В статье представлены результаты эмпирического исследования студентов первого курса педагогического университета в районном центре Куйбышев Новосибирской области с использованием методик «Иерархия базисных ценностей» и «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей». Показаны гендерные особенности оценки значимости базисных ценностей: у девушек преобладают в иерархии значимости такие ценности, как «семья», «уважение», «безопасность», «смысл» и «самоутверждение»; у юношей - «цель», «полнота жизни», «профессия» и «карьера». Обнаружены также гендерные различия в субъективной оценке реализуемости в социокультурных условиях малого города таких ценностей, как «любовь», «самоутверждение», «материальная обеспеченность».
Gender features of subjective evaluation of the basic values and possibilities of their implementing among the first yea.pdf Введение В последние годы проблема человеческих свойств, обеспечивающих развитие всех сфер общественного бытия по инновационному, высокотехнологическому пути, стала все чаще выступать предметом исследований в психологической науке [1-3]. Эти исследования показали роль психологических факторов как реальной силы в современном мире и наметили возможность их использования для обеспечения устойчивого развития общества. Наличие этого факта и понимание актуальности инновационного развития современного общества стимулируют психологов, физиологов, социологов и др. к выявлению личностных детерминант, способствующих осуществлению этой стратегии развития [4-8]. В связи с этим актуальным становится вопрос, воспринимает ли молодежь социокультурную среду города как потенциал для своего личност-но-профессионального развития? Мы предположили, что ответ на этот вопрос, в частности, может быть получен при изучении субъективного мнения молодежи относительно реализуемости базисных ценностей в условиях социокультурной среды малого города. Очевидно, что удовлетворение этих ценностей является одним из важных предикторов личностного развития человека [9, 10]. Логично предположить, что если горожане понимают перспективы развития города и рассматривают городскую среду как пространство для удовлетворения важных для себя базисных ценностей, воспринимают ее как «свою», они будут чувствительны и к возможностям самореализации в условиях данной среды. И напротив, можно ожидать, что из города, в котором молодежь не видит условий для самореализации, ее активная и перспективная часть будет мигрировать. Кроме того, особенности восприятия городской среды молодёжью могут иметь и гендерные различия, обусловленные половыми и психосоциальными факторами [6, 8]. Материалы и методики исследования Небольшие провинциальные сибирские города имеют определённую специфику социально-экономической и культурной среды, которая, с одной стороны, испытывает воздействие оттока квалифицированных специалистов в мегаполисы, а с другой стороны, не может обеспечить необходимое по современным меркам качество жизни и возможности самореализации именно для молодёжи. Поэтому восприятие городской среды студентами вуза как наиболее передовой частью молодёжи может выступать своеобразным социальным маркером для выявления недостатков молодёжной политики в малом городе, помочь в их устранении и, таким образом, представляется важным компонентом в стратегии социально-экономического развития муниципального образования (территории) в целом. Целью исследования является изучение гендерных различий в оценке значимости базисных ценностей и возможности их реализации у студентов первого курса педагогического вуза в малом провинциальном городе Куйбышеве (численность населения до 50 тыс. человек) Новосибирской области. Для достижения поставленной цели было проведено исследование личностно значимых ориентаций первокурсников Куйбышевского филиала (КФ) НГПУ. