Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальности (постановка проблемы) | Сибирский психологический журнал. 2004. № 20.

Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальности (постановка проблемы)

В статье рассматривается один из аспектов проблемы этнической толерантности - копинг-стратегии формирующейся ментальности молодежи малочисленных народов, населяющих Сибирь. Для сравнительного анализа выбраны представители алтайской, хакасской, шорской, татарской, бурятской и селькупской молодежи. Направленность исследования в целом и в представляемой статье связана с решением современной проблемы интолерантного поведения, что является важным в профилактике формирования отрицательных этнических стереотипов, и предотвращением национальной нетерпимости и экстремизма как на территории России, так и в регионах.

Ways of problem situation resolution in the structure of forming mentality (formulation of a problem).pdf Профилактика формирования отрицательных этнических стереотипов в подростково-юношеской среде, предотвращение национальной нетерпимости и экстремизма на территории России, в том числе и в Сибирском регионе, является сегодня актуальной задачей общества и научной проблемой для социальной психологии, этнопсихологии, психологии развития (А.Г. Асмо-лов, В.Ф. Петренко, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко и др.). Значимость решения проблемы толерантности для нашей страны подтверждается наличием государственной Программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [3]. В рамках задач, поставленных этой программой, особое внимание привлекает такая социальная категория, как подростки и юношество. Именно они в силу особенностей своего развития подвергаются различного рода влияниям (в том числе и негативным) и представляют тог государственный потенциал, который будет определять политическое и общественное будущее страны. Поэтому поиск теоретических оснований профилактики интолерантного поведения и экстремизма в подростково-юношеской среде является необходимым условием выполнения вышеназванной государственной программы [2]. Мы предполагаем, что изучение представлений о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в формирующейся ментальности подростков и юношей малочисленнных народов, населяющих Сибирь (алтайцы, хакасы, татары, буряты, селькупы), может способствовать решению проблемы профилактики интолерантного поведения через получение новых научных данных о психологических условиях развития толерантного и интолерантного поведения, а также позволит найти реальный практический выход в виде разработки программ психологической коррекции, развития навыков и ресурсов совладающего поведения у подростков и юношества (с учетом выявленных этнических особенностей) как важной составляющей толерантности. В психологической литературе (Клинберг, Доллард, Адорно, Олпорт) существует мнение о том, что формирование этнических стереотипов и предрассудков может быть связано с низкой фрустрационной толерантностью и невозможностью конструктивного разрешения фрустрирующей ситуации. Согласно теории-гипо-тезе «фрустрация - агрессия» (Доллард) фрустрация, понимаемая как состояние, возникающее вследствие невозможности удовлетворения той или иной потребности, может вызывать ряд негативных эмоций, а нередко и агрессию, которая посредством механизма «переадресации», т.е. реализации агрессивного, возбужденного фрустрацией потенциала против более удобного и менее опасного объекта, может переходить в этнический контекст. Объектом агрессии (и аутоагрессии) может становиться находящаяся в меньшинстве этническая группа. Поскольку фрустрации возникают не только в экстремальных ситуациях, но и в типичных, повседневных трудностях и проблемах, возникает научный интерес к проблеме трудных ситуаций и совладающего поведения у подростков и юношей малых этнических групп Сибири [1]. В силу важности данной проблемы для развития общества в новых социально-экономических условиях в настоящее время отмечается активизация исследовательского интереса к онтогенетическим аспектам совладающего поведения (Е.Е. Данилова, И.М. Никольская, P.M. Грановская, Б. Кирш, К. Вагнер, Н.А. Сирота, И.П. Стрельцова, И. Босма и др.). Однако до настоящего времени за редким исключением (работа Е. Коржова) практически отсутствуют исследования, посвященные сравнительному анализу этнических аспектов данной проблемы с выходом на практику психологической помощи населению (прогноз, профилактика, коррекция). Между тем переживание человеком, в том числе в постоянном взаимодействии с представителями национальных меньшинств и национальностей, уверенности в своей способности преодолевать жизненные трудности, не защищаясь этническими предрассудками, способствует развитию чувства компетентности и собственной ценности, повышает самооценку человека, его уверенность в собственных силах, в том, что он может созидать свой жизненный мир, ценностно и толерантно относясь к жизненному миру других (Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, Е.Е. Данилова, М. Тышкова, S. Kobasa, R. Lazarus, Nezu, К. Parks и др.). Таким образом, развитие психических ресурсов для конструктивного совладающего поведения может служить важной составляющей развития этнической толерантности в структуре формирующейся ментальное™ подрастающего поколения. Исследование представлений о трудных ситуациях и стратегиях совпадающего поведения в формирующейся ментальное™ подростков и юношей малочисленных народов Сибири (алтайцы, хакасы, татары, буряты, селькупы) с последующей разработкой рекомендаций для педагогов и программ психологической коррекции и развития у молодежи навыков и ресурсов совпадающего поведения как возможности его толерантности (в том числе и этнической) предполагается проводить в пять этапов. Выборку исследования составили учащиеся средних и старших классов, студенты начальных курсов сузов и вузов г. Горно-Алтайска (Республика Алтай), г. Томска и Томской области, г. Абакана (Республика Хакасия), г. Улан-Уде (Республика Бурятия). Исследовательская модель предполагает на первом этапе исследования изучение представлений о трудных ситуациях у подростков и юношей малочисленных народов Сибири. На втором этапе на основании анализа полученных данных разрабатывается классификация стратегий совладающего поведения у представителей подростков и молодежи малочисленных народов Сибири. Специфичным для этих этапов исследования является использование метода анализа текста, а также метода экспертной оценки (психологи, педагоги, родители). На третьем этапе при изучении личностных и социальных факторов, выступающих ресурсами для конструктивных стратегий совладания, планируется использовать индикатор стратегии преодоления стресса (Д. Амирхан), оценку копинг-стратегий (Хайм), шкалу социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский) [4-6], анализ текста по этническому самосознанию с выделением концептов, характеризующих ауто-и гетеростереотипы в восприятии проблемных ситуаций и способов совладания с ними. На четвертом этапе для оценки достоверности количественного и качественного анализа полученных данных будут применены методы математической статистики. Пятый этап предполагает разработку рекомендаций к психокоррекционным программам по развитию навыков совладающего поведения с трудными ситуациями с учетом представленности их особенностей в формирующейся ментальное™ подростков и молодежи народов Сибири и методического пособия по этнопсихологии развития. В качестве научно-практических результатов исследования мы видим следующие новые для психологической науки и практики данные. Будут получены научные сведения о содержании трудных ситуаций и совпадающем поведении в структуре формирующейся ментальное™ подростков и юношей малочисленных народов Сибири (алтайцы, хакасы, татары, буряты, селькупы). На основании этих сведений будут систематизированы способы совладающего поведения в трудных ситуациях на протяжении подросткового и юнолеского возраста у представителей малочисленных юродов Сибири, разработана классификация способов поведения в трудных ситуациях; выделены наиболее конструктивные, с учетом этнической идентичности и социальной эффективности, стратегии совладающего поведения у подростков и юношей малочисленных народов Сибири. Данные исследования позволят определить личностные и социальные (средовые) детерминанты, обусловливающие особенности формирования характера стратегий совладающего поведения в трудных ситуациях у подростков и юношей малых народностей Сибири, а также тендерные различия в выборе стратегия совладающего поведения [7]. Появится возможность определить паттерны поведения, характеризующие проявления ауто- и гетеростереотипов в представлениях о (трудных) проблемных ситуациях и способах их разрешения у подростков и молодежи малых народностей Сибири. На основании полученных данных в практике образования общеобразовательной средней школы, ссузов, вузов будут разработаны и предложены рекомендации для педагогов, направленные на эффективное взаимодействие с учащимися в проблемных ситуациях, оптимизацию процесса формирования у подростков и юношей способности к совладающему поведению. Наряду с этим результаты исследования будут использованы в программах подготовки и переподготовки практических психологов в системе образования, в повышении квалификации работников миграционных служб [8], в лекционных и практических занятиях для студентов Томского государственного университета, Горно-Алтайского университета, Улан-Уденского университета: «Стрессовые ситуации в интолерантной среде», «Профилактика саморазрушительного поведения у подростков и молодежи», «Формирование этнической толерантности», «Этническая толерантность и политика титульной нации», «Фиксированные формы поведения: этнические и тендерные аспекты». Практика психологической службы в образовании получит диагностический и психокоррекционный инструментарий для выявления среди подростков и юношей возможной группы риска формирования негативных этнических стереотипов, повышения коммуникативной компетентности педагогов, работающих с подростками и юношами различных народностей, проведения тренингов эффективности совладающего поведения с подростками и юношами, что, на наш взгляд, несомненно, будет способствовать развитию толерантного сознания и поведения у подрастающего поколения малочисленных народов Сибири. В целом полученные в исследовании данные имеют значение как для разработки теоретических концепций ментальности, толерантного и интолерантного поведения, этнических стереотипов, так и проблемы совладающего поведения в трудных ситуациях [9]. Результаты исследования представляют интерес и для возрастной дифференциальной этнопсихологии, поскольку позволят получить представления о развитии самосознания и становления механизмов саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте, о личностном развитии в этом возрасте у представителей малых народностей Сибири.

