ВЛИЯНИЕ ДИАСПОР НА РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ | Сибирский психологический журнал. 2005. № 21.

ВЛИЯНИЕ ДИАСПОР НА РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В статье уточняется термин «диаспора», анализируются основные функции диаспоры, прогнозируется их позитивное и негативное влияние на межэтнические отношения, приводятся данные социально-психологического исследования по Иркутской области.

DIASPORE INFLUENCE ON INTERETHICAL RELATION.pdf В последние годы во многих российских регионах идет активный процесс возрождения старых и возникновения новых диаспор. В условиях национального возрождения актуализируется значимость этнической идентификации, что привносит свои изменения в межнациональную ситуацию. Растет роль диаспор в хозяйственной и социальной жизнедеятельности, что также оказывает определенное как позитивное, так и негативное влияние на развитие межэтнических отношений.Термин «диаспора» имеет греческие корни (от diaspora - рассеяние) и означает пребывание части этноса за пределами страны своего проживания. Возникновение первых диаспор связывается с насильственным переселением евреев в Вавилонию Навуходоносором II после завоевания им Палестины в VI в. до н э. Сейчас существуют различные подходы к пониманию данного термина, авторы используют как приведенную выше широкую трактовку, так и более узкие и конкретизированные. Например, В.И. Дятлов считает, что диаспора -это не просто пребывание представителей некой этнической группы вне своего «национального очага» в качестве национального меньшинства, ее можно рассматривать «и как особый тип человеческих взаимоотношений, как специфическую систему формальных и неформальных связей, основанных на общности исхода с «исторической родины»... на усилиях по поддержанию образа жизни «в рассеянии» - в качестве национального меньшинства в иноэтничном принимающем обществе» [1]. Мы бы определили диаспору как организованную группу граждан одной национальности, проживающих за пределами исторической родины и ориентированных на ценности и традиции своего народа, оказывающую социально-экономическую поддержку своим членам. Таким образом, именно указанные признаки, на наш взгляд, являются наиболее существенными.Безусловно, процесс появления, роста и укрепления диаспор актуален и востребован временем. Однако отношение к представителям различных диаспор неоднозначно. Часто распространяются негативные стереотипы, недоверие в разных слоях общества, особенно по отношению к мигрантам «ближнего» и «дальнего» зарубежья, вплоть до требований запрета въезда. Однако прекратить, прервать полностью как экономическое, так и другие виды взаимодействия с ними невозможно, да и не нужно. Их услуги и товары на настоящий момент пользуются спросом и находят своего потребителя. Что касается Китая, Вьетнама, Монголии, то это также экономически привлекательные партнеры для России в целом и Иркутской области в частности. Таким образом, задача состоит в том, чтобы оптимизировать связи с диаспорами, опираясь на положительные моменты. Исходя из этого попытаемся проанализировать основные функции диаспоры с точки зрения возможного их позитивного и негативного влияния на межэтнические отношения.Диаспора на данный момент выполняет ряд значимых и необходимых конструктивных функций.1..Диаспора способствует формированию и сохранению этнического самосознания и этнической идентификации, происходит осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу и обособления от других, идентификация характеризуется четким и устойчивым ощущением своих этнических особенностей, привязанностью к этнической культуре и этнической общности.2..Диаспора позволяет найти каждому своему члену индивидуальную или групповую нишу в экономике принимающей страны, в том числе за счет специфических видов деятельности (чаще всего торговли, гастарбайтер-ства, а также развития народных ремесел, национальной кухни и пр.). Создаются совместные или чисто этнические предприятия и организации (торговые, строительные, лесоперерабатывающие, общественного питания, сельскохозяйственные). Реализация указанной функции дает возможность экономически выжить представителям данного этноса, когда помощь со стороны государства фактически отсутствует.3.Следующая функция диаспоры - содействие адаптации представителей своего этноса в иноэтничной среде. Такие факторы, как гетерогенность социального окружения, малочисленность представителей своего этноса по сравнению с титульной национальностью, статусные, культурные, возможно конфессиональные и языковые различия, обусловливают повышенные требования к адаптивным способностям представителей этнической группы.4.Важной функцией является поддержка и защита социальных и экономических прав представителей этнической группы - это оказание помощи в получении постоянного вида на жительство, коммерческой визы, решение проблем трудоустройства, обучения, проживания и т.д.5..Диаспора выполняет функцию самоуправления, стимулирует и направляет политическую, экономическую, социальную активность представителей этноса, выдвигает коллективные цели, имеет своих лидеров, отстаивающих интересы этнической группы, поддерживает связь с исторической родиной.6..Диаспора препятствует ассимилятивным процессам, стремится к консолидации представителей конкретного этноса преимущественно на основе сохранения своего родного языка, своей культуры, традиций и обычаев, религиозных взглядов.7..Диаспора пытается решать проблему воспитания подрастающего поколения, способствует принятию ими языка, культуры, традиций, социальных и этнических норм своего национального окружения. Необходимо учитывать, что многие дети никогда не были на своей исторической родине и их этническая социализация ограничивается рамками семьи. В этих условиях диаспора выступает как своеобразный институт социализации в иной этноэкономической среде. Данная функция реализуется посредством создания национальных культурных центров, выпуска своих журналов и газет, открытия национальных школ или классов.