НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются основные проблемы нравственного становления личности в процессе вузовского обучения: становление нравственного самосознания, формирование мировоззрения, психологическое сопровождение нравственного развития личности студента, нравственная и гражданская позиция преподавателей. Учебная деятельность рассматривается как средство становления нравственного самосознания будущего специалиста через освоение дисциплин психолого-педагогического профиля
MORAL BECOMING OF PERSONALITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TEACHING.pdf Нравственное становление личности всегда было одной из актуальных проблем воспитания и образования. Процесс глубоких преобразований во всех сферах жизни нашей страны коренным образом изменяет систему требований общества к личности, придает особую остроту проблемам, связанным с нравственным воспитанием детей и молодежи. Радикальная смена ценностных систем, культурных норм и идеалов привела к тому, что за последние годы резко изменились представления о социальных ценностях, изменился рейтинг значений, которые придаются тем или иным национальным, экономическим и политическим событиям; наблюдаются негативные тенденции, связанные с нравственным обликом современной молодежи. Особенно остро ощутила на себе неустойчивость современной социально-экономической ситуации студенческая молодежь.Особую значимость проблема нравственного становления личности приобретает в связи с обострением криминогенной обстановки, стремительным ростом преступлений и правонарушений, вовлечением молодежи в преступные группы, возникновением большого количества стихийно складывающихся неформальных объединений, имеющих асоциальную направленность. Как отмечают многие исследователи, произошла интенсивная примитивизация нравственного сознания детей и молодежи (см. [5, 11] и др.). Наблюдается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. За этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания молодых людей - отчужденность, страх, безнадежность, одиночество и т.п.Несмотря на большое количество научных работ, проблема нравственного становления личности не является достаточно хорошо изученной. В частности, это касается вопросов, раскрывающих динамику, параметры, уровни и критерии развития нравственного самосознания в зависимости от этапа профессионального обучения, эффективные условия его становления, а также роль нравственной зрелости в формировании личности. Кроме того, в настоящее время категории «нравственное сознание», «нравственная личность» изучены в основном в рамках философии и этики. Это объясняется прежде всего сложностью и многогранностью проблемы нравственного становления личности.В процессе профессионального обучения студенчество приобретает фундаментальные знания, практические навыки, нравственную зрелость. Именно учреждениям профессионального и дополнительного образования принадлежит ведущая роль в их личностном и профессиональном становлении. В период обучения в вузе продолжается развитие и совершенствование качеств, заложенных на этапе нравственного становления в подростковом и юношеском возрасте. В процессе профессионального обучения происходит переоценка ценностей: это связано с вопросами будущего трудоустройства, применением полученных профессиональных знаний, навыков.Нравственное становление в студенческом возрасте предполагает приобщение к нравственным, эстетическим, познавательным и другим ценностям, а также преобразование ранее сформированных нравственных качеств и установок личности, которые позволят будущим специалистам активно решать актуальные задачи перехода к выполнению профессиональной и социальной роли на основе сложившихся нравственных убеждений. Кроме того, в процессе профессионального обучения студентом осознаются и реализуются определенные жизненные цели и задачи, которые соотносятся с выработанными в обществе требованиями, нормативами, а также с собственными способностями, индивидуальными психофизиологическими возможностями, интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В этот период личность принимает ответственные решения, связанные с выбором жизненного пути, возможностями для профессиональной самореализации. Принятие решений во многом зависит от того, насколько они служат направлением для дальнейшего духовного развития в профессиональной деятельности. Все это делает проблему нравственного становления личности в студенческие годы особенно актуальной.