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса обоего пола различных факультетов КФ НГПУ (n = 74, юношей - 24, девушек -50). На первом этапе была проанализирована значимость для молодежи 20 базисных ценностей (иметь хорошую работу, быть здоровым, быть материально обеспеченным, иметь благополучную семью, достичь успехов в профессии, быть уважаемым, достичь успехов в карьере, любить и быть любимым, стать свободным, чувствовать себя в безопасности, стать известным и знаменитым, достичь желаемой цели, жить полной жизнью, найти смысл своей жизни, все знать, быть примером для других, самоутвердиться в жизни, стать уникальным и оригинальным, иметь власть, быть справедливым) по шкале «Иерархия базисных ценностей» (ИБЦ), затем изучалась субъективная оценка юношами и девушками реализуемости этих же ценностей в городе Куйбышеве, где они проживают, с использованием психодиагностической методики «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей» (методика СОРБЦ) [2, 10]. Для анализа данных были использованы методы описательной статистики, (t-критерий Стьюдента, г-критерий Спирмена). Основные расчеты были выполнены с помощью пакета программ Statistica 7.0. Результаты исследования и обсуждение Согласно полученным данным первокурсники Куйбышева в целом показали высокий индекс значимости базисных ценностей (5,72 балла). При этом респонденты наиболее высоко оценивают для себя такие базисные ценности, как «иметь семью», «быть здоровым», «любить и быть любимым», «иметь хорошую работу», «достичь цели», «найти смысл в жизни». Это свидетельствует об адекватной мотивации, рациональном целе-полаганиии и высоком морально-нравственном статусе молодых людей. Однако, как показали результаты статистического анализа, иерархия значимости базисных ценностей была различной у юношей и девушек. Наибольшие различия между ними обнаружились по таким ценностям, как «иметь семью», «быть уважаемым», «чувствовать себя в безопасности», «найти смысл в жизни» и «самоутвердиться в жизни» (рис. 1). - Ю - Д Рис. 1. Профиль иерархии базисных ценностей в выборке студентов 1-го курса КФ НГПУ (Ю - юноши, Д - девушки) Подчеркнем, что по всем перечисленным ценностям показатели достоверно выше у девушек. Примечательно и то, что все отмеченные ценности в большей степени относятся к категории социальных, чем к материальным или духовным. Исходя из этого, можно высказать предположение, что социализация молодёжи вообще и девушек в частности связана с возрастными и психофизиологическими особенностями. Видимо, в этом возрастном периоде в силу более раннего полового созревания девушки несколько опережают юношей не только в морфофункциональном, но и в психосоциальном развитии [6-8]; более прагматично мыслят и рационально планируют будущее, несмотря на общепринятое представление о преобладании эмоционально-чувственного образа мышления у женщин. Для выявления разницы между значимостью для студентов ценности как таковой и субъективной оценкой возможностей её реализации в социокультурной среде малого города мы провели анализ профиля реализуемости базисных ценностей (рис. 2). 2 ** ** .л - \ ' ✓ ** 1 S --Ю - Д Рис. 2. Профиль реализуемости базисных ценностей в социокультурных условиях г. Куйбышева, по мнению студентов 1-го курса КФ НГПУ (Ю - юноши, Д - девушки) В результате сопоставления данных было выявлено, что вузовская молодежь, обучающаяся на первых курсах КФ НГПУ, в целом достаточно высоко оценивает возможность реализации в городе Куйбышеве таких базисных ценностей, как «иметь благополучную семью», «любить и быть любимым», «быть справедливым» и «самоутвердиться в жизни». Причём по всем показателям абсолютные значения выше оказались опять-таки у девушек, что хотя и косвенно, но может свидетельствовать о более позитивном мышлении, лучшей приспосабливаемости к изменяющимся условиям и социальной «жизнестойкости» девушек в этом возрасте. В минимальной степени молодёжь Куйбышева оценивает реализуемость таких ценностей, как «иметь хорошую работу», «быть материально обеспеченным», «все знать о мире», «быть уникальным и оригинальным» и «иметь власть». Поскольку, по нашим данным, три последних показателя не значимы для респондентов обоих полов (индекс ИБЦ менее 5,00 балла), степень их реализации не может служить достоверным критерием для оценки: если ценность не важна по определению, возможность её реализации для субъекта не имеет решающего значения. Но поскольку ценности «иметь работу» и «быть материально обеспеченным» имеют высокую значимость (индекс ИБЦ - 6,26 балла), но низкую степень реализации в городских условиях (индекс СОРБЦ - 3,92 балла), именно эти показатели наглядно демонстрируют противоречие между устремлениями молодёжи и возможностью