В статье представлены основные положения авторской модели психических ориентации. Демонстрируется возможность ее использования для решения проблемы склонности человека к манипулированию другими людьми.
The studying of inclination to communicative manipulate with using typological conception of mental orientations.pdf Выявление причин избирательного восприятия человеком информации из окружающего мира и определение закономерностей построения субъективной картины мира являются одними из ключевых задач современной психологии. Анализ литературы и собственный исследовательский опыт свидетельствуют о том, что в качестве одной из важных причин, детерминирующих избирательность и субъективность, можно рассматривать специализацию полушарий мозга относительно некоторых психических функций. Эта специализация, сочетаясь с феноменом доминирования одного из полушарий, очевидно, лежит в основе формирования основных ориентаций психики на полярные по сути способы восприятия информации и способы ее оценки. Кроме того, она определяет также основные ориентации психической активности в актах взаимодействия человека с внешней средой. Понимание психологических эффектов специализации полушарий мозга существенно возрастает в случае, если к их интерпретации привлекаются основные положения типологии К. Юнга [4; 5]. Действительно, в результате параллельно проводимых психофизиологических и типологических исследований удалось не только разработать алгоритм объективного определения 16 типов людей, но и спрогнозировать особенности их восприятия, мышления и поведения. Эти типы получили название психофизиологических, поскольку их природа обусловлена межполу-шарными различиями, а критериями типообразования являются показатели функциональной асимметрии. Интеграция концепции о типичных вариантах морфо-функциональной организации полушарий мозга с типологической идеей К. Юнга в окончательном виде оформилась в билатеральную модель психических ориентации [4]. Согласно этой модели психофизиологические типы различаются специфическим распределением четырех психических функций К. Юнга (мышление, чувствование, ощущение и интуиция) между правым и левым полушариями мозга. При этом своеобразие каждого типа определяется включением и последовательностью активации этих функций при восприятии и обработке информации из окружающего мира. В свою очередь, это обусловливает ориентацию психики каждого из типов на: 1) один из двух способов восприятия информации и 2) один из двух способов ее оценки. Очевидно, что такая типическая ориентация психики может лежать в основе известного феномена избирательности отражения человеком окружающего мира и построения его субъективной картины. В рамках модели утверждается, что у одних типов людей, из-за преимущественного развития у них психической функции сенсорики в правом доминирующем полушарии мозга, психика будет ориентирована на восприятие конкретных свойств объектов. У других же типов, вследствие преимущественного развития психической функции интуиции в левом доминирующем полушарии мозга, психика будет ориентирована на восприятие абстрактных свойств объектов, воспринимаемых в виде знаков и символов. Два основных способа восприятия, очевидно, могут совпадать с понятиями «первая и вторая сигнальные системы восприятия действительности», по И.П. Павлову. Однако данная гипотеза требует проведения специальных экспериментальных исследований. Как известно, человек, воспринимая информацию, одновременно производит и ее оценку. При этом можно выделить два основных способа оценки - объективный и субъективный. Например, у одних типов людей оценка информации может строиться на обнаружении в ней логических закономерностей, причин и следствий, главного и второстепенного, существенного и несущественного и т.п. Этот способ оценки информации, по нашему мнению, определяется преимущественным развитием у человека юнговской функции мышления (логики) в левом доминирующем полушарии мозга. Напротив, у других типов людей оценка информации базируется на чувственном отношении к ней, она субъективна. Например, нечто воспринимаемое может нравиться или не нравиться, быть приятным или неприятным, любимым или нелюбимым, нравственным или безнравственным и т.