Анализируются подходы отечественных и зарубежных психологов к исследованию критических периодов в развитии взрослого человека. Доказывается целесообразность исследования кризисов зрелой личности в контексте жизненного пути, понимаемого как развитие человека в течение жизни. Ставится вопрос о необходимости психологического обоснования возрастной периодизации индивидуальной жизни и выделения критических периодов жизненного пути, в связи с чем рассматривается проблема психологического времени и жизненных перспектив личности Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выяснение особенностей связи содержания жизненной перспективы, специфичной для данного возрастного периода, с переживанием личностного кризиса.
Problems research of the critical periods in development of t1 ie mature person in the context of the complete vital way.pdf В условиях происходящих перемен и кризисных явлений в российском обществе открытым остается вопрос о путях поиска человеком опоры внутри и вне собственной личности, которая давала бы ощущение психологической устойчивости в современном нестабильном, интенсивно меняющемся мире. Авторы предполагают, что сегодня тесно переплетены и взаимообусловливают друг друга кризисные явления в современном обществе и кризисы личности. Особенно болезненно это переживают люди, оказавшиеся «заложниками» личностного кризиса, дезадаптированные, потерявшие опору, поддержку, привычное место в жизни и, порой, даже надежду на изменение к лучшему [4]. В связи с этим важным представляется оказание психологической помощи и поддержки взрослому человеку, переживающему кризис. Поднимается вопрос об изучении кризисов зрелой личности, которые отделяют один период жизненного пути взрослого от другого. Интересна точка зрения А.Г. Асмо-лова, который считает, что изучение кризисов зрелой личности имеет также большое значение для развития психологической науки, так как направляет внимание психологов на выявление механизмов развития личности в зрелом возрасте [2]. Л.И. Анцыферова полагает, что есть определенные трудности, с которыми человек сталкивается на каждом возрастном этапе. Психологи, приступившие к изучению жизненного пути человека, обнаружили, что на каждом этапе есть свои трудные проблемы и тяжелые события, с которыми субъект с большим или меньшим успехом, справляется [1]. Так же она считает необходимым исследование динамики и логики развития человека на протяжении всей жизни в контексте целостного жизненного пути. По мнению многих авторов, жизненный путь личности по необходимости проходит через кризисы, в результате которых возможна его реконструкция через изменение смыслов, ценностей, целей. Кризис - это поворотный пункт жизненного пути. В результате анализа литературы выявлено, что в настоящее время остается открытым вопрос об отличиях в протекании и возникновении кризисов на разных возрастных этапах зрелости. В этом русле одним из подходов к решению данной проблемы будет исследование динамики ценностных ориентаций личности как содержательной стороны жизненной перспективы личности на разных возрастных этапах жизненного пути, а так же исследование особенностей связи содержания жизненной перспективы с переживанием кризиса. На решение данной проблемы и было направлено проведенное эмпирическое исследование, гипотеза которого звучит следующим образом: невозможность или малая доступность для личности достижения ценностей, составляющих ядро жизненной перспективы на данном возрастном этапе, связаны с переживанием кризиса жизненного пути. Данное исследование опиралось на периодизацию взрослых возрастов М.В. Гомезо, B.C. Герасимовой, Л.М. Орловой [3]. С целью исследования возрастных особенностей содержания жизненной перспективы -предпочтения ведущих жизненных ценностей, а также выявления уровня рассогласования между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности, применительно к конкретным жизненным сферам был использован модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности и доступности" в различных жизненных сферах». Также применялся метод «Оценивания пятилетий жизни». Цель применения метода в данной работе - измерение степени субъективной реализованности жизненного пути как соотношение событийной насыщенности прошлого и будущего, а также выявление наличия кризисов «нереализованности» и «утраты смысла жизни» как этапов жизненного пути в различные возрастные периоды. В результате проведенного исследования выявлены ведущие жизненные ценности, составляющие ядро жизненной перспективы разных возрастных групп. Так, люди в возрасте 23-35 лет характеризуются направленностью на реализацию таких жизненных ценностей, как семейная жизнь, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, свобода, наличие хороших и верных друзей. 36-45-летние люди оценили как наиболее значимые следующие ценности: счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, здоровье, любовь, интересная работа. Люди 46-55 лет стремятся реализовать такие ценности, как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь. Выявлена связь представлений человека о доступности для себя достижения ведущих жизненных ценностей данной возрастной группы с наличием кризиса: в том случае, если человек не видит для себя способов достижения важнейших ценностей, составляющих ядро его жизненной перспективы, можно говорить о переживании им кризиса жизненного пути. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась, и данное исследование может считаться очередным вкладом в проблему исследования кризисов зрелой личности в масштабе жизненного пути. Но остаются нерешенными многие другие вопросы, связанные с изучением кризисов в развитии взрослого человека. В этом русле важным является исследование субъективной картины жизненного пути личности, представлений человека о собственном прошлом, настоящем и будущем в различные периоды взрослости, их изменений и связи с переживанием кризиса. Кроме того, необходимо изучение других характеристик жизненной перспективы человека, таких как «согласованность», «реалистичность», «продолжительность», «дифференци-рованность», «оптимистичность» и др. Эти характеристики изменяются в течение жизненного пути личности и могут отражать переживание кризиса на разных возрастных этапах. Результаты описанного подхода к исследованию кризисов зрелой личности помогут выстроить консультативные и психотерапевтические стратегии работы с людьми разных возрастов, обращающимися за помощью к специалисту в случае переживания кризисов. Данный подход может быть использован практическими психологами для психологической перестройки личности, которая включает в себя переосмысление жизненного пути как истории развития личности во времени её жизни, изменения в восприятии человеком личного прошлого, настоящего и будущего с целью гармонизации жизни и выхода из кризиса, а так же для оказания помощи по коррекции и реконструкции жизненной перспективы человека.
Брехт Елена Александровна | Алтайский государственный университет (г. Баранул) | Аспирант кафедры психологии | |
Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001
Асмолов А.Г. Психология личности М., 1990.
Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.
Рапьникова И.А., Мухачева Е.И., Ралко И.В. Ценностно-смысловой аспект субъективного переживания времени в период кризиса середины жизни (теоретический анализ) // Образование и социальное развитие региона. 2002. № 3-4.