Особенности семейного взаимодействия в проблемных семьях и направления психо-социальной коррекции | Сибирский психологический журнал. 2015. № 56.

Особенности семейного взаимодействия в проблемных семьях и направления психо-социальной коррекции

Согласно Закону Государственной Думы о несовершеннолетних карательная превентивная политика должна быть заменена на защитно-охранную, что означает перестройку воспитательно-профилактической работы. Семье, детям, подросткам должны быть предоставлены адекватная медико-психологическая, социально-психологическая, социально-правовая и социально-педагогическая помощь и поддержка, что поможет предотвратить будущие правонарушения. В связи с этим представляется актуальным изучение проблем семей лиц, злоупотребляющих алкоголем, бывших в исправительно-трудовых учреждениях, имеющих плохие жилищные условия и финансовые трудности. С помощью теста «Шкала семейного окружения» было обследовано 30 проблемных семей. Тест построен таким образом, что респондент, отвечая на вопросы, характеризует свою семью в целом. Проведено сравнение шкал опросника нормативных семей и обследованных проблемных семей. Выявлены как достоверные различия, так и тенденции. Проведенный анализ позволил выявить мишени для психосоциальной коррекции членов проблемных семей и особенности воспитательной работы с детьми из проблемных семей.

Features of family interaction in problem families and direction of the psychosocial adjustment.pdf В рамках кардинального социально-экономического оздоровления общества 21 мая 1999 г. Государственной Думой был принят Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1]. Согласно этому Закону карательная превентивная политика должна быть заменена на защитно-охранную в отношении детей и подростков. Перестройка воспитательно-профилактической работы среди подрастающего поколения определяется тем, что семье, детям, подросткам предоставляются адекватная медико-психологическая, социально-психологическая, социально-правовая и социально-педагогическая помощь и поддержка, что поможет предотвратить будущие правонарушения [2-9]. Для этого необходимо проводить коррекцию дисгармоничных семейных отношений. Семья играет важнейшую роль в процессе формирования и развития личности [10-12]. Семья чутко реагирует на социально-экономические процессы, происходящие в обществе [13-16]. Семья - это группа, удовлетворяющая потребности своих членов, для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей [17-20]. К дисгармоничным относят семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла [12, 14, 17, 21]. Негармоничную семью характеризуют: «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти - подчинения; эмоциональная зависимость и несимметричность эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи [12, 18, 20]. Важной особенностью негармоничной семьи являются фактическое неравноправие, отношения принуждения. Функционирование деструктогенной семьи порождает семейные проблемы и конфликты [16-18]. Как известно, в любой семье существуют определенные сложившиеся нормы поведения, у членов семьи существуют свои обязанности [10, 15, 18]. Семейные конфликты возникают, когда члены семьи не подчиняются семейным нормам поведения, не занимаются возложенной деятельностью, не участвуют в преодолении трудностей [11, 14, 16]. В дисфункциональных семьях трудности ослабляют семью, приводят к нарушению семейного взаимодействия, социальной дезадаптации членов семьи [12, 19, 21]. В связи со сложившейся в нашей стране социально-экономической и политической обстановкой возросло число проблемных семей. Однако в доступной нам литературе мы не нашли результатов изучения семейных отношений в проблемных семьях, описания семейных трудностей и проблем, направлений психосоциальной коррекции. Целью проведенного исследования был анализ семейных отношений в проблемных семьях для выявления направлений психосоциальной коррекции. Объект и методы исследования Для изучения специфики семейного взаимодействия было обследовано 30 проблемных семей. Это были семьи с низким социальным и экономическим статусом, в каждой имелся больной туберкулезом легких, часть обследованных прошла через исправительно-трудовые учреждения (ИТУ), члены семьи злоупотребляли алкоголем. Во всех семьях были дети, их средний возраст составил 14,3+2,7 