п. Обычно у человека данный способ оценки информации сопровождается эмоциональными проявлениями. Предположительно такой способ оценки человеком информации связан с преимущественным развитием у него юнговской функции чувствования в правом доминирующем полушарии мозга. Схематично основные типические ориентации пси- Доказательству модели психических ориентаций, хики, обусловленные способами восприятия информа- приводящей в соответствие психические функции (по ции и способами ее оценки, представлены на рис. 1. К. Юнгу) и особенности межполушарной организации ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКОМ Объективная, логическая оценка информации, функция мышления (логика) i i Восприятие конкретных свойств объектов, функция ощущений (сенсорика) Восприятие абстрактных свойств объектов, интуитивная функция W 1 Г Субъективная, чувственная оценка информации, функция чувствования (эмотивность) Рис. I. Основные способы восприятия информации и ее оценки человеком, их связь с психическими функциями (по К. Юнгу) Комбинируясь, два основных способа восприятия информации и два основных способа ее оценки детерминируют специфичность структуры воспринимающего блока психики человека и, как следствие, своеобразие его когнитивной сферы. Оно определяется тем, что основные способы восприятия и основные способы оценки воспринятой информации, комбинируясь различным образом, обусловливают существование четырех специфических стилей мышления: конкретно-чувственного, абстрактно-чувственного (гуманитарного), абст-рактно-логического (исследовательского) и конкретно-логического. Кроме того, следует учитывать, что специализация полушарий мозга человека в актах его взаимодействия с внешней средой будет обусловливать ориентацию психической активности на себя или на окружение (левое полушарие - интровертированность, правое - экстра-вертированность), а также ориентацию на стабильность-динамичность средовых условий (правое полушарие - стабильность, рациональность; левое полушарие - динамичность, иррациональность). В этой связи следует подчеркнуть, что юнговские психические функции рассматриваются в качестве элементов, входящих в блок сбора текущей информации об окружающей внешней среде (другими словами, блок афферентного синтеза). Вертность и рациональность оказываются элементами блока действия (блока эфферентного синтеза). мозга человека, было посвящено несколько психофизиологических и психологических исследований. В них с помощью стандартных, валидизированных методов были выявлены и изучены некоторые типологические особенности когнитивной, эмоционально-личностной и даже ценностно-смысловой сфер у школьников и студентов, которые относились к разным психофизиологическим типам [2; 3; 6-10; 12; 13 и др.]. Многочисленные данные, полученные нами в ходе исследований, указывали на совпадение особенностей, прогнозируемых в рамках модели для психофизиологических типов и фактически обнаруживаемых. Это позволило сделать заключение о том, что предложенная модель психических ориентаций отражает некоторую реальность, лежащую в основе вариантов функционирования психики у человека. С другой стороны, это означает, что в основе природы психологических типов Юнга может лежать специализация полушарий мозга человека. Следует обратить внимание на то, что функционирование психики на основе ее базовых ориентаций означает для человека возможность развития способности к более тонкому восприятию нюансов специфических видов информации и способности к более творческому оперированию этими нюансами, возможность естественным образом «канализировать» свою активность в актах взаимодействия с внешним миром. В этой связи можно предсказать, что если бы развитие человека происходило природосообразно (дру! ими словами, если бы актуализировался его психофизиологический тип), то ему бы легко удалось реализовать потребности в компетентности, уважении и любви, потребности в раскрытии своего врожденного потенциала, в самореализации. Однако в процессе адаптации человека к конкретным условиям и требованиям социума (т.е. в процессе социализации) он может приобретать какие-то новые для него устойчивые особенности восприятия и мышления, черты личности и поведения. Их совокупность также можно использовать в качестве критериев принадлежности человека к некоторому юнговскому типу. Такой тип целесообразно обозначить как коммуникативный. Следует понимать, что по своей природе этот тип является социально обусловленным и что он связан с трансформацией базисных психических ориентации. Степень расхождения коммуникативного тина с базисным, психофизиологическим типом может определять выраженность у человека специфических особенностей в структуре индивидуальности [15]. Важно отметить, что типологический подход, представленный в данной статье, имеет целый ряд преимуществ перед другими типологиями, поскольку он сочетает в себе и нейрофизиологические основания (специализацию полушарий мозга), и основания психического уровня (основные психические ориентации). В частности, этот типологический подход был использован для изучения склонности к манипулятивно-му поведению (макиавеллизму). В современном российском обществе, характеризующемся изменчивостью и нестабильностью различных сфер социальной жизни, все большее количество людей для достижения личнос-тно-значимых целей выбирают такое поведение в качестве основной стратегии коммуникации. Этот выбор, построенный на неправде, лжи и обмане, хотя и приносит сиюминутные выгоды для манипулятора (макиавеллиста), может оборачиваться для всех лиц, вовлеченных в манипулятивную коммуникацию, многочисленными личностными и социальными проблемами в длительной временной перспективе. В связи с этим изучение феномена манипулирования рассматривается в отечественной психологии как одна из актуальных задач. С целью приближения к ее разрешению было проведено исследование с участием студентов-психологов (230 человек, в основном девушки). Для количественной оценки их склонности к манипулированию была использована адаптированная В.