их реализации в городской среде города Куйбышева. Обращает на себя внимание и тот факт, что возможность реализации ценностей, связанных с материальным благополучием («работа», «материальная обеспеченность», «карьера»), более высоко оценили юноши (табл. 1). Возможно, это обусловлено определёнными социальными факторами: возможность трудоустройства у мужчин гораздо выше и при одинаковом характере деятельности работодатель отдаёт предпочтение сильному полу. Т а б л и ц а 1 Реализуемость базисных ценностей, по мнению студентов 1-го курса КФ НГПУ Показатель Юноши Девушки Достоверность различий Найти работу 4,13 ± 0,46 3,72 ± 0,28 н/д Быть здоровым 5,29 ± 0,29 4,86 ± 0,21 н/д Быть материально обеспеченным 4,58 ± 0,3 3,54 ± 0,23 p < 0,01 Иметь семью 6,08 ± 0,14 6,16 ± 0,14 н/д Успех в профессии 5,17 ± 0,29 4,8 ± 0,23 н/д Быть уважаемым 5,13 ± 0,3 4,66 ± 0,25 н/д Сделать карьеру 4,96 ± 0,32 5,06 ± 0,21 н/д Быть любимым 5,46 ± 0,32 6,2 ± 0,13 p < 0,05 Стать свободным 4,92 ± 0,33 4,44 ± 0,18 н/д Быть в безопасности 5,21 ± 0,3 5,02 ± 0,19 н/д Стать знаменитым 3,83 ± 0,29 4,1 ± 0,16 н/д Достичь цели 5,17 ± 0,28 4,74 ± 0,26 н/д Жить полной жизнью 5,54 ± 0,25 5,18 ± 0,22 н/д Найти смысл в жизни 5,33 ± 0,29 5,3 ± 0,22 н/д Получить знания 4,38 ± 0,28 4,32 ± 0,18 н/д Быть примером для других 5,29 ± 0,25 5,38 ± 0,18 н/д Самоутвердиться в жизни 5,04 ± 0,29 5,74 ± 0,15 p < 0,05 Быть оригинальным 4,25 ± 0,3 4,14 ± 0,26 н/д Иметь власть 4,38 ± 0,36 4,5 ± 0,19 н/д Быть справедливым 5,71 ± 0,23 6,02 ± 0,13 н/д Индекс СОРБЦ 4,99 ± 0,18 4,89 ± 0,11 н/д Примечание. p < 0,01, p < 0,05 - степени достоверности различий, н/д - недостоверно. Самый большой «разрыв» (p < 0,01) между значимостью и реализуемостью ценностей с точки зрения гендерных различий наблюдался относительно ценности «быть материально обеспеченным». Кроме прочего, это свидетельствует о характерной для педагогической отрасли специфике: чрезмерная феминизация создаёт проблему дефицита мужского контингента в профессии, но таким образом повышает шансы карьерного роста для юношей, и, судя по результатам, этот факт учитывается сильным полом при выборе и планировании будущей профессиональной деятельности. Далее с помощью непараметрического критерия Спирмена был проведён корреляционный анализ данных внутри каждой выборки по шкалам иерархии и реализуемости базисных ценностей (табл. 2). Т а б л и ц а 2 Результаты корреляционного анализа зависимости шкал иерархии и реализуемости базисных ценностей у юношей и девушек КФ НГПУ Показатель Юноши Девушки ИЦ РЦ Ранг ИЦ Ранг РЦ d d2 ИЦ РЦ Ранг ИЦ Ранг РЦ d d2 Найти работу 6,21 4,13 5,5 19 -14,5 210,25 6,32 3,72 8 19 -11 121 Быть здоровым 6,21 5,29 5,5 6,5 -1 1 6,56 4,86 3,5 10 -6,5 42,25 Быть материально обеспеченным 5,88 4,58 10 15 -5 25 6,08 3,54 11 20 -9 81 Иметь семью 6,04 6,08 7,5 1 6,5 42,25 6,64 6,16 1 2 -1 1 Успех в профессии 6,38 5,17 3 9,5 -5,5 30,25 6,42 4,80 7 11 -4 16 Быть уважаемым 5,17 5,13 16 11 5 25 5,90 4,66 13 13 0 0 Сделать карьеру 6,29 4,96 4 13 -9 81 6,14 5,06 10 8 2 4 Быть любимым 6,04 5,46 7,5 4 3,5 12,25 6,44 6,20 6 1 5 25 Стать свободным 5,83 4,92 12 14 -2 4 5,44 4,44 15 15 0 0 Быть в безопасности 5,71 5,21 14 8 6 36 6,30 5,02 9 9 0 0 Стать знаменитым 3,88 3,83 20 20 0 0 3,36 4,10 20 18 2 4 Достичь цели 6,63 5,17 1 9,5 -8,5 72,25 6,58 4,74 2 12 -10 100 Жить полной жизнью 6,42 5,54 2 3 -1 1 6,52 5,18 5 7 -2 4 Найти смысл в жизни 5,88 5,33 10 5 5 25 6,56 5,30 3,5 6 -2,5 6,25 Получить знания 4,46 4,38 17 17,5 -0,5 0,25 4,64 4,32 18 16 2 4 Пример для других 4,21 5,29 18 6,5 11,5 132,25 4,84 5,38 17 5 12 144 Самоутвердится в жизни 5,29 5,04 15 12 3 9 6,06 5,74 12 4 8 64 Быть оригинальным 5,79 4,25 13 18 -5 25 5,24 4,14 16 17 -1 1 Иметь власть 4,17 4,38 19 17,5 1,5 2,25 3,46 4,50 19 14 5 25 Справедливость 5,88 5,71 10 2 8 64 5,80 6,02 14 3 11 121 d2 782,00 763Д) rs -0,51 -0,50 Примечание. d - разность рангов, rs - коэффициент корреляции Спирмена, n = 20 -количество показателей. В результате расчетов установлено: как у юношей, так и у девушек между шкалами ИЦ и СОРБЦ практически не обнаружено взаимосвязи (rs = -0,51 и -0,50). Это, по нашему мнению, говорит о том, что молодёжь не видит возможности реализации своих базисных ценностей в городской среде