года. На вопросы о семейном взаимодействии отвечали 15 мужчин среднего возраста 41,2+3,6 года и 15 женщин среднего возраста 42,4+3,5 года. Обследованные были вполне сформированы как личности, имели определенные привычки, взгляды на жизнь, жизненный опыт, сложившуюся специфику семейного взаимодействия. Особенности семейных отношений, социальный климат семьи, особенности семейного функционирования были изучены с помощью теста «Шкала семейного окружения» (ШСО), который предназначен для оценки социального климата в семьях всех типов. Один из членов семьи, отвечая на вопросы, характеризует социальный климат всей семьи и особенности семейного взаимодействия всех членов данной семьи. В основе ШСО лежит оригинальная методика «Famil Environmental Skale» (FES), разработанная Р.Х. Мусом в 1974 г. В России данная методика была адаптирована С.Ю. Куприяновым (1985) [22, 23]. При обработке данных для каждой шкалы высчитывался показатель, который получался путем сложения ответов по всем пунктам шкалы. Итогом являлся семейный профиль. Для того чтобы интерпретировать получившийся профиль, его данные сравниваются со средними значениями нормативного профиля, который был получен С.Ю. Куприяновым при анкетировании 100 советских семей (всего 276 здоровых испытуемых), ни один из членов которых не болел выраженными нервно-психическими, психосоматическими или тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями. Полученные результаты Социально значимые характеристики членов обследованных семей представлены в виде табл. 1. Т а б л и ц а 1 Социальные характеристики обследованных Абсолют Абсолют- Показатель ное число мужчин % мужчин ное число женщин % женщин Среднее образование 6 40,0 5 33,3 Среднее специальное образование 9 60,0 9 60,0 Злоупотребление алкоголем 8 53,3 2 13,3 Курение более 10 лет 15 100,0 7 46,6 Имеет комнату в коммунальной квартире 3 20,0 5 33,3 Имеет частный дом без удобств 4 26,6 3 20,0 Имеет отдельную квартиру с удобствами 7 46,6 7 46,6 Не имеет средств к существованию 8 53,3 7 46,6 Доход ниже прожиточного уровня 6 40,0 8 53,3 Пребывание в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) 7 46,6 3 20,0 При анализе теста «Шкала социального окружения» учитывались данные характеристики. Результаты обследования специфики семейного взаимодействия представлены в табл. 2. Т а б л и ц а 2 Результаты обследования 30 семей тестом «ШСО» № п/п Шкалы Собственные данные (n = 30) Данные по нормативной семье (n = 100) Тенденции M m M m T 1 С - Сплоченность 6,21 0,26 6, 45 0,14 0,80 2 Э - Экспрессивность 6,46 0,16 6,18 0,18 1,12 3 К-т - Конфликтность 3,69 0,11 3,20 0,16 1,60 4 Н - Независимость 5,12 0,25 4,35 0, 13 2,56 5 ОД - Ориентация на достижения 6,27 0,13 5,46 0,14 2,76 6 ИКО - интеллектуально-культурная ориентация 5,63 0, 23 6,08 0,14 1,50 7 ОАО - ориентация на активный отдых 4,92 0,25 4,37 0,15 1, 83 8 МНА - морально-нравственные аспекты 5,25 0,25 5,72 0,11 1,88 9 О - организованность 4,71 0,26 5,13 0,16 1,40 10 К - контроль 4,02 0,24 3,39 0, 13 2,10 Как видно из табл. 2, имеются различия в нормативных семьях и в обследованных проблемных семьях. В обследованных проблемных семьях достоверно выше ориентация на достижения, независимость, конфликтность, ориентация на активный отдых, контроль, недостоверно выше -экспрессивность. По сравнению с нормативными семьями достоверно ниже морально-нравственные аспекты, недостоверно ниже интеллектуально-культурная ориентация, сплоченность и организованность. Обсуждение результатов Социальный климат семьи и особенности семейного взаимодействия в проблемных семьях были изучены с помощью психологического теста «Шкала семейного окружения» (ШСО). Были выявлены достоверные различия между нормативными семьями и проблемными. Показатель «сплоченность» характеризует, в какой степени члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; насколько удовлетворены потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите; характеризует эмоциональную стабильность членов семьи, выраженность чувства принадлежности к семье. «Сплоченность» - это эмоциональное принятие членами семьи друг друга. Сплоченность обследованных семей недостоверно ниже, чем в нормативных семьях. Т = 0,80 позволяет говорить о тенденции к меньшей сплоченности проблемных семей, о тенденции к эмоциональной отстраненности, несогласованности