Исследование особенностей формирования произвольности у детей с невротическими реакциями
Research of features of formation of arbitrariness in patients with neurotic reactions of children.pdf Изучению особенностей таких психологических новообразований дошкольного и младшего школьного возраста, как произвольность, рефлексия и др., уделяется мало внимания, несмотря на то, что они необходимы для освоения школьной программы. Напряженный школьный труд требует наличия у ребенка способности поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить их, проявить определенные усилия в случае возникновения препятствий, оценить результаты своих действий, т.е. требуется наличие сформированной произвольности. Всегда ли ребенок с достаточной для его возраста произвольностью психологически готов к школе? Могут ли взрослые быть уверены, что у него не будет проблем с адаптацией? Психологические механизмы развития произвольности у детей известны, но знаний о том, как болезнь изменяет формирование произвольности, еще недостает. Между тем знание того, в чем состоит своеобразие формирования произвольности у дошкольников с невротическими реакциями, может способствовать предупреждению сложностей в школьной адаптации и невротизации, появлению проблемных черт личности в процессе обучения у таких детей. По данным А.И. Захарова, неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психических расстройств формирующейся личности, которые в аффективно-заостренной форме отражают проблемы человеческих отношений, понимания и общения между людьми, поиска своего Я, оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Эти отклонения в нервно-психической сфере обнаружены у 33% детей, посещающих детский сад, а у 27% из них это нарушение представлено как невроз. Наибольшее число неврозов, по данным обращаемости, наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Этот факт подтверждает необходимость исследования детей с невротическими реакциями. Мы предположили, что произвольность у таких детей развивается своеобразно, иначе, чем у детей без нарушений. Возникновение невротических реакций более вероятно при сочетании психотравмирующей си туации (конфликты различной этиологии, развод родителей, смерть близкого человека) и конституционально-генетических особенностей ребенка. Дети с невротическими реакциями внешне благополучны, они не доставляют проблем родителям. Обычно внешне они исполнительны и послушны, выполняют все требования, предъявляемые взрослыми. Но это благополучие обманчиво, так как, подчиняясь воле родителей, они не осознают правильности своих действий, ребенок не выступает организатором собственной деятельности, его внутренняя активность заменяется активностью извне. А именно осознанность является главным фактором благополучного формирования произвольности. Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что если произвольность у детей с невротическими реакциями развивается своеобразно, то при высоком уровне саморегуляции они будут демонстрировать низкий уровень осознанности. Для проведения экспериментального исследования была использована методика Е.О. Смирновой из опубликованной ею монографии «Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте» (1990). Методика построена на идее о том, что в основе произвольного поведения лежит осознание собственных действий и в неразрывном единстве с ним развивается мотивация осознанности. Для проведения исследования были взяты две группы детей: экспериментальная и контрольная. Б первую вошли дети с невротическими реакциями, во вторую -без нарушений. В первую группу отбирались дети с диагнозами логоневроза или невротического состояния. Для получения информации об особенностях поведения детей мы провели собственное наблюдение за каждым ребенком в естественных условиях жизнедеятельности, а также беседовали с воспитателями и родителями, расспрашивая их о проблемах детей. В процессе анализа результатов исследования каждая группа была разделена на пять подгрупп по характеру соотношения произвольности и осознанности. В первую подгруппу вошли дети с высоким показателем произвольности и осознанности. Во вторую - с высоким показателем произвольности и низким - осознанности. В третьей группе оказались дети с низким показателем произвольности и высоким - осознанности. В четвертую группу вошли дети с низкими показателями и осознанности и произвольности. В пятой группе оказались дети с нестабильными показателями произвольности и осознанности. В основном подтвердилось предположение о том, что произвольность детей с невротическими реакциями развивается своеобразно. Если в контрольной группе преобладающее большинство детей относится к группам с соотношением показателей низкой произвольности и высокой осознанности, а также нестабильными результатами, то в экспериментальной - преобладающее большинство детей имеют соотношение показателей высокой произвольности и низкой осознанности. Для контрольной группы такой разброс показателей является характерным, что объясняется интенсивностью становления произвольности у детей без нарушений. Соотношение низкой произвольности и высокой осознанности является более характерным для детей старшего дошкольного возраста. Стремление к самостоятельным действиям оказывается более значимым и сильным мотивом, чем правила действий. Имеющиеся знания и правила на этом этапе еще не означают их осознания, т.е. присвоения в качестве средства организации поведения. Но такие дети наиболее чувствительны к воздейст вию взрослого и дают в эксперименте наибольший прирост показателей и произвольности и осознанности, что позволяет предположить, что их мотиваци-онно-волевая сфера находится в процессе ин тенсивного с1ановления, в «зоне ближайшего развития». Этот путь является нормативным для развития воли и произвольное! и дошкольников. Эксперимешальная же группа демонстрирует другое соотношение показателей, которые свиде!ельс!ву-Ю1 о неолагополучии в развитии произвольное!и. 11а наш взи1яд, высокий показатель произвольное!и можно считать заслугой не самой произвольности, а высокого уровня саморегуляции. Таким образом, у детей наряду с высокими показателями произвольности проявляется низкий показатель осознанности, что не соответствует нормальному становлению произвольности действий. Мы видим, что в результате ребенок затрачивает больше энергии на выполнение требований, так как не осознает их правильности. У него возникает конфликт между необходимостью делать и непониманием того, для чего это нужно делать, т.е. возникает внутрилично-стный конфликт. Такие дети, попадая в школьную обстановку, чувствуют постоянное напряжение, так как она предусматривает выполнение большого количества правил, на каждое из которых затрачивается много энергии (больше, чем у ребенка без отклонений). Ребенок не может долгое время находиться в состоянии напряжения, у него появляются различного рода отклонения в физиологической и психологической сфере, что влечет за собой школьную дезадаптацию. Для предотвращения подобных последствий необходимо своевременно выявлять предрасположенность ребенка к невротическим реакциям, которые нарушают процесс становления произвольности и, как следствие, ведут к дезадаптации. Таким детям необходимы особые воспитательные психологические условия, способствующие развитию у них осознанности собственных действий. Первостепенное значение в формировании произвольности имеет воспитание мотивов достижения цели. Этот компонент нарушен у детей с невротическими реакциями. Формирование способности не бояться трудностей, стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, руководствуясь внутренней активностью, не отказываться от намеченных целей при возникновении препятствий поможет ребенку адаптироваться к школьному обучению. Вместе с тем взрослым следует быть особенно осторожными в предъявлении требований к детям. Высокая готовность выполнять установленный порядок, высокая внушаемость могут привести их к гиперсоциа-бельности, т.е. высокой зависимости от правил и норм. Нередко выполнение этих требований не под силу детям, но они этого не понимают. Потенциал ребенка снижается, появляется возможное поле возникновения болезни и невротического развития личности. Знание индивидуальных особенностей детей с первыми признаками невроза должно учитываться в воспитании и предотвращать возникновение болезни.
                        
                        
                        Скачать электронную версию публикации
                        
                        Загружен, раз: 122
                        
                        Ключевые слова
Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Стрельцова А.А. | Дальневосточный государственный гуманитарный университет (Хабаровск) | 
Ссылки
 
       Вы можете добавить статью
 Вы можете добавить статью