Требования к современному специалисту предусматривают формирование тех высоких нравственных качеств, посредством которых профессиональные качества получают нравственную направленность. Это особенно важно, поскольку студенчество является той социальной группой, которая профессионально занимается духовным производством и выступает в качестве его субъекта. Для успешного выполнения функций субъекта духовного производства студент должен овладеть знаниями, умениями в условиях специального обучения, освоить культурное наследие, делая его достоянием своего внутреннего мира, а затем в рамках профессиональной деятельности распространять на других. Таким образом, процесс профессиональной подготовки предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств и мировоззренческих позиций, соответствующих общественным критериям нравственного содержания личности.В психолого-педагогической литературе нравственность конкретного человека рассматривается как личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков, а также внутренних мотивов и побуждений творить добро (см. [6, 7] и др.). Центральной смыслообразующей характеристикой нравственности является способ отношения к другому человеку [4], который, сплетаясь с самоотношением, составляет ядро личности.В работах по педагогической и возрастной психологии психологические аспекты нравственности разработаны для конкретных этапов возрастного развития, описаны вопросы отклоняющегося нравственного поведения (см. [9, 14] и др.). Конкретные научные исследования нравственности сосредоточены преимущественно в педагогике. Эти исследования касаются определенной проблематики: мораль и поведение, коллектив и личность, формирование дисциплинированности и нравственной воспитанности, нравственность как основа для проявления воли, формирование нравственных чувств (см. [2, 3] и др.).Нравственность является собственно психологическим, субъективным образованием, в ее основе лежат механизмы отношения человека к человеку, отношения к другим людям. Субъективное отношение к другим людям есть определяющая основа нравственности [10]. Нравственная личность определяется в психолого-педагогической литературе степенью гармонизации в ее сознании и поступках общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения. Осознание себя в качестве носителя нравственных ценностей невозможно вне отношения к другому человеку как такому же носителю этих ценностей. Такое отношение к другому позволяет человеку глубже осознать свою позицию в качестве носителя нравственной нормативности. Результатом осознания выступает рефлексия. Рефлексия - это один из существенных механизмов духовности, представляющий собой осознание человеком своего духовного бытия, понимания своего предназначения. Без рефлексии невозможно самосознание, осмысление себя, общества, своего места в нем [8].В нашем исследовании была поставлена задача - изучить устойчивость нравственных установок и особенности самооценки студентами своих нравственных позиций.Методологической основой данного исследования является личностно-деятельностный подход. Согласно положениям этой концепции в центре обучения находится сам студент, его мотивы, цели, особенности взаимодействия с преподавателем; обучение строится с учетом личностных особенностей, накопленного опыта студента и преломляется через его мотивы, ценностные ориентации, интересы, цели, перспективы. Основными методами исследования явились метод наблюдения, метод экспертной оценки и опросные методы.Полученные в исследовании данные показали, что студентам свойственна определенная неуверенность, неустойчивость в позициях, взглядах, ориентациях, установках. Вместе с тем они стремятся добиться уважения, авторитета; склонны к самоанализу. Постоянное проявление таких свойств, как стремление к творческому самовыражению и самореализации, активный интерес в области нового, убеждает нас в том, что студенческий возраст является сенситивным периодом для усвоения нравственных ценностей, что особенно важно для личностно и профессионально зрелого специалиста. В связи с этим мы посчитали необходимым определить основные характеристики нравственного становления личности, развитие которых будет способствовать становлению нравственного самосознания, мировоззрения, устойчивости мотивов нравственного поведения, нравственных оценок и суждений об окружающих людях и о себе.Структурными компонентами нравственного становления личности, на наш взгляд, могут выступать:•·совокупность качеств личности, отражающих устойчивое нравственное отношение к человеку, к обязанностям, принятым на себя по отношению к другим людям: искренность, откровенность, толерантность, порядочность, благородство, доброжелательность, дружелюбие, уважение и понимание других людей, сочувствие, тактичность, интеллигентность, самокритичность, принципиальность, нравственная требовательность к себе и другим людям, гуманность;•·самоконтроль как рациональная рефлексия и оценка человеком собственных действий на основе личнос-тно значимых мотивов и установок;•моральная ответственность как осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью человека, принимаемыми решениями с точки зрения выполнения им принятых норм и правил;•·уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);•·стремление к самосовершенствованию (саморазвитию);•·представления об общечеловеческих ценностях (ценностные ориентиры), их интериоризация, т.