поведения, некотором безразличии друг к другу. «Экспрессивность» характеризует, в какой степени в семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства. Конфликтное поведение может проявляться в скрытой форме: демонстративное молчание; бойкот взаимодействия; подчеркнутая холодность в отношениях и в открытой форме: взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями. Т = 1,12 позволяет говорить о тенденции к открытой форме конфликтного поведения в проблемных семьях. В проблемных семьях достоверно выше показатель конфликтности (M = 3,69, m = 0,11; в нормативных M = 3,20, m = 0,16, T = 1,60). «Конфликтность» - показатель отношений между членами семьи. Конфликт -это острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями. Причинами семейных конфликтов являются следующие причины: бытовые; межличностные (грубость и неуважение друг к другу, ревность); внешние факторы (вмешательство родителей и других лиц, измена). Анализ социальной ситуации респондентов показал, что имели комнату в коммунальной квартире 20,0% мужчин и 33,3% женщин, имели частный дом без удобств 26,6% мужчин и 20,0% женщин. Не имели средств к существованию 53,3% мужчин и 46,6% женщин, имели доход ниже прожиточного уровня 40,0% мужчин и 53,3% женщин. То есть у обследованных семей были налицо бытовые проблемы. 53,3% мужчин и 13,3% женщин злоупотребляли алкоголем, создавая тем самым ситуации постоянного психологического давления, трудного или безвыходного положения, чрезмерного нервно-психического напряжения. Нервно-психическое напряжение является основным психотравми-рующим переживанием. Психотравмирующее переживание воздействует на личность, деформирует ее. Злоупотребление алкоголем одного из супругов является причиной межличностных конфликтов. То есть у членов обследованных проблемных семей имелись реальные причины для бытовых и межличностных конфликтов, и именно этим можно объяснить повышенную конфликтность. Показатель «независимость» выше в обследованных проблемных семьях, чем в нормативных (M = 5,12, m = 0,25; в нормативных семьях M = 4,35, m = 0,13, T = 2,56). Независимость в семье подразумевает финансовые, профессиональные, социальные, эмоциональные аспекты. Члены проблемных семей больше других стремятся к финансовой, профессиональной, социальной, эмоциональной независимости. Стремление к финансовой независимости можно объяснить тем, что среди обследованных респондентов не имели средств к существованию 53,3% мужчин и 46,6% женщин, имели доход ниже прожиточного уровня 40,0% мужчин и 53,3% женщин. Финансовые проблемы являются трудностью для всей семьи. Стремление к профессиональной независимости можно объяснить тем, что среднее образование имели 40,0% мужчин и 33,3% женщин, среднее специальное образование имели 60,0% мужчин и 60,0% женщин, в силу своего образования они зависимы в выборе профессии. Стремление к эмоциональной независимости можно объяснить тем, что 53,3% обследованных мужчин и 13,3% женщин злоупотребляли алкоголем. Члены семьи эмоционально зависимы от эмоционального состояния алкоголика, который провоцирует скандалы, они испытывают постоянную тревогу, страхи. Заболевание началось и протекало в местах лишения свободы у 46,6% мужчин и 20,0% женщин. После пребывания в ИТУ у человека появляются определенные привычки, регламенты поведения. Члены семьи связаны судьбой с ним. Они также вынуждены изменять свои привычки и стереотипы поведения. Таким образом, повышенное стремление к независимости в проблемных семьях свидетельствует о различных типах зависимости в них. «Ориентация на достижения» достоверно выше в проблемных семьях, чем в нормативных (M = 6,27, m = 0,13; в нормативных M = 5,46, m = 0,14, T = 2,76). Показатель подразумевает, в какой степени разным видам деятельности (учеба, работа) в семье придают характер достижения и соревнования. Трудные и многообещающие цели в результате желанной деятельности приводят к определенному результату. Достижение - это качественная, эмоциональная оценка полученного результата как проявление самоактуализации личности (результат - это объективная оценка). Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов; неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей представляют одно из основных свойств личности. Анализ социальной ситуации показал, что имели комнату в коммунальной квартире 20,0% мужчин и 33,3% женщин, не имели средств к существованию 53,3% мужчин и 46,6% женщин, имели доход ниже прожиточного уровня 40,0% мужчин и 53,3% женщин. В реальных социальных показателях и заключается более высокая ориентация на достижения проблемных семей. «Интеллектуально-культурная ориентация» подразумевает самообразование, приобщение к культуре - чтение и посещение учреждений культуры. «Интеллектуально-культурная ориентация» в проблемных семьях ниже, чем в нормативных семьях, но недостоверно (M = 5,63, m = 0,23; в нормативных M = 6,08, m = 0,14, T = 1,50). То есть в результате проведенного исследования была выявлена тенденция к снижению уровня интеллектуально-культурной ориентации в проблемных семьях. Русский философ В. В. Розанов отмечал: «...лишь семья может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры» [24]. На общение с искусством необходимы финансовые затраты. Анализ социальной ситуации показал, что не имели средств к существованию 53,3% мужчин и 46,6% женщин, имели доход ниже прожиточного уровня 40,0% мужчин и 53,3% женщин. Как показали результаты теста «ШСО», в обследованных семьях достоверно выше конфликтность. Условиями для интеллектуально-культурной ориентации в семье являются: понимание супругами друг друга, уважение, интерес и удовлетворенность общением, принятие жизненных ценностей, идеалов супруга, духовность, нравственные ориентиры. Повышенная конфликтность в семьях и недостаток средств отчасти объясняют снижение интеллектуально-культурной ориентации в проблемных семьях. «Ориентация на активный отдых» достоверно выше в проблемных семьях, чем в нормативных (M = 4,92, m = 0,25; в нормативных M = 4,37, m = 0,15, T = 1,83). Оригинальная методика «Famil Environmental Skale» (FES), разработанная Р.Х. Мусом, позволяет выявить, насколько семья ориентирована на активный отдых и спорт. Показатель ориентированности на активный отдых в 285 американских семьях составил M = 6,9, m = 0,10 [22, 23]. Для занятий спортом и активного отдыха необходимы определенные финансовые затраты. Между тем результаты исследования показали, что не имели средств к существованию 53,3% мужчин и 46,6% женщин, доход ниже прожиточного уровня имели 40,0% мужчин и 53,3% женщин из обследованных семей. Следует вспомнить, что опросник «ШСО», разработанный для американских семей, был адаптирован С.Ю. Куприяновым только по пункту «морально-религиозные представления» [22, 23]. В дополнительных беседах был уточнен вопрос о понятии «активный отдых». Под «отдыхом» опрошенные подразумевали употребление спиртных напитков, «отдыхать» употребляли как синоним «выпивать», «активный отдых» - это употребление спиртных напитков на лоне природы, отнюдь не занятия спортом. Из социальных характеристик членов опрошенных семей следует, что злоупотребляли алкоголем 53,3% мужчин и 13,3% женщин. Вследствие этого становится понятным, почему ориентация на активный отдых в проблемных семьях выше, чем в нормативных. Перевод тестов требует корректности, в данном тесте было бы правильнее указать конкретно «занятия спортом». Показатель «Морально-нравственные аспекты» отражает степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям. Этот показатель достоверно ниже в проблемных семьях, чем в нормативных (M = 5,25, m = 0,25; в нормативных M = 5,72, m = 0,11, T = 1,88). Суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы моральные идеи превратились в нормы и правила поведения, это формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Ребенок повторяет все действия и поступки окружающих его людей, особенно членов семьи. Нравственные установки и такие качества, как отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, приобретаются человеком в результате соответствующего воспитания, в том числе и примером. В семье должна быть моральная среда. Если нравственные принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки не подкрепляются примерами, образ жизни взрослых расходится с их словесными наставлениями, то это приводит к развитию цинизма. Анализ социальной ситуации членов опрошенных семей показал, что 53,3% мужчин и 13,3% женщин злоупотребляли алкоголем; курили более 10 лет 100,0 % мужчин и 46,6% женщин; заболевание началось и протекало в ИТУ у 46,6% мужчин и 20,0% женщин. Не подкрепляемое примерами морально-нравственное