К ВОПРОСУ О САМООТНОШЕНИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2005. № 21.

К ВОПРОСУ О САМООТНОШЕНИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЕЙ

В статье рассматриваются основные характеристики самоотношения подростков из полных и неполных семей. Автором определяются виды психологических защит, используемые подростками в зависимости от особенностей их самоотношения

TO THE QUESTION ABOUT SELF-ATTITUDE OF TEENAGERS FROM NON-FULL AND FULL FAMILIES.pdf Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Разработке данного вопроса посвятили свои исследования В.В. Столин [6], В.С. Мухина [3], И.В. Борисова [1] и многие другие. В отечественной и зарубежной психологической литературе самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития.Всеми авторами отмечается, что критическим в формировании самоотношения выступает подростковый возраст. Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. Как считают многие авторы, самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - рефлексии на себя, на других, на общество.Известно, что в качестве первого социализирующего института выступает семья, чье влияние на развитие является самым длительным и всеобъемлющим. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребенка с родителями приобретает еще большее значение, чем прежде. Это обусловлено тем, что в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей, что вызвано рядом причин: расторжением браков и воспитанием ребенка одним родителем, внебрачным рождением детей, смертью одного из родителей и т.д. Многие авторы (И.В. Борисова [1], В.С. Мухина [3] и др.) справедливо указывают, что воспитание в неполной семье негативно влияет на развитие и формирование личности подростка. Вместе с тем остаются невыясненными психологические механизмы воздействия условий неполной семьи на душевный мир ребенка, парциаль-ность или глобальность этих воздействий, возможности целенаправленной коррекции самоотношения у подростков из неполных семей и др.Целью нашего исследования было выявление особенностей самоотношения у подростков, воспитывающихся в неполных семьях. В работе были использованы следующие методики: методика исследования самоотношения «МИС» С.Р. Пантелеева [5], методика изучения самооценки, опросник изучения типа психологической защиты Плутчека - Келлермана - Конте [2], «Кинетический рисунок семьи», модифицированный Р.В. Овчаровой [4]. Для обработки данных применялись методы математической статистики. Исследование проводилось в течение 2000-2003 гг. на базе средних школ №22 и 3 г. Иркутска. Всего в работе приняли участие 124 подростка 11-15 лет из полных и неполных семей, а также их родители и учителя.Анализ особенностей семейной ситуации, изучавшейся с помощью методики «Кинетический рисунок семьи», показал, что у подростков из неполных семей тревожность встречается в 83% случаев. В полных семьях этот показатель составляет 33%. Конфликтность семейной ситуации отмечается у 76% подростков из неполных семей, в полных же она значительно ниже (15%). Чувство неполноценности семейной ситуации переживают 67% обследованных подростков из неполных семей и 3% - из полных. Враждебность в семейной ситуации неполных семей отмечают 46% испытуемых, полных - 6%. Благоприятная семейная ситуация характерна лишь для 19% неполных семей. В полных же семьях этот показатель составляет 85%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ситуация взаимодействия членов неполной семьи характеризуется определенной конфликтностью, чувством неполноценности и тревожности.Данные, полученные с помощью методики С.Р. Пантелеева, позволили выделить в обследованных группах подростков с позитивным и негативным самоотношением. Позитивный характер самоотношения проявился у 76% подростков из полных семей, тогда как в неполных семьях он отмечался только у 19% подростков. Соответственно, негативное и конфликтное самоотношение преобладает в неполных семьях (81%). Подростки в этих семьях чаще переживают сомнения и несогласие с собой, что нередко проявляется в чрезмерном самокопании и рефлексии.Данные, полученные по отдельным шкалам методики, представлены в таблице.Как видно из таблицы, высокий уровень по фактору «внутренняя конфликтность» отмечается у 52% подростков из неполных семей (в полных - 18%). Значенияфактора «самообвинение» распределились следующим образом: высокий уровень отмечается у 40% подростков из неполных семей, в полных семьях - у 5%. Высокие значения по фактору «самоуничижение» в неполных семьях отмечаются у 68% подростков, в полных же семьях - у 29%. Подросткам из полных семей в большей мере присуще осознание ценности собственной личности и ценности своего «Я» для других. Для них также характерна положительная оценка себя по внутренним (интимным) критериям духовности. Фактор «самоценности» имеет высокие значения у 61% этих подростков, в неполных семьях высокий уровень «самоценности» отмечается лишь у 40% подростков.Статистическая обработка данных с помощью Т-кри-терия Манна-Уитни показала, что значимые отличия между группами подростков из неполных и полных семей проявляются по факторам «самоценность», «внутренняя конфликтность», «самообвинение» и «самоуничижение».