Однако процесс диаспорализации наряду с конструктивными может характеризоваться и деструктивными проявлениями.Во-первых, консолидация диаспоры может сопровождаться ее излишним стремлением к автономности, максимальному социальному дистанцированию, означающему, что представители этнической группы держатся обособленно, не стремятся контактировать с представителями иных групп, в первую очередь с представителями других диаспор, т.е. ориентированы преимущественно на закрытую модель межэтнических отношений.Во-вторых, низкий уровень контактов с аутгруппой, статусные различия, а также малочисленность диаспоры могут стать причиной возникновения межгрупповой тревожности и в результате приводят к большей гомогенности восприятия членов аутгруппы, формированию сверхпозитивных стереотипов как отличительного признака и более негативным гетеростереотипам как механизму защиты. Конечно, необходимость установления социальных, экономических и других контактов в принимающей стране требует проявлений конформности и толерантности, но это только внешняя толерантность, и она не всегда может быть устойчивой и длительной. Кроме того, сохраняется опасность в конфликтной ситуации открытой демонстрации высокомерного, предвзятого отношения к другим. Этот факт подтверждается данными опросов жителей Иркутской области в 2003 и 2004 гг. (исследования проводились студентами кафедры социально-экономической психологии БГУЭП под руководством профессора А.Д. Карнышева и доцента Е.Л. Трофимовой, в 2003 г. было опрошено 514 респондентов, в 2004 г. - 426). Респонденты указали, что наибольшее раздражение в поведении представителей других национальностей вызывает национальное высокомерие и чванство, соответственно 52,4 и 56,5%.В-третьих, специфичность и расширение сфер экономической деятельности, стремление закрепиться путем приобретения разнообразной собственности предопределяют возникновение негативных установок по отношению к представителям диаспор, обостряют конкуренцию на рынке рабочей силы, товаров и услуг (ведь зачастую их товары и услуги дешевле, рассчитаны на массового потребителя со средней или даже низкой покупательной способностью). По данным указанных опросов, среди причин конфликтов испытуемые подчеркнули следующие: соперничество за выгодные условия торговли - 49,9 и 46% опрошенных; соперничество за рабочие места и высокую заработную плату - 32,7 и 33,3%; захват и перераспределение собственности - 22,2 и 20,4%. А в качестве раздражающего фактора со стороны представителей некоторых диаспор отмечается нежелание работать, стремление к легкой наживе - 35,5 и 30,6%.В-четвертых, отстаивая интересы своих членов, диаспора может оказывать правовую и другого рода защиту и поддерживать таким образом нелегальное проживание, создание противоправных группировок, наркобизнес, уклонение от уплаты налогов и т.д. Лоббируются интересы своей страны или республики, возможна оппозиция политическому курсу и лидерам страны или региона проживания.В-пятых, положительные стороны роста национального самосознания, пропагандирования национальной культуры, языка, конфессиональных воззрений могут порой смещаться в сторону этноцентризма в его ярко выраженной негативной форме и приводить к сверхтолерантности по отношению к собственной культуре и отвержению культуры других этнических групп. Понятно, что следствием проявления этноцентризма и формирования установок превосходства своей этнической группы будут отчуждение, враждебность и взаимная агрессивность между этническими группами, способствующие возникновению межэтнических конфликтов. Не случайно респонденты указали, что часто к конфликтам между представителями разных национальностей приводят такие явления, как враждебные высказывания о людях другой национальности - 52 и 50,9% опрошенных; неуважение к обычаям, традициям, языку других народов - 28,8 и 31%.В целях прогнозирования позитивного и негативного развития межэтнических отношений между представителями диаспоры и принимающего этноса следует, на наш взгляд, также изучать социальные и этнопсихологические особенности тех и других, поскольку значимые различия и сходства могут выступать как потенциалы конфликтности, с одной стороны, и потенциалы согласия - с другой. Остановимся на некоторых важных, с нашей точки зрения, характеристиках.Прежде всего, необходимо помнить об особенностях национального темперамента. Общеизвестно, что представители одних наций более эмоциональны и восприимчивы по сравнению с другими, имеют различные уровни коммуникабельности, особенности вербального и невербального общения. Чем резче контраст между представителями этнических групп, тем скорее на нем акцентируют внимание. Кроме того, представители одного этноса достаточно часто не имеют представления о психологических особенностях других этносов, что приводит к ложным атрибуциям, непониманию и в результате - к возникновению барьеров в общении и конфликтам.В некоторой степени может способствовать психологическому неприятию расово-антропологический аспект. В данном случае проявляется такая особенность этнического стереотипа, как антропостереотипичность, т.е. связанная с обликом индивида. Внешность часто является признаком, дающим информацию о национальности субъекта. Соответствие стереотипных представлений о внешности той или другой национальности существенно влияет на устойчивость этнических гетеро-стереотипов. На уровне обыденного сознания нередко черты внешности связываются с психологическими качествами человека. Так, в нашем исследовании в 2003 г. 7,2% опрошенных указали, что более всего в представителях других национальностей их раздражают разительные внешние отличия, а в 2004 г. 14,1% опрошенных ответили подобным образом.