Куйбышева. Возможно, это обстоятельство может вскрыть общую психосоциальную проблему малых городов сибирского региона. Миграция - одна из причин интеллектуального, культурного, творческого и, как следствие, экономического «опустынивания» провинции: небольшой город не может обеспечить реализацию базисных ценностей и молодёжь ищет более комфортную среду для достижения своих целей и обеспечения условий достойной жизни. Отток потенциально перспективной молодёжи начинается на этапе выбора вуза выпускниками школ, и уже тогда университетские города априори получают преимущество, а по окончании вуза молодые специалисты, по сути, уже социально зрелые люди, трезво оценивают ситуацию и стремятся к лучшим условиям жизни, которые и может обеспечить, с их точки зрения, «большой город». Заключение Таким образом, можно заключить, что студенты в малом городе, с одной стороны, по-прежнему высоко ценят такие духовные ценности, как справедливость, свобода, смысл жизни, любовь, и витальные ценности -семья, здоровье, карьера, работа и материальная обеспеченность. С другой стороны, молодые люди не «видят» возможности их реализации в силу депрессивного состояния самого города. Очевидно, что «разрыв» между значимостью и реализуемостью ценностей может создавать обстановку определённой социальной напряженности у молодых людей в малых городах. Во многом это связано с тем, что в городе Куйбышеве, с одной стороны, достаточно престижных образовательных организаций: университет, колледжи, гимназия, но, с другой стороны, нет дефицита педагогических кадров, поскольку пенсионеры в силу материальных и социально-духовных причин продолжают свою трудовую деятельность, а демографическая ситуация не позволяет надеяться на расширение штатного расписания учебных заведений. Поэтому выпускники педагогического вуза, даже если «привязаны» к своему городу, желают посвятить себя педагогической деятельности и вполне удовлетворены социально-экономическими условиями жизни, тем не менее не уверены в возможности трудоустройства по профессии. Таким образом, городская среда малого муниципального образования не выполняет функции социального лифта, не даёт возможности обеспечить достойное трудоустройство молодёжи и, как следствие, материальное благополучие выпускникам вуза. Это обстоятельство диктует необходимость разработки стратегических региональных программ социально-экономического развития «малых» городов, предусматривающих реализацию адекватной молодежной политики и сохранение активной части молодёжи в качестве источника квалифицированного кадрового потенциала провинции.
Литвина С.А., Богомаз С.А., Галай И.А., Айзман Р.И. Особенности личностнообусловленного восприятия вузовской молодежью среды города (на материале исследований в Иркутске, Томске и Куйбышеве) // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1 (11). С. 106-111.
Мартынова М.А., Литвина С.А., Богомаз С.А. Взаимосвязь личностного потенциала вузовской молодежи с субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 3 (23). doi: 10.12731/2218-7405-2013-3-8.
Айзман Р.И., Будук-оол Л.К. Этноэкологические, морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации студентов к обучению в вузе // Человек на Севере: системные механизмы адаптации. Магадан : СВНЦ ДВО РАН, 2011. Т. 2. С. 6-29.
Лебедев А.В., Айзман Р.И., Суботялов М.А. Психофизиологические, морфофункциональные и личностные особенности девушек разных социотипов. Новосибирск : Рекламно-издательская фирма «Новосибирск», 2013. 107 с.
Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 244-251.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск : ТГУ, 2009. 240 с.
Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 151-154.
Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения, 12. М. : СГУ, 2010. С. 77-88.
Лебедев А.В., Суботялов М.А., Айзман Р.И. Социотипический портрет студенток вуза с учетом их психофизиологических особенностей // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 3 (47). С. 154-159.
Айзман Н.И., Айзман Р.И., Лебедев А.В. Мониторинг психического здоровья учащейся молодежи как фактор психологической безопасности населения // Психология экстремальных ситуаций: человек в меняющемся мире : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2014. С. 344-351.