Ключевые слова

rigidity, frustration, coping-strategies, youth, mentality/ ethnic stereotypes, tolerance, ригидность, копинг-стратегии, фрустрация, молодежь, этнические стереотипы, ментальность, толерантность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бохан Татьяна ГеннадьевнТомский государственный унвиесриететКандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии
Мещерякова Эмма ИвановнаТомский государственный унвиесриететДоктор психологических наук, профессор кафедры социальной и гуманистической психологии
Всего: 2

Ссылки

Янцен К.И. К проблеме изучения и использования фактора региональной ментальности в политическом консультировании // Многомерный мир человека как предмет психологического исследования. Бийск, 2002. С. 284-290.
Мещерякова Э.И., Щербакова А.Б., Шлягина Е.И. Вынужденная миграция как этнопсихологическая проблема // Психологический универсум образования человека ноэтического. Томск, 1999. С. 233-247.
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск, 1993.
Мещерякова Э.И. Этничность и характер: Сб. докладов Международной конференции по этнопсихологии. М., 1997. С. 56-59.
Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. 152 с.
Галажинский Э.В. Самореализация личности как предмет психологического познания // Ежегодник Российского психологического общества. М„ 2002. Т. 9, вып. 2. С. 225-226.
Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, профилактика, коррекция. Томск, 1999. 154 с.
Бохан Т.Г. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в образовании как система и метод профилактики социогенных проблем детства и подростничества // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профилактика аддиктивных состояний в детско-подростковом возрасте». Томск, 2003.
Бохан Т.Г. Психологические основания коррекции фиксированных форм поведения в условиях смены образа жизни // Материалы III Все российского съезда психологов. СПб., 2003.
 Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальности (постановка проблемы) | Сибирский психологический журнал. 2004. № 20.

Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальности (постановка проблемы) | Сибирский психологический журнал. 2004. № 20.