воспитание, неуважение к этическим и нравственным ценностям объясняют достоверно более низкий показатель «морально-нравственные аспекты» в проблемных семьях. Показатель «организованность» характеризует, насколько для семьи важны порядок и организованность (структурирование семейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определенность семейных правил и обязанностей). Для формирования всевозможных отношений и взаимосвязей в семье имеют значение индивидуально-типологические и личностные особенности ее членов; характер ее социального окружения; культурные нормы, обычаи, традиции; социально-экономические условия проживания. Перечисленные отношения и взаимосвязи для успешной реализации должны быть организованы. Показатель «организованность» в проблемных семьях ниже, чем в нормативных семьях, но недостоверно (M = 4,17, m = 0,26; в нормативных M = 5,13, m = 0,16, T = 1, 40), т.е. выявлена тенденция. Анализ социальной ситуации показал, что злоупотребляли алкоголем 53,3% мужчин и 13,3% женщин; курили более 10 лет 100,0% мужчин и 46,6% женщин, что мешало структурированию семейной деятельности; не имели средств к существованию 53,3% мужчин и 46,6% женщин; доход ниже прожиточного уровня имели 40,0% мужчин и 53,3% женщин, что существенно затрудняло семейное финансовое планирование. В ИТУ, где поведение строго иерархически регламентируется, ранее находились 46,6% мужчин и 20,0% женщин, это привело к снижению определенности семейных правил и обязанностей. Показатель «контроль» характеризует степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга. Показатель «контроль» достоверно выше в проблемных семьях, чем в нормативных (M = 4,02, m = 0,24; в нормативных M = 3,39, m = 0,13, T = 2,10). Семья включает лиц разного пола, возраста, телосложения, темперамента, этнической принадлежности. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, стереотипам взаимодействия, правилам, способам общения, которые имеют определенный смысл для членов семьи; в каждой семье существуют предписания, что, как, когда и в какой последовательности должны делать члены семьи, вступая в отношения друг с другом и при взаимодействии с социальным окружением. Результаты тестирования показали, что в проблемных семьях контроль более жесткий, более высокие требования к членам семьи по выполнению правил и регламентов поведения, более жесткие предписания по взаимодействию членов семьи между собой и с окружающими. Жесткий контроль приводит к напряженности отношений между членами семьи. Этот строгий контроль, регламентирующий поведение, обусловливает привычку внешнего жесткого контроля за поведением в ущерб внутреннему контролю. При постоянном внешнем контроле соблюдения правил и регламентов не вырабатываются навыки внутреннего самоконтроля. Функции семьи разнообразны: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, культурного общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая [2, 4, 11, 15, 17]. Как показали результаты обследования 30 проблемных семей, в этих семьях нарушены функции: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, культурного общения. Таким образом, обследованные семьи являлись дисфункциональными. При сравнении с нормативными семьями были получены отличия по всем показателям, одни достоверные, другие в виде тенденции. Адаптация модифицированной шкалы проводилась С.Ю. Куприяновым на 100 советских семьях в 1985 г. (всего 276 здоровых испытуемых). При анализе результатов и сравнении с 285 американскими семьями С.Ю. Куприяновым не принимались в расчет социальные характеристики, им учитывалось только наличие нервно-психических, психосоматических или хронических соматических заболеваний [22, 23]. Нами было обследовано 30 проблемных семей. Их проблемами являлись плохие жилищные условия, низкий материальный уровень, злоупотребление алкоголем как мужчин, так и женщин, пребывание ранее одного из членов семьи в ИТУ, болезнь туберкулезом легких одного из членов семьи. Психологическая коррекция должна быть, прежде всего, направлена на сплоченность проблемной семьи, выявленная тенденция к эмоциональной отстраненности, несогласованности поведения, безразличие друг к другу препятствуют объединению усилий членов семьи в борьбе с семейными трудностями. В проблемных семьях, кроме того, была выявлена тенденция к снижению