличностного поведения в отношениях с окружающими Тип межличностных отношений 0-8 баллов 9-12 баллов 13 и выше 1. Властно-лидирующий Способность наставника и организатора Нетерпеливость к критике, переоценка собственных возможностей Догматизм и деспотичность Уверенность в себе, упорность, настойчивость, умеет быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя Доминантность, авторитетность, лидер. Нетерпим к критике, переоценивает собственные возможности Дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма, властность 2. Независимо-доминирующий Склонность к соревновательности, соперничеству Обособленность позиций в группе Самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим Уверенность, независимость, соперничающий, деловитость Самоуверенность, самовольность ди-стантность, эгоистичность Имеет особое мнение, отличное от мнения большинства, занимает обособленную позицию в группе. Нарциссиче-ский, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими О к о н ч а н и е т а б л. 2 Тип межличностных отношений 0-8 баллов 9-12 баллов 13 и выше 3. Прямолинейно-агрессивный Настойчивость в достижении цели Чрезмерное упорство, недружелюбие Несдержанность и вспыльчивость Искренность, непосредственность, целеустремленность Прямолинейность, настойчивость в достижении цели, критичность Чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость, враждебность 4. Недоверчи-во-скептичес-кий Скептицизм и не-комформность Обидчивость и недоверчивость, склонность к критицизму Недовольство окружающими, подозрительность Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность, критичность Крайне обидчив и недоверчив, с склонностью к критицизму Недовольство другими, подозрительность, отчужденность, негативизм 5. Покорно-застенчивый Охотное выполнение чужих обязанностей Повышенное чувство вины, самоуничижение Полная покорность Скромность, застенчивость, уступчивость Склонность брать на себя чужие обязанности, подчиняться Полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение 6. Зависимо-послушный Потребность в помощи Конформность Полная зависимость от мнения окружающих Уважительность, благодарность, вежливость Потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании Сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих 7. Сотрудни-чающе-конвенциаль-ный Дружелюбие Компромиссное поведение Несдержанность в излияниях своего дружелюбия Стремятся к сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими Компромиссное поведение, ждет социального одобрения Несдержанность в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства 8. Ответственновеликодушный Мягкосердечность, обязательность Гиперсоциальные установки Альтруизм Выраженная готовность помогать окружающим, сочувствующий, мягкий, деликатный, отзывчивый Мягкосердечность, развитое чувство ответственности Сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм Т. Лири была предложена круговая модель, формализованная в следующих формулах: Dom = Z^i^sine! и Lov = E^i^i coseb где Ri - оценка 1-й категории; - угол, получаемый при движении в направлении против часовой стрелки от L категории (если используются 16 категорий) или от LM, если используются восемь категорий-октантов [6. С. 69]: Dom = AP-HI+0,7 (NO+BC-FG-JK); Lov = LM-DE+0,7 (NO-BC-FG+JK). Т. Лири предположил, что эти оси делят окружность на четыре квадранта, которые, в свою очередь, подразделяются на октанты, получившие следующие названия [Там же. С. 65]: - диктаторский-автократический (Managerial-Autocratic) - AP; - состязательный-нарциссический (Competitive-Narcissistic) - BC; - агрессивный-садистический (Aggressive-Sadistic) - DE; - недоверчивый-бунтарский (Distrustful-Rebellions) - FG; - мазохистский-самоуничижительный (Masochistic-Self-Effacing) - HI; - зависимый-покорный (Dependent-Docile) - JK; - сверхконвенциональный-сотрудничающий (Overconventional-Cooperative) - LM; - ответственный-гипернормальный (Responsible-Hypernormal) - NO. Нами был проведен анализ каждого октанта на предмет прямой и обратной зависимости с показателями «доминирование», «дружелюбие». Показатели «доминирование» и «дружелюбие» М. Аргайлом названы в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Оттуда: оценка и сила [3. С. 408]. Когнитивная модель создавалась для выявления связей между основными факторами «доминирование» и «дружелюбие» и рассматриваемыми 4 основными октантами (в верхнем ряду) и 4 дополнительными октантами (в нижнем ряду) (рис. 2, 3). Полученная когнитивная модель позволяет представить формальную математическую модель в виде алгебраической записи, которая упрощает процесс восприятия изучаемого явления. Основные октанты берутся с коэффициентом 1, а дополнительные - с коэффициентом 0,7 (этот коэффициент позволяет ослабить действие октанта на общую сумму) [6]. Используемые условные обозначения: - основные октанты, имеющие прямую зависимость - дополнительные октанты, имеющие прямую зависимость ^; - положительная связь - +; - отрицательная связь -. Доминирование = I-V+0,7 (II+III-VI-IV) Рис. 2. Когнитивная модель фактора «доминирование» Дружелюбие =-III+VII+0,7(-II-IV+VI+VIII) Рис. 3. Когнитивная модель фактора «дружелюбие» Результаты исследования и обсуждение Детально изучив когнитивные и содержательные модели факторов «дозирование» и «дружелюбие», предложенные Т. Лири, мы предположили, что можно разработать аналогичную модель такого явления, как коммуникативность личности. Под термином «коммуникативность личности» мы понимаем некий комплекс качеств, характеризирующий процесс общения той или иной личности, в частности, коммуникативность (лат. - соединяющийся, сообщающийся) - положительное нравственно-этическое качество личности, выражающее предрасположенность человека к общению, установлению контактов, связей, отношений. Внешне это качество проявляется как общительность, умение собирать вокруг себя людей. Данное качество основывается на способности человека чувствовать поле психологической совместимости с партнером. Иногда термин «коммуникабельность» употребляется преимущественно как синоним, но иногда как вспомогательное понятие для обозначения черты характера (коммуникабельный человек) с акцентом на владение технологией коммуникативности [7]. При создании когнитивной модели фактора «коммуникативность личности» мы предполагаем, что первый и седьмой октанты, являясь основными, имеют прямое положительное влияние на изучаемое явление, и третий октант, являясь основным, имеет отрицательное значение. На базе полученной когнитивной модели разработали математическую модель фактора «коммуникативность личности», которую планируем применить в анализе эмпирического материала, полученного при проведении исследования. П, Незавжсвмо-доминируюший ГУ. НедоверчиЕО-скептический стиль ЛХ Зависимо-послушный ЛТП, Ответственно- ЕЁЛИКОДуШНЫЙ Коммуникативность личности = I-III+VII+0,7(-II-IV+VIII) Рис. 4. Когнитивная модель фактора «коммуникативность личности» Заключение Результаты проведенного исследования в дальнейшем будут использованы для диагностики и анализа данных, полученных в работе со студентами строительных специальностей средних и высших учебных заведений. Проделанная работа позволила: - уточнить содержательную модель стилей межличностных отношений, предложенную Л.Н. Собчик; - разработать когнитивную модель факторов «доминирование» и «дружелюбие»; - получить математическую модель этих факторов, на которую мы будем опираться в дальнейшей исследовательской деятельности; - полученную математическую модель сравнить с моделью, предложенной Т. Лири, и получить полную тождественность, что подтвердило адекватность векторной модели, так как она успешно описывает моделируемую систему; - разработать когнитивную и математическую модели фактора «коммуникативность личности»; - когнитивную модель представить в виде векторной формы, которая является в данном случае наиболее удачной, так как позволяет увидеть основные содержательные аспекты фактора «коммуникативность личности». Пользуясь данной технологией, можно более глубоко проанализировать и другие явления и качества, значимые в межличностных отношениях (например, лидерство, самооценка и др.). В дальнейшем планируется данный подход адаптировать при анализе результатов диагностики ДМО и для других категорий респондентов.