Как возможный потенциал конфликтности можно рассматривать и различия в уровне конформности представителей диаспоры и принимающего этноса. Мы склонны считать, что излишняя уступчивость, стремление понравиться окружающим и сохранить во что бы то ни стало хорошие отношения только на первый взгляд не создают особых проблем в процессе межэтнического взаимодействия. Дело в том, что возникающие претензии, проблемы не разрешаются и могут накапливаться, а затем выплескиваются в напряженных неблагоприятных ситуациях.В качестве значимых характеристик можно рассматривать материальную обеспеченность и общий уровень благосостояния нации, что, безусловно, влияет на этнический статус. В частности, низкий статус, вероятно, связан с чувством дискриминации, ущемленности своего этноса, что приводит к возникновению чувства несправедливости [7, с. 22]. Это может иметь своим следствием ослабление этнической идентичности со своим этносом или, наоборот, способствовать проявлению этноцентризма. Высокостатусные группы более уверены в собственной безопасности, сохранении своей уникальности и поэтому склонны проявлять большую толерантность. Но и неадекватно завышенная этническая самооценка может привести к искажению группового самосознания, чувству национального превосходства, высокому уровню агрессивности.Еще один фактор - длительность совместного проживания и частота контактов. Чем меньше практика межэтнического общения, ниже степень его интенсивности, тем более искаженным является образ чужой нации, при выработке стереотипа часто прослеживается тенденция преувеличивать внешние различия между этносами и преуменьшать их внутренние различия. Длительное совместное проживание, как правило, означает взаимодействие и комплиментарность в разных сферах: установление экономических контактов, взаимопроникновение культур, традиций и обычаев, при наличии конфессиональных различий может наблюдаться религиозный синкретизм, таким образом, повышается уровень толерантного отношения, так как «чужое» отчасти превращается в «общее».Важным фактором являются и конфессиональные взгляды: приверженность к различным верованиям, уровень религиозности. По данным нашего исследования, считают, что религиозные взгляды оказывают положительное влияние на характер межнациональных отношений, только 7,4% всех опрошенных в 2003 г. и 7,5% -в 2004 г., скорее отрицательное влияние - 35, 9 и 30,5% соответственно, причем лица, исповедующие шаманизм, православие и ислам, в большей степени указывают на отрицательное влияние (табл. 1).Хотелось бы обратить внимание на степень культурной дистанции, которая определяется близостью культурно-ценностных ориентаций, традиций, языков, выраженностью индивидуалистических или коллективистских начал; установками, связанными с традиционными видами хозяйствования, отношением к собственности, спецификой потребностей и особенностей их удовлетворения.Конфликтогенным потенциалом может стать незнание или несоблюдение традиций, обычаев другого этноса, правил этикета, этнических норм в целом, пренебрежительное отношение к языку и культуре другого народа. Их незнание, опора на собственные стандарты поступков и действий в контактах с представителями другой национальности приводят к серьезным недоразумениям, даже неприязни.Термин «культурная дистанция» был предложен английскими психологами А. Фэрнхемом и С. Бочнером. В отечественной психологии изучением культурной дистанции занимается Н.М. Лебедева [4].Американский психолог Дж. Таусенд предлагает определять основные тенденции формировании и ста-Т а б л и ц а 2новления этнической культуры по преимущественной ориентации на традиционную, современную или динамическую культуру.Традиционная культура характеризуется ориентацией на прошлое, интересом к истории, устойчивостью традиций, родственных ролевых отношений, религиозных взглядов. Такой тип культуры более закрыт и наименее изменчив.Современная культура обращена к настоящему. Ценности сосредоточены на развитии способностей, самореализации и самоактуализации. Проявляется склонность соблюдать социальную дистанцию, процесс интеграции протекает медленно, толерантные отношения складываются постепенно в результате длительных совместных контактов, зато более устойчивы.Динамически развивающаяся культура характеризуется направленностью на будущее, на достижение быстрых весомых результатов. Признается значимость независимости, индивидуальности, но также и равенства во взаимоотношениях. Такой тип наиболее открыт, ориентирован на установление любых взаимосвязей, приносящих выгоду, успех, материальное благополучие.Например, на характер межэтнических отношений может влиять различие культур представителей диаспоры и принимающего этноса по показателям коллективизм - индивидуализм. В табл. 2 отражены проявления культурных различий между индивидуалистами и коллективистами.На первый взгляд именно представители коллективистских культур в большей степени ориентированы на толерантные отношения.Исследователи отмечают, что они действительно более сдержанны в аутгрупповой дискриминации, но в условиях обострения отношений между этническими группами коллективисты более склонны к межгрупповой дискриминации, чем индивидуалисты (Wethereil, Gudykunst, Ting-Toomey).Таким образом, процесс возникновения и укрепления диаспор оказывает значимое как конструктивное, так и деструктивное влияние на межэтническую ситуацию в стране и в отдельных регионах. Интеграция и взаимодействие в разных сферах возможны при сохранении позитивных функций и преодолении негативных сторон существования диаспоры.