е. переход знаний в нравственные убеждения на основе свободы выбора и реализации их в деятельности;•·навыки нравственного поведения;•·адекватный и объективный анализ жизненных ситуаций;•выбор подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества;•осознание норм, правил поведения, собственных нравственных ценностей, характеризующих нравственное самосознание.В процессе профессионального обучения происходит дальнейшее становление человека как личности, формирование способности к усвоению норм и правил поведения в обществе, нравственного отношения к людям, к самому себе и природе, сознательное стремление к духовному росту, к построению жизни на основе принятия традиционных и новых нравственных ориентаций, восхождение человека до высочайшего уровня человечности и духовности, в зависимости от того, какими нормами она руководствуется, вырабатываются личностные качества. Но именно этот период может ничего не дать человеку в плане нравственного развития. В связи с этим особенно значимым представляется психологическое сопровождение нравственного становления личности студента в процессе профессионального образования.В процессе обучения происходит личностное и социальное самоопределение студентов, поиск путей самореализации, определение своего места в жизни. Это предполагает развитие механизмов самосознания, формирование мировоззрения, жизненной позиции и сознательный выбор нравственных ориентиров. В студенческом возрасте идет активное становление профессионального самосознания, складывающееся, в частности, из нравственных критериев и моральных норм поведения будущего специалиста, мировоззренческой позиции, ценностных ориентаций, представлений об оценке себя как профессионала со стороны социального окружения и внутренней рефлексии личности. Тем не менее, как показали результаты нашего исследования, нравственное самосознание и мировоззрение, основанные на системе нравственных взглядов, не являются достаточно сформированными у будущих специалистов. Выявлены отсутствие четких критериев нравственных оценок и суждений об окружающих людях и себе, неустойчивость мотивов нравственного поведения.Развитие самосознания является важнейшей составляющей как становления личности в целом, так и ее профессионального становления. К сожалению, стадии развития самосознания прослеживались чаще всего до подросткового или юношеского возраста (см. [9, 12, 13] и др.). Это объясняется тем, что именно в подростковом возрасте наступают радикальные качественные изменения самосознания, предопределяющие ход его дальнейшего движения. Самопознание и самонаблюдение становятся в этом возрасте одной из важнейших потребностей личности, возникает интерес к внутреннему миру других людей, повышается объективность оценивания себя, появляется нравственная самооценка [9].Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что в процессе профессионального обучения особое внимание должно уделяться нравственному самосознанию; его формирование происходит в результате осознания необходимости своего служения миру, природе, другим людям, обществу. Оно обеспечивает осмысление и добровольное принятие общественной морали, реализацию ее требований в собственном поведении, нравственную ответственность за свои действия. В психолого-педагогической литературе отмечается, что нравственное самосознание включает самосознание социальной активности и социальной ответственности и ведет к формированию собственных нравственных ценностей: убеждений, субъективного отношения к окружающим, потребности поступать согласно этим ценностям. Одной из характеристик нравственного самосознания может выступать формирование позиции носителя нравственных ценностей, отражающих содержание морали общества.Механизмы нравственного самосознания личности позволяет изучить личностно-деятельностный подход. В трудах В.Э. Чудновского в общепсихологических исследованиях нравственности раскрыты возможности применения этого подхода [14]. Мы полагаем, что становление нравственного самосознания тесно связано с профессиональной подготовкой будущего специалиста, с овладением профессиональным мастерством. Изучение нравственного самосознания наиболее продуктивно, когда оно осуществляется в процессе профессионально-учебной и научно-исследовательской деятельности. Организация этих видов деятельности может выступать одним из возможных путей формирования нравственного самосознания. Деятельность может быть как условием, так и критерием нравственного развития. Именно в процессе учебной деятельности происходит усвоение богатств культуры и науки, накопленных человечеством, что способствует духовному росту, обновлению личности, цивилизованности и прогрессу общества. Она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами и правилами общения в образовательных