Ключевые слова

communicative personality, friendliness, dominance, cognitive model, meaningful model, mathematical model, коммуникативность личности, interpersonal relationships, дружелюбие, когнитивная модель, доминирование, содержательная модель, математическая модель, межличностные отношения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шерхунаева Инга ИннокентьевнаБайкальский государственный университет экономики и права (Иркутск)аспирант кафедры социальной и экономической психологииinin@mail.ru
Михайлова Ольга СергеевнаИркутский национальный исследовательский технический университетаспирант кафедры архитектурного проектированияmikhaylova.istu@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.
Мусихина Е.А., Хохрин Е.В., Михайлова О.С. Теоретические основы моделирования предметно-пространственных сред : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2014. 64 с.
Interpersonal Diagnosis of Personality A Functional Theory and Methodology for Personality Evaluation By Leary, Timothy, Previously published by John Wiley & Sons, 1957. 538 p.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара : БАХРА-М, 2001. 672 с.
Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. 416 с.
Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики: методическое руководство. М., 1990. 48 с.
 Моделирование основных факторов межличностных отношений с помощью методики ДМО Т. Лири | Сибирский психологический журнал. 2015. № 55.

Моделирование основных факторов межличностных отношений с помощью методики ДМО Т. Лири | Сибирский психологический журнал. 2015. № 55.