Ключевые слова

social distance, conflict and agreement potentials, tolerance, functions, Diaspore, социальная дистанция, потенциалы конфликтности и согласия, толерантность, функции, диаспора

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Трофимова Е.Л.Байкальский Государственный университет экономики и праваКандидат психологических наук, доцент
Всего: 1

Ссылки

Этническая толерантность в поликультурных регионах России. М.: РУДН, 2002. 296 с.
Трофимова Е.Л. Методы исследования и психокоррекция в этнопсихологии: Учеб. пособие. Иркутск: БГУЭП, 2002. 91 с.
Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социол. исследования. 1996. № 5. С. 33-42.
Лебедева Н.М., Хотинец В.Ю., Выскочил А.А., Гаюрова Ю.А. Психологические исследования этнической толерантности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. 240 с.
Карнышев А.Д., Трофимова Е.Л. От экономической антропологии к экономической психологии // Проблемы экономической психологии. М.: ИП РАН, 2004. С. 545-566.
Забияко А.П. Аккультурация мигрантов: перспектива формирования маргинальных этнических групп и культур // Внешние миграции и мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке: Сб. материалов. Москва; Иркутск, 2004. С. 75-84.
Дятлов В.И. «Новые диаспоры» и проблема интеграции внешних мигрантов в принимающее общество // Внешние миграции и мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке: Сб. материалов. Москва; Иркутск, 2004. С. 62-74.
 ВЛИЯНИЕ ДИАСПОР НА РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ | Сибирский психологический журнал. 2005. № 21.

ВЛИЯНИЕ ДИАСПОР НА РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ | Сибирский психологический журнал. 2005. № 21.