организованности. Для членов проблемных семей характерна тенденция к открытой форме конфликтного поведения. Это следует учитывать воспитателям и педагогам. Коррекция поведения должна заключаться в обучении навыкам саморегуляции и самоконтроля поведения, целесообразно использовать приемы рационализации. Важно помнить, что императивные способы воздействия малоэффективны. В проблемных семьях достоверно выше показатель конфликтности. Социальные характеристики показали, что в обследованных семьях имели место реальные трудности с жильем, с деньгами, со злоупотреблением алкоголем членов семей. Помощь в преодолении конфликтов могут оказать различные социальные службы. Например, во всех обследованных семьях имелись больные туберкулезом легких. Они могут пройти обследование в бюро медико-социальной экспертизы и оформить инвалидность по данному заболеванию, что поднимет материальный уровень семьи. Дети инвалидов имеют право на определенные льготы, например бесплатное питание в школе и др. Для социальной коррекции проблемной семьи необходимо информирование о социальной помощи. Показатель «независимость» достоверно выше в обследованных проблемных семьях, чем в нормативных. Члены проблемных семей больше других стремятся к финансовой, профессиональной, социальной, эмоциональной независимости, что объясняется финансовыми и жилищными трудностями, открытым проявлением конфликтов, жестким контролем со стороны членов семьи. Ориентация на достижения также оказалась достоверно выше в проблемных семьях. Стремление к независимости и ориентацию на достижения можно использовать в качестве мишеней для социальной и педагогической коррекции. Детей из проблемных семей следует учить воспринимать неуспех как полезный и необходимый в жизни опыт. Выявлена тенденция к снижению интеллектуально-культурной ориентации в проблемных семьях. Для того чтобы приобщать членов проблемных семей и их детей к искусству, театру, необходимо, с учетом их финансовых трудностей, предоставлять им бесплатные билеты и учитывать стремление к достижениям для повышения интеллектуально-культурной ориентации. Это же касается приобщения к спорту. Бесплатное посещение спортивных секций, помощь в приобретении спортивной формы могут привести детей из проблемных семей в спортивный зал, а умелое использование тренерами повышенного стремления к независимости и различного рода достижениям могут заставить серьезно заниматься спортом. Показатель «морально-нравственные аспекты» достоверно ниже в проблемных семьях, чем в нормативных. Педагогам следует учитывать это при проведении воспитательной работы с детьми из проблемных семей. Нравственные принципы, нормы поведения членов их семей не подкрепляются примерами, образ жизни взрослых расходится с их словесными наставлениями, что приводит к развитию цинизма. Воспитание детей из проблемных семей целесообразнее проводить не через указание, а через позитивный пример. Показатель «контроль» достоверно выше в проблемных семьях, чем в нормативных. В таких семьях более жесткие закономерности, стереотипы поведения, предписания, правила общения, более высокие требования по выполнению правил и регламентов поведения. Повышенная конфликтность, жесткий контроль провоцируют стремление к независимости, снижение морально-нравственных аспектов. Кроме того, из-за жесткого внешнего контроля за поведением не вырабатываются навыки внутреннего самоконтроля. Членам проблемных семей трудно самостоятельно распределять время, нагрузку, деньги. Они не научены брать на себя ответственность за поступки, не умеют самостоятельно принимать решения. Им свойственно ведомое поведение, подчинение авторитету. В то же время у них повышено стремление к независимости. Детей из проблемных семей необходимо обучать принятию ответственности и организации поведения. Умение контролировать поведение дисциплинирует, заставляет позитивно ценить собственные качества, уменьшает страх перед будущим, расширяет взгляд на жизненные перспективы. В качестве мотивации можно использовать повышенное стремление к достижениям. Не рекомендуется критиковать их действия и снижать самооценку. Коррекция поведения возможна через авторитетного лидера или мнение референтной группы. Выводы В проблемных семьях были выявлены реальные финансовые трудности, жилищные проблемы, чрезмерное употребление алкоголя, злостное