учреждениях. Кроме того, мы считаем студенческий возраст наиболее благоприятным периодом для становления нравственного самосознания, поскольку именно в этом возрастном диапазоне расположены сенситивные периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении [1]. Большую роль в процессе нравственного становления мы отводим учебной деятельности, под которой понимаем:•·специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого как субъекта в плане совершенствования его интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала, помогающего понять высшие общечеловеческие ценности, самого себя, мотивы собственной деятельности и поведения, свое отношение к окружающему миру;•·целенаправленное взаимодействие студента и преподавателя с целью формирования знаний, умений и навыков, укрепления активного отношения к учебе, познавательных мотивов, формирования смысла учебной деятельности, усвоения категорий познания, нравственности.Профессиональная подготовка студентов предусматривает овладение знаниями, умениями, практическими навыками в области различных дисциплин, в том числе дисциплин общепрофессиональной подготовки, в частности психолого-педагогических, а также дисциплин и курсов по выбору студентов. Через освоение профессиональных ценностей, понятийно-концептуального аппарата изучаемых отраслей научных знаний происходит осознание студентом свойств и особенностей своего «Я» как профессионально значимых, формирование научного мировоззрения, воспитание ценностного отношения к политике, экономике страны, к сфере будущей профессиональной деятельности. Так, самопознание, самораскрытие студента и выбор им путей самосовершенствования происходит при специально организованном общении, основанном на активных методах групповой работы в ходе социально-психологических тренингов. Кроме того, на этих занятиях происходит выработка студентом критериев оценки своей личности, своих способностей, профессиональных притязаний, создаются условия для свободы выбора, свободы отказа, что и составляет основу самосознания. Мы полагаем, что именно свободное участие личности в специально-организованной учебно-профессиональной деятельности позволяет ей обогатить собственный рефлексивный опыт, который выступает основанием нравственного становления личности. Сформированные в ходе теоретической подготовки нравственные ценности, убеждения, принципы закрепляются в период производственной практики и в процессе научно-исследовательской работы студентов. Поэтому учебную деятельность можно рассматривать как средство становления нравственного самосознания будущего специалиста через освоение дисциплин психолого-педагогического профиля.Выделяя проблему становления нравственного самосознания, необходимо определить параметры и уровни его развития по определенным критериям (показателям) в зависимости от этапа профессионального обучения, условия эффективного становления и т.п.Для становления и формирования нравственного самосознания и мировоззрения исключительно важное значение имеет нравственная и гражданская позиция преподавателей, их нравственные качества, культура, педагогическое мастерство, умение создать социально-психологические условия для проявления творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, самореализации личности, адекватного отношения к профессии.Обозначенные психолого-педагогические проблемы нравственного становления личности будущего специалиста, развития и формирования его самосознания, мировоззрения представляются сегодня очень важными в теоретическом и практическом плане. Они приобретают особую значимость в современном российском обществе, поскольку его дальнейшее развитие невозможно без духовно-нравственного возрождения.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 143
Ключевые слова
moral becoming of personality, world outlook, moral self-consciousness, нравственное становление личности, мировоззрение, нравственное самосознаниеАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Скорова Л.В. | Иркутский государственный педагогический университет | Кандидат психологических наук, доцент |
Ссылки
Чудновский В.Е. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М., 1981.
Проблемы современной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996.
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2001.
Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1894.
Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997.
Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994.
Духовно-нравственные основы профессионального становления личности студентов: Сборник научных статей / Под ред. Н.А. Коваль. Тамбов, 1995.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 80-89.
Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1986.
Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1978.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
Вы можете добавить статью