В. Знаковым [14] МАК-шкала, предназначенная для диагностики макиавеллизма. Средний уровень макиавеллизма в студенческой выборке равнялся 71,5±0,7 балла (нижний квартиль 63 балла, верхний квартиль 79 баллов). У всех студентов с учетом их показателей функциональной асимметрии были определены психофизиологические типы. Дисперсионный анализ различий между этими типами показал, что минимальный уровень макиавеллизма (в среднем 66,2 балла) был характерен для иррациональных экстравертированных интуи-тивно-эмотивных типов и рациональных экстравертированных эмотивно-интуитивных типов (13 человек). Заметим, что у этих типов специализация полушарий мозга такова, что их психика ориентирована на восприятие абстрактного, а воспринятую информацию они оценивают, опираясь на собственные чувства. Подобные типологические особенности психики формируют у человека гуманитарное (духовно-ценностное) мышление. По-видимому, именно степень развития этого вида мышления может детерминировать его низкую склонность к манипулированию другими людьми. Напротив, максимальной склонностью а манипулированию отличалась типологическая lpynria. состоящая из экстравертированных и интровертированьых сенсорно-эмотивных типов (32 человека со средним уровнем макиавеллизма 76,3 балла, различия между группами достоверны с р = 0,017). Специализация их полушарий мозга обеспечивает ориентацию психики на восприятие конкретного и на чувственную оценку воспринятой информации. Такие особенности психики детерминируют практичность и прагмашчнос гь человека, а тюке его умение оперировав нюансами собс шейных чувс i в п чувств других людей. Очевидно, чш подобное сочсишпстипологических особешюс Iой восприятия и оценки воспринимаемого может лежать в основе развития макиавеллизма. Представляется интересным с точки зрения проблемы склонности к манипулированию другими людьми проанализировать психологические описания сенсорно-эмо-гивных типов, которые существуют в юнговской типологии и которые суммированы в работе В.Н.Васильева, А.11. Рамазановой и С.А. Богомаза (1996). Сенсорно-эмо-тивным интровертам свойственны следующие характерные особенносш: прагматичность, хорошее понимание интересов и потребнос тей людей. Данный тип людей привлекают интересные сведения и слухи. Они творцы эмоций, способны эффективно регулировать как свое, так н чужое эмоциональное состояние, стремятся быть со всеми в хороших отношениях, мастера компромиссов, умеют войти в доверие, вызвать симпатию. Однако свои способности могут использовать в интригах, индукции отрицательного эмоционального состояния у окружающих. Легко устанавливают неформальные, дружеские отношения. имеют обширный круг нужных знакомых. Способны эффективно использовать личные связи. Психологическое описание сенсорно-эмотивного экстраверта: предприимчив, честолюбив, для него характерно стремление к власти и лидерские наклонности. В коллективе обычно находится в центре внимания. Это место отстаивает в борьбе с конкурентами. Действует быстро и решительно, используя все ситуативные возможности. Склонен к сосредоточению власти в собственных руках. В кризисных ситуациях становится властным, настойчивым, требовательным. Тонко чувствует симпатии и антипатии, мастерски определяет отношения между людьми. Може i ими эффективно манипулировать. Хорошо определяет слабые места противника. Дипломатичен, может быть хорошим политиком. Гордится своим влиянием на людей, с удовольствием ведет их за собой. Имеет обширные неформальные связи. Считает, что люди должны жить сами и давать возможность жить другим. Думается, что читатель, даже не будучи экспертом в области проблемы склонности к манипулированию другими людьми, может легко заметить ряд совпадений в изложенных выше описаниях сенсорно-эмотивных интровертов и экстравертов, с одной стороны, и в характеристиках личности макиавеллиста, с другой стороны. Так, для него свойственны ум, смелость, амбициозность, доминирование, настойчивость, эгоистичность. Макиавеллист, скрывая свои подлинные намерения, с помощью ложных отвлекающих маневров добивается того, чтобы партнер, сам тош не осознавая, изменил свои первоначальные цели. В ситуациях межличностного общения он обычно склонен манипулировать другими людьми тонкими, едва уловимыми или нефизически агрессивными способами, такими как лесть, обман, подкуп или запугивание. Макиавеллизм как личностная характеристика в целом отражает неверие субъекта в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны, независимы, обладают сильной волей. Результаты экспериментов ясно показывают, что люди с высокими значениями оценок по МАК-шкале более коммуникабельны и убедительны независимо от того, говорят они собеседнику правду или лгут. В общении макиавеллисты, как правило, предметно ориентированы: в социальных взаимодействиях они более целеустремленны, конкурентоспособны и направлены прежде всего на достижение цели, а не на взаимодействие с партнерами (пит. по: [Знаков В.