Результаты изучения самооценки как составляющей самоотношения позволяют говорить о том, что самооценки подростков из неполных и полных семей значительно не отличаются. Для подростков обеих выборок характерна неадекватная и умеренно завышенная самооценка. Им свойственно завышать оценку своего здоровья, отношений с родителями, а также завышен-но оценивать свое счастье. Такой характер самооценки является достаточно показательным для подросткового возраста.Особенности психологических защит у подростков из неполных и полных семей изучались с помощью опросника изучения типа психологической защиты Плут-чека-Келлермана-Конте. Данные этого опросника свидетельствуют о том, что в условиях неполной семьи чаще отмечается формирование таких форм психологической защиты, как «деградация», «проекция», «гиперкомпенсация». Иначе говоря, для подростков из неполных семей характерны формы поведения, проявляющиеся в младшем возрасте (возрастной регресс). Неприемлемые для себя импульсы и чувства данными испытуемыми приписываются внешним объектам. Испытуемые из неполных семей отличаются также высокой интенсивностью уровня психологических защит, что может привести к искажению личностного развития.Полученные нами данные показали, что существует определенная зависимость между компонентами самоотношения у подростков из разных семей. У подростков из неполных семей статистически значимые связи наблюдаются по следующим показателям:а)«самооценка» испытуемых и уровень их «самооб-винения» (r = -0,30; _р < 0,05), т.е. с ростом самооценкинаблюдается снижение уровня самообвинения личности;б)«внутренняя конфликтность» и самооценка «ха-рактера» (r = -0,28; _р < 0,05), т.е. подростки с выражен-ной внутренней конфликтностью склонны занижатьоценку черт своего характера;в)«внутренняя конфликтность» подростков из непол-ных семей положительно коррелирует с интенсивнос-тью использования «защитных механизмов» личности(r = 0,65;p < 0,01);г)«самообвинение» положительно коррелирует с об-щей «напряженностью психологических защит» (r = 0,39;р < 0,01);д)«внутренняя конфликтность» имеет прямую корре-ляцию с такими видами психологических защит, как «вы-теснение» (r = 0,338; p < 0,01), «деградация» (r = 0,487;p < 0,01), «замещение» (r = 0,367; p < 0,01), «проекция»(r = 0,52; p < 0,01), «компенсация» (r = 0,337; p < 0,01),«гиперкомпенсация» (r = 0,546; р < 0,01).У подростков из полных семей на значимом уровне установлены связи по следующим параметрам:а) «самооценка» положительно коррелирует с «открытостью» (r = 0,468; _p < 0,01), «самоуверенностью» (r = 0,342; p < 0,01), «отраженным самоотношением»(r = 0,343; р < 0,01);б) «самооценка» имеет обратную корреляцию с «внутренней конфликтностью» (r = -0,349; _p < 0,01) и «самоуничижением» (r = - 0,297; _р < 0,01), т.е. чем выше подростки из полных семей оценивают себя, тем ниже у них уровень «внутренней конфликтности» и «самоуничижения».Приведенные данные говорят о том, что у подростков из неполных семей отмечаются тесные отрицательные связи между такими показателями, как «самооценка» и «самообвинение»; «внутренняя конфликтность» и «самооценка характера». Положительные связи наблюдаются между «интенсивностью использования психологических защит», «внутренней конфликтностью» и «самообвинением». «Внутренняя конфликтность», в свою очередь, тесно связана с «вытеснением», «деградацией», «замещением», «проекцией», «компенсацией» и «гиперкомпенсацией». В полных же семьях наблюдается другая ситуация. «Самооценка» положительно коррелирует с «открытостью», «самоуверенностью», «отраженным самоотношением» и отрицательно - с «внутренней конфликтностью».Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что структура самоотношения подростков из неполных и полных семей имеет существенные отличия. У подростков из полных семей чаще проявляются позитивное отношение к себе, симпатия, принятие себя; они реже используют психологические защиты. У подростков же из неполных семей, напротив, в большей степени проявляется негативное и конфликтное самоотношение, им свойственны внутренняя напряженность и склонность к самообвинению. Они более интенсивно используют психологические защиты.

Ключевые слова

non-full and full families, psychological defenses, self-assessment, self-humiliation, auto-sympathy, self-respect, self-attitude, неполные и полные семьи, психологические защиты, самооценка, самоуничижение, аутосимпатия, самоуважение, самоотношение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фонталова Н.С.Иркутский государственный педагогический университет
Всего: 1

Ссылки

Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.
Пантелеев С.Р. Самосознание как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 110 с.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1996. 352 с.
Мухина В.С. Психология детства и отрочество: Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. М.: Ин-т практ. пси- хологии, 1998. 488 с.
Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие для студентов пед. и психол. специальностей. СПБ.: Детство-пресс, 1999. 144 с.
Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10-15 лет из полных и неполных семей: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1996. 206 с.
 К ВОПРОСУ О САМООТНОШЕНИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2005. № 21.

К ВОПРОСУ О САМООТНОШЕНИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2005. № 21.