курение, пребывание в исправительно-трудовых учреждениях. В проблемных семьях, в сравнении с нормативными, достоверно выше ориентация на достижения, независимость, конфликтность, контроль, выявлена тенденция к экспрессивности. В проблемных семьях достоверно менее значимы морально-нравственные аспекты, выявлены тенденции к снижению интеллектуально-культурной ориентации, сплоченности и организованности. Членов проблемных семей необходимо обучать навыкам самоконтроля. При работе с ними целесообразно применять приемы рационализации. Чрезмерно жесткий внешний контроль в таких семьях приводит к повышенной конфликтности, стремлению к независимости, снижению значимости морально-нравственных ориентиров. Воспитание целесообразно проводить через позитивные примеры. Коррекция поведения членов проблемных семей возможна через авторитетного лидера или мнение референтной группы. Повышенное стремление к независимости и различного рода достижениям возможно использовать для коррекции поведения.

Ключевые слова

targets for psychosocial adjustment of problem families members' behavior, differences between problem and normative families, problem families, characteristics of family functioning studies, family functions, мишени для психосоциальной коррекции поведения членов проблемных семей, отличия проблемных семей от нормативных, изучение особенностей семейного функционирования, проблемные семьи, функции семьи

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сухова Елена ВикторовнаСамарский государственный экономический университетдоктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры экологии и безопасности жизнедеятельностиsukhova12@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.
Куприянов С.Ю. Семейная психотерапия больных бронхиальной астмой // Психогигиена и психопрофилактика : сб. науч. тр. / под ред. В.К. Мягер, В.П. Козлова, Н.В. Семеновой Тянь-Шанской. Л., 1983. С. 76-84.
Куприянов С.Ю. Роль семейных факторов в формировании вариантов нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы и их коррекция методами семейной психотерапии : автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1985.
Barker Ph. Basic Family Therapy. London : Granade, 1981. 214 p.
Carter E.A., McGoldrickM. The Family life cycle and family therapy: An overview // The family Life Cycle: A framework for family therapy. N.Y. : Gardner Press, 1980.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.
Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2006.
Титаренко В. Нравственное воспитание в семье // Культура семейных отношений. М., 1985.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и неврозоподобными состояниями : методические рекомендации. Л., 1987.
Сатир В. Вы и Ваша семья: руководство по личностному росту. М., 2002.
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007.
Невский И.А. Трудное детство. Его причины, признаки и формы проявления // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970. Ч. 1.
Титаренко В.С. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость // Культура семейных отношений. М., 1985.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002.
Косенко В.Г. Педагогические основы профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте : дис.. канд. пед. наук. Белгород, 1998. 174 с.
Любицына М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. Л., 1974.
Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб., 2007.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Кормщиков В.М. Криминология семейного неблагополучия. Пермь, 1987.
Вафин Д. Педагогика перевоспитания трудных подростков. Казань, 1996.
Глоточкин А.Д., ПирожковВ.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974.
Булатов P.M., Шеслер A.B. Криминогенные городские территориальные подростково-молодежные группировки: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Казань, 1994.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12116087/#help#ixzz3ZKhwNB18
Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М., 1993.
 Особенности семейного взаимодействия в проблемных семьях и направления психо-социальной коррекции | Сибирский психологический журнал. 2015. № 56.

Особенности семейного взаимодействия в проблемных семьях и направления психо-социальной коррекции | Сибирский психологический журнал. 2015. № 56.