В., 2001]). Имеющиеся совпадения в психологических описаниях свидетельствуют, по моему мнению, о том, что сенсорно-эмотивные типы совершенно не случайно оказались на крайнем полюсе МАК-шкалы по результатам тестирования студентов. Однако еще раз обратим внимание на то, что диагностика их типологической принадлежности проводилась на основе показателей функциональной асимметрии, которые можно рассматривать в качестве информационных кодов функциональной специализации полушарий мозга человека. Таким образом, полученные данные указывают на существование у человека некоторой предрасположенности к формированию склонности к манипулированию другими людьми, которая обусловлена специализацией полушарий мозга. Причем эта предрасположенность носит типологический характер, и можно говорить о психофизиологических типах, в большей или меньшей степени склонных к макиавеллизму. Однако следует сделать очевидное уточнение: по всей видимости, в развитии этой личностной особенности существенную роль играет взаимодействие мозговых предпосылок и средо-вых факторов. Кроме того, необходимо иметь в виду, что склонность к манипулированию у человека не обязательно будет связана с его типологическими особенностями, а в ее формирование могут вовлекаться и некоторые другие внутриличностные механизмы. В качестве последнего авторского замечания отметим, что результаты проведенного исследования можно рассматривать в качестве еще одного подтверждения эффективности разрабатываемого типологического подхода, согласно которому одной из важных причин избирательности восприятия человеком информации из окружающего внешнего мира и построения его субъективной картины могут быть типологические особенности базовых психических ориентаций.
Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности // Сибирский психол. журн. 2001 №14-15. С. 122-128.
Тренькаева Н.А., Богомаз С.А. Особенности структуры интеллекта школьников, проявляющиеся при их природонесообразном развитии // Дифференциальная психология: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (27-28 июня 2002 г.). Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. С. 326-334.
Васильев В.Н , Рамазанова А.П., Богомаз С.А. Познай других - найди себя (Лекции о психологических типах). Томск: Изд-во ТГУ, 1996. 185 с.
Дмитриева Е.Н., Богомаз С.А. Типологические особенности фрустрационных реакций первокурсников // Сибирский психол. журн. 2000. Вып. 12. С. 89-91.
Залевский Г.В., Богомаз С.А. Специализация полушарий мозга человека как фактор, детерминирующий его ригидность // Сибирский психол. журн. 1999. Вып. 10. С. 36-40.
Богомаз С.А., Левицкая Т.Е., Ковалева А.Б. Психофизиологическая экспертиза проекта «Дифференциация обучения младших школьников с учетом их функциональной асимметрии полушарий мозга» // Сибирский психол. журн. 1998. Вып. 8-9. С. 35-41.
Богомаз С.А., Исаева Т.М. Изучение психофизиологических особенностей школьников с различными профилями функциональной асим метрии Moira// Сибирский психол. журн. 1997. Вып. 4. С. 43-48.
Богомаз С.А., Исаева Т.М. К проблеме поиска объективных критериев деления людей на типы в типологии Юнга // Сибирский психол. журн. 1996. Вып. 3. С. 16-20.
Богомаз С.А., Добрянская Р.Г. Опыт типологического анализа особенностей когнитивной сферы учащихся//Сибирский психол. журн. 1998. Вып. 5-6. С. 83-87.
Богомаз С.А. Билатеральная модель структуры психики: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Томск, 1999. 48 с.
Богомаз С.А. Психологические типы К. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. Томск, 2000. 71 с.
Богомаз С.А. Типологические особенности мотивации, обусловленные специализацией полушарий мозга // Современная психология: со стояние и перспективы. М., 2002. Т. 1. С. 187-190.
Богомаз С.А. Конструирование типологии индивидуальных различий на основе специализации полушарий мозга // Ежегодник РПО «Психология и практика». Ярославль, 1998. Т. 4, вып. 2. С. 253-256.
Богомаз С.А. Особенности физической, когнитивной и эмоциональной сферы детей, принадлежащих к различным типологическим группам // Реабилитация в психиатрии (клинический и социальный аспекты) / Под ред. В.Я. Семке. Изд-во: HTJ1. Томск, 1998. С. 15-16.
Богомаз С.А К возможности дифференциации обучения школьников с учетом их типологических особенностей ориентации психической активности // Вестник ТГПУ. 1998. Вып. 4. С. 52-59.